Тема: Простое предложение с однородными членами и сложное предложение.

Цели: учить различать предложения с однородными членами и сложные предложения; совершенствовать навыки постановки запятых в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и форму­лирование познавательной цели; моделирование; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа дей­ствия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Упр. 52 (с. 37). — Прочитайте шуточные стихотворные строки так, как под­сказывают вам знаки препинания, и так, чтобы был поня­тен смысл предложения.

— Сколько предложений вы выделили? (Два, так как стоят две точки.)

— Как разделяются части сложного предложения? (Между ними стоит запятая.)

Упр. 51 (с. 37). — Прочитайте, какие предложения у вас получились.

— Докажите, что вы составили сложные предложения. (Учащиеся называют грамматические основы, объясняют по­становку знаков препинания.)

III. Актуализация знаний

— Прочитайте стихотворение-шутку Т. Крюковой.

Леф, леопарт, носорок и верблют

В моем зоопарке тетрадном живут.

Ребята узнали про льфа с леопартом,

И все покатились со смеха под парты.

Верблюты мои и мои носороки...

Весь класс потешался вчера на уроке.

Жаль, нету в природе подобных зверей,

Ну что же, отныне я буду умней.

И, чтоб не смешить понапрасну народ,

Пишу я: жирав, утконоз, бегемод.

— Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

— Как автору удалось создать весёлое настроение у читателей?

— Какое правило орфографии не знал герой этого стихотво­рения?

— Запишите правильно, каких зверей ученик хотел поселить в тетрадном зоопарке.

(Взаимопроверка, взаимооценка.)

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте предложения.

1) В портфеле у Миши лежат тетрадки, книжки, пенал.

2) Музыка стихла, но праздник продолжался.

3) Руки человека всё время работают, творят, строят.

4) Солнечные лучи скользили по холодному снегу и еле

5) На траве лежит холодная роса, насекомые спят, цветы крылись.

6) Наступит осень, и птицы покинут наши края.

— На какие две группы можно разделить эти предложения? (Простые предложения с однородными членами предложения.)

— Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами?

— Чему мы будем учиться сегодня на уроке? (Различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами.)

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 53 (с. 38). — Прочитайте предложения.

— Определите тип первого предложения: оно простое или сложное? Докажите. (Простое, так как в нём одна грамматическая основа.)

— Что соединяет союзы? (Два однородных сказуемых.)

— Будем ли мы ставить запятую перед союзом в предложении с однородными членами запятая е, и не ставится.)

Работа со схемами предложений

(Работа в парах по карточкам (на каждой карточке схеме).)

— Распределите схемы предложений по двум группам: схемы простых предложений и схемы сложных предложений.

О, О, О. О, и О. 0,аО. О, но О.

— Сделайте вывод: как могут быть связаны в предложении од­нородные члены? (С помощью интонации и союзов а, и, но.)

— А как могут быть связаны части сложного предложения? (С помощью интонации и союзов а, и, но.)

— В каком случае между однородными членами ставится за­пятая? (Если однородные члены связаны с помощью интонации перечисления или союзами а, но.)

— А в каком случае ставится запятая между частями сложного предложения? (Между частями сложного предложения за­пятая ставится всегда.)

Работа по учебнику

Упр. 54 (с. 38). — Прочитайте предложения.

— Прочитайте предложения с однородными членами.

— В каких предложениях между однородными членами ста­вится запятая? Почему?

— Прочитайте сложные предложения.

— В каких предложениях нужно поставить запятую? Почему?

— Спишите предложения, расставьте знаки препинания.

(Сильные учащиеся выполняют задание, обозначенное знач­ком «Задание повышенной сложности». Проверка. Один ученик зачитывает сложные предложения, объясняя постановку запятых, второй ученик — простые предложения с однородными членами. Далее коллективное выполнение грамматических разборов.)

— Назовите орфограммы в словах обед и морозный. Объясните написание этих слов.

VI. Физкультминутка

Наши рекомендации