Виды русского народного танца

Ученые выделяют три основных вида русского народного танца: хоровод, пляска, кадриль. [1]

Хоровод. В этом виде танца тесно связаны между собой три компонента: танец, песня и игра. В хороводе принимают участие люди всех поколений (дети, молодежь, люди пожилого возраста и даже старики). Количество участников неограниченно. Танец часто сопровождается пением. Хождение по кругу, держась при этом за руки, иногда за платок, шаль – основная фигура хоровода. Это самый популярный вид танца. Он распространен по всей России, и каждая область, каждый район и даже село вносят что-то своё уникальное, создавая разнообразие в стиле, композиции, характере и манере исполнения. Хороводы исполняют в медленном, среднем и быстрых темпах.

В различных районах России существуют свои местные особенности исполнения хороводов. На исполнении хороводов сказывается и разнообразие в костюмах, которые в разных областях значительно отличаются друг от друга и подчас весьма далеки от общепринятого «русского сарафана», к которому мы так привыкли на сцене.

Пляска. Пляска - это наиболее распространенный и любимый жанр русского народного танца. Пляской можно выражать различные состояния человека. [1]

Характерная особенность русской пляски - разнообразные движения, число которых во много раз увеличивается за счет импровизации исполнителей. У исполнителя русской пляски очень выразительны руки, голова, плечи, лицо, кисти рук и т.д. Пляска помогала выразить различные состояния человека: веселье, радость, гнев, торжество. В пляске могут участвовать парни и девушки, мужчины и женщины, подростки и пожилые люди. Для мужской пляски характерны широта, размах, удаль, сила, внимание и уважение к партнерше. Для женской пляски характерны величавость, плавность, благородство и задушевность, однако часто она исполняется живо, с задором. [1] Изюминка русской пляски заключается в отсутствие стереотипов и навязанных человеку обществом образов и масок.

Кадрильведет свое происхождение от салонного французского танца. Французская кадриль начала распространятся в русском народе в начале XIX столетия. В народе кадриль десятилетиями видоизменялась, совершенствовалась и создавалась заново. Она приобрела своеобразные движения, рисунки, манеру исполнения, взяв от салонного танца лишь некоторые особенности построений, да название. Во время танца исполнители могли петь частушки сольно, парами или все вместе. О кадрили не говорят - танцевать: обычно - плясать либо водить, играть, ходить - как о хороводах или плясках.

2. 3. Особенности русского народного танца в Тербунском районе

Изучив народные танцы Англии и России, своего района я пришла к следующему выводу. Различаются не только народные танцы разных стран, но и танцы районов отдельной страны. Даже отдельный район может иметь уникальную хореографическую лексику, ритмический рисунок, манеру исполнения.

Совсем недавно люди, в совершенстве владеющие танцевальным искусством, были очень популярны и узнаваемы. Танцоры, парни и девушки, считались самыми завидными женихами и невестами, их расположения пытался добиться каждый, ведь попав в окружение танцора можно было погреться в лучах его славы и признания.

В моем селе были популярны 2 вида русского народного танца: хоровод и пляска. Самой любимой пляской мои односельчане называют «Матаню». В теплое время года девушки и парни собирались на лугу или в лесу, зимой в доме, образовывали круг. Начинала играть гармонь, под которую лихо выскакивала в центр круга одна из самых смелых девушек и пела частушку. Весь круг притопывал, приплясывал в характере той музыки, которую задал гармонист. На частушку первой более бойким голосом отвечала другая девушка, выходя в центр к первой. Все участники снова приплясывали, двигаясь по кругу.

Ещё одной любимой пляской называют «Барыню». «Барыня» в Липецкой области имеет три варианта. Для жителей моего села характерен третий вариант – «Барыня с выходом» - более степенная. Её плясали парами друг перед другом.

Одной из отличительных особенностей пляски являются перебежки, лихие выходы парней, задорные проходки девушек, разнообразные по рисунку переходы пар и т.д.Песни, под которые исполняется пляски, в основном быстрые. Танцевали под аккомпанемент различных музыкальных инструментов: гармонь, балалайку, гитару.

Еще одним популярным танцем в нашем селе где-то в 50- е годы был танец «Колчак», его танцевали под различные музыкальные инструменты по 4 человека. Вечером потанцевать собирались почти каждый день, кроме дней поста – эти дни строго соблюдали, после работы.

Позднее стали ходить в клуб, где танцевали не только народные танцы, но и современные.

Среди особенностей танцевальной культуры моего села можно выделить: использование свиста, подголосков, хлопков в ладоши с резким раскрыванием рук в стороны, прищёлкивание пальцами.

Наши рекомендации