Виды художественной росписи по ткани
Современные техники росписи ткани очень разнообразны. Батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств - акварели, пастели, графики, витража, мозаики. Значительное упрощение приемов росписи по сравнению с традиционными техниками и многообразие специальных средств позволяет расписывать различные детали одежды, предметы интерьера, картины на шелке даже тем, кто никогда раньше не занимался оформлением ткани.
Холодный батик – основан на применении резервирующих составов, ограничивающих растекаемость краски по полотну. Нанесение контура будущего рисунка на ткань с помощью специальных резервирующих составов – важнейший этап ручной художественной росписи. От того, насколько тщательно и аккуратно вы проведете контурную линию, зависит вид вашего изделия . Резервирование осуществляется холодным способом. Резервирующий состав наносится на ткань в виде замкнутого контура, в пределах которого специальными красками в соответствии с эскизом расписывается изделие, рисунок в итоге имеет графический четкий характер. Резерв может быть как бесцветным, так и иметь любую окраску. Существует несколько видов резервирующих составов: гутта (на основе латекса), разнообразные восковые смеси (резервирующие составы на основе бензина – бесцветные и окрашенные), акриловые и водорастворимые составы. Как правило, контурные линии наносят на ткань с помощью стеклянной трубочки, прямо из тюбика или бутылочки с резервом. Иногда для изменения толщины линий используют специальные металлические насадки с отверстиями разных диаметров. Вообще толщина барьерной линии зависит от быстроты ее проведения и интенсивности сжатия тюбика. Вы можете провести контур той толщины, которая вам кажется подходящей. Никаких регламентов здесь не существует. Конечно, вам не удастся добиться того, чтобы все линии были абсолютны одинаковы. Да это и не нужно – лишь бы
контур не выглядел небрежно.
Будьте очень внимательны при выборе цвета резервирующего состава. Следите за тем, чтобы он гармонировал с выбранными вами красителями.
Для нанесения на ткань контура рисунка применяют стеклянные трубочки.
Наиболее распространенная и удобная в работе трубочка с загнутым тонким концом и резервуаром, расположенным ближе к ее рабочей части.
Резервуар представляет собой шаровидное утолщение и служит для запаса резервирующего состава. Загнутый конец трубочки должен иметь тонкие стенки, так как ширина контура зависит не только от величины отверстия,но и от толщины трубочки.
После того как контур наведен, рисунку дают просохнуть. Более чем на 24 часа оставлять незакрашенным наведенный рисунок на ткани не рекомендуется, так как в этом случае резервирующий состав дает ореол вследствие выделяющегося жира и краска при заливке не подходит вплотную к контурной наводке.
Для дополнительных эффектов при росписи используют:
1) соль – средство создания декоративного эффекта. Гигроскопические кристаллы соли притягивают влагу, а вместе с ней и краску, благодаря чему ткань становится светлее, красители смещаются, а сложные красители нередко раскладываются на составляющие. Солью произвольно посыпают влажную роспись. Результат этого приёма зависит от величины кристаллов. Крупные кристаллы дают чёткое смещение цвета относительно крупными мазками, мелкие создают оригинальный рисунок, оживляющий и украшающий роспись. На месте скопления кристаллов образуются тёмные пятнышки, так как здесь наибольшая концентрация красителя;
2) мочевина – химическое вещество, применяемое для создания размытых пятен. Их величина зависит от многих факторов, учесть и просчитать которые довольно сложно. Гранулы мочевины, разложенные пинцетом на влажной расписанной ткани, образуют белые горошины, так как мочевина съедает краситель. В зависимости от степени влажности ткани, пятнышко будет иметь или относительно чёткий контур и небольшой размер, или расплывчатые края и большую площадь. Этот приём требует предварительного экспериментирования с влажностью ткани и количеством мочевины. Продаётся в садовых центрах.
3) рельефные краски, присыпки к ним, косметические блёстки,
люминесцентные пигменты – используют при росписи декоративных панно.
Работают этими средствами по сухой ткани и только в тех произведениях ,
которые не требуют особой прочности .
Горячий батик.
Согласитесь, в горящей оплывающей свече и в тающем и капающем воске есть что-то завораживающее. Также завораживает и горячий батик.
Роспись по шелку изящна и немного легкомысленна, горячий же батик, имеющий многовековую историю, обычно сдержан и лаконичен.
Но он неповторим и уникален. Горячий батик уникален тем, что не потеряв своих древних корней, сегодня он стал другим, вобрав в себя множество техник, позаимоствовав у них их художественные приемы, смешав в себе прозрачность и воздушность акварели и глубину и основательность живописи.
Горячий воск – волшебный материал. Его умение причудливо разливаться по любой поверхности будоражит воображение, и возникают все новые образы и замыслы новых работ.
Добавьте к воску еще и краску, которая тоже своевольно растекается, как только кончик кисточки касается ткани, а цвета смешиваются, перетекая друг в друга. По сути, и краска и воск живут на ткани по своим законам, а мы лишь следуем этим законам, чтобы хоть как-то подчинить и воск, и краску, объединив их при этом, своим желаниям и замыслам.
Горячий батик -резервирующее вещество, разогретый восковый состав, который используется и для нанесения контура, и для покрытия отдельных участков ткани, которые не должны быть прокрашены, или не должны быть прокрашены повторно.Благодаря тому, что контурные линии здесь не обязательны, в рисунке возможны мягкие переходы тонов.
Свободная роспись производится без применения резервирующих составов. Рисунок наносят на ткань различными красками свободными мазками, только окончательная отделка рисунка иногда производится при помощи холодного резерва.
В свободной росписи используют различные загустители, которыми либо покрывают ткань (грунтуют), либо загущают сами красители.
Можно выполнять свободную роспись и по грунтованной ткани (практически по любой), использую как достоинство эффекты затекания, размывок, мазков и т.д. Разные текстуры ткани, кисти и красители дают совершенно невообразимое практически настроенному уму количество вариантов цветовых сочетаний, изобретённых нюансов, стилистических изысков.
Находка для гурманов - техника "сухая кисть", применяемая разными кистями на различных тканях. Требуется умение свободно владеть карандашными техниками, знать законы рисунка и виртуозно владеть кистью (в т.ч. и кистью собственной руки). т.е. мы хотим сказать, что именно в свободной росписи требуется мастерство, богатая практика рисования и живописи, свободное владение материалом, инструментом и техникой живописи.
Холодный, горячий батик и свободная роспись ткани имеет много самых разнообразных приемов и техник:
Эффект с помощью мочевины.Мочевина выбеливает ткань, создавая удивительные изображения и узоры. Можно использовать концентрированный раствор из мочевины(1 чайная ложка мочевины на 50мл воды) в котором обмакивают кисти, наносят на ткань рисунок точками или различными штрихами, линиями.
Использование сухих красителей.Сухие красители, нанесенные на влажный шелк, образуют красивые подтеки. Ткань должна быть слегка влажной. Краситель насыпают по крупинке. Чем меньше порошка и чем тоньше он нанесен, тем интересней узор. Если в середину посыпанного красителем участка добавить каплю воды, краситель устремится от центра к краям, создавая эффект «салюта».
Использование поваренной соли.Насыпанная на еще непросохшую расписанную поверхность, она впитывает влагу, не впитывая красящий пигмент, тем самым затемняя те участки ткани, на которые она наносится. Она создает удивительные изображения и узоры.
Использование фена.Эффект основывается на том, что краситель, подгоняемый теплой струей воздуха, будет стремиться в стороны и на границе горячего и холодного воздуха образуются круги. Если поднять фен выше, можно создать второй круг и третий. Форма их меняется в зависимости от траектории движения фена.
Кракелюры с помощью нанесения горячего воска.Для этого нам понадобится свеча белая (самая простая), железная банка (в нее мы поместим наши свечи для растапливания воска до жидкого состояния), кастрюля с водой (в нее мы поставим банку со свечей). За счет нагревания воды в кастрюле, свеча в банке начнет таить. После того как свеча превратится в жидкий горячий воск, мы берем широкую кисть и быстренько покрываем поверхность на которой будут располагаться кракелюры (если воск застывает, его надо снова растопить). После нанесения на поверхность воска, и после того как он застыл, мы снимаем ткань с рамы и начинаем ее сильно мять. Затем распрямляем ткань, снова прикрепляем к раме, и в местах растрескивания воска мы покрываем краской, можно разными красками. Чтобы снять оставшийся воск работу нужно прогладить несколько раз, накрыв ее слоем бумаги или газетой.
Узелковый батик.
Технология узелкового батика проста. Точно так же, как и в других
методиках батика, ткань следует зарезервировать от попадания краски, но для этого используется не резервирующий состав, а различные веревки, нитки, жгуты. Ткань плотно обматывают в виде различных узелков, а затем опускают в краску (или наносят краску кистью). После процесса крашения места ткани, обмотанные нитками, остаются непрокрашенными, а рисунок на ткани, получаемый таким способом зависит от способов завязывания, обматывания, складывания и прошивания отдельных ее фрагментов. Узелки вяжутся или вручную, или выполняются с помощью крючков и иголок.
Участок ткани завязывается различными видами узлов, самыми произвольными способами, в каждом случае вы получите новый, особенный узор. После этого ткань окрашивается. По идее в тех местах, где узел не окрашивается полностью, или окрашивание очень светлое, или не окрашивается вовсе – за счет этого и создается узор. Для получения оригинального рисунка также используются камешки различного размера.Камешки завязываются в ткань и только после этого она окрашивается.
Современные техники росписи ткани очень разнообразны. Батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств - акварели, пастели, графики, витража, мозаики. Значительное упрощение приемов росписи по сравнению с традиционными техниками и многообразие специальных средств позволяет расписывать различные детали одежды, предметы интерьера, картины на шелке даже тем, кто никогда раньше не занимался оформлением ткани.