Галерейная деятельность в структуре художественного рынка
В структуре художественного рынка галереи играют важнейшую роль. Галерея – это финансовый организм, который на основе художественных ценностей создает ценности экономические. Функционально галерея исполняет роль издателя для художников и биржевого маклера для клиентов. Галерея скупает, хранит, выставляет, продает и публикует произведения художника в среде любителей искусства. Галерея является гарантом качества продаваемого произведения. Ее авторитет и, соответственно, доверие к ней со стороны покупателей нарабатывается годами, благодаря грамотной работе с художниками и любителями искусства, квалифицированному отбору товара, профессиональной работе специалистов. Многие галереи совмещают разнообразные виды художественной и коммерческой деятельности, используя их диверсификацию.
Традиционная деятельность галерей – обеспечение контактов между мастером и коллекционером, потенциальным покупателем, критиком, музеями, искусствоведами, прессой. Это и всемерная поддержка интереса к современному искусству, и презентация молодых художников, и пропаганда творчества художников разных стилей и направлений, и формирование вкуса широкой публики, и кураторство. Не менее важной деятельностью галерей является организация и участие в аукционах и ярмарках. Престижной для художника является возможность выставиться в частных, негосударственных, и в государственных галереях за рубежом. Многие художники отводят галереям роль посредников в презентации своего творчества и налаживании контактов с представителями арт-бизнеса за рубежом.
Цена на произведение искусства образуется с учетом стоимости материала, затраченного времени на его обработку художником, торговой наценкой и налогами. Также учитываются редкость и художественное достоинство, репрезентация художника, либо прежнего владельца, география происхождения, мода (до тех пор, пока в погоне за модой рынок не перенасыщается). Психологию спроса формируют редкие имена, редкие произведения, закрытые для рынка, ставшие музейным достоянием. Подъем цены, в некоторой степени, обуславливается и смертью художника.
Галерея в художественной жизни должна быть не просто гостеприимным выставочным залом, но местом, где задается определенный вектор, стратегия развития современного искусства. Бесспорным лидером галерейного бизнеса в мире считается США, где этот бизнес появился в 1950-е годы. Ранее галереи выполняли в основном музейные функции. Некоторые галереи занимаются не только современным искусством, но и искусством прошлого, имеют свои отделения в разных странах.
Современные галереи не просто предлагают произведения искусства как товар, они создают через систему социокультурных коммуникаций определенные стандарты его восприятия и потребления, формируют стиль жизни и характер покупательского поведения. И для художников, и для зрителей (покупателей) определяющее значение имеет позитивный имидж галереи, который складывается из открытости, прозрачности и репутации на рынке. Без прозрачной, транспарентной экономической деятельности и соблюдения правил деловой этики бизнеса сложно рассчитывать на долгое существование в условиях международного художественного рынка. Ни одна рекламная кампания не будет эффективной, если будет предложена низкопробная продукция. Недопустимо, если галерея не квалифицированно относится, например, к авторским правам или законам о ввозе и вывозе художественных ценностей, не стремится к установлению многообразных коммуникаций между всеми агентами рынка.Деятельность и галерей, как и всего рынка, выглядит агрессивной, поскольку традиционные подходы к устройству выставок не всегда приводят к положительному результату. Позиция «зритель сам придет, увидит и оценит» требует пересмотра. Искусство галериста заключается в достаточно тонкой манипуляции зрительским мнением, с помощью сложной системы коммуникаций.
При выборе той или иной галереи художник должен также ориентироваться на ее имидж. Желательно, чтобы их интересы на рынке совпадали. Тогда фирменная торговая марка галереи или ее брэнд влияет и на имидж художника.Создание брэнда – это формирование в сознании покупателя образа художественного товара (имени художника, торговой марки галереи, художественного центра, фирмы, художественного действия и т.п.), обеспечивающее устойчивый покупательский интерес. Конечно, для создания брэнда требуется проведение ряда художественных акций.Следовательно, брэндинг есть одна из самых сложных и необходимых задач галереи, чтобы товар, предлагаемый именно под ее товарной маркой, предпочитали покупатели, выделяя его среди конкурирующих товаров.
В условиях художественного рынка решающими факторами становятся системы теле- и компьютерных коммуникаций и других современных технологий, в том числе и глобальные информационные сети.Соответственно и участникам художественного рынка необходимы технологии формирования и трансляции различных форм искусства, электронные возможности отображения информации, маркетинговые коммуникации на базе сетевых ресурсов. Это –в первую очередь, создание web-галерей, представляющих персональные сайты художников, и сайты галерей. Работа в Интернете формирует новую идеологию «сетевого художника и сетевого арт-дилера». Как правило, все профессионально работающие галереи имеют свои web-страницы в Интернете.
Важным условием профессиональной работы галерей является соблюдение авторских прав художника (имущественные и неимущественные права, право доступа к произведениям, право наследования), а также соответствие договорных взаимоотношений с художником международным нормам.
Появление в Беларуси негосударственных, частных галерей и салонов оживило художественную жизнь общества. Возникнув, как культурная альтернатива государственному патронажу художников, галереи разработали разные программы деятельности, тактику и стратегию своего развития. Среди наиболее успешно работающих отечественных галерей следует назвать галереи «ЛаСандрАрт», «Nova», «Концепция»,«Ў» (все в Минске), галерею «Крыга» (Гродно) и др.