Особенности русского народного танца Липецкой области

Липецкая область образована в 1954 году и является самой молодой из областей России. Она образовалась из районов, ранее входивших в Тамбовскую, Орловскую, Курскую, Воронежскую области. Центром стал г. Липецк, ранее входивший в состав Воронежской области.

Липецк был основан Петром I, в месте, где была обнаружена железная руда. Где-то к началу XVIII века Липецк становится известным курортом минеральных вод, куда собирался не только цвет Москвы и Петербурга, но и других городов России. Этот период впоследствии имел особое влияние на развитие и становление культуры вообще и танцев, в частности.

Среди хороводов, бытующих в Липецкой области и как и во многих областях России отличающихся или композиционным построением, или манерой и характером исполнения, или танцевальной лексикой, можно назвать:

«Просо»

Это игровой хоровод, связанный как с аграрным циклом, так и со сватовством. Композиционная структура: две шеренги, расположенные друг против друга, - представлена диалогом двух спорящих сторон.

«Лён»

Это игровой хоровод.

«Красны сновать»

Это хороводная пляска, которая исполняется во время рубки капусты, прополки льна, удобрения полей.

«Долина-долинушка»

Свадебный игровой хоровод.

«Воробушек»

Игровой хоровод, в котором участники, взявшись за руки, ходят по кругу, поют и приплясывают.

«Русая коса»

Это один из вариантов старинного свадебного обряда «Расплетение косы», но с некоторыми изменениями.

Кроме хороводов в Липецкой области большой популярностью пользуются пляски. Самой распространенной является «Матаня», которую можно встретить во многих областях России, но везде она имеет свое так называемое «лицо». Если говорить о «Матани» липецкой в общих чертах, то здесь характерным является следующее. На лугу десятки парней и девушек образуют круг. Начинает играть гармонь, под которую лихо выскакивает в центр круга одна из самых смелых девушек и поёт частушку. Весь круг притопывает, приплясывает в характере той музыки, которую задал гармонист. На частушку первой более бойким голосом отвечает другая, выходя в центр к первой. Все участники снова приплясывают, двигаясь по кругу. Продолжается это соревнование двух девушек до тех пор. Пока они сами не решат, что пора заканчивать. Потом может заказать «Матаню» новая пара – юноша и девушка или вновь две девушки. Она имеет характерные особенности в построении рисунка, манере исполнения, в характере движений рук. Эти отличия более ярко выражаются, когда её танцуют в разных районах, деревнях и сёлах.

Выйти на «Матаню» стало означать выход на «пятачок», то есть поплясать, потолочься на месте. Особенность липецкой «Матани» такова, что она может включать в себя ту же «Барыню» или «Рассыпуху» . Это зависит от желания гармониста.

«Барыня»

Ещё одной любимой пляской липчане называют «Барыню». «Барыня» так же, как и «Матаня», имеет несколько вариантов.

Первый вариант – «Барыня бешеная» - плясалась толпой по кругу, где каждый сам по себе.

Второй вариант – «Барыня под драку» - исполнялось подгулявшей ребятнёй.

Третий вариант – «Барыня с выходом» - более степенная. Её плясали парами друг перед другом.

«Трепак»

Плясавший вставал прямо и, лихо подбоченясь, выдавал частушку: «Вышла баба за ворота, заплясала «Трепака».

Характерной особенностью данной пляски в Липецкой области является то, что в ней участвуют и мужчины, и женщины. Это весёлый танец с частушками и гармошкой. Основные движения – «дробный» топот, лёгкие переборы.

«Шестёрка»

Исполняется под наигрыш «Сербиянки» и имеет второе название «Шахтерка», возникла на основе «Матани».

«Подковырка»

Это парная пляска, которую исполняли мужчина и женщина. Ведущую роль в ней выполняет мужчина. Женщина и мужчина то сближаются, то отдаляются друг от друга, не соблюдая ни общих линий, ни порядка, ни направления. Руки партнёра находятся в беспрерывном движении. Ступни ног касались пола и носками, и каблуками. Бывало даже, что мужчина встает на носки обеих ног, при сильно согнутых коленях (более легко можно сделать в лаптях). Отсюда и пляска получила своё название. Приседания чередовались с быстрыми переходами и поворотами. Женщина всё время ходит вокруг мужчины, наклоняя и поднимая корпус: когда корпус наклоняется вправо, то поднимается левая рука, и наоборот.

«Круговая»(вариант 1)

Это простой вариант, где участники становились в круг или шли по кругу шаркающим шагом, сменяя его различными дробушками. Характерная особенность данной пляски – чёткое чередование (на одну фразу 4, 8 тактов) одного и того же движения с различными другими. В данном варианте шаркающий шаг с различными дробями.

«Круговая»(вариант 2)

Исполнители становятся в круг. Ведущая движется внутри круга, выбирая себе пару. Тот, кому повезло, с удовольствием пускается в пляс, демонстрируя свои танцевальные навыки и молодецкую удаль.

Игры в сочетании с хороводами получили своё наибольшее распространение среди молодёжи и были ими любимы, а нам полезны с точки зрения более глубокого познания народной культуры Липецкой области или создания сценического хореографического произведения. Среди таких игр можно назвать:

«Яша»

Этой игре присуща специфически грубоватая сатира.

«Луг-лужочек»

В этой игре особенно ярко выражены сценические игровые приёмы.

«Окол Дона, окол Дона»

«Кольцо»

В танцевальном фольклоре Липецкой области прослеживаются также черты казацкой пляски. И хотя по сравнению с крепкими традициями Кубани или Дона в селах Липецкой области практически ничего не сохранилось, говорить о влиянии казачества и давнем их присутствии на Липецкой земле можно хотя бы по названиям деревень Казаки, Нижье Казачье, Верхнее Казачье, село Казачье. Элементами казачьего танца, встречающимися в Липецкой области являются: свист, подголоски, сжатые в кулак кисти рук, во время танца проделываются всевозможные виртуозные повороты.

Особое внимание следует обратить на городской танцевальный фольклор, который зарождался под воздействием различных обстоятельств. К концу XVIII века в Липецке началось строительство курортного зала и водолечебницы минеральных вод. Стали возводиться каменные особняки и гостиницы, куда приезжали полечиться, поразвлечься аристократы Москвы, Санкт-Петербурга. В курортном зале устраивались спектакли, концерты, давались балы, где светская публика на европейский манер танцевала полонез, краковяк, мазурку, вальсы.

Примерно в то же время открывают гимназии: мужские и женские, и светские танцы там вводят как обязательный предмет. В дальнейшем это не могло не отразиться в фольклоре. В гимназии учились дети богатых родителей. Возвратившись домой, они вносили свою лепту в бытующий фольклор, видоизменяли его. Некоторые становились учителями в сельских школах и передавали культуру, в том числе и танцевальную, крестьянским детям. Одним словом, к первой половине XX века в деревнях и сёлах Липецкой области вполне конкретно обозначились элементы светских танцев, взятых из краковяка, вальса.

Как в «Матани», в одну из фигур стал включаться вальсовый поворот. Среди танцев, бытовавших в Липецкой области и появившихся на основе так называемого фольклора, можно выделить такие, как:

«Краковяк»

«Полька-бабочка»

«Полька с каблучка»

Кроме этих танцев, в Липецкой области встречаются танцы и других областей, прилегающих к ней.

Среди особенностей танцевальной культуры Липецкой области можно выделить: использование свиста, подголосков, хлопков в ладоши с резким раскрыванием рук в стороны, прищёлкивание пальцами и хлопушки у женщин, появившиеся скорее всего в середине XX века. Это, очевидно, связано с тем, что женщины хотели показать, что и они могут делать хлопушки. Есть и другая версия. Все мужчины во время войны уходили на фронт, женщины оставались одни и за мужчин исполняли их партии. В любом случае, хлопушки в женском танце имели место, но это всё-таки больше характерно для мужского, а не для женского танца.

Исполняются все пляски под частушки или с частушками, которые являются, как правило, ведущим жанром в народной культуре Липецкой области.

Географическое положение и соседство со многими областями, из которых сложилась Липецкая область, наложило отпечаток не только на обычаи, обряды, игры, песенно-танцевальный, музыкальный материал, но и на костюм, который всегда являлся составной частью любого торжества и праздника.

В праздничной одежде крестьян нашла выражение языческая символика, отражающая поклонение солнцу, небу, траве, земле. Один из видов праздничной одежды – панева. Паневы могли быть клетчатыми: либо с прошвой, либо разбивались полосками. Паневы чёрного цвета символизируют черноземье, плодородие, клетка паневы как бы повторяет разбивку на земляные наделы. Иногда она делится вдоль полосками, тремя линейками – жёлтого цвета – символ солнца, зелёного – цвет травы, голубого – знак неба. Паневы носили замужние женщины, а в сёлах это являлось частью венчального наряда.

Одевалась панева на рубаху, рукава которой отличались обильно вышитым растительным узором (роза, ветки, виноград) и геометрическим построением (ромбы, волны). Преобладали сочные, яркие цвета – сочетание розового и синего, зелёного и красного на белом фоне. Девушки носили косоклинные сарафаны и белые блузы, украшенные узорами на рукавах и по вороту.

Замужние женщины носили кокошник – головной убор жёсткой конструкции. Под кокошник надевали подзатыльник, он скрывал все волосы и завязывался под кокошником. Девушки же повязывали на голову «золотую» ленточку либо шёлковый платок.

Мужская одежда состояла из рубахи-косоворотки алого цвета в поперечную полоску: низ рукава, подола и ворот были расшиты геометрическим узором. Рубаха перевязывалась поясом, сплетённым из разноцветных ниток. Порты были тёмного цвета в полоску. На ногах в обычные дни носили лапти, а на праздники – сапоги.

Популярен ли народный танец в современном обществе?

На вопрос о предпочтении народного или современного танцев из 104 человек различных возрастных категорий современному танцу отдали 61% опрашиваемых, народному танцу 39%. (Соотношение популярности по возрастным категориям в процентном отношении отражено в диаграмме№1)

Особенности русского народного танца Липецкой области - student2.ru

Молодое поколение с (9 до 20 лет) выбирает современные стили и направления, степень популярности народного танца мала. Это объяснимо: на подростка оказывает большое влияние массовая молодежная культура. Занятие народно-сценическим танцем не является показателем признания в среде одноклассников.

В процессе взросления меняется и отношение к народному танцу. Здесь уже можно наблюдать предпочтение народного танца современному танцу. При этом причины выбора созвучны от анкеты к анкете: в народном танце присутствует «мелодичность и душевность музыки, плавность и разнообразие движений, яркость, зажигательность, веселье, задор и широта русской души».

Каждого из опрошенных людей в выбранном им танце привлекает костюм, движения, эмоциональность, музыка, ритм.

Из полученных результатов видно, что единственной причиной популярности современного танца является - отражение духа современности, «некая модность». Современный танец имеет место, как на разных телевизионных каналах, так и в повседневной жизни: школьные дискотеки, праздники, вечеринки, молодежные тусовки. Именно современный танец составляет основу репертуара многих коллективов. Сегодня он развивается и как конкурсное направление (батлы). Многие направления современной хореографии используются в фитнесе. Подростков и молодежь не привлекают занятия «старомодными танцами». У них нет желания заниматься тем, что не модно, еще и тратить на это время, силы, выслушивать замечания преподавателя, выполнять какие-то занятия и упражнения. Если современные танцы дают возможность продемонстрировать свои умения на дискотеке, на вечеринке, в клубе перед понравившейся девушкой или юношей, перед друзьями, знакомыми, то народный танец такой возможности не дает. Красивую ровную спину могут оценить только родители. Выступление ребенка на концерте с народным танцем понравится бабушкам и дедушкам. Для подростка намного авторитетнее мнение друзей, сверстников, более старших товарищей, чем родителей и бабушек.

Однако, если задать этот вопрос первому встречному россиянину, знает ли, любит ли он песни и танцы родного края, которые исполнялись по праздникам на Руси, то вероятнее всего ответ на этот вопрос вызовет затруднение.

Вот и я, занимаясь народным танцем уже не первый год, часто задаю себе вопрос: «Почему я выбрала для занятий танцами ансамбль народного танца?» Отвечаю себе – «Русский народный танец - это настоящее искусство, самый распространенный вид танцевального искусства! Когда слышишь народную, заводную музыку, видишь яркие сарафаны, расписные кокошники не вольно хочется пританцовывать!»


2.3. Выводы:

Хотелось бы с уверенностью сказать, что народный танец - это самый распространенный вид танцевального искусства на земном шаре. Именно он подтверждает, как никакой другой вид, известную метафору: "Жизнь - это танец".

Русский народный танец является одним из наиболее распространенных видов народного творчества. Русский народный танец постоянно видоизменялся на протяжении всей его истории, и в наше время ведутся многочисленные фольклорные экспедиции по всей России по изучению особенностей русского народного танца.

Каждый танец, исполняемый в разных областях имеет между собой много отличий.

Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа. Тогда почему мы изучаем история России и не изучаем русский народный танец, в котором отражена жизнь и быт нашего народа. Ведь в результате изучения русского народного танца воспитывается и эстетический вкус, развивается культура и манера общения, а также происходит знакомство с лучшими произведениями хореографии. В нашей работе описаны лишь малая часть из всех существующих в народе и хореографии элементов русского народного танца.


Тем не менее, анализируя ответы на вопрос, как часто в повседневной жизни Вы встречаетесь с народным танцем?

Ответ однозначен: увидеть народные танцы можно теперь, разве что, в дни национальных праздников или на концертах художественной самодеятельности, на свадьбах, на корпоративных праздниках в качестве отдельных номеров. Попутным становится использование народных мотивов дизайнерами при создании своих коллекций одежды (яркий пример – одежда для олимпийской сборной России).
Однако говорить о 100-процентной популярности народного танца в современном обществе не приходится.

Исследовав особенности липецкой танцевальной традиции, мы можем сделать следующие выводы:

1.Уральские пляски в основном избовые.

2.Основными формами уральских танцев является кадриль

3.Манера и характер девушки в танце: поступь гордая и уверенная, скромность жестов, движения девушки упругие, пластичные, спокойные.

4.У юноши в танце движения рук широкие, уверенные,

покачивающиеся, голова гордо поднята.

5.Сжатые в кулачки ладони являются характерными для уральского танца.

6.Для парного танца характерны такие положения рук, как «свечка» и «замок».

Наши рекомендации