В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно
ИХ трудности ИСЧЕЗ мз виду ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ деревьями солидные ПРОФЕССОРЫ в НОСУ
7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ А) М.Ю. Лермонтов пишет о своем поколении, что «и ненавидим мы, и любим мы случайно». Б) Те, кто не изучил самого себя, никогда не достигнет глубокого понимания людей. В) В журнале «Юности» была опубликована рецензия на новый сборник стихов молодых поэтов. Г) Студентами усваиваются знания, внимательно слушая лекции. Д) В. Г. Белинский написал около 20 статей и рецензий, специально посвящённые творчеству Н.В. Гоголя. | ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 2) нарушение связи между подлежащим в сказуемым 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 4) ошибка в построении предложения с однородными членами 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 7) неправильное построение предложения с косвенной речью |
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
пок..ряющий д..летант з..ря заг..релый к..саться
9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр..шелец, пр..успел
бе..печный, и..дать
пр..следую, пр..пасы
о..данный, на..пись
по д.. шёл, с..звучие
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
непоседл..вый выдерж..вать подкле..вать находч..вый затм..вать
11. Выпишитеслово, вкотором на месте пропуска пишется буква И.
законч..нный подозрева.. мый выпил..шь обнаруж..нный накол..шь
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Если бы мы (НЕ)ДОГЛЯДЕЛИ, лодка наполнилась бы водой.
В саду ещё (НЕ)РАСКРЫЛИ свои бутоны розы.
Желанная свобода (НЕ)ДОСТИГНУТА.
Прежние владельцы, (НЕ)ИМЕВШИЕ похвального любопытства заглядывать в старинные книги, оставили их на чердаке.
Друзья часто обсуждали, как они будут исследовать новые, ещё (НЕ)ОТКРЫТЫЕ земли.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Герои Тургенева уже (В)НАЧАЛЕ произведения часто характеризуются прямо и однозначно, (ТАК)ЧТО у читателя сразу складываются их устойчивые образы.
Эгоист зачастую считает себя (В)ПРАВЕ поучать людей, а (ПО)ТОМУ нередко остаётся один.
Для Бунина, ТАК(ЖЕ) как и для многих других, (НА)ПРОТЯЖЕНИИ всей жизни Толстой оставался создателем абсолютных ценностей в сфере художественного творчества.
Многие ещё не умеют мечтать и (ПО)ЭТОМУ (ВСЁ)РАВНО никак не могут идти в ногу со временем.
Австрийский эрцгерцог Рудольф с ШЕСТНАДЦАТИ(ЛЕТНЕГО) возраста (В) ТЕЧЕНИЕ довольно длительного времени брал уроки игры на фортепиано у Бетховена.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Варваре и Тихону чужд нравстве(1)ыи максимализм Катерины, для которой и крушение традицио(2)ых моральных норм в окружающем мире, и её собстве(3)ое нарушение этих заветов — поисти(4)е страшная трагедия.
Задание: выполните тестовую работу.
1.Какое из предложений связано с предыдущим с помощью союза и наречия?
(1)Спустя много лет я уяснил для себя совершенно определённо, что путешествие – не только романтика, но и тяжёлое испытание духа. (2)Это изнурительная работа, если хотите – ремесло. (3)А ещё – целая наука, включающая в себя много составляющих, в том числе искусство выживания.
2.Какое из предложений связано с предыдущим с помощью союза?
(1)Я шёл напрямик, через предгорья, вдали от дорог и селений. (2)Можно было в Крымске сесть на автобус и через два часа оказаться у тёплого моря. (3)Но я решил идти пешком по бездорожью, чтобы через несколько дней увидеть с вершины горы море. (4)Ради этого мгновения я мучил себя спусками и подъёмами, переходил вброд горные речки.
3.Какое из предложений связано с предыдущим с помощью местоимения и контекстного синонима?
(1)Зарубежные истолкователи Есенина, да и некоторые наши мемуаристы, не раз высказывали недоумённые замечания по поводу того, каким образом малограмотный рязанский паренёк, явившись в город, начал создавать изумительные стихи. (2)Эти толки вскружили не одну горячую голову. (3)Иные юные стихотворцы решили, что «любимцам богов» учиться вовсе не обязательно, что поэту высокая культура и глубокие знания не нужны; дело, мол, в том, чтобы уметь чувствовать и воспринимать жизнь «нутром».
(4)Современные исследователи развеяли миф о малограмотном мальчике-поэте. (5)Знатоками поэта доказано, что юный Есенин чрезвычайно любил книги, был начитанным человеком, увлекался искусством, использовал все возможности общения с образованными людьми, людьми высокой культуры и интеллекта.
4.Какое из предложений связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения?
(1)Как трудно быть учителем! (2)Проходить ежедневный контроль десятков пар острых, всевидящих и зачастую недоброжелательных глаз (3)Любое упущение в костюме, причёске, поведении немедленно отмечается…
(4)Мария Владимировна была безукоризненна во всём. (5)Едва ли не единственная в нашей школе, она не носила клички. (6)На её уроках царила тишина, хотя она отнюдь не принадлежала к «страшилам». (7)Она достигала этого минимумом усилий – ровным поведением, образцовостью внутреннего и внешнего облика. (8)Весь класс в той или иной мере был в неё влюблён.
5.Среди предложений 1 – 8 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи лексического повтора и личного местоимения.
(1) Тогда возникает вопрос: почему же человек так глух к внутреннему призыву самосохранения? (2) Почему он ломится в двери, на которых висит табличка «Посторонним вход воспрещен»? (3) Что это? (4) Глупость как врожденное качество человека? (5) Лишенный цели протест против всяческих законов и правил, который питается темной энергией животных инстинктов? (6) А может, неистребимая потребность познания? (7) Потребность, которая является столь же естественной, как и потребность пить, есть, спать… (8) Оглянитесь на историю человечества: она вся в этом неуступчивом и неуклонном движении за черту дозволенного.
6.Среди предложений 1 – 6 найдите такое, которое соединяется с предыдущими при помощи союза и притяжательного местоимения.
(1) Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг. (2) Людям, такой способностью наделенным или тревожно ощутившим в себе недостаток ее, людям, воспитавшим в себе талант доброты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живется труднее, чем бесчувственным.(3) И беспокойнее. (4) Но их совесть чиста. (5) У них, как правило, вырастают хорошие дети. (6) Их, как правило, уважают окружающие.
7.Среди предложений 1 – 5 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи контекстного синонима.
(1) 10 июня 1812 года многотысячная армия Наполеона пересекла границу России. (2) Захватчики были уверены в своей быстрой победе. (3) Русскими войсками командовал Михаил Богданович Барклай-де-Толли, происходивший из древнего шотландского рода. (4) Он хорошо знал о несокрушимой мощи французской армии, считал, что сражаться с врагом сейчас – это самоубийство, поэтому решил отступать. (5) Решил отступать, несмотря на то что этому противилась его честь, несмотря на то что многие боевые соратники упрекали его в трусости.
Задание: в одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1. Отец был изрублен в далёком районном селе, куда он отправился для ликвидации КУЛАЧНОГО бунта.
2. Огромная и ОТВЕТСТВЕННАЯ роль назначена историей литературе нашей.
3. Некоторые успехи сделала и ПРАКТИЧЕСКАЯ медицина при Иване Грозном.
4. Живая, свободная, бодрая мысль пытлива и властна; для ленивого, ПРАЗДНОГО ума она невыносима.
1. Ей ЯВНО хотелось разыграть передо мною новую роль — роль приличной и благовоспитанной барышни.
2. Пропаганда среди солдат велась так ИСКУССТВЕННО, что офицеры не замечали в своём батальоне ничего по дозрительного.
3. Поспешил фуражку снять: «Здравия желаю! Что УГОДНО приказать, Водки или чаю?..»
4. На каком-то реальном факте эта легенда безусловно основывается: она слишком ФАНТАСТИЧНА, для того чтобы её можно было выдумать.
1. Крестьянин взял оружие и стал ГРОЗОВЫМ партизаном, истребителем угнетателей.
2. Он скупал лес на сруб, давал деньги в рост, вообще был старик ОБОРОТЛИВЫЙ
3. Ещё одно ЗЕРНОВОЕ хозяйство вступило в строй.
4. Снег делается ЗЕРНИСТЫМ, ноздреватым, оседает и чернеет.
1. Ему, старому строителю, приятно и радостно думать о том, что у нас инженеры, которые умеют ДЕРЗАТЬ.
2. Оля не воевала с матерью и не ДЕРЗАЛА ей, но она перестала повиноваться матери.
3. Душевная рана иногда ЗАЖИВЛЯЕТ дольше, чем повреждение на теле.
4. Я бы, с радости, всех гребцов по рублю серебром ОБДЕЛИЛ.
1. Честь считать себя ДИПЛОМАТОМ Московской консерватории заманчива даже для знаменитостей.
2. Алёша считал себя в эту минуту боль шим ДИПЛОМАТОМ: желая задобрить хозяина, он говорил ему «товарищ».
3. — Как? с НЕВЕЖЕЮ! чтобы я примирился с этим грубияном?
4. Основой ЭКОНОМИКИ Исландии является рыбный промысел и отчасти животноводство.
1. Ей ЯВНО хотелось разыграть передо мною новую роль — роль приличной и благовоспитанной барышни.
2. Пёс сидел у ног хозяина и ЗЛОСТНО рычал.
3. Княжна сидела против меня и слушала мой вздор с таким глубоким, напряжённым, даже нежным вниманием, что мне стало СОВЕСТНО.
4. — Прошу у пани разрешения отлучиться на минутку: пан майор хочет холодного пива, — УГОДЛИВО сказал проводник.
1. ДЛИННАЯ, в несколько вёрст, тень ложилась от гор на степи.
2. Но она [санитарка] тянет и тянет его меж чернеющих воронок, напрягаясь вся, плача, изнемогая, од новременно и сильная, и слабая, и ЖЕНСКАЯ, и мужественная девочка на войне.
3. Он даже не потрудился переменить свои НАДУВАТЕЛЬНЫЕЕ приёмы в последние пятнадцать лет.
4. И всё-таки хочется думать, что Пётр Александрович не чувствовал себя ОДИНОЧНЫМ: редко кому на долю выпадает столько уважения и любви, которыми был окружён Герцен.
1. Входит очень приличный на вид, высокий, статный, пожилых лет незнакомец — в ШТАТСКОМ платье, но манера держаться военная.
2. Работа на пришкольном опытном участке развивает у ребят НАБЛЮДАТЕЛЬСКИЕ способности.
3. Декоративные ЛУКОВИЧНЫЕ растения представлены большим числом сортов тюльпанов, нарциссов, ги ацинтов.
4. Свернувшись в калачик, жмётся, вздрагивает у ног моих старый пёс, мой ЕДИНЫЙ товарищ.
1. От телесных наказаний ГРУБЕЮТ и ожесточаются не одни только арестанты, но и те, которые наказывают.
2. А в бухте — что оставалось делать? Только спать до ломоты в глазах, ДУРЕТЬ от однообразного ветряного воя.
3. ОТПЕЧАТАЛИ дом его и приставили караул, на каждую дверь по два солдата.
4. Массовые выступления недавних лет, и прежде всего студенческие волнения во Франции, ПОРОДИЛИ целую библиотеку публицистической, социологической да и художественной литературы.
УРОК 13
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА
Художественные средства
Языковое средство | Определение | Пример |
Анафора (единоначатие) | Повторение слов или словосочетаний в начале предложения | Руки отпускаются, когда человек читает в газетах одно , а в жизни видит другое. Руки отпускаютсяот постоянной неразберихи , бесхозяйственности , махрового бюрократизма . Руки отпускаются , когда ты понимаешь , что вокруг тебя никто ни за что не отвечает и что всем всё «до лампочки». Вот от чего опускаются руки! ( Р.Рождественский) |
Антитеза (противопоставления) | Резкое противопоставление понятий , характеров, образов , создающий эффект резкого контраста | Всю мировую литературу я разделяю на 2 типа – литература дома и литература бездомья. Литература достигнутой гармонии и литература тоски по гармонии . Безумный безудержДостоевского- и мощный замедленный ритмТолстого. Как динамичнаЦветаева и как статична Ахматова ! ( Ф. Искандер) |
Вопросно-ответная форма изложения | Форма речи, при которой автор как бы делает читателя своим собеседником ,привлекает его к обсуждению важных вопросов ,заставляет задуматься над ними. | Многие считают ,что бороться с проявлениями фашизма- дело правоохранительных органов. Ну а мы-то сами? Пешки, что ли ? Щепки истории? Рабы времени и обстоятельств? Да ни один институт общества в одиночку с человекофобией, бесчеловечностью не справится –это задача нас всех. |
Гипербола | Художественное преувеличение. | Россия поражена тяжелейшей идеологической болезнью, которая более тяжела ,чем водородная бомба 20 века.Имя это болезни –ксенофобия(И.Руденко). |
Градация | Синтаксическая конструкция,внутри которой однородные выразительные средства располагаются в порядке усиления или ослабления признака. | Вед и правда :что толку смелости, в бесстрашии, в беззаветной храбрости,если за ними не стоит совесть?! Нехорошо, недостойно, глупо и гадкосмеяться над человеком.(Л.Пантелеев) |
Гротеск | Художественное преувеличение до невероятного, фантастического. | Если бы какие-нибудь вселенские диверсанты были посланы уничтожить все живое на Земле и превратить ее в мертвый камень, если бы они тщательно разработали эту свою операцию, они не могли бы действовать более разумно и коварно, чем действуем мы, живущие на Земле люди.(В.Солоухин) |
Инверсия | Обратный порядок слов в предложении. ( | Вышел месяц ночью темной, одиноко глядит из черного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние.( М.Неверов) Ослепительно-яркое вырвалось из печи пламя(Н.Гладков) Не верю яв добрые помыслы нынешних новых русских. (Д.Гранин) |
Ирония | Вид иновысказывания, когда за внешне положительной оценкой скрывается насмешка. | Продаются мужские костюмы ,фасон один. А цвета какие? О, огромный выборцветов! Черный, черно-серый, серо-черный, черновато серый, грифельный, аспидный, наждачный, цвет передального чугуна, кокосовый цвет, торфяной, земляной, мусорный, цвет жмыха и тот цвет, который в старину назывался «сон разбойника». В общем, сами понимаете, цвет один, чистый траур на небогатых похоронах. (И.Ильф, Е.Перов) |
Композиционный стык | Повторение в начале нового предложения слова из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его. | Мы шли к этой славе долгие годы. Долгие годынаш народ жил одним: все для фронта, все для победы, потому что только после нее возможна простая человеческая жизнь. Жизнь , ради которой погибли миллионы. |
Контекстные (или контекстуальные) антонимы | Слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в исходном тексте. | Комплекс неполноценности способен загубитьчеловеческую душу. А может возвыситьдо небес. Нечто подобное творится с атомной энергией. Ею можно обогретьвесь земной шар. А можно расколотьего на тысячу частей.(С.Довлатов) |
Контекстные (или контекстуальные) синонимы | Была, правда, старая настольная лампа, купленная в коммисионном, чужая старина, не вызывающая никаких воспоминаний ,поэтому ничем не дорогая(Д.Гранин) То было ведение… Предо мною появились два ангела..два гения. Я говрю:ангелы..гении-потому что у обоих на нажженных телах не было никакой одежды и за плечами у каждого взымались сильные длинные крылья.( И.Тургенев) | |
Лексический повтор | Повторение в тексте одного и того же слова . | - Эти люди– ваши родственники? -Да, - сказал он . - Все эти люди – родственники? -Безусловно, - сказал он . -Люди всего мира ? Всех национальностей? Люди всех эпох? ( С. Довлатов ) |
Литота | Художественное приуменьшение. | Мы со своими амбициями – меньше муравьев лесных .( В . Астафьев) |
Метафора (в том числе развернутая) | Перенесение на предмет или явление какого – либо признака другого явления или предмета ( развернутая метафора – это метафора . последовательна осуществляемая на протяжении большого фрагмента сообщения или всего сообщения в целом | Добрых людей на свете было , есть и , надеюсь , будет всегда больше , чем плохих и злых , иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы , ………опрокинулся и затонул . Она очищается , душа – то , и чудится мне , весь мир затаил дыхание , задумался этот клокочущий , грозный наш мир , готовый вместе со мною пасть на колени , покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику добра ….(Н. Гоголь ) |
Метонимия | Перенос значение ( переименование ) на основе смежности явлений . | Зима . Мороз . Село коптит в стылое ясное небо серым дымом (В . Шукшин ) Траурный Моцартзазвучал под сводами собора ( В. Астафьев ). Черные фраки носились врось и кучами там и там. ( Н . Гоголь ). |
Однородные члены предложения | Синтаксическое средство выразительности , позволяющее а)подчеркнуть различные качества чего-либо Б)увидеть динамику действия В) в деталях увидеть , услышать , понять что –либо . | Пением органа наполнены своды собора . С неба . сверху . плывет то рокот , то гром , то нежный голосвлюбленных , то зов весталок . то рулады рожка , то звукиклавесина , то говор перекатного ручья …. Зал полон людьми , старыми и молодыми , русскими и нерусскими , злыми и добрыми , прочными и светлыми , усталыми и восторженными , всякими . Если суждено нам умереть , сгореть , исчезнуть , то пусть сейчас , пусть в эту минуту , за все наши злые дела и пороки накажет нас судьба . ( В. Астафьев ) |
Оксюморон | Соединение в образе или явлении несовместимых понятий . | Сладостные мученияиспытал он , изгнанник , вернувшись в Россию . Тревожно- радостное ожидание сменилось в нем спокойной уверенностью в завтрашнем дне. ( Н. Кривцов) |
Окказионализмы | Индивидуально- авторские неологизмы. | Как бы нам самим следить, чтобы наши правда не поширялисьза счет прав других .(А. Солженицын ) |
Олицетворение(персонификация) | Присвоение предметам неживой природы свойств живых существ. | Хмель, ползя по земле, хватается за встречные травы но они оказываются слабоватыми для него ,и он ползет, пресмыкаясь, все дальше…..Он должен постоянно озираться и шарить вокруг себя, ища за что бы ему ухватиться, на какую бы опереться надежную земную опору.(В.Солоухин) |
Парцеллярия | Намеренное дробление предложения на значимые смысловые части. | Жил в Германии хрупкий болезнетворный юноша. Заикался от неуверенности. Избегал развлечений. И только за роялем он преображался. Его звали Моцарт. (С.Довлатов) |
Перифраза | Описательное выражение, употребленное вместо какого-либо слова. | Особое место занимало у него в словаре слово «золото». Золотом называлось все, что хотите. Уголь и нефть-«черное золото».Хлопок-«белое золото». Газ -« голубое золото». (В.Войнович) |
Риторический вопрос | Выражение утверждения в вопросительной форме. | Кто из нас не любовался восходом солнца, летним разнотравьем лугов, бушующим морем? Кто не восторгался оттенками красок вечернего неба? Кто не замирал в восторге от вида внезапно возникшей долины в горных ущельях? (В.Астафьев) |
Риторическое восклицание | Выражение утверждения в восклицательной форме. | Какая магия, доброта, свет в слове учитель! И как велика его роль в жизни каждого из нас! (В.Сухомлинский) |
Риторическое обращение | Фигура речи, в которой в форме обращения выражается отношение автора к тому, о чем говорится. | Милые мои!Да кто же, кроме нас, о нас самих думать будет?(В.Войнович) И вы, душевно убогие вандалы, тоже кричите о патриотизме? (П.Вощин) |
Сорказм | Едкая ирония. | И каждый раз, откровенно халтуря на работе( «сойдет..!», что-то слепляя на авось («перемелется..!»),что-то недодумывая, не просчитывая, не проверяя(«да ладно, обойдется..!»),закрывая глаза на собственную небрежность («плевать..!») мы же сами, своими руками, собственным так называемым трудом строим полигоны для грядущей демонстрации массового героизма, сами себе готовим завтрашние аварии и катастрофы! (Р.Рождественский) |
Сравнительный оборот (в том числе развернутое сравнение) | Сопоставление предметов, понятий, явлений, чтобы подчеркнуть особо важный признак. Сравнение может быть передано: 1) с помощью сравнительных союзов как, точно, будто, словно, что , как будто и т.п. | Ночь, словно сумрачное ораторио старинных мастеров, росла в саду, где звезды раскидались как красные, синие и белые лепестки гиацинтов… |
2) С помощью слов похожий на ,похож на, подобен, напоминает , Схож с… | И кабинет мэтра был похож скорее на обитель чернокнижника, чем простого музыканта. | |
3)Родительным падежом существительного. | Лак на скрипке был цвета крови. | |
4)Творительным падежом существительного. | Старый мэтр никогда не бывал на мессе, потому что его игра была настолько бешеным взлетом к невозможному, быть может, запретному… | |
5)Сравнительный оборот. | Вместе с ней росло в душе мэтра мучительное нетерпение и ,как тонкая ледяная струйка воды,заливало спокойный огонь творчества. | |
6)Отрицанием (т.е не сопоставлением , а противопоставлением одного предмета или явления другому). | Не скрипка- душамузыканта звучала в этой тоскующей мелодии. | |
7)Придаточным сравнительным. | Рядом с ним, быть может, уже давно, шел невысокий гибкий незнакомец с бородкой черной и курчавой и острым взглядом, как в старину изображали немецких миннезингеров (автор всех примеров- Н.Гумилев) | |
Синтаксический параллелизм | Одинаковое(параллельное )построение нескольких рядом расположенных предложений абзацев. | Что такое канцелярит? Это-вытеснение глагола, то есть движения, действия, причастием, деепричастием, существительным (особенно отглагольным!), а значит застойность, неподвижность. Это-нагромождение существительных в косвенных падежах, чаще всего длинные цепи существительных в одном и том же падеже –родительном, так что уже нельзя понять, что к чему относится и о чем идет речь. Это-вытеснение активных оборотов пассивными, почти всегда более тяжелыми, громоздкими.( Н.Гоголь) |
Эпитет | Художественное определение ,т.е красочное, образное, которое подчеркивает в определенном слове какое-нибудь его отличительное свойство. | Есть только моя присмерительная, бесплотнаядуша, она сочится непонятной болью и слезами тихого восторга….Пусть рухнут своды собора, и вместо палача о кровавом, преступно сложенном пути унесут люд в сердце музыку гения, а незвериный рев убийцы . ( В.Астафьев) |
Эпифора | Одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая значение этого образа, понятия и т.д. | Как французы повлияли на Пушкина- мы знаем. Как Шиллер повлиял на Достоевского –мы знаем.Как Достоевский повлиял на всю новейшую мировую литературу- мы знаем. |
Синекдоха | Разновидность метонимии, замещение слова или понятия другим, находящимся с ним в отношениях «меньшее – большее»; «часть – целое» (количественная метонимия) | Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?.. (М. Ю. Лермонтов) |
Аллегория | Конкретное изображение предмета или явления действительности, заменяющее абстрактное понятие или мысль. | Образ женщины с завязанными глазами и с весами в руках – богини Фемиды – аллегория правосудия, изображение змеи и чаши – аллегория медицины. |
ПРАКТИКА
Задание: определите, какие средства выразительности используются в предложенных отрывках из поэтических и прозаических текстов.
1. Сменит не раз младая дева
Мечтами легкие мечты;
Так дерево свои листы
Меняет с каждою весною. (А.Пушкин)
2. Мело, мело по всей земле
Во все пределы... (Б.Пастернак)
3. Опять язвительности. Жалкие, бессильные. (Ю.Трифонов)
4. Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда. (А.Ахматова)
5. Весенний и тлетворный дух. (А.Блок)