Особенности развития художественного рынка в Беларуси

Становление отечественного рынка как составного элемента мирового художественного рынка прошло в своем развитии два этапа– с начала ХХ века до 1988 года, и с 1988 года по нынешний день. Особенностью первого этапа являлось то, что доминирующее положение на рынке принадлежало произведениям декоративно-прикладного искусства, изобразительное искусство появлялось, как правило, от случая к случаю и пользовалось ограниченным спросом. Советское правительство чаще выступало в роли продавца, чем покупателя. Коллекционеров, которые являлись ключевыми фигурами на западном рынке,на отечественном рынке было немного, а их интересы ограничивались категориями приобретений, перечисленными выше.

В постсоветский период художественный рынок получил возможность легализации. С 1992 г. начался процесс приватизации государственной собственности. В том же году стали образовываться специальные Комитеты по сохранению культурных ценностей. Торговцы и коллекционеры стали открывать собственные магазины и галереи, получая предварительно в территориальных комитетах лицензии. Так художественная торговля внутри страны была частично передана в сферу частного предпринимательства; при этом государство оставило за собой определенные позиции. Начиная с 1990-х годов, появились первые институциональные образования ранее почти полностью нелегального рынка. Первые частные галереи не имели определенной специализации, они скорее напоминали художественные лавки, в которых можно было найти как ценные, дорогие, в хорошем состоянии предметы, так и простые, малоценные предметы быта. Постепенно начался процесс дифференциации и профессионализации. Возникли салоны-магазины, галереи, рассчитанные на состоятельных покупателей, где стали предлагаться вещи отреставрированные, подобранные в коллекции (например, серии портретов, пейзажей).

С ростом благосостояния общества связано формирование среднего класса, а значит и появление массового покупателя произведений искусства. Насыщение потребительского рынка, утолившего голод советского человека по ширпотребу, естественно привело к повышению интереса к вещам неординарным, художественным, авторским, тем более что широкий диапазон цен мог устроить людей с самым разным бюджетом.

Одной из важнейших составляющих культурного пространства в цивилизованной стране является наличие полноценной арт-инфраструктуры, галерей, центров, журналов, института кураторов, которая не только способствует формированию художественного рынка, но главное – стимулирует полноценный художественный процесс. Такой развитой инфраструктуры в Беларуси ранее не существовало.

Сегодня происходит формирование инфраструктуры во всех областях белорусской культуры и искусства: в кино, литературе, изобразительном искусcтве, театре. В обществе начинает меняться представление о культуре, возникают потребности в искусстве, люди начинают материально поддерживать эту область и вкладываться в нее.

Беларусь уже давно не является «страной без галерей». В стране в данное время действует определённое количество галерей различных форм собственности, работают кураторы, проходят выставки, критики пишут рецензии. Но зачастую уровень этих галерей, выставок, кураторов и критиков не достаточно высок. Утрачена система «контроля качества» произведений искусства и самих выставок, которая существовала в советский период.В странах с развитым художественным рынком существуют институты, учебные центры арт-дилерства, которые заинтересованы в подготовке специалистов, умеющих правильно продавать или приобретать ценные произведения для музеев или коллекционеров, а также способных контролировать сохранность произведений искусства. В системе отечественного рынка подобных учебных структур нет, вследствие чего отсутствует и необходимый контингент высокопрофессиональных специалистов галерейного бизнеса, что, безусловно, не способствует его успешному развитию. Внимательное изучение мирового опыта и внедрение его в белорусскую действительность – важный шаг для перевода белорусского художественного рынка из стадии зарождения на стадию устойчивого развития.

Положительной тенденцией, несомненно, является возросшая роль крупного бизнеса и частного капитала в развитии современного белорусского художественного рынка. Примером тому может служить деятельность Белорусского народного банка,Приорбанка, которыерассматривают поддержку творческих проектов в области современного искусства как свой вклад в общественное развитие и в собственное будущее. Банки стремятся участвовать в проектах, направленных на развитие современной белорусской культуры, продвижение молодых одаренных фотографов, художников, музыкантов, поддержку выступлений талантливых артистов и коллективов.

Весьма существенную роль в развитии отечественного художественного рынка начинают играть современные технологии и, в частности, интернет. Сделки заключаются в виртуальном пространстве, экономя драгоценное время, как самих художников, так и галеристов. Некоторые галереи планируют полностью перейти на существование в сети интернет, это позволит сэкономить средства, которые идут на дорогостоящую аренду помещений. Сегодня появляется возможность продвижения художника и удер­жания единой цены в любой точке мира. Электронные платежи и доставка – преимущества, которые редко предоставляют ныне действующие субъекты арт-бизнеса. И не исключено, что складывающийся принципиально иной рынок искусства (новые потребители и механизмы ценообразования) в перспективе даже отменит некоторые законы рынка традиционного.

С другой стороны, демократичность виртуального арт-рынка приводит к заполнению Сети «второсортным» искусством, дезориентирующим покупателя. Поэтому огромное значение в нынешней ситуации имеет появление профессиональных ресурсов, которые учитывают специфику товара под названием «искусство» и применяют особые механизмы распространения инфор­мации, гарантии, оценки, презентации произведений.

Сегодняшняя ситуация в отечественном Интернете, формирование сетевого художественного рынка и освоение этого пространства традиционными субъектами искусства, является подходящим моментом для развития подобного проекта.

Несмотря на то, что большинство представителей отечественного арт-бизнеса в один голос говорят о неготовности субъектов традиционного художественного рынка перейти в «пространство Сети», многочисленные преимущества нового пространства делают этот процесс почти неизбежным. Решение это проблемы, конечно, вопрос времени, и прогресс в данной области зависит лишь от желания адаптироваться к новым технологиям. Причем оно должно появиться и у покупателя, и у продавца.

Художественный рынок в Беларуси воспринимается основными субъектами его функционирования как находящийся в процессе формирования, с характерными для этого периода противоречиями. Созданы отдельные элементы его структуры, можно говорить о наличии профессионалов-посредников, существуют главные составляющие рынка: спрос и предложения. Однако еще не сформирована единая инфраструктура, не только обеспечивающая субъектов художественного рынка, но и гарантирующая качество этих услуг, пока она существует в качестве отдельно функционирующих рыночных объектов (салонов, галерей, аукционов), которые незначительно используют СМИ.

Сегодня белорусский художественный рынок существует скорее как сегмент традиционного товарного рынка, предназначенный для реализации товара под названием искусство. Рынок в таком варианте, действительно, может использовать свои механизмы для влияния на потребителя, и влияния на производителя, заказывая ему коммерческий продукт (как это практикуется в шоу-бизнесе).

Отношения же с другими субъектами художественного рынка будут способствовать его дальнейшему укреплению: и у художника, и у потребителя возникнет и будет крепнуть доверие к нему.

Поэтому белорусский художественный рынок, создаваемый взамен утраченных посреднических позиций государства, уже сегодня в состоянии выполнить эту задачу. И это не смотря на то, что рыночная психология сталкивается с традиционным представлением об искусстве как о даре. Белорусский художественный рынок сегодня стремится соответствовать потребностям потребителя и художника. Он проблемен, но в процессе его развития эти проблемы решаются.

Государство, заинтересованное в повышении культурного уровня нации, должно осуществлять такую культурную политику, которая бы стимулировала сохранение высоких эстетических и моральных идеалов, самобытных национальных традиций белорусского искусства. Развитие культурной восприимчивости, способности к правильной
интерпретации конкретных проявлений коммуникативного поведения в различных культурах – это проблема, которая стоит сегодня перед «творцом» и потребителем его искусства. Самое главное для эффективной работы художественного рынка сегодня – это стабильность экономической системы и максимальная доступность произведений покупателям.

Тема 9

Наши рекомендации