Товарные знаки: понятие и виды
Товарные знаки это неотъемлемый элемент рыночной инфраструктуры. Они выполняют ряд важных информационных задач адресованных как контрагентам, так и потребителям. По мере развития товарного рынка повышения уровня конкуренции между производителями и посредниками значение этого атрибута экономики значительно возрастает. До принятия и вступления в силу ГК РФ вопросом регулирования средств индивидуализации продукции, работ, услуг был посвящен специальный законодательный знак о товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров. Он содержал и свои определения, и свой набор институтов. Пожалуй, в это части ГК действующий по данному предмету сегодня в более существенной степени отличается от предшествующего законодательного акта. По мимо традиционных и наработанных схем регулирования он вводит целый ряд новых позиций ранее менее оформленных. Это касается понятия общеизвестных знаков и в особенности понятия коллективный знак, а так же такого понятия как коммерческие обозначения. Вместе с тем ГК уточняет и представляет в более лаконичной форме определенные правовые требования в частности документации, подаваемой в рамках заявочных материалов, правилам соблюдения процедур в ходе регистрации и т.д. Рассмотри более подробно названные аспекты. В отличии от ранее действовавшего закона ГК в ст. 1477 дает более лаконичное определение товарного знака, согласно которому товарным знаком считается обозначение служащее индивидуализацией товаров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей удостоверяемое свидетельством на товарный знак. Ранее речь шла об обозначениях позволяющих потребителям отличать товары и услуги одних юридических лиц от однородных товаров. Однако этот критерий однородности вызывал целый ряд сомнений, поскольку функциональное предназначение определенной группы товаров даже одного рода мет разную конкретизации. Будучи отнесённые к одному роду товаров они представляю разные виды. Поэтому современный закон останавливается на более лаконичной формулировки. Товарный знак это то, что индивидуализирует об ответствующий товар. Российским законодательством установлен принцип конститутивности регистрации товарного знака. Иными словами его правовая охран предоставляется только на основании государственной регистрации в государственном реестре таких знаков. Не факт создания по заказу, не длительнее использование деятельности, не объем затрат средств на рекламу не основание для возникновения пав. По этому, как только у производителя появится потребность в использовании определенного товарного знак необходимо немедленно подавать заявку на его регистрацию. С тем, что бы раскрученный товарный знак не был зарегистрирован другим лицом. Как отмечается в определение право на товарный знак должно удостоверяться соответствующим свидетельством на товарный знак. Для того что бы товарный знак был зарегистрирован в Роспатенте необходимо его соответствие критериям охраноспособности. Главным они перечислены в ст. 1483. Интегрирует все основные позиции по данному вопросу можно установить следующие критерии охраноспособности:
1. Это условность обозначения (символичность) товарный знак должен быть лаконичным, четким, в символической форме отражающим то в отношении чего он используется и должен быть доступным для восприятия.
2. Различительная способность. Это оно из принципиальных условий необходимых для регистрации товарных знаков. Обладающими данной способностью признаются те знаки, которые:
· Не имеют зарегистрированных в РФ аналогов или заявленных на регистрацию
· Не тождественны товарным знакам других лиц охраняемых без регистрации в силу международных договоров, в частности применительно к так называемым известным товарным знакам. В данном случае общеизвестный товарный знак это товарный знак известный большей части населения и ассоциирующаяся в его сознании с определенными товарами и услугами производителем которых является конкретное предприятия. Их правовая охрана ограничена однородными товарами. Эти знаки по идее охраняются без обязательной регистрации в соответствии с парижской конвенцией. Однако в настоящее время проводится подход, согласно которому и общеизвестные знаки должны получать определенное закрепление и подтверждаться органами регистрации. Поэтому можно говорить о двух контекстах этого понятия мировом и российском. Последней посвящена ст. 1508. Общеизвестные знаки охраняются бессрочно. К таким общеизвестным знакам относится: IMB, форд, кока кола. В доктрине предлагается так е выделять в качестве особой категории знаменитые товарные знаки. Они так же известны большей части населения ассоциирующиеся с определенными товарами. Однако защита им может предоставляться, даже если они применяются иным товарам: проктер энт гембел. Но, однако, законодатель всё-таки ограничился понятие общеизвестных товарных знаков, связав их охрану не только с товарами определенной группы, но и с товарами иных групп, в отношении которых используются.
· Не сходятся с известными на территории РФ фирменными наименованиями принадлежащим другим лицам получившим право на эти наименования ранее даты поступления заявки на товарный знак в отношении однородных товаров в Роспатент.
· Не смешиваются с наименования мест происхождения товаров, охраняемые в РФ кроме случаев, когда они включены как неохраняемый элемент, в товарных знаках регистрируемый на имя другого лица имеющего право н использование.
· Сам признак новизны товарного знака его отличительные способности тесно связаны с понятием приоритета. Новизна товарного знака определяется на дату приоритета, который устанавливается о общему правилу по дню поступления заявки в Роспатент на регистрацию данного товарного знака. Как и в патентном праве, здесь так же выделяются так называемые конвенционный приоритет х, выставочный приоритет, а так же приоритет по выделенной заявки. Конвенционный и выставочные приоритеты имеют льготу по новизне - 6 месяцев. Приоритет по выделенной заявки связан с установлением даты приоритета по первоначальной заявки, из которых происходит выделение ст. 1494 ст. 1495.
3. Обозначение может считаться товарным знаком лишь тогда когда оно в установленном порядке зарегистрировано.
4. Не относится к обозначениям подаваемые на регистрацию знак которые в силу тех или иных правил товарными знаками признаны быть не могут. В частности товарными знаками не признаются обозначения:
· Представляющие собой государственные гербы, флаги, эмблемы, официальные названия государств, сокращенные или полные наименования межправительственных организаций, пробирные клейма, печати, награды, и т.д. или сходные с ними до степени смешения. Так же не признаются обозначения, вошедшие во всеобщее употребление как названия товаров определенного вида, такие обозначения имеют еще названия свободны знаков. Например: нейлон, целлофан, аспирин и т.д.
· Обозначения, являющиеся общепринятыми терминами и символами в частности, указывающие на отрасль промышленности область деятельности, знания и т.д.
· Обозначения, указывающие на вид качества, количества, свойства, назначение, ценность товара, а так же на место и время его производства и сбыта.
· Обозначения, являющиеся ложными и способными ввести в заблуждение потребителей относительно товара или его изготовителей.
· Обозначения, противоречащие по своему содержанию общественным интересам принципам гуманности и морали.
· Обозначения, нарушающие права и законные интересы третьих лиц.
· Обозначения в виде официальных наименований и изображений особо ценных объектов культурного и природного наследия, национального либо всемирного.
· Обозначения, идентифицирующие вид или спиртные напитки как происходящие с территории определенного географического объекта и имеющие особое качество репутацию другие характеристики определяемые происхождением.
Данные критерии в основе своей представлены в ст. 1483. В патентоведческой литературе выделяют несколько критериев классификации товарных знаков:
1. По форме выражения:
· Словестные это товарные знаки в форме слов и слово сочетаний том числе отражающие имена, животных, небесных тел и т.д. а так же вымышленные слова.
· Изобразительные товарные знаки это обозначения в виде различных рисунков символов значков изображений предметов и животных и т.д.
· Объемные, то есть трёхмерные изображения.
В настоящее время обсуждается вопрос об отнесении к товарным знакам, так называемых куакодов, то есть считываемые закодированные изображения. Так же обсуждается вопрос об отнесении к товарным знакам голографических изображений и т.д. к товарным знаком так е относятся комбинированные знаки то обозначения, сочетающие в себе элементы и других типов товарных знаков. К товарным знакам могут быть так же отнесены световые обонятельные и иные обозначения.
2. По основаниям использования различают:
· Индивидуальные это обозначения, зарегистрированные на имя отдельного юридического лица или индивидуального предпринимателя.
· Коллективные товарные знаки это знаки союза хозяйственной ассоциации или иного добровольного объединения предприятий, предназначенные, для обозначения выпускаемых или реализуемых товаров обладающих едиными качественными характеристиками находятся в совместном обладании. Ст. 1510
3. По степени известности это:
· обычные - любые новые обозначения отвечающие критериям охраноспособности.
· Общеизвестные - известные большинству населения и ассоциирующиеся с определённой группой товаров.
Наиболее широко применяются обычные индивидуальные словестные товарные знаки. Особенности правового режима их использования, а так же других товарных знаков определяется главным образом 2 и 3 критериями приведенной выше классификации.
3.2 правилам регистрации и прохождение этапов
Правилам регистрации и прохождение этапов таковой посвящена ч 3 п.2 гл. 76. Начиная со ст. 1492 по ст. 1507. Для регистрации требуется следующий пакет документов:
1. Заявление на регистрацию
2. Заявляемое обозначение
3. Перечень товаров, в отношении которых испрашивается товарный знак
4. Описание товарного знак с характеристиками
А так же документ подтверждающий уплату государственной пошлин, устав коллективного знака, если заявка подается коллективом. Ст. 1511.
Экспертиза заявочные материалов проводится в 2 этапа.
1 этап предварительная или формальная на предмет соответствия документов заявленным требованиям с 1498. 2- я по существу на соответствие критериям охраноспособности ст. 1499. По итогам экспертиз производится государственная регистрация товарного знак либо выносится решение об отказе. В случае положительного решения выдается свидетельство ст. 1504 а так же осуществляется публикация данного товарного знака ст. 1506. Срок действия свидетельства равен 10 годам, может быть продлен не ограниченное число раз на 1 лет ст. 1491.