Глава 6. декоративно-прикладное искусство западной европы xvii в

Эта тема посвящена западноевропейскому прикладному искусству XVII в. Это столетие в истории искусств называет­ся барокко. Как художественно-стилистическое направление барокко складывается в начале века в Италии и, по сути, яв­ляется неким продолжением эпохи Высокого Ренессанса. Но своего расцвета это направление достигает во Франции в се­редине XVII в. В это время Франция становится центром культуры и искусства, законодателем моды в различных видах искусства. А расцвет абсолютистской монархии во главе с ко­ролем Людовиком XIV сделал этот стиль лицом государства. Таким образом, барокко стал проникать как модное явление и в другие государства, причем с невероятной скоростью. К концу века барочные тенденции заметны по всей террито­рии Западной Европы, а в начале XVIII в. барокко становит­ся основным стилем и в России. Само слово «барокко» фран­цузского происхождения. Этимология его не ясна. Одни вспоминают о логической фигуре «барокко», приводящей к абсурду, другие — о «не вполне круглой» жемчужине, нося­щей это имя. В «Энциклопедии» это слово уже имеет значе­ние, близкое к тому, какое ему дается сейчас: «Барокко — в сфере архитектуры означает нечто странное. В высшей степе­ни или, если угодно, беспредельно странное... Понятие ба­рокко влечет за собой понятия чрезмерного и смехотворно­го...» То, что принято называть эпохой барокко, является, по сути, одним из периодов в развитии западной культуры, от­личавшимся богатейшим разнообразием выразительных воз­можностей. Это было время, когда народы Европы создавали художественные формы, наилучшим образом отвечавшие их собственным представлениям о мире, об искусстве. «Интер­национализации» искусства не препятствовали различия в ре­лигиозных верованиях. Разнообразие еще более усиливалось из-за непрерывно развивающегося международного общения. Расцвет художественного обмена приходится на первые деся­тилетия XVII в. Принцип барокко — неразрывное единство взаимоисключающих признаков и приемов, носящее назва­ние «антиномии искусства». В искусстве барокко чувствуется стремление выйти за рамки того организованного, но ограни­ченного пространства, которое было типичным для разум- но-ясного искусства Возрождения. Выражение в искусстве непреходящей гармонии, покоя и равновесия постепенно, начиная с XVI в., уступает место стремлению запечатлеть мгновение, бурное движение, отказаться от ясных границ. Вместо спокойствия — эмоциональный порыв, вместо ясно­сти и лаконичности — сложность, многообразие и пышная декоративность.

В XVII в. активно развиваются ремесла. Общее социаль­ное развитие претерпевает изменения. В этот период склады­вается новый класс — буржуа. Активные и заметные измене­ния характерны для Северной Европы, в основном, Фланд­рии, Нидерландов, Германии. Высшие слои бюргерства, связанные с торгово-промышленным предпринимательством, стали представлять собой мощную экономическую и общест­венную силу. Свой статус крупная буржуазия стремилась под­черкнуть и во внешних формах — костюме, укладе домашней жизни, роскоши убранства покоев и изысканности стола, ве­ликолепии выезда.

Во второй половине XVII в. происходило разложение мел­кого кустарного производства, цехового ремесла и домашних форм работы. Резко возросший спрос на готовые изделия, обусловленный развитием торговли, диктовал необходимость увеличения объема производства. Таким образом, появилась потребность в новой организации производства. Такое произ­водство, основанное на разделении труда, получило название «мануфактурного». Само слово «мануфактура» означает «руч­ное изготовление». Но мануфактура — это уже промышлен­ное предприятие со значительным капиталом и наемными рабочими, производящими продукцию на широкий рынок. В классической форме процесс развития мануфактур проте­кал в Англии, прежде всего, в текстильной промышленности, производстве бумаги и стекла. Во Франции рассеянная ману­фактура возникла на базе деревенской суконной и кожевен­ной промышленности, централизованная — в книгопечата- пи и, металлообработке, в которой значительное место зани­мало производство предметов роскоши; в шелкоткацком производстве чаще встречалась смешанная мануфактура. С XVI в. начался процесс постепенного сближения практиче­ских знаний, накопленных в процессе развития ремесленной традиции, с теоретическими интерпретациями природных процессов.

Именно в художественных мануфактурах (мебельных, тек­стильных, фарфоровых) проектирование становится специ­альной деятельностью. Созданию вещи предшествует созда­ние проекта — эскиза, который рисует художник и по кото­рому осуществляется производство. Однако в королевских мануфактурах XVI—XVIII вв. художник делал эскизы по зака­зам двора, с учетом его вкусов и потребностей, не особенно заботясь о технических возможностях осуществления этих проектов.

Орнамент. В своем стремлении к величию и пышности ба­рокко применяет декоративные элементы Возрождения, но создает и новые сложные, динамические и неожиданные композиции. Первыми шагами в области орнаментики было смещение, сгущение элементов уже известного архитектурно­го орнамента, отсюда пучки колонн, нагромождение раскре- пованных карнизов, изобилие раковин, маскаронов, карту- шей. В это время широко применяется мотив акантового лис­та. Он появляется и в орнаментальных рамках гравюр, украшает шелковые и бархатные ткани, гравируется и чека­нится в серебряных изделиях, вплетается в кайму шпалер вместе с цветами и плодами, режется из дерева в мебели, от­ливается в бронзе. Орнамент из цветов и плодов получил ши­рокое распространение. Цветы и фрукты сплетаются в насы­щенные гирлянды и букеты. Этот мотив получил распростра­нение в немецких резных шкафах, к концу XVII в. применялся в виде ажурных резных накладных гирлянд на огромных гамбургских и данцигских шкафах. Деревянная мо­заика из цветочных букетов украшает мебель Голландии и Фландрии. Появление более совершенных и разнообразных приемов фанерования, а также расширение круга используе­мых в мебели пород древесины и других материалов привело к пышному расцвету интарсии — деревянной инкрустации. Широкое распространение получил и прием украшения на­кладками из позолоченной бронзы, частично заменивший резной декор. По мере развития стиля осваиваются новые от­делочные материалы: кость, панцирь черепахи, перламутр, фарфор.

При дворе Людовика XIV развивается парадное декора­тивное и прикладное искусство, отличающееся торжествен­ностью и сдержанной величавостью. Главой нового направле­ния в декоративном искусстве становится художник Шарль Лебрен, ведавший внутренней отделкой и убранством коро­левского дворца в Версале. Характерной особенностью деко­ра становится прием сочетания прямых и округлых линий, благодаря этому композиция приобретает особую подвиж­ность. В это же время появляются и другие новые мотивы: ромбовидная сетка, украшенная мелкими розетками, именуе­мая трельяжем; орнамент, имитирующий вырезанный зубца­ми и украшенный кистями занавес — ламбрекен.

Мебель. Архитектурная форма влияла и на стиль домаш­ней утвари, архитектонические формы внешней отделки фа­сада и внутренних стен повторялись на стульях, диванах, сто­лах и сосудах. Крупнейшим мастером-мебельщиком эпохи барокко был фламандец Андре Шарль Буль (1642—1732). Он первый стал инкрустировать мебель черепаховым панцирем (техника «пике»), широко применять эбеновое дерево, слоно­вую кость, бронзу, олово. У Буля ведущим элементом орна­ментики были крупные симметричные мотивы стилизован­ной лозы. Самое главное новшество, появившееся в мебели этого времени, — требование удобства; отныне формы мебе­ли отвечают стремлению человека к комфорту, а сами их типы обретают большее разнообразие в соответствии с раз­личным назначением предметов. Одним из самых выдающих­ся созданий французских мебельщиков эпохи Людовика XIV стал сундук с ящиками, символически названный «комод» (от франц. Commode — удобный). Мастера, следовавшие прие­мам Буля, по характеру материала, которым они пользова­лись, были названы чернодеревцами; они работали в тесном сотрудничестве с маркетерами и бронзовщиками.

Поддерживаемые Кольбером текстильные мануфактуры, в особенности фабрики Лиона, славились производством рос­кошных тканей — парчи и шелка, затканных великолепными узорами в итальянском духе. В изготовлении кружев и зеркал французские ремесленники ориентировались на Венецию.

Керамика. Не менее интересные изменения происходят и и керамическом деле. В изделиях из фарфора в конце XVII в. постепенно исчезают китайские мотивы и орнаментика итальянского Ренессанса, сохранившиеся лишь в мануфакту­рах Невера. Керамические изделия, производимые в Руане, 11ачинают покрывать изящными узорами (с преобладающими мотивами ламбрекена) голубого или нескольких цветов. На фарфоровых мануфактурах Мустье в качестве образцов использовались орнаментальные гравюры Берена с гротеско­выми мотивами.

Голландии большую известность принесли два вида при­кладного искусства малых форм: изделия из серебра и фарфо­ра. Интерьеры скромных голландских домов с их классически­ми фасадами украшали роскошные предметы из серебра, вы­шедшие из мастерских Пауля ван Вьянена (1555—1614), Адама ван Вьянена (1565—1627) или Яна Лютмы (1585—1669). Вы­полненные в барочном стиле, истоки которого прямо восходят к искусству немецкого маньеризма, изделия голландских се­ребряных дел мастеров превосходили причудливостью своих форм все, что делалось в это время в остальной Европе.

Голландский фарфор стал называться делфтским, хотя фарфоровые изделия производились в разных городах стра­ны. Поначалу мастера подражали фарфору, привозимому из Китая, но к концу XVII в. делфтский фарфор приобрел соб­ственный стиль, отличительным признаком которого стало преобладание синего цвета, хотя иногда использовали поли- хромный декор. Помимо блюд и ваз, мастера делали панно из изразцов со сложными рисунками; они использовались для украшения домов не только в Голландии, но и в других стра­нах. Английская керамика с оловянной глазурью в духе гол­ландских изделий, производившаяся в течение XVII — XVIII вв., получила название «делфтские изделия». Позднее английская керамическая Ламбетская фабрика выпускала бо­лее утилитарные изделия — аптекарские кувшины, бутыли для вина, фляжки для воды. Широкую известность получила и керамика со свинцовой глазурью, легко окрашивающаяся в различные цвета. Своего расцвета она достигла во Франции в XVII в. — знаменитые тончайшие сосуды из Сен-Поршера и «сельские глины» — покрытые поливами декоративные блю­да Бернара Палисси.

Металл. Стилистические особенности барокко также рас­пространялись и на популярное в Западной Европе ювелир­ное искусство. Об искусстве золотых и серебряных дел фран­цузских мастеров этого времени позволяют судить лишь еди­ничные изделия, так как основная масса работ этого рода бесследно исчезла в результате переплавки.

С начала и до самой середины XVII в. главным формооб­разующим элементом ювелирных изделий является цветоч­ный мотив: подвески в виде цветка с лепестками-само- цветами; цепи, звенья которых напоминают целые гирлянды цветов; оправы с эмалевыми или черневыми растительными узорами или просто натуралистическое изображение цветов на плоских коробочках и медальонах. Сочетание белого фона со щедрым живым узором из роз, гвоздик, модных тюльпанов применяют мастера Дании, Голландии, Германии, закрывая гладкое золото более красивым и более дорогим, по их мне­нию, эмалевым ковром. Эмалями украшали и ордена. Цве­точный эмалевый орнамент присутствует и в конструктивной основе ажурных подвесок, на гладких или рельефных метал­лических оправах вокруг отдельных камней. Во второй поло­вине XVII в. эмаль в оправах отступает на второй план. Это связано с тем, что ведущую роль в декоре стали играть драго­ценные камни и, прежде всего, алмаз; граненый камень стал центральным акцентом украшений: отныне ювелиры главное внимание обращали на блеск и игру камней, на их взаимо­действие. Эта черта европейского ювелирного искусства поч­ти не имела аналогий в древней или неевропейской тради­ции. Веком цветка и алмаза считалось XVII столетие, которое стало началом Нового времени. Эпоха барокко заложила ос­новы для всех последующих художественно-стилистических направлений.

Наши рекомендации