Искусство позднего возрождения
Захват и разграбление Рима испанскими войсками (1527 г.) и падение республики во Флоренции (1530 г..) открыли новый этап в истории Италии XVI столетия. К быстро углублявшемуся экономическому кризису присоединилась и политическая реакция. Все более реакционным становилось и папство. Заключив союз со своими недавними врагами испанцами, не стремясь более к объединению страны, папы отныне заботились лишь об упрочении власти церкви. Свою главную задачу они видели в борьбе с лютеранством и в искоренении свободомыслия. С этой целью был основан в 1540 году орден иезуитов, преобразована и активизирована инквизиция (1542 г.) и созван заседавший почти двадцать лет Тридентский собор (1545—1563 гг.), который начало организованному наступлению на гуманизм и ренессансную культуру. В период его деятельности папы стали впервые публиковать индексы запрещенных церковью книг (1559 и 1562 гг.), изъятие которых из обращения должна была обеспечить инквизиция.
Со времени Тридентского собора церковь взяла искусство под свой контроль. Теперь от него стали требовать прежде всего каноничности и ортодоксальности. Теологи стали выступать с критикой произведений искусства. В частности, особенно резким и длительным нападкам подвергался “Страшные суд” Микеланджело.
В истории итальянского искусства вторая половина XVI века представляет собой переходный период. Это время угасания Ренессанса и рождения новой художественной культуры. Не удивительно, что искусство этой поры сложно, в нем противоборствует много различных тенденций.
Феодально-католическая реакция положила конец Высокому Возрождению, но не могла искоренить могучую художественную традицию, складывавшуюся в Италии на протяжении двух с половиной столетий. В творчестве крупнейших художников второй половины XVI века сохраняется ренессансная основа. Правда, представления о гармонии мира и всемогуществе разума безвозвратно ушли в прошлое, и судьба человека уже не представлялась более безоблачной, однако в произведениях этих художников продолжает звучать тема героической личности, вступающей в борьбу со злом, сохраняется чувство реальности бытия. Творческие поиски этих художников и создание ими новых выразительных средств подготовили почву для искусства XVII столетия. К этому направлению принадлежат немногие, но зато крупнейшие мастера, большей частью старшего поколения, застигнутые кризисом в расцвете творчества, как Микеланджело и Тициан. В Венеции, занимающей особое положение в художественной культуре Италии XVI века, это направление представлено и художниками младшего поколения — Веронезе, Тинторетто, Бассано.
Ко второму направлению принадлежат очень разные мастера. Основной объединяющей их чертой является субъективное восприятие мира. Явный разлад прежних идеалов и действительности привел многих молодых художников к глубокому разочарованию. Их отношение к наследию Ренессанса сложно. Многие из них были учениками великих мастеров Высокого Возрождения и считали себя их продолжателями, все они преклонялись перед Микеланджело, все они использовали весь арсенал созданных Ренессансом художественных средств. Но, используя эти средства, они руководствовались в своем творчестве некоей отвлеченной “идеей”, подменяя живое общение с реальностью эффектной и виртуозной игрой форм. Это направление, распространившееся во второй половине XVI века не только в Италии, но и во многих других европейских странах, получило в искусствоведческой литературе наименование “маньеризм”.
Маньеризм получил в Италии второй половины XVI века повсеместное распространение, однако не везде он играл одинаковую роль. Занимая господствующее положение в художественной культуре Средней Италии и Ломбардии, маньеризм лишь отчасти проник в искусство Венеции, сохранившее до конца столетия ренессансные основы.
Вторая половина XVI века характеризуется также возникновением многочисленных художественных академий. Если первые итальянские академии представляли собой свободные кружки, объединявшие художников, которые стремились порвать с цеховой зависимостью и утвердить свое место в социальной структуре общества, то теперь они превращаются в род общественных учреждений, присваивающих себе право руководить художественной жизнью. Число академий в Италии XVI века очень велико. Наиболее известны из них возникшая в 1542 году витрувианская академия в Риме, основанная Вазари в 1560 году во Флоренции академия рисунка и Болонская академия братьев Карраччи (1580 г.), положившая начало новому этапу в развитии европейского искусства.
Кризис Высокого Возрождения раньше всего наметился в искусстве Средней Италии и разразился здесь с катастрофической быстротой. Почти сразу же после смерти Леонардо да Винчи и Рафаэля в художественной жизни Тосканы и Рима начинают проявляться первые признаки смятения умов, а с середины столетия маньеризм становится здесь господствующим направлением. Лишь один Микеланджело противостоит этому натиску, но и его искусство меняется, приобретая все более трагическую окраску.
Во второй половине XVI века в Италии наблюдается широкое распространение маньеризма, который становится господствующим направлением в искусстве. Единственным художественным центром, устоявшим против его господства, была Венеция.
Искусство Венеции
Богатая и могущественная, сильная своими международными связями, Венеция дольше других областей Италии смогла сопротивляться экономическому кризису и реакции в области политической жизни и культуры. Во второй половине XVI века Венеция — единственный из крупных итальянских городов — сохраняет республиканский строй. Вынужденная вести на протяжении всего столетия длительные и тяжелые войны с Германской империей, Францией и Турцией, она становится последним оплотом независимости и свободы. С середины XVI века в Венецию стекаются представители наиболее прогрессивных сил Италии. Сохранившиеся здесь свободомыслие и относительная терпимость привлекают сюда гуманистов, ученых, вынужденных искать убежища от преследований инквизиции. В этот период Венеция становится главным очагом Позднего Ренессанса.
Архитектура. Крупнейшим зодчим Позднего Ренессанса был Андреа Палладио (1518— 1580), деятельность которого протекала в Виченце и Венеции. Виднейший представитель академического направления, он преклонялся перед античностью, что отразилось в его трактате “Четыре книги об архитектуре”.
Большинство возведенных Палладио сооружений. главным образом особняков-палаццо, находятся в его родном городе — Виченце. В основе фасадов палаццо Капитанио лежит ордер, охватывающий оба этажа. Вместо пилястр введены полуколонны, поставленные на низкие пьедесталы. Аттиковый этаж ограждается балюстрадой. На фасадах в большом количестве применена скульптура.
Кроме городских палаццо Палладио построил большое число вилл, в основе которых лежит единый композиционный принцип: основу здания представляет собой призматический объем, обычно наделенный колонным портиком с фронтоном. Наибольшей популярностью пользуется вилла, известная под названием “вилла Ротонда”, построенная близ Виченцы. Сооружение симметрично со всех четырех сторон; оно имеет в плане квадратные очертания и увенчано куполом. Каждый из четырех фасадов центрируется портиком, к которому ведет широкая лестница. Здание перекрыто четырехскатной крышей, врезающейся в цилиндрическое основание купола.
Творчество Палладио оказало сильнейшее влияние на европейскую архитектуру, в частности на английскую архитектуру XVII—XVIII веков и русскую архитектуру последней четверти XVIII века.
Традиции Ренессанса продолжали оказывать свое воздействие и в последующее время — в конце XVI и XVII веках. Стиль барокко, сменивший Ренессанс, фактически возник в результате дальнейшего развития тех строительных принципов, которые получили распространение в эпоху Возрождения.
Живопись. В середине XVI столетия венецианская живопись по-прежнему находится в цветущем состоянии, однако характер ее меняется. Отчетливо сказавшиеся уже в позднем творчестве Тициана изменения еще сильнее дают себя знать в произведениях выступивших в середине столетия двух молодых художников — Веронезе и Тинторетто. Очень различные по мироощущению и характеру дарования, оба они решительно отступили от классических принципов Высокого Возрождения. Идеальный мир равновесия и гармонии уступил в их произведениях место новому, сложному, богатому контрастами миру.
Паоло Кальяри, прозванный Веронезе (1528—1588), — художник праздничной, нарядной и богатой Венеции. Это мастер больших алтарных картин и монументальных росписей, в которых главным действующим лицом является блещущая разнообразием красок шумная и подвижная толпа его сограждан. В искусство Венеции он внес чуждый ему дотоле декоративный размах, сложные ракурсы, контрапосты. Религиозные картины этого мастера носили настолько светский характер, что это даже навлекло на него недовольство инквизиции. Вместе с тем в его творчестве занимают большое место мифологические сюжеты, аллегории, портреты, пейзаж. Веронезе — один из самых блестящих колористов Венецианской школы. Его картины, в которых преобладает холодноватая, серебристая гамма тонов, отличаются изысканной рафинированностью красочных сочетаний.
Веронезе учился у веронского живописца Антонио Бадиле, которому помогал в росписи веронских церквей. С конца 40-х годов Веронезе начал работать самостоятельно, главным образом в области монументально-декоративной живописи. В 1553 году Веронезе получил приглашение приехать в Венецию для участия в работах по украшению палаццо Дожей, в которой должны были быть исполнены декоративные росписи, где под видом сюжетов из мифологии или в аллегорической форме прославлялась Венеция, ее могущество и благосостояние. Хотя Веронезе и был привлечен к работе в качестве помощника, фактически он стал главным художником. Исполненные им в технике масляной живописи на холсте плафоны и декоративные панно имели успех и принесли ему известность.
Спустя два года, в 1555 году, Веронезе вновь получает несколько заказов в Венеции и перебирается сюда уже окончательно. Самой значительной из выполненных в это время работ является роспись в церкви Сан Себастиано на сюжеты из библейской истории Эсфири (1555— 1556 гг.). Динамичность композиций, смелые декоративные решения свидетельствуют о зрелости мастера. Особенно выделяется необычностью композиции плафон “Триумф Мардохея”.
Пребывание в Венеции плодотворно сказалось на творчестве Веронезе. Здесь он познакомился с блестящей живописью венецианской школы, и в первую очередь с произведениями Тициана, которые произвели на него сильнейшее впечатление. Под влиянием живописи позднего Тициана Веронезе усваивает широкую, свободную манеру письма, которая становится характерной для его произведений.
Полного расцвета творчество Веронезе достигает в 1560-х годах. В этот период произведения его приобретают тот выраженный светский характер, который так показателен для художника. Образы реальной жизни, современные костюмы, богатая венецианская архитектура превращают теперь его картины и росписи в изображение современной Венеции. При этом отличительными чертами произведений Веронезе становятся бьющая через край жизнерадостность, искрящееся веселье.
Особенно охотно писал художник сюжеты с изображением пиров и празднеств. Возможно, что в них отразились впечатления тех пышных карнавалов и праздников, которые продолжали справлять в Венеции, несмотря на запреты церкви. К числу ранних работ этого типа принадлежит огромный “Брак в Кане” (6,6 х 9,9 м), написанный для трапезной монастыря Сан Джордже Маджоре (1562— 1563 гг.). Уже здесь проявляются типичные для зрелого творчества Веронезе черты — стремление к жанровости, активизация второстепенных персонажей, чрезвычайное обилие фигур, богатство красок. Действие происходит в огромном мраморном дворце величественной палладчанской архитектуры. За столами, заставленными яствами, пируют нарядно одетые гости, множество слуг снуют вокруг, музыканты услаждают слух пирующих, а позади, на открытой террасе дворца, толпится венецианский люд. Несмотря на обилие действующих лиц, картина легко обозрима благодаря стройности композиционного построения.
В первой половице 1560-х годов Веронезе исполнил роспись в построенной Андреа Палладио для патрицианской семьи Барбаро вилле в местечке Мазер. Здесь художник дал волю своей неистощимой фантазии. Плафоны и своды виллы украшают парящие в небесах античные божества, в то время как стены комнат покрывают изображения из реальной жизни. Непринужденность, изящество, легкость исполнения, свежесть и новизна мотивов делают эту роспись одним из самых выдающихся светских декоративных ансамблей XVI века.
Перенесение событий священной истории в обстановку современной Венеции характеризует многие произведения художника, выполненные в 1570-х годах. (“Пир в доме Левия” и др.). Именно из-за слишком светской трактовки этой последней картины у художника и возникли неприятности с инквизицией, которые, впрочем, были быстро улажены.
В 1580-х годах в творчестве Веронезе появляются новые черты. Декоративная эффектность и нарядная праздничность картин предшествующей поры сменяются теперь большей успокоенностью, сдержанностью, простотой. Правда, к этому времени относится одна из самых пышных декоративных композиций художника — плафон зала Большого Совета палаццо Дожей “Триумф Венеции” (1580— 1585 гг.). в котором аллегорические и мифологические персонажи появляются в облаках над головами зрителей в окружении нарядных венецианок ч венецианцев. Все же в большинстве картин этого периода исчезает обилие фигур, настроение ликующей праздничности сменяется сдержанной грустью. Все чаще обращается теперь художник к изображению сцен смерти, как например в драматическом “Распятии” (1580-е годы) или более элегичном “Оплакивании Христа” (между 1576—1582 гг.).
Творчество Веронезе завершает искусство Позднего Возрождения. Интерес художника к жанровым, индивидуальным, конкретным мотивам, его эффектные декоративные решения вплотную подводят его к проблемам искусства XVII столетия.
В противоположность радостным, праздничным картинам и росписям Веронезе произведения его старшего современника Якопо Робусти, прозванного Тинторетто (1518—1594), проникнуты духом мятущимся и тревожным. Творчество Тинторетто сложно. Необычайно многогранный художник, в некоторых произведениях тесно соприкасавшийся с Тицианом и Веронезе, он гораздо острее, чем большинство его современников, чувствовал трагизм своей эпохи, и искусство его отразило близость грядущих перемен. Яркий реализм, интерес к изображению простых людей из народа, экспрессия и драматизм, глубина раскрытия психологических конфликтов выделяют работы Тинторетто на фоне современной ему живописи.
Темпераментные и страстные произведения Тинторетто проникнуты бунтарским духом. Многим обязанный тициановской школе, он дерзко восстал против устоявшихся канонов композиции, против господства симметрии и строгого равновесия, против привычного понимания пространства и света, против сложившейся живописной манеры. Бунтарский дух и жажда самостоятельности, по-видимому, рано проявились в характере Тинторетто. Возможно, что отказ слепо покориться воле учителя привел к тому, что юный Якопо был вынужден покинуть мастерскую Тициана, пробыв в ней всего лишь несколько дней. Учился ли он еще у кого-нибудь, мы не знаем, но работы его свидетельствуют о том, что он был хорошо знаком с главными художественными направлениями тогдашней Италии.
В 1539 году Тинторетто открыл свою мастерскую. Первый шумный успех принесла ему картина “Чудо святого Марка”, написанная в 1548 году для Скуола ди Сан Марко. Сюжетом ее послужила легенда об александрийском рабе, тайно посещавшем, вопреки запрещению, могилу святого Марка. За это раба хотели подвергнуть жестокому наказанию, однако внезапно спустившийся с неба святой спас его от мучений. Охваченные смятением язычники не посмели более прикоснуться к своей жертве.
Многое здесь необычно для живописи Венеции: драматическая напряженность действия, возбужденные до преувеличения движения, наконец головокружительный ракурс фигуры святого. В “Чуде святого Марка” есть и прямые заимствования из произведений римских художников, в первую очередь Микеланджело. Таковы статуи на фронтоне виднеющегося в глубине храма, несомненно навеянные прославленными фигурами надгробий Медичи, карабкающиеся на подножие колонн любопытные зрители, сходные с аналогичными фигурами в фреске Рафаэля “Изгнание Илиодора”.
“Чудо святого Марка” поразило современников и вызвало много толков. Но хотя картина и не была признана всеми, успех ее все же был очень велик и обеспечил художнику новые заказы. Он выполняет работы для палаццо Дожей, делает картины и росписи для многих венецианских церквей, пишет портреты венецианских патрициев. Одновременно он начинает работать для цеховых организаций и филантропических братств (скуола ди Сан Рокко, скуола ди Сан Марко), которые впоследствии становятся его главными заказчиками.
Проявившийся в “Чуде святого Марка” бунтарский дух Тинторетто сказался и в картине “Введение во храм” в церкви Санта Мария дель Орто (1555 г.). Сюжет этот был одним из популярнейших в венецианской живописи. Художники охотно использовали его для создания великолепного зрелища праздничной Венеции. Тинторетто привлекает иное. Он драматизирует рассказ. Этой цели служит необычная композиция картины. Отказавшись от традиционного расположения фигур и масс параллельно плоскости холста, он разворачивает действие на асимметричной полукруглой лестнице, поднимающейся прямо от нижнего края картины. Выбрав низкую точку зрения, Тинторетто помещает на первых ступенях изображенные крупным планом фигуры нищих, женщину с девочкой, еще одну женщину. Лишь в глубине справа вырисовывается на фоне неба маленькая фигурка Марии, совершающей трудное восхождение по крутым ступеням. Но хотя она не находится ни на переднем плане, ни в центре картины, расположение фигур, жесты и взоры присутствующих, диагонально перерезающая композицию граница света и тени неуклонно подводят к ней взгляд зрителя. Драматизация рассказа, смещение логического центра, подчеркнутая асимметрия композиции — все было ново и непривычно в этой картине
Работы 1550-х годов отражают широту творческого диапазона художника. В ряде картин Тинторетто обращается к излюбленному мотиву венецианской живописи — изображению нагого женского тела в окружении пейзажа. Тема чувственной земной красоты звучит в картине “Спасение Арсинои” (1555—1560 гг.). Сюжетом ее послужила написанная по мотивам рассказа древнеримского писателя Лукиана французская средневековая повесть о похищении рыцарем Ганимедом заточенной в темнице принцессы Арсинои. Сумерки. У подножия массивной каменной башни качается на мутно-зеленых волнах гондола. Рыцарь принимает в объятия спускающуюся по веревочной лестнице Арсиною. Сидя на борту лодки, снимает с ног цепи служанка, на корме склонился над веслом гребец. В густой тени, падающей от башни, поблескивает доспех рыцаря и белеют нагие тела женщин. Лишь виднеющаяся справа узкая полоска неба озарена неярким зеленоватым светом, блики которого дробятся на зыбкой поверхности моря.
Многое в этой картине говорит о влиянии маньеризма — удлиненность женских тел, их причудливые, змеящиеся очертания, прихотливая игра линий, ограниченность глубины пространства, высоко поднятый горизонт. Но, используя эти приемы, Тинторетто подчиняет их своему замыслу. Волнистые контуры фигур, извивающиеся линии чернеющих на нагих телах железных цепей, круто изогнутый борт лодки, горбатые гребни пенящихся волн создают беспокойный колеблющийся ритм, соответствующий романтической взволнованности повествования.
50-е годы были годами исканий. С середины 60-х годов наступает творческая зрелость художника. Искусство Тинторетто становится более строгим и сдержанным. В произведениях его исчезают внешняя аффектация и театральность. Сложные ракурсы и необычные эффекты перспективы более не привлекают его. Однако композиции Тинторетто не утрачивают от этого динамичности. Большую роль в них начинают играть контрасты масс света и тени. Изменяется и живописная манера художника. На смену большим цветовым пятнам приходит огромное разнообразие мазков, создающих неуловимые переходы то приглушенных, то вдруг ярко вспыхивающих цветов.
Эмоциональность, смелость композиционных решений, чувство единства человека и окружающей среды характеризуют картины, написанные в 1562—1566 годах для скуола ди Сан Марко на сюжеты легенд о евангелисте, согласно преданию, убитом в Александрии. В первой из них “Похищение тела святого Марка из Александрии” представлен момент, когда благодаря вмешательству небесных сил друзьям удается вызволить тело Марка из рук врагов. Ярко передает художник беспомощность человека перед могучей силой стихии. Небесный град, словно вихрь, сметает людей с площади, озаренной вспышкой молнии, прорезавшей темное небо. В ее свете кажутся призрачными и громады каменных зданий, и фигуры убегающих в страхе язычников.
В 1560-х годах завязываются прочных связи Тинторетто с братством Сан Рокко, для которого он работал до конца своих дней.
Картины скуола ди Сан Рокко яснее всего позволяют проследить формирование стиля позднего Тинторетто. В картинах Тинторетто наблюдаются снижение героического начала, распыление, обесценение отдельной личности, растворение ее в людской толпе, в потоках света и тени, в окружающей среде. Лейтмотивом их становится единение человека и окружающего его мира.
В 1594 году, незадолго до смерти, Тинторетто закончил большую “Тайную вечерю” для церкви Сан Джордже Маджоре. Возвратившись к теме, много раз привлекавшей его, он решает ее иначе, чем раньше. Не драматический конфликт, не раскрытие предательства являются содержанием картины. Рядом, бок о бок, в ней проходят две темы. В этой таверне, где на столах лежат груды еды, где суетятся хозяин и слуги, где кошка заглядывает в корзину со съестным, совершается чудо. Вызванное словами Христа волнение апостолов, возникающие в мерцающем зеленовато-золотистом свете люстры призрачные тени ангелов, ощущение безграничности словно раздвигающегося пространства составляют контраст с жизненной убедительностью бытовой сцены. В этой попытке объединения реального и мистического Тинторетто близко подходит к противоречивой сложности формирующегося искусства XVII века.
О все более углубляющемся расхождении позднего творчества Тинторетто с традициями классической поры Ренессанса говорит и исполненный в 1588 году “Автопортрет”. Напрасно стали бы мы искать в нем черты величавости, внутренней уравновешенности, гармонии. Повернутое прямо в фас изможденное лицо старика мгновенно приковывает внимание зрителя каким-то особенным выражением глаз. Угасшие, лишенные блеска, они смотрят на нас отсутствующим, невидящим взором погруженного в себя человека, оставляя впечатление глубокой внутренней тревоги.
Тинторетто умер в 1594 году в возрасте 76 лет. В последние годы он был одним из самых прославленных художников Европы. Творчество ряда живописцев конца XVI века отмечено его влиянием. Ему многим обязаны нс только непосредственно соприкасавшиеся с ним художники, как, например, Эль Греко, но и художники следующей эпохи, мастера искусства XVII века.
Литература по истории искусства Итальянского Возрождения
Основная литература:
1. Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. М., 1977.
2. Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс XIII-XVI вв. Т. 1-2. М., 1977.
3. Всеобщая история архитектуры. Т. 5. М., 1967.
4. Всеобщая история искусств. Т.3. М., 1962.
5. Данилова И.Е. Итальянская монументальная живопись раннего Возрождения. М., 1970.
6. Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. Т. 1-2. М., 1980.
7. История искусства зарубежных стран. Средние века. Возрождение. М., 1982.
8. История искусства стран Западной Европы от Возрождения до начала XX в. Искусство раннего Возрождения. М., 1980.
9. Колпинский Ю.Д. Искусство Венеции XVI в. М., 1970.
10. Лазарев В.Н. Происхождение итальянского Возрождения. В 3-х т. М., 1956-1979.
11. Смирнова И.А. Монументальная живопись итальянского Возрождения. М., 1982.
12. Смирнова И.А. Искусство Италии конца XIII-XV вв.
М., 1988.
Дополнительная литература:
1. Андросов С.О. Вероккьо. Л., 1984.
2. Балдини У. Микеланджело – скульптор. М., 1979.
3. Белоусова Н.А. Джорджоне. М., 1982.
4. Виппер Б.Р. Борьба течений в итальянском искусстве XVI в. М., 1956.
5. Гращенков В.Н. Антонелло да Мессина и его портреты. М., 1981.
6. Гращенков В.Н. Рафаэль. М., 1975.
7. Данилова И.Е. Джотто. М., 1970.
8. Дунаев Г.С. Сандро Боттичелли. М., 1977.
9. Дживелегов А.К. Леонардо да Винчи. М., 1974.
10. Знамеровская Т.П. Мазаччо. Л., 1975.
11. Лазарев В.Н. Пьеро делла Франческа. М.-Л., 1965.
12. Лазарев В.Н. Старые итальянские мастера. М., 1972.
13. Леон Баттиста Альберти. Под ред. В.Н. Лазарева. М., 1977.
14. Либман А.Я. Донателло. М., 1962.
15. Микеланджело. Жизнь и творчество. М., 1964.
16. Николаева Н.В. Андреа Монтенья. М., 1980.
17. Нессельштраус Ц.Г. Тинторетто. М., 1964.
18. Ротенберг Е.И. Искусство Италии XVI века. М., 1967.
19. Ротенберг Е.И. Искусство Италии. Средняя Италия в период Высокого Возрождения. М., 1974.
20. Смирнова И.А. Тициан. М., 1970.
21. Элиасберг И.Е. Пьетро Перуджино. М., 1966.
ИСКУССТВО ПРОТОРЕНЕССАНСА
1. Арнольфо ди Камбио. Палаццо делла Синьория (палаццо Веккьо) во Флоренции. 1298-1314.
Никколо Пизано (ок. 1220-1278/84)
2. Кафедра баптистерия в Пизе. 1260. Общий вид.
3. Аллегория Силы. Скульптура кафедры баптистерия в Пизе.
4. Рождество. Рельеф кафедры баптистерия в Пизе.
5. Поклонение волхвов. Рельеф кафедры баптистерия в Пизе.
Джованни Пизано (ок.1250-после 1317)
6. Геракл. Скульптура кафедры собора в Пизе.
7. Распятие. Рельеф кафедры ц. Сант Андреа в Пистойе.
8. Пьетро Каваллини. Апостол. Деталь фрески "Страшный суд" ц. Санта Чечилия ин Трастевере в Риме.
Ок. 1293.
Джотто ди Бондоне (1266-1337)
9. Св. Франциск отрекается от имущества. Фреска верхней ц. Сан Франческо в Ассизи. Ок. 1300-304.
10. Св. Франциск проповедует птицам. Фреска верхней ц. Сан Франческо в Ассизи. Ок. 1300-1304.
11. Возвращение Иоакима к пастухам. Деталь росписи капеллы Скровеньи в Падуе.
12. Сон Иоакима. Деталь росписи капеллы Скровеньи в Падуе.
13. Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот. Деталь росписи капеллы Скровеньи в Падуе.
14. Бегство в Египет. Деталь росписи капеллы Скровеньи в Падуе.
15. Брак в Кане. Роспись капеллы Скровеньи в Падуе.
16. Поцелуй Иуды. Роспись капеллы Скровеньи в Падуе.
17. Оплакивание Христа. Роспись капеллы Скровеньи в Падуе.
18. Явление Христа Марии Магдалине. Роспись капеллы Скровеньи в Падуе.
19. Мадонна с младенцем и ангелами (Мадонна Оньисанти). Ок. 1310.
20. Дуччо да Буонинсенья. Маэста. Лицевая сторона алтаря. 1308-1311. Общий вид.
21, 22. Симоне Мартини. Кондотьер Гвидориччо да Фольяно. Фреска палаццо Пубблико в Сиене.
1328. Общий вид. Деталь.
23.АмброджоЛоренцетти. Аллегория Доброго правления. Фреска палаццо Пубблико в Сиене.
1338-1340. Деталь.