Проектирование музейной экспозиции

Создание музейной экспозиции –сложный исследовательский, творческий и производственно-технический процесс, который требует совместных усилий научных сотрудников, художников, дизайнеров, музейных педагогов, инженеров. В связи с этим составными частями проектирования экспозиции являются: 1) научное проектирование, в ходе которого разрабатываются основные идеи экспозиции и ее конкретное содержание; 2) художественное проектирование, призванное обеспечить образное, пластическое воплощение

темы; 3) техническое и рабочее проектирование, фиксирующее место

каждого экспоната, текста и технических средств.

Научное проектирование включает 3 этапа: разработка научной концепции, тематической структуры и тематико-экспозиционного плана.

1) Научная концепция –первый и важнейший этап проектирования, раскрывающий экспозиционный замысел и дающий общее представление о будущей экспозиции. В научной концепции выбирается и обосновывается тема и главная идея экспозиции, общая тематическая структура и принципы построения крупных разделов и комплексов. Научная концепция включает:

1. Определение ведущих идей современных направлений науки, отбор которых должен явиться стержнем предстоящей экспозиции и составить основные разделы тематической структуры.

2. Обоснование данной работы, постановка ее целей и задач, определение условий и реальных возможностей ее осуществления (площадь экспозиции, финансовые затраты).

3. Краткий обзор существующих в стране и за рубежом экспозиций по данной или сходной тематике, их структуры и принципы построения.

4. Анализ и характеристика предметной базы экспозиции: наличие фондовых материалов, коллекций по теме, привлечение материала из других музеев, реальные возможности комплектования основного и научно-вспомогательного фондов для проектируемой экспозиции.

5. Обоснование принципов построения экспозиции с точки зрения удовлетворения запросов и интересов различных групп посетителей, предполагаемая эффективность создаваемой экспозиции, возможность проведения экскурсионной и лекционной работы в экспозиции.

6. Выбор метода проектирования, предложения и рекомендации к художественному проектированию. Оформляется научная концепция в виде единого документа, в состав которого входят чертежи-планы экспозиционных залов с указанием предполагаемых мест размещения экспозиционных разделов и крупно габаритных экспонатов – диорам, образцов техники, макетов и т.д.

2) Тематическая структура (тематико-структурный план –

ТСП). Следующий этап научного проектирования состоит в разработке тематической структуры.Тематическая структура – документ, который служит основанием для определения последовательности экспозиционных разделов, тем и комплексов и установления маршрута по экспозиции. В ней перечисляются группы предполагаемых к экспонированию музейных предметов и других материалов. Тематическая структура оформляется в тематико-структурный план (ТСП) – документ, который составляется одновременно с подбором экспозиционного материала и определяет содержание и тематическую структуру проектируемой экспозиции. ТСП включает 3 пункта: ведущие тексты, обобщенный перечень экспонатов или их групп с краткой характеристикой, указания на дополнительное комплектование (например, в процессе полевой практики, изыскания в других хранилищах и др.). В зарубежной практике тематико-структурному плану соответствует краткий план-проспект экспозиции – экспозиционный (выставочный) бриф, который разрабатывает сформированная проектная группа. Такая группа включает представителей разных музейных подразделений: фондов (хранителя, консерватора); подразделения программ, адресованных публике (сотрудников, курирующих подготовку экспозиции, дизайн, образование, издания, маркетинг); администрации (сотрудников, занимающихся финансами, безопасностью, обслуживаем посетителей). Смысл проектных команд состоит в их направленности на разработку и воплощение конкретного проекта (бюджет и график работы, бриф). Бриф – это важный документ, который направляет весь процесс организации экспозиции до ее открытия. План-проспект (экспозиционный бриф) определяет цели создания экспозиции; ожидаемые впечатления посетителя; поэлементное описание экспозиции, включающее 1) коммуникативные задачи каждого элемента экспозиции, 2) возможные коммуникативные средства решения этих задач, 3) матрицы движения потока посетителей, 4) эскизы будущей экспозиции, рисующие «атмосферу» экспозиции. После одобрения плана-проспекта руководством каждый член проектной группы начинает заниматься своей специальной областью: подготовкой сопроводительного текста, отбором экспонатов и подготовкой их для показа, планами маркетинга, мерами безопасности, переговорами о предоставлении экспонатов на временное хранение.

3) Тематико-экспозиционный план (ТЭП). На третьем этапе научного проектирования разрабатывается на основе тематико-структурного плана и отобранного экспозиционного материала производится составление основного документа, завершающего процесс научного проектирования –тематико-экспозиционного плана.

Этот план представляет собой творческий исследовательский труд, в котором в соответствии с тематикой особо выделяются экспозиционные комплексы, состоящие из конкретных музейных экспонатов со всеми присущими им научными характеристиками. ТЭП включает следующие пункты: наименования разделов, тем, подием, комплексов; ведущие тексты и аннотации; перечни экспозиционных материалов, входящих в комплекс; сведения о характере экспозиционных материалов (подлинник, воспроизведение) и их размеры; указание мест хранения материалов и их шифра; примечания по художественному проектированию экспозиции. В итоге создается электронный вариант экспозиции, учитывающий все требования тематической структуры и музейного дизайна (См. приложение).

Перед окончательным оформлением тематико-экспозиционного плана нередко осуществляется так называемая «пробная» экспозиция, или раскладка. Она состоит в том, что предназначенные для экспонирования материалы раскладываются, развешиваются, расставляются в заданном пространстве в соответствии с тематической структурой. Это позволяет выяснить зрительную совместимость экспонатов, уточнить композицию комплекса, оптимальную нагрузку стен, витрин. В настоящее время широко внедрено в музейную практику компьютерное моделирование экспозиционных комплексов, тем, разделов, залов.

Современный тематико-экспозиционный план экспозиции зачастую сопровождает сценарий – литературное изложение содержания экспозиции с усиленным эмоциональным воздействием на посетителей. Целесообразным считается применение сценария при проектировании экспозиций с нетрадиционной тематикой, а также особенно в детских музеях.

Наши рекомендации