Тема: односоставные предложения. неполные предложения

ВОПРОСЫ:

1. По каким признакам классифицируются односоставные предложения?

2. Какова грамматическая и семантическая характеристика каждого типа?

3. Каковы особенности использования типов односоставных предложений в речи в зависимости от типа и жанра текста?

4. По каким особенностям структуры выделяются неполные предложения?

5. Какие виды неполных предложений выделяются в русской грамматике?

6. Каковы особенности использования неполных предложений в зависимости от стиля высказывания?

ЗАДАНИЯ

Задание 1. Подчеркните грамматическую основу предложения. Определите, к какому классу и типу относятся односоставные предложения.

1. Больше дела, меньше рекламы ! 2. Давайте просто подарим друг другу праздник. 3. В Москве строят пятую сотовую связь. 4. Иногда меня спрашивают, не скучно ли из года в год рассказывать одну и ту же теорему Пифагора? Нет! Мне всегда интересно с моими ребятами. Важно не только дать детям знания, но и помочь оценить себя. 5. Грандиозный праздник! замечательно! Дух захватывает от такого величия. 6. Обождите же чуть-чуть на осеннем перепутье. 7. Без увлечения работать не научишься. 8. Умную голову почитают смолоду. 9. Листва берез. Черемух кружево. Листвы свисающая шаль.

Задание 2. Подчеркните грамматическую основу предложения. Определите их тип. В чем заключается особенность их семантики?

1. Удивительный мы народ. Всегда избираем того, кого и без нас назначили. 2. Работаем по возможности, получаем по потребности. 3. Когда не хотят знать мнения народа, обращаются к собственному. 4. Мы выбираем, нас обирают. 5. Не мотай на ус то, что тебе вешают на уши. 6. Красиво жить, конечно, не запретишь, но помешать можно. 7. Экономьте время – влюбляйтесь с первого взгляда (По материалам газет).

Задание 3. Определите, к какому классу относятся данные предложения. Разграничьте безличные и инфинитивные предложения. В чем заключаются их грамматические различия? Отличаются ли они по семантике?

1. В добрые приметы снова поверилось мне. 2. Пахнет донником сухим. 3. Но курам никогда до облак не подняться. 4. От притчи и на коне не уйти. 5. Как живется вам, хлопочется… 6. Ветром скрутило колосья. 7. Завьюжило город. 8. Чтоб рисовать, дня не хватает. 9. Не хватит срока моего на все хорошие дела. 9. Зачерпнуть бы полной пригоршней народных самоцветных слов.

Задание 4. Подчеркните грамматическую основу предложения. Какого они типа? Какова их семантика?

1. Стало совершенно темно. 2. Ваше мнение мне очень лестно. 3. Скучно тебе было в этих далях? 4. Досуг мне думать про твои печали? 5. Досуг твой ограничен, да и времяпровождение скучно однообразное. 6. В квартире прибрано. 7. Надо было на что-то решиться. 8. Было тихо и пусто кругом. 9. Здание пусто, неприютно. 10. И не жаль мне прошлого ничуть.

Задание 5. Определите семантику односоставных предложений именного класса.

1. Тишина. Ни движенья, ни звука. 2. Новоселье! Дом – картинка. 3. Вот и взгорье, вот и речка. 4. Какая ночь! И тишь какая! 5. Слава победителям! 6. Дождик, холод, темень. У дороги трое. 7. Вот календарь. Опять февраль. Зима, метели, вьюга. 8. Залп – и расцвел салют! 9. Что за солнце, что за утро! 10. И рупор хрипит: “Внимание!” 11. Выставка “Золотая осень”. Сколько цветов, букетов! А какие композиции из фруктов и плодов! А в зале пустота. 12. День Победы, как он был от нас далек, как в костре потухшем таял огонек.

Задание 6. Выделите в текстах односоставные предложения. Какого они типа? Как вы думаете, почему в данном тексте встречается именно этот тип предложения?

А. Вещи укладывайте в рюкзак в следующем порядке. Упакуйте одежду в непромокаемый мешок. Положите ее вместе с одеялом или спальным мешком. Мягкие вещи кладут к спине. Продукты тоже упакуйте в полиэтиленовые пакеты и положите на дно рюкзака. В карманы рюкзака положите ложку, кружку, нож, ручку, щетку и другие мелочи. Правильно собранный рюкзак напоминает боб.

Б. Большинство верит в мерцающую надежду. Ты не виновен. Тебя не могут арестовать. Тебя уже волокут за шиворот, а ты заклинаешь про себя: “Это ошибка!” И греет все та же надежда: разберутся – выпустят. Хотя других сажают повально, но ты не веришь, что тебя взяли тоже без причины, вины, для счета и расчета. Разберутся! Выпустят!!

В. Множество стран хоть в чем-то да самые. А Швеция? Картина жизни достаточно ровная. Незаметно отклонений от среднего уровня жизни. Ни вершин, ни пропасти. Дома вписаны в лесисто-скальный пейзаж. Не дворцы, но в них удобно. В городах спокойно, по ним приятно ходить пешком. Но проходит день-другой, и ты замечаешь, что живется тебе просто и спокойно. Тебе не хочется разглядывать Швецию, изучать. Жить в Стокгольме или Гетеборге для себя, а не для будущих рассказов лучше, чем во вмогих, куда более прославленных городах.

Д. Через две недели его отца арестовали. Как-то на столе в коридоре коммуналки нашел письмо, адресованное маме. Почему-то распечатал. По первой строчке: “Я знаю, что воскресение из мертвых еще никому не удавалось”,– все понял. Дальше читать не стал. Неделю носил письмо в кармане. Потом отдал маме.

Задание 7. Разграничьте односоставные, неполные и эллиптические предложения.

1. Пора назад. 2. Вы, товарищ, в Москву? 3. Кассовые аппараты появляются везде. Кроме туалетов. 4. Генерал Пиночет обожает военные парады, а еще больше – обожаемых внуков. 5. За костром – еще огоньки. 6. Сбор был полный. Успех тоже. 7. Не жди последнего ответа, его в сей жизни не найти. 8. Вдруг осторожный стук в дверь. 9. Из конца в конец колонны: “По машинам!”– донеслось. 10. Вы вперед, а я в обход. 11. В недрах – уголь, золото и нефть.

ЛИТЕРАТУРА

Современный русский язык. Под ред. П.А.Леканта. М., Высшая школа. С.304-317, 328-331.

Майданова Л.М. Практикум по современному русскому литературному языку. Екатеринбург. 1993. С. 266 – 274, 280 – 284.

Наши рекомендации