Декоративно-прикладное искусство. Декоративно-прикладное искусство как раздел декоративного искусства

Декоративно-прикладное искусство как раздел декоративного искусства. Материальная культура и ее связь с эпохой. Местные, этнические, национальные особенности материальной культуры. Отрасли художественного творчества, связанные с созданием изделий, предназначенных для быта.

Классификация произведений декоративно-прикладного искусства по назначению: утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения и др.

Классификация по материалу: металл, стекло, хрусталь, фарфор, керамика, текстиль, дерево.

Классификация по технике выполнения: резьба, роспись, вышивка, плетение, набойка, литьё, чеканка, ковка, насечка, тиснение, маркетри, инкрустация, интарсия и т.д.

Роль конструктивно-технологического начала и его связь с производством (художественная промышленность). Взаимодействие утилитарной и художественной функций. Взаимосвязь с архитектурно-пространственным решением, другими предметами или их комплексами (сервиз, гарнитур мебели, костюм, набор ювелирных изделий).

Орнамент в истории искусства. Виды орнамента. Условность трактовки формы. Стилизация. Восприятие зрением и осязанием произведений декоративно-прикладного искусства. Фактура и пластические свойства материала как активные средства эстетического воздействия. Проблема качества изделий. Принципы художественного ансамбля в интерьере.

Народные художественные промыслы

Народные художественные промыслы как одна из форм народного художественного творчества. Народные художественные промыслы в контексте исторического развития общества.

Домашние промыслы и деревенское ремесло. Товарно-денежные отношения и кустарные народные художественные промыслы, работающие на рынок. Частные мастерские.

Отрасли народных художественных промыслов: вышивка, керамика, художественные лаки, ковроделие, художественная обработка дерева, камня, металла, кости, кожи и т.д.

Народные промыслы России: Богородская резьба, Вологодское кружево, Гжельская керамика, Городецкая роспись, Дымковская игрушка, Жостовская роспись, Холмогорская резная кость и др.

Литература к разделу

1. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура. Терминологический словарь / под ред. А. М. Кантора. – М.: Эллис Лак, 1977.

2. Барташевич А. А. История интерьера и мебели: учеб. – Минск: Технопринт, 2002.

3. Бартенев И. А., Батажкова В. Я. Очерки истории архитектурных стилей. – М.: Изобразительное искусство, 1983.

4. Валериус С. С. Монументальная живопись: Современные проблемы. – М.: Искусство, 1979.

5. Виппер Б. Р. Статьи об искусстве. – М.: Искусство, 1970.

6. Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. 2-е изд. испр. и доп. – М.: Изобразительное искусство, 1985.

7. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусства. – М.-Л.: Академия, 1930. – 2-е изд. – СПб., 1994.

8. Власов В. Г. Архитектура: Словарь терминов. – М.: Дрофа, 2003.

9. Власов В. Г. Авангардизм. Модернизм. Постмодернизм : Малый лексикон искусства. – СПб.: Азбука-классика, 2005.

10. Власов В. Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства : в 3 т. – СПб.: ЛИТА, 2000.

11. Гнедич П. П. История искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура: Современная версия. – М.: ЭКСМО, 2002.

12. Жегин Л. Ф. Язык живописного произведения. – М.: Искусство, 1970.

13. Зедльмайр Г. Искусство и истина: Теория и метод истории искусства. СПб.: Axioma, 2000.

14. Константинова С. С. Техники изобразительного искусства: Конспект лекций. – Ростов н./Д.: Феникс, 2004.

15. Лаковая миниатюра: CD. – М.: Новый Диск, 2005.

16. Моран Анри де. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней. – М.: Искусство, 1982.

17. Натюрморт: CD. – М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2004.

18. Некрасова М. А. Народное искусство России: Народное творчество как мир целостности. – М.: Сов. Россия, 1983.

19. Нелюбова М. В. Психология цвета. – М.: ЦГО, 2001.

20. Орнамент: CD. – М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2005.

21. Очерки по истории и технике гравюры. – М.: ГМИИ им. А.С. Пушкина, 1987.

22. Пейзаж: CD. – М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2004.

23. Полякова Н. И. Скульптура и пространство: Проблема соотношения объема и пространственной среды. – М.: Cоветский художник, 1982.

24. Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство / отв. ред. В. М. Полевой: в 2 т. – М.: Советская энциклопедия, 2000.

25. Русская береста: CD. – М.: КОРДИС & МЕДИА, 2005.

26. Самин Д. К. Сто великих архитекторов. – М.: Вече, 2000.

27. Сапего И. Г. Предмет и форма. Роль восприятия материальной среды художником в создании пластической формы. – М.: Cоветский художник, 1984.

28. Сокольская О. Б. История садово-паркового искусства: учеб. – М.: ИНФРА-М, 2004.

29. Сто художников ХХ в. : cправочно-биографическое издание / отв. ред. Е. В. Белиоглов. – Челябинск : Урал LDT, 1999.

30. Сурина М. О. Цвет и символ в искусстве, диайне и архитектуре : учебное пособие для вузов. – М. – Ростов н./Д.: МарТ, 2003.

31. Ювелирное искусство: CD. – М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2004.

Раздел II

Первобытное искусство

Общая характеристика

Периодизация. Синкретизм первобытного искусства (религия, мифология, магия, производственная деятельность). Анимизм, тотемизм, фетишизм в первобытном искусстве. Роль и значение первобытного искусства для эволюции искусства, развития материально-предметной среды. Влияние на современное искусство и дизайн.

2.2. Искусство палеолита ок. XXXV – X тыс. до н.э.

Первые палеолитические изображения: отпечатки рук, «стиль макарон». Первая скульптура из известняка, камня, кости. «Палеолитическая Венера» – обобщенный образ женщины-матери, хранительницы очага и символ плодородия.

*Венера Виллендорфская.Палеолит, известняк. Высота 0.06 м. Австрия, Вена, Естественно-исторический музей.

Изображения животных: лошадей, коз, оленей. Пещерная живопись. Познавательное и ритуально-магическое значение живописи. «Натуральный стиль»: стихийный натурализм, точная передача характера движений. Изображения бизонов, лошадей, оленей на территории современной Франции и Испании.

*Пещеры Франции:Фон-де-Гом, Ласко.

*Пещера Альтамира. Испания.

2.3. Искусство мезолита X – VI тыс. до н.э.

Совершенствование орудий труда. Изобретательская деятельность человека. Утрата достижений палеолитической живописи. Монохромность и схематизм изображений. Появление многофигурных сцен: танец, охота человека на животных, изображения военных столкновений.

Росписи Испании. Появление повествовательного начала в искусстве.

2.4. Искусство неолита VI – II тыс. до н.э.

Переход от присваивающего к производящему хозяйственному типу деятельности человека. Неравномерность развития искусства в различных регионах; появление локальных особенностей.

Неолитическая керамика и скульптура Иерихона.

Петроглифы: широкое распространение. Изображения лосей, оленей, медведей, песцов, рыб, лодок с гребцами, лыжников, охотников. Петроглифы на Кольском полуострове, Онежском озере, Белом море, на территории Сибири.

Появление строительного и гончарного дела, ткачества.

Осмысление явлений природы и их воплощение в искусстве. Развитие условно-орнаментальных форм изображения, стилизации, абстрактных мотивов: крест, спираль, треугольник, ромб, свастика. Сложение орнамента истремление человека украсить предметы. Согласование орнаментов согласно форме изделий.

*Керамика Трипольской культуры. IV тыс. до н.э. Правобережная Украина.

Наши рекомендации