Глава 1. Роспись по дереву: история возникновения, виды росписи, актуальность.

ОТЧЕТ

о прохождении технологической практики

в ГОАОУ СПО ТМТТ «Томский механико-технологический техникум»

Сроки практики с «14» апреля 2014 г. по «26» апреля 2014 г.

Выполнил обучающийся 3 курса группы 1113

Кокаулина Анна Андреевна

Факультетский руководитель практики:

к.п.н., доцент, зав. кафедрой безопасности жизнедеятельности факультета технологии и предпринимательства

Федотов Андрей Сергеевич

Групповой (индивидуальный) руководитель практики:

Старший преподаватель кафедры технологи и предпринимательства

Дегтярева Татьяна Ильинична

Руководитель практики от организации:

Директор ОГАОУ СПО ТМТТ « Томский механико- технологический техникум»

Кулишов Виктор Романович

Томск 2014

Содержание

Введение………………………………………………………………...…………..3

Глава 1. Роспись по дереву: история возникновения, виды росписи, актуальность...............................................................................................................5

Глава 2. История городецкой росписи, композиции, основные элементы…...…6

Глава 3. Технология выполнения городецкой росписи по дереву……….…..…12

Глава 4. Экскурсия на действующее предприятие багетной мастерской «Господин оформитель»…………………………………………………………………….…16

Заключение…………………………………………………………………...…....17

Литература ……………………………………………………………..……...…..18

Приложение ………………………………………………………………..………19

Введение

Роспись по дереву – это один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства. Издавна украшение различных деревянных изделий цветной росписью высоко ценилось, а в каждом доме непременно было несколько расписных досок или тарелок. Сегодня интерес к росписи по дереву активно возрождается и профессия художника росписи по дереву становится актуальной.

Для освоения профессии художник росписи по дереву была организована технологическая практика, которая проходила в ГОАОУ СПО ТМТТ «Томский механико-технологический техникум». В течение двух недель проводились занятия в специально оборудованных мастерских для росписи по дереву, где изначально было знакомство с правилами техники безопасности при работе в мастерской (приложение 1).

Данное учебное заведение было открыто в 1976 году, а профессия художник росписи по дереву открылась в 1980 г. Эта профессия актуальна и на сегодняшний день. Актуальность её определенна развитием у общества любви к историческому прошлому и формирует определенные навыки и умения, которые способствуют становлению мировоззрения.

Художник росписи по дереву является специалистом по выполнению художественных работ, тесно связанных с декорированием изделий народных промыслов разной степени сложности, различного назначения и области применения. После освоения данной профессии имеется возможность работать на предприятиях, выпускающих художественные изделия, принимать участие в выставках, ярмарках, а также вести самостоятельную трудовую деятельность в данном направлении.

Целью прохождения технологической практики является рассмотрение практической стороны росписи по дереву и получение рабочей профессии художника росписи по дереву.

Для достижения поставленной цели, нужно решить задачи:

1. Изучение теоретических основ росписи по дереву;

3. Рассмотрение технологий выполнения различных видов росписи;

2. Знакомство со специальным оборудованием и материалами, предназначенными для росписи.

4. Приобретение практических навыков при росписи деревянного изделия;

5. Закрепление полученных знаний и навыков в процессе росписи.

6. Анализ литературы народного декоративно-прикладного творчества.

Глава 1. Роспись по дереву: история возникновения, виды росписи, актуальность.

Художественная роспись – искусство декорирования красками или кистью какой-либо поверхности. Она является одним из самых древних видов народных промыслов, которые на протяжении многих столетий являлись частью повседневной жизни и культуры народа. Также роспись является ещё и самым популярным видом декоративно-прикладного искусства.

История росписи по дереву уходит в далекое прошлое, Когда люди научились изготавливать предметы и посуду из дерева, им захотелось каким-то образом украсить свой быт и обогатить его. Считалось, что расписные вещи отгоняли злых духов. В качестве красок изначально использовали сырье, которое было распространено в их местности (глина, уголь, мел), поэтому роспись каждого региона до сих пор уникальна и узнаваема.

Роспись по дереву условно можно разделить на традиционную и авторскую. Традиционная роспись развивалась в деревнях. Для нее характерна простота, лаконичность. Авторская роспись изготавливалась в городах мастерами. Эти работы отличались изяществом и профессионализмом. Техника сюжетных росписей сводилась к тому, что мастер наносил четкий контур рисунка на поверхность изделия, а затем раскрашивал его в разные цвета. Краски клались очень свободно и размашисто. Сюжетом для росписи служили обозначения различных символов, которые отождествляли Солнце-символ радости, Птицу-символ счастья и успеха, Утку- знак заката.

Для росписи по дереву характерны два основных направления – графическое и кистевое. Сначала возникла графическая роспись. В основу этой росписи положен линейный графический рисунок. Мастер рисовал травный или цветочный узор тонкой линией с помощью пера или палочки. Затем заливал фигуры разноцветными красками. Такой росписью искусно владели мастера, жившие на Северной Двине. Они писали свои композиции на светлом фоне зелеными, желтыми и красными красками. Но главным здесь был черный контур, который очерчивал весь растительный орнамент - кустики и цветы с крупными резными листьями.

Другое направление – свободная кистевая роспись. Эта роспись строится на выразительности живописного мазка и цветового пятна. Мастера этого стиля работают сразу кистью, моделируя цветом растительные формы, фигуры животных и людей.

Один из таких центров росписи – широко известная Хохлома. Этот старинный русский народный промысел родился в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и черным тонами по золотистому фону. Технологический процесс создания хохломских изделий и в настоящее время сохраняет основные принципы, найденные еще в XVII-XVIII столетиях. Первым этапом является вытачивание на токарном станке белой деревянной посуды – «белья». Затем следует грунтовка – покрытие жидким раствором глины, далее идет лужение серебром, оловом, а в настоящее время алюминием. Изделие становится гладким, блестящим, готовым для росписи. Нанесенная роспись закрепляется в печи. После чего изделие лакируют и подвергают горячей сушке, в зависимости от состава лака. Готовые изделия сияют солнечным блеском, становятся очень прочными и легкими.

Народное и декоративно-прикладное искусство стало неотъемлемой частью художественной культуры. На сегодняшний день роспись является одним из актуальных направлений. Ценность произведений декоративно-прикладного искусства отражают художественные традиции, миропонимание, художественный опыт народа и сохраняет историческую память. Жостовские подносы, шкатулки с лаковым покрытием вносят в нашу жизнь красоту. Гжельская керамика, городецкие блюдца, посуда, расписанная под хохлому, всё больше входят в наш быт как художественные произведения, сохраняя историческую связь времен.

Наши рекомендации