Вставь пропущенные буквы, расставь недостающие знаки препинания, раскрой скобки. Выдели грамматические основы предложений. Укажи в скобках вид односоставных предложений
Определить тип односоставного предложения.
1. Очень уж шумят у нас в классах. 2. В кухне что-то пекли, жарили, даже через закрытую дверь наносило запахи жаренья. 3. Мне было весело вдохнуть в мою намученную грудь ночную свежесть тех лесов. 4. Август месяц. Тихо. Сухо. Предвечерний час. 5. Кругом ни души. Пустынно и мёртво. 6. На обратном пути ему пришлось пережить маленькое приключение. 6. При первом рассвете выходим по одному в разные стороны в ельник за белками. 7. Собирают клюкву поздней осенью. 8. По такой лыжне без лыж полверсты не пройдёшь. 9. В Обломовке верили всему: и оборотням, и мертвецам. 10. В жаркую летнюю пору лошадей выгоняют у нас на ночь кормиться в поле. 11. В комнате свечи нет . 12. Снег и чайки. 13. Под рокотанье вешних гроз не зеленеть побегам. 14. Весь день мне пришлось идти по заросшим луговым дорогам. 15. Никогда не исчезнуть из моей памяти этому мрачному утру. 16. Кому не приходилось спать на бережку шумного ручейка! 17. В мезонине уже натоплено. 18. Вообще там денег тратить не любили. 19. Только давай выйдем как можно пораньше! 20. Дни поздней осени бранят обыкновенно. 21. Звон отбиваемых кос. 22. На следующий день судьи не стало. 23. Вот опальный домик. 24. В такой чащобе нет ни одной тропинки. 25. Ему коня подводят. 26. Хорошо быть в такую ночь на пустой дороге. 27. Никого из этих мальчиков нет теперь на белом свете. 28. Нигде не найдёшь в лесу жизни более обильной и страстной, как возле старого пня. 29. Другого сторожа на место Антипича не назначили.30. Темнело быстро, по-осеннему. 31. В лесах было холодно. 32. Документов при нём не найдено.
Вставь пропущенные буквы, расставь недостающие знаки препинания, раскрой скобки. Выдели грамматические основы предложений. Укажи в скобках вид односоставных предложений.
1) В химический стакан налейте дист..лирован..ую воду. (___). (За) тем вносите в него постепен..о с помощью ложечки порц..и загрязнен..ой поварен..ой соли помеш..вая при этом жидкость в стакане стеклян..ой палоч..кой. (___). Соб..рите прибор для фильтрования. (____). Для этого сначал.. приготов..те фильтр из (не) прокле..ной бумаги. (____). Фильтр а..куратно ул..жите в воронку. (____). Его края не должны дох..дить до края воронки.(____). Воронку с фильтром встав..те в кольцо укреплен..ое в л..бораторном шт..тиве а под неё постав..те химический стакан. (___). Конец воронки должен к..сат..ся стенок стакана. (___).
2) Для наблюдения за птицами, особе..но в городе, удобна око..ная кормушка. (_____). Хорошо (бы) …делать ее самому. (___). Для этого потребует..ся фанера дощеч..ки рейки и кусочки жести. (____). ..делайте (не) большой ящич..к. (_____), По бокам надо пр..бить к нему стойки а (с) низу дощеч..ку и брусок для опоры. (___). На конце дощеч..ки надо пр..крепить жест..ную полоску и просв..рлить в ней отверстие для шурупа. (____).Им кормушка пр..крепляет..ся к око..ной раме. (___). К стойкам пр..бейте две подпорки для корытца и крышу из двух кусков фанеры и рейки. (_____). Все деревя..ые детали кормушки лучше покрыть (не) яркой масл..ной краской. (____). В ящич..к насып..те разные сем..на или хлебные крошки а в корытце пол..жите кусоч..ки (не) соле..ного сала. (___).
3)ИНОГДА мне пр..ходилось сидеть на морском берегу УСЫП..НОМ мелкими (разно) цветными кам..шками. (___). Их называют галькой. (___). СИДЯ на берегу (не) вольно начина..шь переб..рать кам..шки (ВО) КРУГ себя. (____). Воз..мешь горсть просе..шь сквозь пальц… . (___). ИЛИ воз..мешь кам..ш..к и брос..шь его в воду. (___). Пойдут круги. (___). Бе..числе..ны и разнообраз..ны кам..шки на морском берегу. (____). Понрав..вшиеся ВАМ, так сказать, ..кземпляры (не) вольно склад..ваете отдельно в купальную шапоч..ку или в разостл..ную газету. (___). Хотелось (бы) увезти их в Москву пок..зать друзьям САМОМУ полюбоват..ся зимой вспоминая о море. (__).
4)Побывайте в Нижнем Новгороде покл..нитесь там Печ..рскому монастырю. (___) На обрыве вдавш..мся в широкую реку ? матушку прославле..ную русскими поверьями увид..те вы белую ленту монастырской ограды. (___) Над ней в..звышают..ся купола церквей. Обогните гору спуститесь по широкой дорог.. к монастырским воротам и ОТР..ХНИТЕ все ваши мирские помышления все ваши мелоч..ные страсти. (___) Монастырская ограда. (___) (Во) круг вас тянут..ся длин..ые строения. (___) Посреди двора две стари..ные церкви. (___) Они соед..няют..ся наружными переходами. (___)Эти церкви безмолвные св..детели нашей ст..рины. (___) Под их т..желыми сводами много было вылито слез прочитан..о молитв от набегов татар от вторжения поляков о славе и многолети.. князей русских. (___)
Тест
1. Среди предложений 2 – 7 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное. (2)Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потёртые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился. (3)Ему было душно, он расслаблял рукой уже давно расстёгнутый воротник и замирал, вглядывался слезящимися глазами в ладошки небольших волн, похлопывающих речку. (4)Что виделось ему сейчас в этом мелководье? (5)О чём думал он? (6)До недавнего времени он ещё знал, что одержал великие победы, что сумел вырваться из плена старых теорий и открыл новые законы морского боя, что создал не одну непобедимую эскадру, воспитал немало славных командиров и экипажей боевых кораблей. (7)Но прошло едва ли десять лет после его отставки, и о нём постарались забыть и в императорском дворце, и в Адмиралтействе, и в штабах флотов и морских училищ.
2. Среди предложений 14 – 17 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное.
(14) Одни места ее заставляют, по внутренней связи, вспоминать о других, еще лучших местах и наконец обо всем произведении. (15) Еще и еще перечитываешь его – и чувствуешь внутри глубокие залежи.(16) Мне пришлось играть в пьесах Чехова одну роль по несколько сот раз, но я не помню спектакля, во время которого не вскрылись бы в моей душе новые ощущения, а в самом произведении – новые глубины или тонкости, которые не были мною раньше замечены.(17) Чехов – неисчерпаем, потому что, несмотря на обыденщину, которую он будто бы всегда изображает, он говорит всегда, в своем основном духовном лейтмотиве, не о случайном, не о частном, а о Человеческом с большой буквы.
3. Среди предложений 7 – 19 найдите сложное, в состав которого входит односоставное неопределённо-личное.
- (7) Барышня какая-то пришла! – доложил Егор. – (8) Вас спрашивает!
- (9) Барышня? Гм… (10) Кто же это?
(11) В кабинет тихо вошла хорошенькая брюнетка, одетая просто… даже очень просто. (12) Она вошла и поклонилась.
- (13) Извините, -- начала она дрожащим дискантом. – (14) Я, знаете ли… (15) Мне сказали, что вас… вас можно застать только в шесть часов… (16) Я… я… дочь придворного советника Пальцева…
-(17) Очень приятно! (18) Чем могу быть полезен? (19) Садитесь, не стесняйтесь!
4. Среди предложений 10 –17 найдите сложное, в состав которого входит односоставное неопределённо-личное.
(10) Мы пытаемся именно на основе новых результатов «контролировать физику, чтобы не вводить никаких мистических элементов». (11) Пусть не подтвердятся гипотезы, скажем, телепатической связи, путешествующих «космических тарелок», кожного зрения, их изучение поможет не только снять ажиотаж, но и объяснить другие явления, а значит, углубить наши представления о мире. (12) Поэтому было бы опрометчиво чураться таинственного, отгораживая его бетоном запретов. (13) Все загадочное надо изучать. (14) Однако при одном условии. (15) Известно, что немало крупных естествоиспытателей принесли в разное время дань оккультным делам. (16) В течение веков астрологию, например, усиленно культивировали как вполне пристойное занятие, и потому к ней приобщалось немало ученых .(17) Из глубины истории идет и влечение алхимией, долгое время остававшейся попечительницей химического знания.
5. Среди предложений 9 – 17 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное.
(9) Это было совсем, совсем не то! (10) Видно, она и сама это почувствовала, да и ребята в классе расшумелись с какой-то искусственной злой дерзостью. (11) Она закрыла книгу и больше не пыталась нам ее читать.(12) Сейчас трудно сказать, почему мы с такой силой почувствовали чужеродность ее чтения. (13) Конечно, тут и любовь к нашей учительнице, и привычка слышать именно ее голос сказались. (14) Но было и еще что-то. (15) Этим препятствием была сама временность пребывания этой учительницы с нами. (16) Книга рассказывала нам о вечном, и сама Александра Ивановна воспринималась как наша вечная учительница, хотя, конечно, мы понимали, что через год или два ее у нас не будет. (17) Но мы об этом не задумывались, это было слишком далеко.
6. Среди предложений 10 – 16 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное.
(10) Тоненькие служат больше по особенным поручениям или только числятся и виляют туда и сюда; их существование как-то слишком легко, воздушно и ненадежно. (11) Толстые же никогда не занимают косвенных мест, а все прямые, и уж если сядут где, то сядут крепко и надежно, так что скорей место затрещит и угнется под ними, а уж они не слетят. (12) Наружного блеска они не любят; у них фрак не так ловко скроен, как у тоненьких, зато в шкатулках благодать Божия. (13) У тоненького в три года не останется ни одной души, не заложенной в ломбард; у толстого спокойно, глядь – и явился где-нибудь в конце города дом, купленный на имя жены, потому в другом конце другой дом, потому близ города деревенька, потому и село со всеми угодьями. (14) Наконец толстый, прослуживший Богу и государю, заслуживши всеобщее уважение, оставляет службу, перебирается и делается помещиком, славным русским барином, хлебосолом, и живет, и хорошо живет. (15) А после него опять тоненькие наследники спускают, по русскому обычаю, на курьерских все отцовское добро. (16) Нельзя утаить, что почти такого рода размышления занимали Чичикова в то время, когда он рассматривал общество, и следствие этого было то, что он наконец присоединился к толстым.
7. Среди предложений 14 – 18 найдите сложное, в состав которого входит односоставное неопределённо-личное.
(14) Весна пришла солнечная, а потому стало жарко, и плащом я ни разу не воспользовался. (15) Лето было жаркое, осень сухая. (16) Так в первый год плащ мой провисел в гардеробе, и каждый раз, перебирая вешалки и встречая плащ, я в копилку своей домашней души складывал приятное чувство обладания хорошей вещью, очень полезной при общении с природой.(17) Потом в следующий год было опять сухо, и, когда вышел и третий год сухим, заговорили о том, что климат меняется в связи с особым расположением солнечных пятен.(18) Только в четвертом году вышла сырая весна, и в конце апреля, когда прилетают вальдшнепы, лили дождь.
8. Среди предложений 1-9 найдите сложное предложение, одна из частей которого – односоставное определенно-личное предложение с обобщенно-личным значением.
(1) Впервые в жизни я поймал себя на том, что мне радостно слышать чужую речь. (2) Не понимая языка, я слышал то, чего никогда не слышал в русской, понятной мне речи, а именно: как люди говорят… (3) Как они замолкают и как ждут своей очереди, как вставляют слово и как отказываются от намерения вставить го, как кто-нибудь говорит что-то смешное и – поразительно! – как люди не сразу смеются, как они смеются потом и как сказавший смешное выдерживает некую паузу для чужого смеха… (4) Как ждут ответа на вопрос и как ищут ответ, в какой момент говорят о тебе, ничего не понимающем.(5) Интересно, что, когда говорят со мной, то есть говорят по-русски, они никогда не смеются. (6) Стоит им перейти на армянский – сразу смех. (7) Словно смеются над тобой, непонимающем. (8) Так вполне может показаться, пока не поймешь, что смеяться возможно лишь на родном языке. (9) Мне не с кем было посмеяться в Армении.
9. Среди предложений 10 – 12 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное.
. (10) Они разбивал свои и чужие сердца, были глупы, слабы, суетливы, истеричны. (11) Но за всем этим у Чехова слышится: благословенная страна, сумевшая породить такой человеческий тип. (12) Они не спали ночами, выдумывая миры, которых не могли построить, но само существование таких людей, полных пылкого, пламенного самоотречения, духовной чистоты, - это обещание лучшего будущего для всего мира.
10. Среди предложений 6 – 10 найдите простое односоставное безличное.
(6) Ведь недаром, скажем, властитель ум Эйнштейн вдохновлялся творчеством Достоевского. (7) Мне приходилось разговаривать с Романом Осиповичем Якобсоном. (8) Он говорил, что перед написанием какой-либо филологической работы он любил рассматривать живопись Ларионова или Гончаровой. (9) У него были определенные интересы в живописи. (10) К «своим» художникам он относился, как к вдохновляющему началу, хотя работал совсем в другой области.