Освещение музейной экспозиции и выставки
· Способы освещения экспозиции. Искусственное и естественное освещение. Воздействие света на экспонат.
· Особенности освещения различных видов музейных экспонатов: живопись, графика, скульптура, изделия из бронзы, керамики, стекла, мелкая декоративная пластика, ювелирное искусство, фрагменты архитектуры и др.
· Источники искусственного света. Световой климат в музее. Закон светового экспонирования.
· Световая архитектура. Принципы освещения музейной экспозиции:
- принцип общего освещения экспозиционного пространства;
- принцип локального освещения экспоната, комплекса;
- принцип смешанного, комбинированного освещения;
- принцип использования внутри витринного освещения.
· Обеспечения оптимальных условий восприятия. Понятие «зрительная работа». Функциональное освещение, вспомогательное освещение, световые эффекты.
· Театральные приемы освещения и подсветки экспозиции.
· Возникновение бликов и способы их устранения.
· Выбор способа освещения в зависимости от характерных особенностей экспонируемых предметов, от особенностей экспозиционного пространства, от композиционного решения общего художественного замысла экспозиции, от психофизиологических особенностей восприятия.
· Современные осветительные системы и приемы освещения музейных экспозиций.
· Дизайн - проект освещения экспозиции и выставки как составная часть общего комплекта проектной документации.
Алгоритм дизайн – проекта освещения экспозиции:
- определение допустимых уровней освещенности по показателям светостойкости материалов экспонатов;
- определение требуемого уровня освещения по условиям зрительного восприятия с учетом особенностей экспонируемых предметов;
- определение способов освещения;
- выбор источников света и тип осветительных приборов;
- определение мест установки элементов осветительной системы;
- определение системы управления светом;
- подготовка технического задания на разработку электротехнической части проекта.
Тема 11.
Экспозиционное оборудование.
· Основное и вспомогательное экспозиционное оборудование. Назначение, виды, требования (функциональные, эргономические, конструктивные, эстетические).
· Витрины. Назначение, классификация, структура, материалы.
Современные тенденции развития.
· Стенды. Основное назначение, разновидности, конструктивные схемы, принципы компоновки, модульные и растровые системы.
· Выставочное оборудование как гарант сохранности экспоната.
Общие и специальные требования обеспечения сохранности музейного предмета от преждевременного старения, повреждений, хищения.
· Средовые факторы отрицательного воздействия на экспонат.
· Специальные средства и конструктивные особенности экспозиционного оборудования, обеспечивающие сохранность экспоната.
· Аудиовизуальное обеспечение экспозиции и выставки в контексте решения художественных задач.
Современные аудиовизуальные средства и их применение в музейном дизайне.
· Сенсорные панели в системе пучкового этикетажа.
· Трехмерные динамические модели и голографические изображения в системе витринного показа как средства раскрытия свойств экспоната.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агостон Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне. - М., 1974.
2. Арнхейм Рудольф. Искусство и визуальное восприятие. - М., Архитектура-С, 2007.
3. Бегенау З.Г. Функция, форма, качество. - М.: Мир,1969.
4. Бибикова И. Принципы музейной экспозиции// Декоративное искусство СССР. - 1961.- №3. - С.7-11.
5. Бреднянов А. В., Зайчикова С. Ю., Куризан А. М. Принцип освещения музейной коллекции с защитой экспонатов от действия света.- М., 1989.
6. Брилл Т. Свет и его воздействие на произведения искусства. Пер. с англ.М.: Мир,1986.
7. Бухман Г.Б., Воронец Л.А.Интерьер и проектирование освещения. Киев,1965.
8. Гак А.М. Этикетаж в музейной экспозиции. Методические рекомендации. - М.,1990.
9. Галкина Т.В. Музееведение: основы создания экспозиции. – Томск: ТГПУ. 2006.
10. Томсон, Гарри. Музейный климат. Пер. с англ. – СПб: Скифия, 2005.
11. Гаэль де Гамен, Ценгиз Кабаоглу. Как сделать ни на что не годную витрину // Museum.-1985. №142. - С.4-8.
12. Глазычев В.Л. О дизайне. Издательство «Искусство»,- М., 1970
13. Гозак А.,Смирнов Л. Пространство храма муз // Декоративное Искусство, 1976.- №9 (226). - С.13-16.
14. Гнедовский М.Б. Современные тенденции развития музейной коммуникации // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: Сб. науч. тр.- М., 1989. С. 19-22.
15. Дерибере М. Цвет в деятельности человека. М.,1964.
16. Дмитриева О.С. Музеи и аттракционы: альтернатива в режиссуре музейного пространства //Сб. науч. ст.- СПб.,2005.- С.191-194.
17. Забозлаева Т.Б. Символика цвета. СПб.,1996.
18. Закс А.Б. Технология построения музейной экспозиции // Тр. Гос. Истор. музея,1987. Вып.66 - С.86-97.
19. Иоханнес Иттен. Искусство формы./Пер. с нем.М.: Изд. Д.Аронов,2001. – 136 с.; ил.