Имущественные права авторов
Представляют собой основанные на законе возможности субъектов авторских прав (как авторов, так и иных правообладателей) использовать произведения в любой форме и любым способом. К принятым именно за автором законом закреплена первоначальная возможность определить судьбу произведения. В п.2 ст.1270 ГК приводится перечень возможных действий, связанных с использованием произведений. Каждому из этих действий соответствует фактически отдельное конкретное авторское правомочие. Следует подчеркнуть, что приводимый в вышеуказанной статье перечень не является исчерпывающим. Возможно, что новые способы использования, не приведенные в законе будут определять все новые авторские правомочия. Способы, перечисленные в данной статье, известны издавна, являются традиционными. К ним относится воспроизведение, распространение, показ, исполнение и переработка, а также др. Каждому из этих способов соответствует свое право. Каждое из этих прав имеет исключительный характер, как и исключительное право на произведение в целом. Иными словами, исключительное право на произведение в целом может складываться из суммы исключительных прав, связанных с различными способами его использования. Исключительность предполагает, что только управомоченный субъект имеет возможность разрешать или запрещать использовать произведение в том или ином объеме. Это же означает, что управомоченному субъекту противостоит неопределенный круг третьих лиц, обязанных соблюдать это исключительное право. Эта природа исключительности характеризует каждое из правомочий автора или иного правообладателя. Что касается иных правообладателей, то подобного рода утверждение справедливо тогда, когда права получены ими на исключительной основе.
Имущественные права авторов:
1) право воспроизведения (означает возможность создавать один или более экземпляров произведения (части произведения) в любой материальной форме, в т.ч. звуко- и видеозаписи, в 3-d и 2-d, а также осуществлять запись на ЭВМ. Воспроизведением будет являться не только придание произведению той же объективной формы, в которой оно было первоначально выражено, но и придание ему иной объективной формы. К примеру, нотная запись музыкального произведения может быть переведена на магнитную пленку или иной формат, что тоже будет считаться воспроизведением, и предполагать за собой отдельное имущественное право. С правом на воспроизведение тесно связано так называемое право доступа (ст.1292 ГК), согласно которому автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника оригинала произведения возможности сделать копии с указанного оригинала, при этом именно автор должен создать все необходимые условия, чтобы собственнику было удобно и комфортно использовать РИД. Новый ГК предоставил сходную возможность получить доступ к соответствующим произведениям архитекторам, чтобы сделать съемку объектов, по архитектурному проекту которых они созданы.
2) Право на распространение означает возможность распространять экземпляры произведения либо оригиналы посредством продажи или отчуждать каким-либо иным образом. Смысл данной статьи говорит о том, что речь идет о произведениях, закрепленных на материальном носителе. Данное право не относится к тому, что выражается с помощью показа, исполнения, сообщения. Эти случаи распространением не считаются! С правом на распространение связано такое право, как
3) право следования (1293) и предполагает, во-первых, право художников получать процентные отчисления от цены перепродажи созданного ими произведения изобразительного искусства, осуществляемого посредством салона, аукциона, галереи и иной организации, производящей перепродажу оригинала картин; во-вторых, данное право следования отнесено также к авторам рукописей, (автографов), литературных и музыкальных произведений. Право неотчуждаемо, но переходит к наследникам в пределах срока действия исключительного права. Право автора на распространение исчерпывается в случае, если экземпляры произведения были правомерным образом введены в гражданский оборот посредством продажи (1272), иными словами, согласие автора требуется лишь в отношении первой продажи экземпляра произведения, далее они могут циркулировать в гражданском обороте свободно, т.е. без согласия автора.
4) Право на импорт представляет собой возможность автора давать разрешение или запрещать ввоз произведения и экземпляров такового, созданных за границей, на территорию РФ с целью последующего распространения. В рамки названного правомочия входит также и ситуация, при которой экземпляры провозятся через территорию России с целью дальнейшего распространения в другие страны (1270).
5) Право на публичный показ представляет собой возможность осуществлять или разрешать осуществлять действия, направленные на демонстрацию оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо с помощью технических средств (пленка, телекадр) в месте, открытом для посещения, либо месте, где присутствуют лица, не относящиеся к обычному кругу семьи независимо от того, воспринимается ли произведение в месте его сообщения либо другом месте одновременно с сообщением произведения. Это право реализуется в основном в отношении произведений изобразительного искусства, а также иных произведений, зафиксированных на каком-либо материальном носителе, допускающих возможность их показа (1270).
6) Право на публичное исполнение представляет собой право осуществлять или разрешать осуществлять действия, направленные на представление произведения посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью техсредств в месте, открытом для посещения, либо месте, где присутствует число лиц, не относящихся к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается ли произведение в месте его сообщения или другом месте одновременно с сообщением произведения. Пример: прямая трансляция концерта на экране, установленном вне места его проведения.
7) Право на передачу в эфир. Данное право представляет собой возможность осуществлять или разрешать осуществлять сообщение произведения, включая показ, исполнение или передачу в эфир для всеобщего сведения посредством передачи по радио или телевидению, исключая кабельное, независимо от фактического приема их публикой. Это право охватывает как первоначальное сообщение, так и последующие ранее переданных в эфир произведений независимо от того, осуществляется ли это действие организацией первоначально передавшей произведение в эфир или иной организацией.
8) Право на сообщение для всеобщего показа по кабелю. Все как и в предыдущем, но по кабелю.
9) Право на прокат оригинала или экземпляра произведения.Это право представляет собой возможность разрешать или запрещать распространять произведение посредством проката, сдачи в аренду оригинала либо экземпляров произведения. Как правило, речь идет об аудиовизуальных произведениях, которые прокатываются в кинотеатрах (подп.5 п.2 1270).
10) Новелла. Представляет собой правомочие разрешать или запрещать доводить произведение до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору - так называемое доведение до всеобщего сведения в интернете.
11)Кроме того, к числу прав авторов относятся право на перевод (1270); право на переработку(возможность перевести произведение на другой язык или разрешить перевести его в другую форму, жанр и иное). Примеры: аранжировки; оркестровки; перевод драматических произведений в сценарные; модификации программ ЭВМ и др. Использование таких произведений должно находиться в увязке с автором оригинала. Автор производного произведения вправе пользоваться правами на это произведение только при условии существования авторского договора с автором первоначального произведения. У автора производного произведения права на это произведение также возникают в полном объеме, кроме прав на оригинал.
12) права авторов архитектурного, дизайнерского и садово-паркового проектов одновременно со всем перечнем возможных для них прав о так называемом праве на практическую реализацию данных проектов. Кроме того, ст.1292 за данными субъектами подчеркивает право на фото и видео съемки архитектурного искусства.
13) право композиторов к музыкальным произведениям, вошедшим в единое аудиовизуальное произведение.Оно выражается в том, что композитор может получать вознаграждение за каждый случай использования его композиции отдельно от фильма в целом. В случае демонстрации этого аудиовизуального произведения композитор имеет право на вознаграждение за одновременно исполняемое музыкальное произведение помимо фильма.