Центры художественной росписи и резьбы по дереву в россии: особенности их формирования и развития

ЦЕНТРЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РОСПИСИ И РЕЗЬБЫ ПО ДЕРЕВУ В РОССИИ: ОСОБЕННОСТИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ

Художественная обработка дерева была известна еще в IX — X вв. В России, богатой лесами, дерево всегда любили и применяли многие поколения мастеров народных промыслов. Они умели выявлять его красоту, использовать пластические свойства. Искусством обработки дерева издавна славились народные умельцы районов Севера, Верхнего и Среднего Поволжья. Занимались этим ремеслом главным образом мастера, жившие в лесных районах Архангельской. Вологодской. Вятской. Тверской. Нижегородской, Владимирской губерний

Материалы для производства. Дерево широко используют в производстве скульптур, разнообразных изделий бытового назначения. игрушек, декоративных изделий — настенных тарелок, панно, а также различных сувениров — памятных плакеток, макетов, брелоков и пр.

Для изготовления художественных изделий и сувениров применяют древесину различных пород деревьев, хорошо поддающуюся обработке (резьбе, строганию, точению, выпиливанию) и отделке (шлифованию, полировке, росписи). Принимаются вовнимание также художественные особенности текстуры' древесины, природные изгибы ствола, строение сучков. Кроме древесины используют кап и капо-корень, древесный картон (папье-маше), бересту, лыко, щепу, солому, лозу, бамбук, камыш.

ПРОИЗВОДСТВО ИЗДЕЛИЙ. Деревянные изделия вырабатывают на токарных или столярных станках, а также вырезают вручную с помощью стамесок, ножей и других простейших приспособлений. После этого большинство изделий шлифуют, полируют, покрывают лаком. Многие мастера украшают поверхность изделий росписью масляными, анилиновыми, гуашевыми красками или нитрокрасками, выжиганием, насечкой металлом, инкрустацией1, интарсией"'.

КЛАССИФИКАЦИЯ ИЗДЕЛИЙ. Художественные изделия из дерева различают по назначению, способу изготовления, оформлению, тематике и другим признакам.

По назначению художественные изделия из дерева подразделяют на: утилитарные (деревянная посуда, черпаки, ложки, кухонные наборы и др.), декоративные (настенные панно, скульптура и прочие предметы), предметы украшения (броши, браслеты, бусы, подвески и др.) и сувенирного характера (матрешки, коробочки и шкатулки, брелоки и т.д.).

По способу изготовления они делятся на столярные, токарные, комбинированные, вырезанные и др.

По художественному оформлению изделия из дерева бывают с резьбой (резьба — художественная обработка дерева вырезанием), росписью (сюжетные изображения, создаваемые средствами живописи), выжиганием, инкрустацией, интарсией, насечкой металлом и др.

По тематике они могут быть с сюжетами, отображающими исторические события и современную действительность, с сюжетами из былин и сказочного эпоса, с изображением растительного и животного мира, орнаментального сюжета.

Изделия из дерева, вырабатываемые различными промыслами, отличаются техникой обработки, отделки, орнаментом и другими признаками, присущими тому или иному промыслу. Поэтому их классифицируют по названию сложившихся промыслов: абрамцево-кудринские, богородские, загорские, хохломские, полхов-майданские, городецкие, унцукульские, башкирские, косовские и др.

СЕВЕРОДВИНСКАЯ РОСПИСЬ

Обычно северодвинские росписи принято подразделять на три большие группы. Это Пермогорская, Борецкая и Ракульская росписи. Борецкая роспись включает в себя еще две подруппы (кроме собственно Борецкой) - это Пучужская роспись и Тоемская роспись. Названия росписей происходят от названия сел, которые являлись своего рода художественными центрами расписного дела. Все эти центры расположены сравнительно близко друг от друга, но каждое село стремилось к развитию своего стиля, своей манеры письма.

Центр художественного промысла - село Пермогорье. Для пермогорской росписи характерен белый цвет фона. Основу сначала выбеливали, затем наносили узор. Основной цвет рисунка - ярко-красный. Детали изображения обводятся по контуру черным. Обводка выполнялась гусиным пером - причем желательно в одно движение, в одну естественную свободную линию. Дополнением к узору служат желтый и зеленый цвета. Основу пермогорской росписи составляет растительный узор. На гибкие побеги нанизаны трехлопастные, чуть изогнутые листья с острыми кончиками и тюльпановидные цветы, напоминающие древний цветок крина. Среди них кустики из округлых листьев, сирины, нарядные сказочные птицы.

Ракульская роспись. Основное место в ракульских росписях занимает благородный чуть приглушенный желтый цвет. Этот цвет сочетается с естественным цветом не беленного фона. Кроме повсеместно популярного красного, в ракульской росписи широко используется темный лесной зеленый цвет. Строгая цветовая гармония и сдержанность - отличительная особенность ракульской росписи.

Борецкая роспись. Центр художественного промысла - село Борок.

Белофонная роспись с преобладанием узоров красного цвета. Борецкие мастера использовали для украшения ряда предметов, в основном, конечно, прялок, сусальное золото, известно, что такие прялки стоили довольно дорого и подчас покупались в качестве дорогого и долгоиграющего подарка. У Борецких прялок характерная форма лопасти прялки - две круглые серьги и нарядная фигурная ножка. Сюжетно роспись таких прялок весьма традиционна - золотые окна с цветами, сказочные птицы в центре и внизу сцена катания. Кроме прялок сохранилось большое число самых разнообразных предметов, покрытых борецкой росписью. Это не только настольная посуда и утварь, не только коробочки и шкатулочки, но и вместительные ларцы, подголовники, даже массивные сундуки, сплошь покрытые борецкими узорами.

Пучужская роспись. Центр художественного промысла - село Пучуга.

Пучужские росписи вероятнее всего "отпочковались" от борецких, став своего рода художественным экспериментом, но впоследствии переведя найденные новаторские приемы в традиционные. В конце XIX - начале XX века пучужские мастера были известны поименно. Наиболее известными мастерами являлись художники Кузнецов Филипп Фёдорович и его сын Кузнецов Фёдор Филиппович.

Тоемскаяроспись.Центр художественного промысла - село Нижняя Тойма.

Тоемская роспись - это прежде всего прялки. Особенностью тоемских расписных прялок является токарная точеная ножка. А также использование зеркалец на лопасти, обращенных к пряхе. Тоемский промысел был наименее развитым, но все же отличительные узнаваемые черты тоемской росписи позволяют выделить ее в отдельный тип северодвинских росписей.

ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ

Городец - старинный русский город на левом берегу реки Волги. Он известен с XII века, когда здесь поселились староверы. До появления этой росписи прялки украшались резьбой. Со временем резьбу стали слегка подкрашивать — для большей нарядности, а позже резьба на прялках была полностью вытеснена росписью.

Городецкая роспись возникла на базе старинного промысла, объединявшего жителей нижегородских деревень, расположенных на реке Узоле. Изготовляемые изделия мастера украшали скобчатой резьбой и инкрустацией. Роспись появилась здесь в 60-х годах XIX в. и положила начало новому Городецкому стилю — росписи яркими красками. Наивысшего расцвета промысел достигает в 80-х годах XIX в. Узольские народные мастера вырабатывали подставки для прядильного гребня и игрушки с росписью красным, желтым, зеленым и черным цветами и сюжетами из крестьянского, купеческого и городского быта, изображением сказочных птиц и коней. Нарядные изделия мастеров села Курце- во, деревни Косково и другие распространились по всей стране. Искусство городецкой росписи пользовалось большим успехом в XIX - начале XX в.

Материалом для изделий служит древесина лиственных и хвойных пород. Техника изготовления изделий — токарная и столярная обработки. Роспись выполняют масляными красками по текстуре древесины и по цветному фону изделий, наносимому нитрокрасками. При окончательной отделке изделия покрывают плотной и прочной пленкой лака.

Характерная особенность Городецкого промысла — исполнение рисунка на цветных фонах: желтом, зеленом, голубом, синем, красном; яркие краски и роспись по принципу размещения крупных красочных пятен. Типичными сюжетами для городецких изделий. как и в старину, остаются изображения коней, птиц, цветов купавки, сцен из народной жизни.

Сюжетами старинной городецкой росписи были всадники на конях, барышни в кринолинах, свадьбы, застолья, чаепития и другие торжественные сцены из жизни горожан. Особенности городецкой росписи - чистые, яркие краски, четкий контур, белые штрихи, создающие условный объем и живописность. Основной стиль росписи является «волшебный реализм»- превращение обыденности в мечту художника о радости жизни крестьян. Характерной особенностью городецкой росписи является праздничность, торжественность и красочность.

УРАЛО-СИБИРСКАЯ РОСПИСЬ

Декоративная роспись Урала — одно из самобытнейших явлений русского народного искусства. Она включает в себя гармоничную и поразительную по своей цельности роспись бытовых вещей: берестяной посуды, деревянной утвари, металлических изделий и распространённый среди крестьянства обычай расписывать свои дома.

Возникновение и распространение росписи связано с миграцией русского населения на Урал, пик которой, особенно у старообрядцев, пришелся на XVIII—XIX вв.

Освоение новых мест, отсутствие помещичьего землевладения, стремление к лучшей жизни сделали людей более деятельными, сметливыми, предприимчивыми.

Оно нашло широкое применение в оформлении интерьера и экстерьера изб простолюдинов, отразив естественное стремление людей к прекрасному, желание облагородить свой быт.

Расписывали дома мужчины, но нередко им помогали и женщины.

Писали не только жанровые, бытовые сценки, обычно связанные с обстоятельствами из жизни хозяев дома, но и исторические сюжеты.

Расписывать начинали с более крупных форм, а затем переходили к мелким. Это помогало организовать композицию по законам равновесия и симметрии.

ВИДЫ РЕЗЬБЫ ПО ДЕРЕВУ

Обработкой древесины человек занимается с самых древних времён. Изделия из дерева стали первыми предметами домашнего обихода и пользовались заслуженной любовью. Одновременно с их появлением зарождалась и резьба по дереву.

Народные мастера умело пользовались спецификой материала, показывая его скромную красоту и практичность. Они придавали своим изделиям удобные формы с художественной завершённостью. В большей своей части умельцы старались совместить красивый декор с практическим бытовым и хозяйственным предназначением.

Резьба по дереву практически сгруппировалась в несколько видов:

§ домовая;

§ объёмная;

§ контурная;

§ геометрическая;

§ плоскорельефная;

§ рельефная;

§ резьба на пряничных досках.

§ рельефная

§ прорезная (ажурная)

§ скульптурная (объемная)

§

Основной характеристикой домовой резьбы по дереву является её крупномасштабность. Она выполняется с помощью простейшего инструмента: топора, долото и пилы. Используется дерево хвойных пород.

Объёмная резьба по дереву наиболее сложный вид обработки древесины. Ещё её называют – скульптурной. Этот вид характеризуется тем, что изготавливаемое изображение как бы отдалено от общего фона. Образует рельеф, скульптуру или целую скульптурную группу.

Контурная резьба относится к орнаментной резьбе. С 15 века она широко представлена в народном искусстве. Выполняется контурная резьба по дереву в виде прямолинейных линий, прорезаемых по контуру прилагаемого рисунка.

Геометрическая резьба представляет собой особые клинорезные выемки, различной направленности и глубины. Количество граней, в каждой отдельной выемки, также может быть различным. Но, наиболее распространённые – это с двумя и тремя выемками.

Трёхгранная резьба даёт наибольшее количество возможных узоров. Меньше композиций можно создать с помощью четырёхгранной резьбы, и она требует особого мастерства от резчика.

К геометрической резьбе можно и отнести скобчатую резьбу. Рисунок в ней изготавливается полукруглой стамеской, сначала под прямым углом, а затем, под острым. Для резьбы по дереву геометрической берут древесину липы, осины, хвойных пород.

Плоскорельефная резьба так же очень распространена. Отличительной её особенностью является орнамент одинаковой высоты. Часто композиции создаются простым рисунком: геометрические фигуры, листья растений, изображения зверей и птиц.

Резьба на пряничных досках.Резьба на пряничных доскахЭто наиболее древняя форма резьбы по дереву. Известны сохранившиеся доски, датированные 12 и 13 веками. Деревянные формы пряничных досок использовались для изготовления праздничных печных пряников.

Резьба по дереву таких досок в большинстве своём имеет крупновырезанные надписи по всем четырём сторонам. В центре создавался забавный рельефный рисунок. Изготовление пряничных досок доверялась самым лучшим мастерам.

АБРАМЦЕВО-КУДРИНСКАЯ РЕЗЬБА

Абрамцевские мастера вырезали изделия в технике трехгранно-выемчатой и плоскорельефной резьбы. Изготовляла мастерская мебель, шкатулки, полки, пеналы, декоративные тарелки. Изделия пользовались большим спросом во многих городах России. В начале XX в. в окрестных селах и деревнях организуются новые артели: Хотьковская (1910), Мутовкинская (1918), Кудринская (1921), Левковская (1931), Ахтырская (1932). В 1936 г. путем слияния трех артелей (Кудринской, Мутовкннской и Ахтырской) была сформирована Ахтырская артель. В 1940 г. она объединилась с Хотьковской, образовав в Хотькове Ахтырскую столярно-художествен- ную артель. В I960 г. эта артель была преобразована в Хотьковскуюфабрику .резных художественных изделий, которая в 1970 г. слилась с Хотьковской фабрикой «Народное искусство», где в настоящее время мастера и художники продолжают и творчески развивают абрамцево-кудринский стиль и технику резьбы по дереву.

Мастера абрамцево-кудринского промысла ИЗГОТОВЛЯЮТ декоративные изделия на столярной и токарной основе с резьбой. Резчики фабрики удачно сочетают традиционную рельефную резьбу с заоваленным контуром и слегка углубленным фоном с новыми способами обработки дерева. Блестящая от золотистых до темно-коричневых тонов окраска древесины достигается протравкой морилкой и полировкой изделий.

Главная особенность абрамцево-кудрннской плоскорельефной резьбы по дереву — густой орнамент из изгибающихся ветвей и побегов.

В последние годы в творчестве мастеров абрампево-кудринской резьбы кроме растительного орнамента используются советские эмблемы, изображения зверей, птиц. рыб.

Современный ассортимент абрамцево-кудринских изделий включает: предметы утилитарного назначения (шкатулки «Пава», «Две птички», для спиц, «Перчаточница»; сухарницы, хлебницы, наборы для кваса, конфетницы, солонки, курительные наборы): декоративного характера различные панно («Жираф», «Павлин», «Рыбки», «Цветы», «Две лошадки», декоративные блюда) и другие изделия, украшенные растительным узором с характерной для этого промысла пальчатообразной резьбой.

ШЕМОГОДСКАЯ РЕЗЬБА

Шемого́дская резьба́ — традиционный русский народный художественный промысел резьбы по берёсте, известность которому принесли мастера Шемогодской волости Великоустюгского уезда Вологодской губернии России.

Орнаменты шемогодских резчиков, называемые «Берестяным кружевом», использовались при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров.

Узор шемогодской резьбы состоит, как правило, из стелющегося стебля с удлинёнными листьями и спиралевидно закрученными ветками. На их кончиках — круглые розетки, ягодки, трилистники. Часто в растительные орнаменты мастера вводили геометрические узоры из кругов, ромбов — «пряников», овалов, сегментов. Композицию строили по принципу чёткой симметрии. Завершали рисунок каймой из листьев, треугольников, волнистых линей, сеточки. В этот орнамент могут быть вписаны изображения птиц или зверей, архитектурные мотивы, а иногда — даже сцены гуляния в саду и чаепития. Другой характерной особенностью данной резьбы являются рамочки с геометрическим орнаментом, окружающие рисунок.

На подготовленную берестяную пластину тупым шилом наносятся основные контуры изображения. Затем острым ножом вырезают рисунок и удаляют фон. Силуэтный орнамент украшают мелкими порезками. Тиснение наносят на берёсту все тем же тупым шилом. После этого пластина берёсты наклеивалась на изделие, выполненное обычно из мягкой древесины (осины), иногда фон подкрашивался или подклеивалась цветная фольга.

центры художественной росписи и резьбы по дереву в россии: особенности их формирования и развития - student2.ru центры художественной росписи и резьбы по дереву в россии: особенности их формирования и развития - student2.ru

ЦЕНТРЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РОСПИСИ И РЕЗЬБЫ ПО ДЕРЕВУ В РОССИИ: ОСОБЕННОСТИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ

Художественная обработка дерева была известна еще в IX — X вв. В России, богатой лесами, дерево всегда любили и применяли многие поколения мастеров народных промыслов. Они умели выявлять его красоту, использовать пластические свойства. Искусством обработки дерева издавна славились народные умельцы районов Севера, Верхнего и Среднего Поволжья. Занимались этим ремеслом главным образом мастера, жившие в лесных районах Архангельской. Вологодской. Вятской. Тверской. Нижегородской, Владимирской губерний

Материалы для производства. Дерево широко используют в производстве скульптур, разнообразных изделий бытового назначения. игрушек, декоративных изделий — настенных тарелок, панно, а также различных сувениров — памятных плакеток, макетов, брелоков и пр.

Для изготовления художественных изделий и сувениров применяют древесину различных пород деревьев, хорошо поддающуюся обработке (резьбе, строганию, точению, выпиливанию) и отделке (шлифованию, полировке, росписи). Принимаются вовнимание также художественные особенности текстуры' древесины, природные изгибы ствола, строение сучков. Кроме древесины используют кап и капо-корень, древесный картон (папье-маше), бересту, лыко, щепу, солому, лозу, бамбук, камыш.

ПРОИЗВОДСТВО ИЗДЕЛИЙ. Деревянные изделия вырабатывают на токарных или столярных станках, а также вырезают вручную с помощью стамесок, ножей и других простейших приспособлений. После этого большинство изделий шлифуют, полируют, покрывают лаком. Многие мастера украшают поверхность изделий росписью масляными, анилиновыми, гуашевыми красками или нитрокрасками, выжиганием, насечкой металлом, инкрустацией1, интарсией"'.

КЛАССИФИКАЦИЯ ИЗДЕЛИЙ. Художественные изделия из дерева различают по назначению, способу изготовления, оформлению, тематике и другим признакам.

По назначению художественные изделия из дерева подразделяют на: утилитарные (деревянная посуда, черпаки, ложки, кухонные наборы и др.), декоративные (настенные панно, скульптура и прочие предметы), предметы украшения (броши, браслеты, бусы, подвески и др.) и сувенирного характера (матрешки, коробочки и шкатулки, брелоки и т.д.).

По способу изготовления они делятся на столярные, токарные, комбинированные, вырезанные и др.

По художественному оформлению изделия из дерева бывают с резьбой (резьба — художественная обработка дерева вырезанием), росписью (сюжетные изображения, создаваемые средствами живописи), выжиганием, инкрустацией, интарсией, насечкой металлом и др.

По тематике они могут быть с сюжетами, отображающими исторические события и современную действительность, с сюжетами из былин и сказочного эпоса, с изображением растительного и животного мира, орнаментального сюжета.

Изделия из дерева, вырабатываемые различными промыслами, отличаются техникой обработки, отделки, орнаментом и другими признаками, присущими тому или иному промыслу. Поэтому их классифицируют по названию сложившихся промыслов: абрамцево-кудринские, богородские, загорские, хохломские, полхов-майданские, городецкие, унцукульские, башкирские, косовские и др.

Наши рекомендации