Сложное предложение. сочетание союзов

ПОВТОРЕНИЕ.

Задание: расставьте знаки препинания, начертите схемы предложений, укажите вид каждого предложения.

1.Однажды Стивенсон начертил для своего пасынка карту.

2.Она была прекрасно раскрашена на ней были указаны широты и долготы обозначены заливы бухты.

3.Изгибы берега придуманного им острова увлекли воображение Стивенсона перенесли его на клочок земли затерянной в океане.

4.Стивенсон оказавшийся во власти вымысла очарованный бухточками нанесёнными им на карте написал их названия.

5.Когда он бросил задумчивый взгляд на очертания острова напоминавшего по контурам дракона то увидел среди придуманных им бухт холмов героев своей будущей книги.

6.Вначале Стивенсон и не помышлял о создании книги рассчитанной на массового читателя.

7.Рукопись предназначалась для чтения пасынку который был в восторге от затеи отчима решившего сочинить историю о плавании на шхуне в поисках сокровищ зарытых пиратами.

8.С неослабевающим вниманием слушал он рассказ о путешествии по острову рождённому фантазией Стивенсона.

СОЧЕТАНИЕ СОЮЗОВ

Союзы разделяются или не разделяются запятой в зависимости от следующих условий.

1. Запятая на стыке союзов ставится, если после первого союза следует одиночный союз в придаточной части:

Но в этом болоте невозможно было долго стоять, потому что, когда в первые морозы оно покрылось слоем льда, вода подо льдом понизилась, и так образовался лед-тощак (Пришв.);

А женщина всё говорила и говорила о своих несчастьях, и, хотя слова ее были привычными, у Сабурова от них вдруг защемило сердце (Сим.). Собака приостановилась, и, пока она стояла, человек видел, как солнечный луч обласкал всю полянку (Пришв.).

2.Если после первого союза следует двойной союз, то запятая на стыке союзов не ставится. Это случается, когда подчинительный союз имеет в главной части предложения слово то:

Прокофьев, одеваясь на ощупь в кромешной темноте, говорил, что писательство — самое тяжелое и заманчивое занятие в мире и что если бы он не был геологом, то наверняка бы сделался писателем (Пауст.)

Думал я, что если не случится в этот час перемены, тосудье уток не стрелять этим утром (Пришв.)

ПРАКТИКА

Задание: укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

1.Так продолжалось до вечера (1) и (2) когда радуга растаяла (3) он даже не заметил (4) как загрустило и полиняло небо.

2.На рассвете сгущался туман (1) и (2) когда он оседал на листике берёзы (3) то листике с каплями, тяжелея, отрывались и падали на землю (4) которая уже была вся устлана влажным ковром.

3.Гудели чёрные тополя (1) и (2) хотя море ещё играло прибоем (3) стало заметно (4) как постепенно расчищалось небо.

4.Сотни лет там (1) где стояла великая сосна (2) всё было без перемен, но (3) когда она упала (4) многое изменилось.

1) 1,4 2) 2,3 3) 1,2,4 4) 1,2,3,4

5.В новом романе известного писателя рассказывается о трудностях (1) с которыми приходится сталкиваться людям в начале жизненного пути (2) и (3) несмотря на то что герои книги очень молоды (4) они с честью проходят через все испытания.

6.После того как прозвучал третий звонок (1) занавес дрогнул и медленно пополз вверх (2) и (3) как только публика увидела своего любимца (4) стены театра буквально дрожали от рукоплесканий и восторженных криков.

1) 1,2,3,4 2) 1,2 3) 3,4 4) 2,4

7.Маска производила сильное впечатление (1) и (2) пока не остановилась процессия (3) я смотрел (4) как дымится верхушка этого маскарадного сердца.

8.После того как человек нашёл мощные источники энергии (1) он всё меньше зависел от внешних сил (2) и всё сильнее ощущал (3) какая опасность кроется (4) не во внешнем мире, а в нём самом.

9.Уже приближалась роща на рубеже владений (1) и (2) так как сердце девушки сильно билось (3) Лиза пошла (4) чтобы успокоиться.

10Территориальная структура населения и хозяйства зарубежной Европы сложилась в 19 веке (1) когда едва ли не главным фактором размещения (2) был природно-ресурсный (3) и (4) когда возникли угольно-металлургические районы Великобретании, Франции, Германии, Бельгии, Польши, Чехии, других стран.

11.На мои восторженные фразы о ясной осени (1) рыбак возразил (2) что (3) если в тихую погоду туман поднимается кверху (4) надо ждать затяжного дождя.

12.В донесении командира говорилось о том (1) что (2) если армия простоит в нынешнем биваке ещё пятнадцать дней (3) то в ней ни одного здорового солдата не останется (4) потому что хлеба и лекарств хватит только на трое суток.

13.Гудели чёрные тополя (1) и (2) хотя море ещё играло прибоем (3) стало заметно (4) как постепенно расчищалось небо.

14.Голоса офицеров растворились в общем гуле (1) и (2) когда подъехал полковник (3) то ему стало очевидно (4) что они отчаялись в возможности остановить этот беспорядок.

15.Капли дождя барабанили по стеклу (1) и (2) как Ольшанский ни старался расслышать за этим частым мерным стуком шум приближающегося автомобиля (3) чтобы выбежать и первым встретить Верочку (4) он пропустил заветный момент.

16.В лесу стало смеркаться (1) и (2) когда уже окончательно стемнело (3) мы, сидя в засаде, отчётливо услышали кабанов (4) которые направлялись через поле прямо к нашей охотничьей засидке.

17.А бабушка всё повторяла (1) что будет каждую минуту думать о внуках (2) и (3) хотя Антипов всегда считал себя суровым человеком (4) у него вдруг защемило сердце.

18.В лесу никогда не бывает пусто (1) и (2) если тебе он кажется пустым (3) ты сам виноват (4) что не замечаешь жизни вокруг себя.

19.Становится как-то спокойно на душе (1) когда спустя долгие годы вновь попадаешь в знакомый с детства уголок природы (2) и (3) как ни отвык ты от тишины и медленного течения времени (4) с наслаждением слушаешь шелест старых лип.

20.Звёзды померкли (1) и (2) пока солдаты чистили оружие (3) стало очень светло (4) как будто уже наступил день.

Наши рекомендации