Часть В. Дайте краткий ответ на вопрос

Вариант 2

А1.Приобщение человека к культуре обязательно требует от человека:

1) посещения концертов и музеев,

2) самостоятельных духовных усилий,

3) высшего образования,

4) устойчивого материального положения

А2.Известно, что крестоносцы привезли в Европу с Востока ряд культурных норм, например, привычку мыть руки перед едой. О какой тенденции в развитии культуры свидетельствует этот факт?

1) о сохранении самобытности,

2) о возрождении традиций,

3) о национальной изоляции,

4) о взаимном обогащении

А3.Какой из примеров иллюстрирует новаторство в развитии культуры?

1) празднование Масленицы,

2) посещение художественной галереи,

3) прочтение стихотворение А.С. Пушкина,

4) создание самолета братьями Райт.

А4.Массовая культура, в отличие от народной:

1) воспринимается узким кругом ценителей,

2) возникла только с переходом к индустриальному обществу,

3) не взаимодействует с элитарной культурой,

4) базируется на национальных традициях.

А5.Верны ли суждения о разновидностях культуры?

А. Свобода творца всегда ограничена необходимостью продажи своих произведений.

Б. Произведения массовой культуры, как правило, ориентированы на выражение социального протеста.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.

А6. Наука отражает мир в

1) понятиях и терминах,

2) художественных образах,

3) символах веры,

4) обыденных представлениях

А7. Ученые-вулканологи, обследовав склон вулкана, предупредили местных жителей об опасности извержения. Какая функция науки проиллюстрирована этим примером?

1) познавательно-объяснительная,

2) культурная,

3) социальная,

4) мировоззренческая.

А8. Верны ли суждения о науке?

А. Наука вырабатывает и теоретически систематизирует объективные знания о действительности.

Б. Наука создает эмоционально-чувственный образ объективной реальности.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.

А9. Процесс приобщения к ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями, называется:

1) наукой,

2) искусством,

3) образованием,

4) творчеством.

А10.Верны ли суждения о роли образования в современном обществе?

А. Образование остается одним из важнейших каналов социализации личности.

Б. В системе современного образования все большее значение приобретает тенденция к его гуманизации, к учету индивидуальных особенностей школьников.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.

А11.Верны ли суждения о социальной функции образования?

А. Социальная функция образования заключается в том, что человек овладевает социальным опытом, происходит социализация личности.

Б. Социальная функция образования заключается в том, что оно непосредственно регулирует социальные процессы в обществе.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.

А12.Что из перечисленного, характеризует искусство в отличие от науки:

1) выявление закономерностей развития природы и общества,

2) теоретическое решение мировоззренческих проблем,

3) отражение мира в художественных образах,

4) использование теоретических понятий.

А13.Важнейшим необходимым механизмом творчества является:

1) интуиция,

2) безукоризненная логика,

3) наличие высшего профессионального образования,

4) приобретение знаний.

А14.К мировым религиям относится

1) христианство,

2) конфуцианство,

3) индуизм,

4) синтоизм.

А15.Верны ли суждения о религии?

А. Религия оказалась долговременной, устойчивой формой культуры.

Б. Культ – один из основных компонентов религии.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.

А16.Ранняя форма религии, сущность которой состоит в поклонении какому-либо объекту, которому приписывались сверхъестественные свойства

1) Анимизм

2) Тотемизм

3) Фетишизм

4) Магия

А17.К культуре демонстративного потребления относится

1) Народная

2) Массовая

3) Национальная

4) Молодежная

А18.Выберите правильный ответ

1. Искусство- явление социальное: оно участвует в социальном преобразовании общества, оказывая эстетическое воздействие на личность

2. Созданные в искусстве образцы составляют культурное наследие общества и способны, став символами своего времени, оказывать влияние на общественное сознание

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.

А19.О какой тенденции образования свидетельствует наличие разнообразных учреждений дополнительного образования, ориентированных на различные интересы детей?

1) Гуманизация

2) Информатизация

3) Гуманитаризация

4) Интернационализация

А20.Какой пример отражает особенности нравственной оценки деятельности человека

1) Осуждается коллегами по работе

2) Осуждается на основе действующего законодательства

3) Осуждается на основании административного распоряжения

4) Одобряется в правительственном решении

Вариант 2

Часть В. Дайте краткий ответ на вопрос.

В1.Запишите слово, пропущенное в схеме:

  Мировые религии    
  христианство   ислам
                 

В2.Установите соответствие между видами религии и их конкретными примерами: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  ПРИМЕРЫ РЕЛИГИЙ   ВИДЫ РЕЛИГИИ
А) синтоизм 1) мировые
Б) иудаизм 2) национальные
В) буддизм    
Г) христианство    
Д) конфуцианство    
Е) ислам    

В3.Установите соответствие между признаком и отраслью культуры, которую он характеризует: к каждой позиции в первом столбце подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПРИЗНАК ОТРАСЛЬ КУЛЬТУРЫ

1. образность А) наука

2. логическая доказательность Б) искусство

3) эстетическое освоение мира

4) воздействие на эмоции человека

5) комплексное описание объекта

В4.Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «искусство»

Образность, эмоциональность, фантазия, обоснованность, субъективность

Найдите и запишите термин, «выпадающий» из этого ряда.

В5.Причитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов

«Информационные и коммуникативные технологии стали наиболее динамичным компонентом _____(1) – как материального, так и духовного, радикально меняющим многие принципы социальности и регуляции _____(2). Масштабы и темпы информационной_____(3) превышают все известные до сих пор в истории сдвиги… Происходит перераспределение расходов на материальное производство в пользу _____(4), образования, социального обеспечения, здравоохранения и рекреации. Ведущая роль в производстве все в большей степени принадлежит не производственным корпорациями бизнесменам, а корпорациям исследования и развития, экспериментальным лабораториям, научным центрам и ______(5). Вместе с тем повышается степень самостоятельности каждого работника, располагающего своей ______(6) и знаниями как существенным вкладом в процесс производства»

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово может использоваться только один раз.

1. монотеизм

2. производство

3. потребление

4. сфера

5. общество

6. квалификация

7. революция

8. наука

9. университет

10. образование

Часть С

1. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «образование»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об образовании.

2. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Наука». Основные особенности научного мышления» составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту проблему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Наши рекомендации