Художественное проектирование музейной экспозиции

Музейная экспозиция органически соединяет научную достоверность содержания с яркой зрелищностью показа. Главными действующими лицами в «музейном спектакле» выступают музейные предметы, поэтому задачей художника является усиление смысловых, эмоциональных и эстетических акцентов экспозиции.

Художественное проектирование экспозиции –это демонстрация в объемно-пространственной и художественной среде экспозиционного ансамбля на основе художественной концепции в целях оптимального освоения содержания экспозиции посетителями музея.

При этом необходимо подчеркнуть, что наиболее соответствующим музейной специфике является создание образа экспозиционногоансамбля на основе музейных памятников, научного содержания при дополняющей роли художественно-изобразительных и технических средств. Отказываясь от монотонности и экспозиционного однообразия художники и дизайнеры осуществляют поиски динамичности экспозиции, которые проводятся на основе сюжетности подачи музейных предметов, создания «рассказов в вещах»,интерьеров и обстановочных сцен. В музеях появились «уголки» и тематические комплексы, воссоздающие атмосферу эпохи, которые искусной «музейной режиссурой» были объединены в своеобразное музейное зрелище. Помимо глубокого научного содержания оно обладает большой эмоциональной силой, будит воображение и то чувство сопереживания, без которого невозможно эффективное восприятие экспозиции. Таким образом, экспозиционный ансамбль представляет собой пространственную среду (внутри здания или под открытым небом), структура которой в сочетании с ее цветовой, световой, пластической и драматургической композицией образ- но раскрывает суть представленных материалов, создает удобство осмотра и удовлетворяет требованиям технологии и экономики.

В комплексе художественно-выразительных средств, используемых при создании современных экспозиций, важная роль отводится экспозиционному оборудованию – специальным приспособлениям для демонстрации экспонатов. В зависимости от характера экспозиционных материалов и основных идей художественного проектирования употребляются различные типы экспозиционного оборудования. Для плоскостного экспонирования используются вертикальные щиты (стенды), турникеты (подобия книги

с твердыми перекидными листами, укрепленными на шарнирах).

Для пространственного экспонирования используются: витрины различных конструкций и форм (горизонтальные, вертикальные, настольные, пристенные, подвесные, кругового обзора); подиумы – возвышения для открытого экспонирования объемных предметов; универсальные модульные системы (каркасные, бескаркасные,комбинированные, рамные, пространственно-стержневые).

При проектировании оборудования учитывается его пропорциональность относительно экспонатов и экспозиционных залов, способность органично вписываться в интерьер по стилю, цвету, габаритам. Однако при этом обязательным является соблюдение следующего правила: воздействие оборудования на посетителя должно быть вторичным по отношению к экспонату.

Активными и специфическими компонентами архитектурно- художественного ансамбля являются цвет и свет. С их помощью можно объединить экспозиционные комплексы в единое гармоничное целое, сделать акцент на наиболее важных экспонатах. Правильный выбор освещения способствует точной передаче цвета экспонатов, усиливать эмоциональное восприятие. Большое значение для восприятия экспозиции имеет ее пространственное решение, т.е. расположение экспозиционных материалов и экспозиционного оборудования в пространстве экспозиционных помещений. Правильное соотношение элементов экспозиционного ансамбля, их взаимосвязь, группировка, определение доминант – все это имеет непосредственную важность для создания художественного экспозиционного образа.

Основные этапы художественного проектирования музейных

экспозиций:

1. генеральное решение экспозиции (в форме художественной концепции экспозиции) – первоначальный художественный проект, который выполняется в виде чертежей, макетов и пояснительных документов;

2. эскизный проектпредставляет собой детализацию художественной концепции, окончательное распределение экс- позиционной площади и размещение всех экспозиционных материалов, оборудования, технических средств;

3. технический и рабочий проект, который включает монтажные листы (где указано размещение конкретных материалов в масштабе 1:10), авторские разработки художественно-конструкторских решений, прокладки коммуникационных линий для освещения и крепления экспонатов, решения вопросов отопления, вентиляции, пожарно-охранной сигнализации. Большое значение для высококачественного обслуживания посетителей имеет информационное обеспечение. В состав музейной системы информационного обеспечения могут входить: стол справок (это передовая линия информационной службы, которая может быть расположена не только у входа, но и разбросаны по всему музею); персонал службы информации (своего рода «бродячие справочники» или так называемые «зональные гиды», готовые к любым вопросам и обсуждениям); информационные центры (компьютерные базы данных, обслуживание с помощью CD-ROM);

библиотека; компьютеры и мультимедийные терминалы(устанавливаются непосредственно в залах); аудио гиды (звучащийтекст по маршруту всей экскурсии или для отдельных комплексови экспонатов).Завершающим этапом создания экспозиции (после изготовлениявсего необходимого оборудования и научно-вспомогательных материалов) является монтаж. Он включают реализацию инженерныхрешений, связанных с отоплением, освещением, вентиляцией, креплением элементов оборудования, установкой пожарно-охранной сигнализации, оформлением экспонатов. Подготовленный проектобеспечивает быстрые сроки монтажа экспозиции, который ведетсяспециальной группой рабочих-монтажников. Перечень необходимыхработ составляется художником-проектантом, осуществляющим вместе с музейными сотрудниками общий контроль за ходом работ.Подготовленная экспозиция принимается специальной комиссиейс оформлением акта выполненных работ, который подписываетсядвумя сторонами (заказчиком и исполнителем) и хранится в архивемузея.

Параллельно с монтажом экспозиции начинается активная рекламная кампания, которая должна быть обеспечена созданием путеводителя, каталога, афиш, значков, пригласительных билетов и др.Современная практика предъявляет высокие требования к рекламным изданиям с точки зрения их содержания, дизайна и полиграфии. Афиша и пригласительные билеты, обладая самостоятельной эстетической ценностью, должны отражать специфику музейной экспозиции. Участие художника необходимо также при создании буклетов, каталогов, открыток с изображением экспонатов и путеводителей. Все эти компоненты должны выполнить важную задачу – формирование устойчивой и постоянно растущей музейной аудитории.

Открытие экспозиции сопровождается составлением охранно-топографической описи. Проектная документация в установленные сроки сдается в архив музея, причем экземпляр остается в экспозиционном отделе как справочный аппарат.

Одновременно с рекламной кампанией производится подготовка экскурсоводов.

Открытие музея – презентация (представление общественности чего-то нового), вернисаж (открытие художественной выставки) – проводится в торжественной обстановке в присутствии приглашенных лиц, средств массовой информации (TV-каналы, радио, газеты).

Таким образом, искусство создания музейной экспозиции является самостоятельным видом творчества с участием большого коллектива специалистов. Оригинальность концепции, качество воплощения творческого замысла, ингригуюшая рекламная кампания, удачно выбранное место и время экспозиционного показа, высокая квалификация музейных сотрудников, коммуникативность экспозиции являются залогом успеха экспозиционного проекта как культурного явления. А это напрямую связано с популярностью музея и повышением его имиджа в социокультурном пространстве.

Заключение

В современных условиях, когда для музеев нередко бывает затруднительно создание масштабных дорогостоящих стационарных экспозиций, особое значение приобретает организация мобильных, динамичных и не очень дорогостоящих выставок. Они позволяют оперативно реагировать на потребности момента, оперативно вводить в научный оборот в специфически музейной форме результаты научных исследований сотрудников музея, увеличивают число доступных для широкого зрителя музейных предметов из фондов, позволяют показывать пред­меты из своего и других музеев в различных сочетаниях и кон­текстах, под разным углом зрения, таким образом увеличивая число возникающих смыслов, расширяя информационное поле каждого предмета и в целом - расширяя возможности музейной коммуникации. Во многих музеях система взаимосвязанных выставок в значительной степени заменяет основную экспозицию. Вопрос о разнице между экспозицией и выставкой ставился музееведами давно, но, как правило, подчеркивалась вторичность, второстепенность, временность вы­ставки по отношению к "основной", "стационарной", "постоянной" экспозицией музея. В определенный период авторы трудов по музееведению вообще относили выставку не к экс­позиционной, а к "массовой" работе музеев.

Написав реферат, я добилась поставленной цели: узнала многое о построении музейной экспозиции, о её принципах, методах и экспозиционных материалах.

Нельзя не отметить то, что я успешно осуществила все поставленные задачи.

Более точно изучила все виды построения музейной экспозиции.

Так же выяснила, что музейная экспозиция органически соединяет научную достоверность содержания с яркой зрелищностью показа. Главные действующие лица - музейные предметы. Каждый художник ставит определенную задачу – усилить смысловой, эмоциональный и эстетический акцент экспозиции.

Как то так….много писать тоже не стоит

Список литературы

1. Музееведение. Музеи исторического профиля: Учеб. пособие для вузов по специальности «История» / Под редакцией К.Г. Левыкина, В. Хербста. М., 1988.

2. Юренева Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы. М., 2003.

3. Лорд Барри, Лорд Гэйл Д. Менеджмент в музейном деле. М., 2002.

4. Мазный Н.В., Поляков Т.П., Шулепова Э.А. Музейная выставка: история, проблемы, перспективы. М. 1997.

5. Поляков Т.П. Как делать музей?: (О методах проектирования музейной экспозиции). М., 1996.

6. Музей и новые технологии. М., 1999.

7. Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX–XXI вв.: Труды Государственного исторического музея. М., 2001. Вып. 127.

8. Поляков Т.П. Мифология музейного проектирования или «Как делать музей?» – 2. М., 2003.

9. http://www.museum.ru

Наши рекомендации