В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно

Несколько ножниц Умелые повара Двое подружек В полутора часах На их территории

6.Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПРЕДЛОЖЕНИЯ А) Благодаря изобразительного искусства, связанного с движением декабристов, наши современники могут расширить знания об этой исторической эпохе. Б) Возвратившись из поездки, надолго запомнились интересные случаи в пути. В) Теплый дождик смочил землю, в котором так нуждались посевы. Г) Пациент обратился и лечился у этого врача. Д) Мы уже давно выписываем журнал «Природу». 1) Отрыв придаточной части сложноподчинённого предложения от определяемого слова 2) Неправильный порядок слов в предложении 3) Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 4) Ошибка в построении предложения с однородными членами 5) Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 6) Неправильное построение предложения с косвенной речью 7) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

УРОК 8

ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ. ПАРОНИМЫ

ПОВТОРЕНИЕ. ОРФОЭПИЯ

Задание: произнесите правильно данные слова:

бронЯ (защитная облицовка из стали), бытиЕ, блАговест, вЕрование, взялА, взЯто, включИт, втрИдорога, ветрянАя (мельница), вероисповЕдание, газирОванный, газопровОд, гналА, гофрирОванный, гастронОмия, диспансЕр, добЫча, дОверху, дОгмат, догналА, договОр, договОры, дозвонИшься, докумЕнты, дОсуха, доцЕнт, дОчернА, дрЕвко, дремОта

ПОВТОРЕНИЕ. ФРАЗЕОЛОГИЯ

Задание: восстановите данные фразеологизмы, объясните их значение:

Без задних …_______________; брать себя в …_______________; бросать слова на …_______________;взять голыми …______________; водить за …____________; не разольёшь …______________; вывести на чистую …____________; делать из мухи …______________; держать язык за …_____________; держать камень за …_____________; ждать у моря …____________; за тридевять …___________; зарубить себе на …______________; заговаривать …____________;гроша медного не …_____________; днём с огнём не …____________; в ежовых рукавицах …____________; палец опалец не …___________; впросак …_____________.

ПОВТОРЕНИЕ. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Задание: укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1.1) мокла под дождём 2) косвенных падежов З) чудеснейшим образом 4) здоровые дёсны

2.1) лягте на пол 2) самый красивейший 3) пара носков 4) пятисот лет

3.1) больше шестиста рублей 2) нет мест 3) проиграв вступление 4) в двухстах метрах

4.1) пять апельсинов 2) наиболее решительнее 3) в двухстах метрах 4) на их территории

5.1) несколько ножниц 2) умелые повара 3) двое подружек 4) в полутора часах

ПОВТОРЕНИЕ. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1.

А) Те, кто знали Левитана близко, говорили, что он любил русскую природу фанатически, почти исступленно. Б) Будучи в Италии, Левитана радовало все: итальянская весна, ее глубокое синее небо, изумрудная трава, цветущий миндаль. В) Картина «Явление Христа народу», поглотившая всю творческую энергию А.Иванова, разочаровала его и не закончена. Г) В картине «Итальянское утро», написанном Брюлловым, проявилось мастерство художника в разработке света. Д) Сравнивая варианты картины Федотова «Вдовушка», нам видно, как автор добивается простоты и ясности.   1)нарушение связи между подлежащим и сказуемым 2)нарушение в построении предложении с несогласованным приложением 3)нарушение в построении предложения с причастным оборотом 4)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 5)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 6)неправильное построение предложения с косвенной речью 7)ошибка в построении предложения с однородными членами

2.

А) По окончанию работы над «Проводами покойника» Перов приступил к новой картине о жизни бедных детей. Б) Перов и другие русские художники крепкими узами был связан со своей родиной. В) О рок-опере «Прометее» было много лестных отзывов. Г) Те, кто может побороть собственную лень, многого достигает в жизни. Д)Слушая любимую музыку, всегда обнаруживается что-то новое.     1)нарушение связи между подлежащим и сказуемым 2)нарушение в построении предложении с несогласованным приложением 3)нарушение в построении предложения с причастным оборотом 4)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 5)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 6)неправильное построение предложения с косвенной речью 7)ошибка в построении предложения с однородными членами

ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

ТЕОРИЯ

Однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях (узнать - признать, одеть - надеть, подпись - роспись), называются паронимами (из гр. para - возле, onyma - имя). Паронимы, как правило, относятся к одной и той же части речи и выполняют в предложении аналогичные синтаксические функции.

Учитывая особенности словообразования паронимов, можно выделить следующие группы.

1. Паронимы, различающиеся приставками: опечатки - отпечатки, уплатить - оплатить;

2. Паронимы, различающиеся суффиксами: безответный - безответственный, существо - сущность; командированный - командировочный;

3. Паронимы, различающиеся характером основы: один имеет непроизводную основу, другой - производную. При этом в паре могут быть:

a. слова с непроизводной основой и приставочные образования: рост - возраст;

b. слова с непроизводной основой и бесприставочные слова с суффиксами: тормоз - торможение;

c. слова с непроизводной основой и слова с приставкой и суффиксом: груз - нагрузка.

В семантическом отношении среди паронимов обнаруживаются две группы.

1. Паронимы, различающиеся тонкими смысловыми оттенками: длинный - длительный, желанный - желательный, гривастый - гривистый, жизненный - житейский, дипломатичный - дипломатический и под. Таких паронимов большинство, их значения комментируются в лингвистических словарях (толковых, словарях трудностей, словарях однокорневых слов, словарях паронимов). Многие из них характеризуются особенностями в лексической сочетаемости; ср.: экономические последствия - экономичное ведение хозяйства, богатое наследство - тяжелое наследие; выполнять задание - исполнять песню.

2. Паронимы, резко различающиеся по смыслу: гнездо - гнездовье, дефектный - дефективный. Таких единиц в языке немного.

Особую группу паронимов составляют такие, которые отличаются функционально-стилевой закрепленностью или стилистической окраской; ср.: работать (общеупотр.) - сработать (проcт. и спец.) жить (общеупотр.) - проживать (офиц.).

ПРАКТИКА

Задание: составьте словосочетания с данными паронимами.

Методический – методичный;_________

Ненавистнический – ненавистный;_____

Нестерпимый – нетерпимый;__________

Обеднеть – обеднить;________________

Опасный – опасливый;_______________

Описка – отписка;___________________

Освоить – усвоить;__________________

Органический – органичный;__________

Осуждение – обсуждение;____________

Ответный – ответственный;___________

Отчетный – отчетливый;______________

Политический – политичный;__________

Понятливый – понятный;_____________

Представительский – представительный;________________________________________________________________

Представление – предоставление;______

Приметливый – приметный;___________

Реалистический – реалистичный;______

Скрытный – скрытый;________________

Тактичный – тактический;____________

Технический – техничный;____________

Удачливый – удачный;_______________

Хозяйский – хозяйственный.__________

Задание: подберите подходящие синонимы из скобок к данным паронимам

Длинный – длительный (протяженный, долговременный)

Запасный – запасливый (предусмотрительный, резервный, дополнительный)

Злой - злостный (недобрый, вредный, злонамеренный, свирепый)

Комический – комичный (смехотворный, комедийный)

Нестерпимый – нетерпимый (недопустимый, невыносимый)

Оборотливый – оборотный (предприимчивый, противоположный)

Опасный – опасливый (рискованный, осторожный)

Понятный – понятливый (ясный, способный)

Скрытый – скрытный (неоткровенный, тайный)

Удачный – удачливый (счастливый, везучий, успешный)

Фактический – фактичный (действительный, достоверный, документальный)

Явный – явственный (бесспорный, нескрываемый, четкий, отчетливый)

Наши рекомендации