Иллюстрирование газеты. Функции, виды и жанры иллюстраций
В периодических изданиях среди изобразительного материала преобладают фотографии, которые воспринимаются быстрее, чем текст, которым читатель доверяет больше, чем рисункам. Это средство худ.-техн. оформления газет и журналов.
Иллюстрация (лат. – освещать, сопровождать) может быть вспомогательным, равным или ведущим по отношению к текстовому материалу содержательно-смысловым компонентом и самоценным произведением фотографического или изобразительного искусства. 12-13% всей площади номера, как правило, занимают иллюстрации.
Т.е. иллюстрация:
- акцентирует внимание читателя (Снимок, рисунок нередко играют роль зрительного центра полосы. В композиционном плане они как бы замыкают на себя остальные публикации и являются исходной точкой в знакомстве с содержанием материалов полосы. Для фотографии, фотоблока, плаката, карикатуры определяется центральное место на полосе, а вся полоса монтируется вокруг нее (такую верстку иногда называют «мельницей»);
- ориентирует читателя (Заставочная фотография, рисованная заставка, фотомонтаж, коллаж, сразу подскажет читателю тему публикации. Заставки-символы могут выступать и в качестве постоянной, разовой рубрики);
- служит средством художественного оформления печатных полос.
Текст и иллюстрации могут представлять собой содержательное единство, вместе раскрывать тему, усиливать друг друга.
В газете используются различные рисунки – репортажные, портретные, шаржи, карикатуры.
Типы иллюстраций:
- фотографика (фото различных жанров);
- графика (шаржи, комиксы, рисунки);
- инф.-ная графика (схемы, таблицы, карты, чертежи).
Формы иллюстраций:
1) горизонтальные (наиболее распространённые);
2) вертикальные (наиболее динамичные);
3) квадратные (наиболее скучные, статичные);
НО! Содержание важнее (какой бы ни была иллюстрация).
Жанры:
1) Фотозаметка – инф.жанр фотожур-ки, в кот. автор констатирует факт события или явления.(бывают короткая и расширенная);
2) фотоинтервью – инф.-аналит. жанр фотожур-ки, в основе которого диалог между автором и другим лицом с целью выяснения истины или проблемы.
3) фоторепортаж – инф.-аналит. жанр фотожур-ки, в кот. автор рассказывает о событии, являясь при этом очевидцем;
4) фотокорреспонденция – аналит. жанр фотожур-ки, в кот . автор исследует проблему.
5) фотоочерк – худ.-публицист. жанр фотожур-ки, в кот. автор рассказывает о судьбе человека/героя.
6) фотоэссе – размышления о проблеме, не имеют ярко выраженного сюжета.
7) фотозарисовка – рассуждения на свободную тему (чаще о природе; проблем не поднимает).
14. Композиционно-тематическая организация номера газеты.Виды вёрстки:
I. По конфигурации мат-лов:
·ломаная – мат-лы в колонке разной высоты;
·простая – размещение мат-лов на колонках одинаковой высоты.
Ломаная «+»:
1. позволяет придавать мат-лам газ. различную конфигурацию;
2. оформление разнообразное, динамичное;
«-» Ломаная:
1. может потребовать доп. времени;
2. усложняет восприятие мат-лов;
3. пестрота оформления газеты.
Простая «+»:
1. ясность размещения мат-лов, облегчает их восприятие;
2. выделяет важнейшие публикации полосы, номера;
3. удобна для газет с уплотнённым графиком выпуска.
«-» простая:
1. может привести к однообразию оформления газеты.
II. По направлению развёрстки мат-лов на полосе:
·Горизонтальн. – ширина превышает высоту мат-лов;
·Вертикальн. – высота мат-ла превышает их ширину.
Горизонт. «+»:
1. чётко разграничивает мат-лы различных разделов и рубрик;
2. эффективна при размещении крупных статей;
«-» горизонтал.:
1. вёрстка ограничивает возможности верстальщика;
2. приводит к однообразию оформления.
Вертикальн. «+»:
1. легка для восприятия;
2. широкое применение её вариантов во многих газ.;
3. удобна при развёрстке;
«-» вертикальн.:
может привести к однообразию и статичности оформления.
III. По степени симметрии размещения мат-лов на полосе:
·симметрич. – правая сторона соответств. левой;
·ассиметричн. - правая и левая сторона не соответств.;
«+» симметричн.:
1. привлекает внимание;
2. украшает номер;
3. хорошо смотрится на фоне тематических страниц и подборок.
«-» симметричн.: 1. статичная вёрстка.
«+» Ассиметрич.:
1. Более динамична;
2. Живое и разнообразное оформление;
3. использует любые возможности выделения важнейших текстов.
«-» ассиметрич.: 1. может привести к хаосу и нарушению законов композиции.
Способы подачи мат-лов:
А) Большие по объёму мат-лы:
- крупный кегль для загл.;
- выразит. вводные абзацы;
- подзаголовки разделов;
Б) Небольшие по объёму мат-лы объединяют в блоки, используя:
- общая «шапка» или рубрика;
- рамки, линейки;
- единый шрифт заголовков и текстов блока;
- единый формат набора.