Односоставные предложения: 1, 2, 4, 8
ОТВЕТЫ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
КЛАСС
Задание № 1.Определите количество твёрдых согласных в четверостишии, взятом из стихотворения Вадима Шефнера «Слово»:
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Пусть разменной монетой не служат они, -
Золотым эталоном их в сердце храни!
Твёрдых согласных звуков - ___________.
Ответ:
[но слова фс'эм славам в йазык'э у нас йэс'т'// слава/ род'ина/ в'эрнас'т'/свабода и ч'эс'т'// пус'т' разм'энай ман'этай н'и служат он'и/ залатым эталонам их в с'эрцэ хран'и//]
Твёрдых согласных звуков - 49.
Оценивание: за правильный ответ –5 баллов.
Итого: 5 баллов.
Задание № 2.Названия каких птиц используются в перечисленных устойчивых сочетаниях? Запишите получившиеся фразеологизмы.
а) писать как … лапой;
б) как с … вода;
в) задать…;
г) пустить красного…;
д) как … на колу;
) газетная…;
ж) надулся, как…
з) … в павлиньих перьях.
Ответ:
а) писать как курица лапой;
б) как с гуся вода;
в) задать дрозда;
г) пустить красного петуха;
д) как сорока на колу;
е) газетная утка;
ж) надулся, как индюк;
з) ворона в павлиньих перьях.
Оценка:за каждый правильно записанный фразеологизм - по 1 баллу.
Итого: 8 баллов.
Задание № 3. Разберите слова по составу. Какие слова состоят из приставки, корня, одного суффикса и окончания? Отметьте их номера.
1) Настигнем, 2) вычеркнутый, 3) прилепляя, 4) посадка, 5) заморгавший, 6) соловушка, 7) складывая, 8) вымытый, 9) вынес, 10) полюблю.
Ответ:
На-стиг-н-ем (4 морфемы)
2) Вы-черк-ну-т-ый (5 морфем)
3) При-лепл-я-я (4 морфемы)
По-сад-к-а (4 морфемы)
5) За-морг-а-вш-ий (5 морфем)
6) Солов-ушк-а (3 морфемы)
7) С-клад-ыва-я (4 морфемы)
Вы-мы-т-ый (4 морфемы)
Вы-нес-нулевой суффикс-нулевое окончание (4 морфемы)
10) По-любл-ю (3 морфемы)
Оценка:за каждое правильно разобранное слово – 1 балл
Итого: 10 баллов.
Задание № 4.Отметьте номера предложений, в которых верно выделена грамматическая основа. Исправьте ошибки в грамматических основах.
1. Что-тослышится родное в грустной песне ямщика.
2. Этот стреляный воробей себя еще проявит.
3. Настало роковое послезавтра.
4. Япопросилвыслушать меня внимательно.
5. Вся земля вокруг была изрыта снарядами и минами.
6. Хорошо бежать утром по росе.
7. Каждый из нас мечтал о победе.
8. Явышел освежиться, потому что в комнате было душно.
9. Идти в снегу почти до колен было трудно.
Ответ: 3, 5, 6
1. Что-тослышится родное в грустной песне ямщика.
2. Этот стреляный воробей себя еще проявит.
3. Настало роковое послезавтра.
4. Япопросилвыслушать меня внимательно.
5. Вся земля вокруг была изрыта снарядами и минами.
6. Хорошо бежать утром по росе.
7. Каждый из нас мечтал о победе.
8. Явышел освежиться, потому что в комнате было душно.
9. Идти в снегу почти до колен было трудно.
Оценка:за правильный вариант грамматической основы - 1 балл. За каждый правильный исправленный вариант – 1 балл. Каждая допущенная ошибка при определении - -1 балл.
Итого: 9 баллов.
Задание № 5. Определите тип предложения.Выпишите номера односоставных предложений. Определите тип каждого односоставного предложения.
1) В деревнях хорошо хлеб пекут. (И.Бунин).
2) Дорогая, сядем рядом, поглядим в глаза друг другу. (С.Есенин).
3) Кипрей – очень теплый цветок. (К.Паустовский).
4) На скалы выбросило два парохода. (К.Паустовский).
5) Что с тобой случилось?
6) Мне другая земля никогда не приснится… (К.Скворцов).
7) Не хотел бы оказаться на твоем месте.
8) По улицам слона водили, как видно, напоказ…(И. Крылов).
Ответ:
1) В деревнях хорошо хлеб пекут. (И.Бунин) – односоставное, обобщенно-личное.
2) Дорогая, сядем рядом, поглядим в глаза друг другу. (С.Есенин) - односоставное, определенно-личное.
3) Кипрей – очень теплый цветок. (К.Паустовский) – двусоставное, полное.
4) На скалы выбросило два парохода. (К.Паустовский) – односоставное, безличное.
5) Что с тобой случилось? – двусоставное, полное.
6) Мне другая земля никогда не приснится… (К.Скворцов) - двусоставное, полное.
7) Не хотел бы оказаться на твоем месте. – двусоставное, неполное.
8)По улицам слона водили, как видно, напоказ…(И. Крылов) - односоставное, неопределенно-личное.
Односоставные предложения: 1, 2, 4, 8.
Оценка:за каждый правильный вариант ответа – 2 балла. Каждая допущенная ошибка при определении - -1 балл.
Итого: 8 баллов.
Задание № 6. Укажите, к какой части речи относятся выделенные слова.
А. Полна коробочка.
Б.Полно,хватит горевать – слезами горю не поможешь.
В.Эта вещь устроена очень просто.
Г.Я не пойду к директору – простоне хочу нарываться на неприятности.
Д.Жарко,печка обогрела избу, и было как в бане.
Е.Друзья жаркообнялись и никак не могли поверить в неожиданную встречу после долгих лет разлуки.
Ответ:
А. Полна коробочка. – Краткое прилагательное
Б.Полно,хватит горевать – слезами горю не поможешь. - Междометие
В.Эта вещь устроена очень просто. – Наречие
Г.Я не пойду к директору – простоне хочу нарываться на неприятности. - Частица
Д.Жарко,печка обогрела избу, и было как в бане. – Слово категории состояния
Е.Друзья жаркообнялись и никак не могли поверить в неожиданную встречу после долгих лет разлуки. - Наречие
Оценивание:За каждый правильный ответ – 1 балл
Итого: 6 баллов
Задание № 7.Выберите правильную форму управления.
Импичмент (президент), командующий (фронт), плата (услуги), оплата (проезд), отзыв (автореферат), рецензия (программа), компетентный (вопрос), иммунитет (болезнь).
Ответ:
1) Импичмент (кому?) президенту;
2) командующий (чем?) фронтом;
3) плата (за что?) за услуги;
4) оплата (чего?) проезда;
5) отзыв (о чем?) об автореферате;
6) рецензия (на что?) на программу;
7) компетентный (в чем?) в вопросе;
8-9) иммунитет (к чему? против чего?) к болезни, против болезни.
Оценивание:за правильный ответ по 1 баллу. Каждая допущенная ошибка - -1 балл.
Итого: 9 баллов.
Задание № 8. В «Словаре русского языка 11-17 вв.» есть словарная статья с заголовочным словом МАШТУКЪ. Составители словаря не смогли дать определения этому слову, поставив знак (?), однако привели цитату из памятника письменности, в котором употребляется это слово:
«И отъ него ко мне вѣдомости не бывало, да пошлю нарошно о буровах и о долотах ... зъ ∙в̃∙маштукама» (1698 г.).
Переведите выделенный фрагмент текста на современный русский язык. Обоснуйте свой ответ.
Ответ:
«И от него ко мне никакого известия не было, так пошлю специально [весточку] о буравах и долотах ... с двумя штуками» (5 баллов).
Издатели словаря неверно прочитали древний текст, неправильно разделив его на слова. Буква ∙в̃∙ обозначала цифру 2 (1 балл), а -ма - это окончание двойственного числа Тв. п., также как и в словоформе штука-ма (1 балл); заметим, что написание предлога зъ отражает живое произношение писавшего, однако озвончение предлога съ возможно лишь перед согласным [д], тогда как озвончения [с] перед [в] в русском языке не было и нет; это также служит аргументом в пользу того, что первое слово в выделенном фрагменте – два (3 балла).
Оценивание:За правильное прочтение двема штукама - 5 баллов, за указание на значение буквы ∙в̃∙ - 1 балл, за определение формы штукама - 1 балл, за фонетический аргумент - 3 балла.
Итого: 10 баллов.
Задание № 9. Что объединяет этих людей? Обоснуйте свой ответ.
Феликс Кузнецов, Софья Ковалевская, Сергей Ковалёв.
Ответ: Эти люди практически однофамильцы. Их фамилия образована от глагола ковать – кую, но от разных его основ: ку+ю > ку+знь > ку+зн+ец > Кузнец+ов; ков+а+ть > ков+а+ль > Ковал+ев(ский).
Оценивание:за правильный ответ 3 балла.
Итого: 3 балла.
Задание № 10. Переведите текст на современный русский литературный язык. Выполните задание к тексту.
И повѣлѣ Олѣгъ воемъ своим колеса изъдѣлати и въставити корабля на колеса. И бывшю покосну вѣтру, успяша парусы с поля, и идяше къ городу. Видѣвше же грѣцѣ, убояшася, и ркоша; выславше ко Ольгови: «Не погубляй город, имемься по дань, якоже хощеши». И устави Олегъ вои, и вынесоша ему брашна и вино, и не прия его — бѣ бо устроено съ отравою.
Задание к тексту: укажите значение слова грѣцѣ в третьем предложении текста.
Ответ: И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: «Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь». И остановил Олег воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено.
Грѣцѣ –греки.
Оценивание:
10 баллов за перевод+2 балла за определение слова.
Итого: 12 баллов.