Портретная живопись передвижников (И. Крамской, В. Перов, Н. Ге, И. Репин, В. Суриков)
Портретный жанр являлся одним из ключевых направлений в творчестве живописцев-передвижников. Но этот портрет был совершенно новым явлением в русском живописном искусстве. Критический реализм участников товарищества, заявленный в этом почти революционном посыле, в полной мере проявил себя в изображении жанровых, а именно в изображении бытовых сцен. Причем галерея портретов живописцев-передвижников в основном состоит не из парадных картин знати, купечества или обеспеченных слоев мещанства. У типичного портрета передвижника появляются свои, новые герои: угнетенное крестьянство, интеллигенты-разночинцы, борцы за счастье народа. Так в России появилось понятие однофигурного «социального портрета» - картины с единственным действующим лицом и острозлободневной тематикой. 1860–1870-е годы — время становления реализма в русской живописи, наиболее ярко проявившегося в творчестве художников-передвижников. Они создали свой, особый тип портретного изобр. Глубокий психологизм, т.е. умение показать характер человека во всей его сложности и многоплановости, и одновременно строгая простота, почти аскетизм средств выражения отличают его. В этот период в портретном жанре большим успехом у демократически настроенной публики пользовался портрет-тип, на котором модель получала не только психологическую оценку, но и рассматривалась с точки зрения ее места в обществе. Портретисты находили подлинно народные характеры в образах лучших представителей русского народа - писателей, ученых, худ-ов, музыкантов, общ-ных деятелей. В таких произведениях авторы уделяли равное внимание как индивидуальным, так и типическим чертам портретируемых.
Образцом такого портрета-типа стал написанный в 1867 году художником Н.Н. Ге портрет А.И. Герцена. Живописец не только уловил внешнее сходств, но и запечатлел на полотне духовную жизнь личности, стремящейся в борьбе добиться счастья для своего народа. В образе Герцена Ге показал собирательный тип лучших людей своей эпохи. Среди его портретных работ широко известны портреты писателей-современников - М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. А. Некрасова (обе 1872), Л. Н. Толстого (1884).
Традиции портретной живописи Ге были подхвачены В.Г. Перовым и И.Н. Крамским. Эти художники создали целую галерею образов своих выдающихся современников. Крамской И. Егопортреты - портреты-обобщение, в кот. через индивидуальное, присущее только модели, передано нечто, всеобщее, характерное для всех лучших людей эпохи «портрет Л.Н.Толстого» (1873) и «Н.А.Некрасова» (1877; ГТГ). Его портреты удивляли современников редкой проницательностью и тонкими психологическими характеристиками. Интересны образы людей из народа, созданные мастером, - это не только яркие личности, но и социальные типажи того вр. Особое место в тв-ве Крамского занимают образы крестьян. «Полесовщика» (1874, ГТГ). «Крестьянин с уздечкой» (1883). Он чаще всего прибегал к своей излюбленной графической технике (с применением соуса, белил, итальянского карандаша). Так выполнены известные портреты художников А.И. Морозова (1868), И.И. Шишкина (1869), Г. Г. Мясоедова (1861), П.П. Чистякова (1861), Н.А. Кошелева (1866); все - в ГРМ. Неоднократно Крамской обращался к такой форме картины, в кот. как бы соприкасались два жанра - портретный и бытовой. Таковы "Неизвестная" (1883), "Неутешное горе" (1884, ГТГ). Всю жизнь онписал многочисленные церковные и портретные заказы, служившие для него источником заработка.
Перов В.В 1870-е художник создал галерею портретов современников, деятелей передовой русской культуры, отличающихся глубокой психологической выразительностью образов. А.Н.Островский (1871). Ф.М.Достоевский (1872). В этом портрете художник создал образ русского интеллигента, «общественной совести» своего времени.
Замечательные портреты-типы были написаны И.Е. Репиным, сумевшим очень точно передать неповторимую индивидуальность каждого человека. С помощью верно подмеченных жестов, поз, выражений лиц мастер дает социальную и духовную характеристику портретируемых. «Портрет М.П.Мусоргского» (1881), написанный незадолго до смерти композитора. Репин провел всего 4 сеанса в госпитале, где Мусоргский находился на лечении. Поэтому музыкант изображен в больничном халате, в расстегнутой рубашке, с взлохмаченными волосами. Художник создал впечатляющий жизненный образ. Больной и неприглядный вид композитора, его одутловатое лицо, красно-синий нос притягивают внимание, но не отвлекают от главного - духовного богатства и величия человеческого гения, сохраняющегося даже в такой обстановке.
Значительно искусство Сурикова-портретиста. Прежде всего — это прекрасные этюды к историческим полотнам и "Снежному городку". Глубоко раскрыты характеры в "Портрете доктора А. Д. Езерского" (1911, частное собрание), "Портрете человека с больной рукой" (1913, ГРМ), "Автопортретах" (1913, ГТГ; 1915, ГРМ); Он выполнил более 30 живописных и акварельных портретов. Художник не писал их на заказ. Моделями ему всегда служили родные или близко знакомые люди. Удивительно красивы женские образы в его портретных произведениях. Существует несколько портретов А. И. Емельяновой. Лучшим из них является "Горожанка", отличается великолепным живописным мастерством, большим поэтическим обаянием и красотой душевного облика женщины.
Также главным объектом художественного постижения становится крестьянство и люди из низов, которые предстают не только жертвами социальной несправедливости, но и воплощением красоты и силы. Художники пишут бытовые сцены из деревенской жизни; портреты крестьян, воссоздающие яркие и цельные народные типы (В. Г. Перов. «Странник», 1870; И. Н. Крамской. «Полесовщик», 1874, «Мина Моисеев», 1883; И. Е. Репин. «Мужичок из робких», 1878);