ГЛАВА 8. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ КОНЦА XVIII — НАЧАЛА XIX в. КЛАССИЦИЗМ И АМПИР

На рубеже XVIII и XIX вв. складываются два стилистиче­ских направления — классицизм и ампир. Оба стиля характе­ризуют время правления Наполеона Бонапарта. С 60-х годов XVIII в. французские мастера обратились к классицизму. В его формировании большую роль сыграли раскопки 1719 г. в Гер­кулануме и 1748 г. в Помпеях. Обозначилась тенденция «воз­врата к античности». В этом процессе немаловажное значение имели опубликованные И. И. Винкельманом в 1750—1760-х гг. исследования, посвященные античному искусству.

Прикладное искусство находилось под влиянием архитек­туры, ее точных линий. Формы изделий стали проще и стро­же, их силуэт — спокойнее, предметы опирались на устойчи­вые, массивные граненые ножки-завитки. Декор классицизма логичен и ясен, для него характерны симметрия и уравнове­шенность. Изменилась его функция. Если рокайльный декор скрывал конструкцию, маскировал переход одной части в другую, классический подчеркивал членение предметов. Из­любленными элементами орнаментики классицизма были медальоны, венки, факелы, античные алтари, урны, тренож­ники, драпировки и различные изображения мифологических существ.

Классицизм XVIII в. имеет как бы две основные фазы су­ществования: первая, «королевская» фаза — стиль, возник­ший при дворе Людовика XVI и имеющий органичные связи с рококо. Вторая фаза — стиль Директории, возникший в по­слереволюционный период как своеобразное продолжение, усиление классицистического начала.

Металл. В XVIII столетии большое внимание уделялось де­коративному оформлению обеденного стола. Обычно в центре стола помещались большие серебряные или бронзовые вазы для цветов, фарфоровые скульптурные группы, изображавшие героев античной мифологии. Между ними ставили серебряные или бронзовые многорожковые канделябры и подсвечники, серебряные суповые чаши, блюда с крышками, бутылочные и рюмочные передачи. Главным создателем серебряных столо­ны х сервизов был придворный мастер Людовика XVI Р.-Ж. О пост. В его творчестве отразились особенности периода ста­новления классицизма, когда в произведениях сохранились ха­рактерные для рококо элементы декора: подвешенные на лен­тах с бантами цветочные и лиственные гирлянды, корзины цветов, амуры в грациозных позах, разделка поверхности спи­ралевидными или прямыми желобками. В период классицизма и в последующее время французские серебряники проявляли повышенный интерес к фактуре металла, выразительность ко­торой усиливали сплошное золочение и полировка, доведение до зеркального блеска. Такая техника использовалась в так на­зываемых туалетных гарнитурах. Они состояли из зеркал, ко­робочек для драгоценностей и пудры, рукомойных приборов, а также предметов для десерта. Такое соединение десертных сервизов и туалетных гарнитуров было вызвано обычаем свет­ских людей принимать гостей в будуарах.




Французские ювелиры классицизма для украшения изде­лий наряду с другими техниками активно применяли эмаль по гильошировке и живописную эмаль. В их произведениях общему характеру декора отвечал спокойный колорит эмали, построенный на сочетании серого, голубого, синего, розово­го, зеленого, белого цветов в точно найденных соотношени­ях. В XVIII в. ни одна страна не могла соперничать с Фран­цией в производстве изделий из серебра и золоченой бронзы. Указ конца XVII столетия, запрещавший изготовление мебе­ли из драгоценных металлов, стимулировал развитие декора­тивной бронзы, которая стала одним из самых популярных видов прикладного искусства. Этому также во многом спо­собствовало объединение во второй половине XVIII в. сереб­ряников и бронзовщиков в единую корпорацию. В создании предметов художественной бронзы принимали участие скульпторы, исполнявшие модели, литейщики-чеканщики, отливавшие и начерно чеканившие изделия, и чеканщики- позолотчики, завершавшие чеканку и золотившие готовые произведения с помощью амальгамы. Бронза была прекрас­ным материалом для изготовления разнообразных предметов убранства интерьеров, для выражения смелых замыслов художников-орнаменталистов. Профессионализм бронзовщи­ков позволял создавать как крупные предметы, так и мелкую пластику. Широко применялись накладки, украшавшие ме­бель и одновременно увеличивавшие ее прочность. Повсеме­стно были распространены бронзовые светильники. Особен­но ценились изделия выдающегося бронзовщика второй по­ловины XVIII в. П. Гутьера. Его бра и канделябры отличаются тщательностью проработки отливки, сочетанием блестящей и матовой позолоты, изобретение которой припи­сывают этому мастеру. Канделябры, выполненные в форме треножников, и бра в виде декоративных перевязей получили распространение в последней трети XVIII столетия.

Орнамент. Принципы классического орнамента проникли и в ткачество. Рисунок тканей классицизма стал менее под­вижным и более строгим. Прямые полосы, мелкие, сухо трак­тованные цветы, изображения пасторальных атрибутов стали основными элементами орнамента. Вошли в моду обивочные ткани с помпеянским узором, часто заключенным в оваль­ные, ромбовидные или прямоугольные обрамления. Обычно на красном, зеленом, голубом или желтом фоне выделялся кремовый или белый узор со светотеневой разработкой. Большую роль в формировании стиля тканей последней чет­верти XVHI в. сыграл лионский ткач, рисовальщик и фабри­кант Филипп де Лассаль. В творчестве Лассаля проявились доскональное знание техники производства и талант декора­тора. Его узоры с большим раппортом лишены дробности. Гирлянды, венки и букеты он сочетал с изображениями раз­нообразных птиц, элементами пейзажа, атрибутами земледе­лия, сельскими и античными сценами, обрамленными круп­ными цветами. Тканям Лассаля свойственны сочетания голу­бых, малиновых, желтых тонов и использование черного и темно-коричневого цветов для передачи светотеневой моде­лировки. Подобно многим мастерам эпохи, Лассаль сам во­площал свои рисунки в материале, что обеспечивало его про­изведениям единство замысла и исполнения.

Керамика. В эпоху классицизма возникает целая отрасль фарфорового производства так называемого бисквита — негла- зурованного фарфора. В стиле классицизма изделия из биск­вита стали активно подражать античным камеям. Это были маленькие плакетки, медальоны, вставки для мебели, ювелир­ных изделий, часто имевшие характерный синий цвет фона (за счет применения французской синьки) и чистый белый рель­еф. Рожденный в фарфоре прием подражания античным каме­ям получил совершенно новую интерпретацию в интерьерном декоре классицизма. Большую популярность приобрели изде­лия английского фарфорового завода Веджвуда, специализи­ровавшегося на изготовлении изделий из бисквита. Этот рож­денный в фарфоре прием декора получил новую интерпрета­цию в оформлении интерьеров. Появился так называемый гризайль — рисунок, имитировавший лепнину, располагав­шийся в менее «ответственных» местах интерьера.

Последние десятилетия XVIII в. прошли во Франции под знаком революции, в ходе которой на политическую арену вышел новый класс — буржуазия. В результате термидориан­ского переворота 1794—1799 гг. власть над страной была со­средоточена в руках первого консула Наполеона Бонапарта. В 1804 г. он был провозглашен французским императором — Наполеоном I. Стиль искусства наполеоновской империи, цель которого заключалась в утверждении и прославлении ее величия, получил название «ампир». Его хронологические рамки шире, чем время существования империи, и охватыва­ет период 1790—1820-х гг.

Ампир — это завершающий этап развития классицизма второй половины XVIII в. Его формированию и развитию способствовало творчество многих деятелей французской культуры: живописца Ж.-Л. Давида, мебельщика Ж. Жакоба, архитекторов А. Балтарда, Т. Броньяра, Т. Хоупа. Но главны­ми создателями официального стиля были придворные архи­текторы Ш. Персье и П. Фонтен, прославившиеся как созда­тели проектов интерьеров. Для мастеров ампира по-прежнему характерен интерес к искусству античности. Это обращение носило характер копирования древних памятников Греции, Рима, Этрурии и Египта. Типичное для ампира соединение в одном произведении форм и орнаментальных мотивов как классических, так и ренессансных барочных образцов создало предпосылки для развития эклектики в искусстве XIX в. Ак­тивное применение золочения, безукоризненное полирова­ние и безупречная архитектоничность придают ампирным ве­щам подчеркнутую торжественность и некоторую холодность. Декор произведений отличается строгостью отбора деталей, четкой организованностью, упорядоченным, несколько одно­образным ритмом. Наиболее распространенными элементами орнаментики стиля являются гирлянды, листья аканта, рога изобилия, молнии, стрелы, лавровые венки, воинские атри­буты. Свойственная искусству ампирных мастеров декоратив­ность проявилась в применении для украшения интерьеров фарфора, слоновой кости, перламутра, стекла, хрусталя, дра­гоценных и поделочных камней, а также в использовании интенсивных, богатых глубокими оттенками, нередко контра­стных цветов: пунцово-красных, черно-синих, изумрудно-зе- леных, сочетающихся с белым, золотисто-желтым, серебрис­то-серым. Среди многоцветия внутреннего убранства жилища сверкало серебро: ажурные корзины, вазы, кувшины, буты­лочные передачи, канделябры, декоративные обелиски, тре­ножники. В столовых сервизах изделия из белого и золочено­го серебра часто соседствовали с цветным и прозрачным стеклом, граненым хрусталем, с предметами из фарфора, обильно украшенными матовым и блестящим золочением.

В мебельном производстве еще более усилилась тяга к массивным бронзовым накладкам, а бисквитные изделия те­перь приобрели монументальность, плотность фона, пластика их стала напоминать не прозрачную резьбу камей, а тяжелую гипсовую массу. Предметный мир активно украшался скульптурным декором в виде фигур египтянок, фавнов, ку­пидонов, римских богинь. Все это трактовалось со своеобраз­ной помпезной грацией, пластичной текучестью объемов. Ампир породил удивительный предметный мир, как бы со­тканный из воинской атрибутики, почерпнутой из римского арсенала: щиты, мечи, колчаны со стрелами, кирасы, воен­ные топорики и др. В отличие от классицизма, ампир легко жертвовал комфортом ради смысловой выразительности, и мебель этого стиля часто отличалась жесткостью и неудобст­вом. Даже фарфоровые вазы приобрели монументальность, сплошь покрылись золотом и сюжетными изображениями в виде целых картин, напоминая тяжелые, литые бронзовые предметы.

Орнамент. В целом, орнаментика ампира довольно эклек­тична, постоянно сочетает условные и натуралистические элементы и в этом смысле имеет определенную стилевую со­звучность с декором эллинизма. Этот орнамент вбирает в себя все, что работает на главную его социальную задачу — утверждение власти империи. Активно используются обиль- мые цветочные гирлянды, венки в помпезно-триумфальном духе, мотивы тяжелых драпировок знамен, аксельбантов и прочей современной ему военной атрибутики, создавая порой перегруженные композиции орнаментальных решений.

В период господства стиля ампир были заложены основы нового промышленного искусства, получившего развитие в дальнейшем. Это стало возможным после отмены в конце XVIII в. ремесленных корпораций и введения новых произ­водственных специальностей. Традиционные приемы художе­ственной обработки драгоценных металлов были механизиро­ваны: так чеканка была заменена штамповкой, гравировка — накаткой. Широко использовались прессы и штампы, токар­ные и прокатные станки. Это позволяло получать безукориз­ненно ровные, гладкие ленты серебра определенной толщины. В результате применения машин формы и орнаментальные мотивы повторялись в произведениях разных мастеров. В по­вторяемости, ставшей неотъемлемой чертой стиля, были зало­жены основы стандарта. При сборке вещей предпочтение отдавали механическому креплению деталей, широко приме­нялись болты и гайки. Большинство новых технических прие­мов, использовавшихся серебряниками, было заимствовано ими у бронзовщиков. Именно в декоративной бронзе впервые получила развитие чеканка на новой технологической осно­ве — моментальное перенесение рисунка с матрицы под воз­действием плавно нарастающего давления, а также «холодный способ» крепления отдельных деталей изделий, усовершенст­вованная технология золочения с градацией позолоты на мато­вую и блестящую. Среди мастеров бронзового дела ведущая роль принадлежала придворному мастеру П.-Ф. Томиру. В де­коре его изделий использованы разнообразные варианты жен­ских фигур: кариатиды, грации, богиня Виктория.

Металл. Применение новых технологий, удешевлявших и ускорявших изготовление предметов прикладного искусства, привело к созданию производственных фирм, которые объе­диняли сотни мастеров различных специальностей, и к орга­низации торговых выставок, призванных выявлять и пропа­гандировать новые достижения художественной промышлен­ности. На выставках 1802 и 1806 гг. были показаны произведения выдающихся серебряников ампира: М.-Г. Бьен- не и Ж.-Б. К. Одио — представителя известной династии юве­лиров. В работах Одио и Бьенне много общего. Их художест­венная практика является примером нивелировки индивиду­ального стиля, типичной для мастеров ампирного серебра. Под руководством Бьенне работала фирма из шестисот масте­ров, изготавливающих различные предметы: несессеры, шка­тулки, веера, табакерки, трубки, зонтики, письменные прибо­ры, мебель, вазы, канделябры, сервизы и парадное оружие. Для их отделки применяли разнообразные материалы: черепа­ху, кость, янтарь, сталь, стекло, кожу, дерево. Это было самое крупное в Европе ювелирное объединение.

Керамика. Наряду с серебряным делом широкое развитие в период ампира получило относительно молодое искусство фарфора. Большую роль в переходе от производства мягкого фарфора, характерного для XVIII в., к твердому фарфору сыг­рал директор мануфактуры, крупный химик и минералог А. Броньяр. Технологическую базу нового производства создали такие открытия химиков мануфактуры, как получение теста, имитирующего бронзу, изобретение способа аппликации мяг­кого голубого фарфора на твердую белую основу, а также раз­работка богатой колористической гаммы росписи по глазури, дающей тончайшие переходы цвета. Среди изделий из фарфо­ра того времени преобладали изготовлявшиеся сериями тарел­ки. Их система декора неизменна: цветные борта и непрерыв­ный фриз с золотым или полихромным растительным орна­ментом, дно, украшенное букетами, речными, морскими, сельскими пейзажами, жанровыми композициями, нередко копирующими фламандцев. Борта, как правило, были зелено­го, темно-голубого, теплого оранжевого или розового цвета. Мастера других центров фарфорового производства, возник­ших во второй половине XVIII — начале XIX в. в черте старо­го Парижа, подражали севрским художникам. Основным по­ставщиком фарфора для императорского дома Франции наря­ду с Севром было предприятие Даготи. За первые шесть лет существования оно сумело завоевать известность и признание. Об этом свидетельствовала серебряная медаль, которой был отмечен основатель предприятия на художественно-промыш­ленной выставке, состоявшейся в Лувре в 1806 г. С мануфак­турой Даготи связано активное использование разнообразных цветных фонов в фарфоре стиля ампир. Специалисты фарфо­рового производства много работали над раскрытием утрачен­ных рецептов глазурей, над имитацией различных материалов, it частности, цветного камня. Все чаще ими применялась ма­шинная печать вместо ручной росписи.

С середины 1820-х годов прикладное искусство вступило н новую стадию развития, отмеченную рядом черт, характер- пых для всех его видов: бурным развитием машинного произ­водства, усовершенствованием технологии изготовления из­делий, выпуском массовой продукции. Это было время созда­ния художественно-промышленных школ и музеев, сыгравших значительную роль в развитии ремесел. В серебря­ном производстве наиболее существенным техническим нов­шеством было применение электролиза для покрытия изде­лий из меди серебром или золотом, запатентованное фирмой Ж. Кристофля. Это позволило перевести изготовление столо­вых приборов на промышленную основу.

В середине XIX столетия складывается художественное течение, получившее название «историзм». В его основе ле­жало обращение мастеров к таким стилям прошлого, как го­тика, ренессанс, барокко и рококо. Лучшие работы этого пе­риода отличают высокий художественный уровень, осознан­ное следование образцам прошедших веков. Но во многих изделиях, особенно массового производства, подражание но­сило поверхностный характер.

Такие разные и громкие стили, как ампир и классицизм, сложились в очень небольшой отрезок времени, по сути, это исего лишь первая половина XIX в. Тем не менее, будучи от­голоском древней эллинистической культуры, они заложили основы новых стилистических течений и интерес художест­венной среды к культурам древних миров и исчезнувших ци­вилизаций.



Наши рекомендации