Организация работы в семестре
Работа по курсу «Введение в языкознание» строится по модульно-рейтинговой системе: выполняя задания, студент может получить определенное количество баллов и при условии отсутствия пропусков семинарских занятий получить определенные льготы на экзамене.
По окончании лекции студенты получают задание для самостоятельной работы, и в течение 2-х недель они имеют возможность подготовиться к семинару. Подготовка к семинару – это работа над тремя группами заданий:
- чтение учебной литературы, текстов лекций по теме семинара (особое внимание здесь следует уделять работе над терминологическим аппаратом) и поиск ответов на вопросы, предложенные в данной разработке;
- выполнение заданий и упражнений (можно выполнять письменно и сдавать в начале семинара - в этом случае можно заработать дополнительные баллы),
- подготовка сообщения на 5-7 минут по темам, которые предлагаются для каждого семинара. Об этом виде работы необходимо сказать особо. Студент, который берет на себя труд готовить сообщение, должен отдавать себе отчет в том, что эта работа потребует серьезных усилий как по поиску дополнительной литературы, так и по написанию собственно текста. Если сообщение посвящено ученому-филологу, то в этом сообщении следует дать и биографические сведения, и представление о лингвистических работах этого ученого; особое внимание следует уделить тем проблемам, которые непосредственно соотносятся с темой семинара.
Семинарское занятие состоит из 3-х частей:
1. Контрольная письменная работа (15 мин.).
Образец письменной рабы:
1) Дайте определения терминов «фонография» (1 балл), «диахрония» (1 балл), «метаязык» (1 балл).
2) Напишите кратко, в чем суть фатической функции языка (3 балла).
3) Опишите артикуляцию звука [д] (3 балла).
Важно отметить, что работа должна быть безукоризненной в ортологическом плане; наличие орфографических, пунктуационных и других ошибок не позволяет оценивать ее максимальным количеством баллов.
2. Сообщение студентов по самостоятельно подготовленным темам. (Каждое сообщение может быть оценено максимум в 10 баллов.)
3. Обсуждение основных вопросов по теме семинара, выполнение практических заданий и упражнений. (За ответ на вопрос можно получить до 5 баллов.) В случае необходимости на семинаре может проводиться анализ и проверка заданий, выполненных дома.
Рейтинг определяется по окончании семестра как среднестатистический. Студент, имеющий высокий рейтинг, во время экзамена имеет право отвечать не на все вопросы экзаменационного билета, а на один – по выбору.
При составлении заданий и упражнений к семинарам была использована следующая литература:
Зиндер Л.Р. Введение в языкознание. Сборник задач. - М., 1998.
Кондрашов Н.А., Копосов Л.Ф., Рупосова Л.П. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание. - М., 1985.
Крейдлин Г.Е., Кронгауз М.А.Семиотика, или азбука общения. - М., 1997.
Норман Б.Ю. Основы языкознания. - Минск, 1996.
Плунгян В.А. Почему языки такие разные? – М., 1996.
Тема 1. Строение науки о языке (2 часа)
Общее представление о строении науки о языке: науки о конкретных языках (русистика, англистика... германистика, славистика...), их внутреннее устройство (фонетика, морфология, синтаксис... диалектология, история языка... стилистика...).
“Внутренняя” и “внешняя” лингвистики: сравнительно-историческое языкознание (компаративистика); диахроническая лингвистика; типологическое языкознание; ареальная лингвистика; контрастивная лингвистика; психолингвистика; социолингвистика.
Место языкознания в системе наук. Язык и социальные науки (этнография, социология, культурная антропология; семиотика; филология, герменевтика; история; психология; теория информации и др.). (См. схему на стр.7)
Тема 2. Язык как знаковая система (2 часа).
Функциональное и сущностное определения языка: язык как средство общения и орудие мышления - язык как знаковая система.
Общая семиотика и лингвосемиотика. Понятие знака; план выражения и план содержания (означаемое и означающее). Билатеральная и монолатеральная концепции знака. Информация как идеальный аспект знака. Виды знаков (Ч. Пирс: индексы, иконические знаки, символы). Особенности языковых знаков. Синтактика и прагматика языкового знака. Незнаковые свойства языковых единиц.
Язык как знаковая система в ряду других знаковых систем. Естественные и искусственные языки. Классификация знаковых систем (первичность-вторичность, конвенциональность, функции).
Разные каналы чувственного восприятия: зрение, слух, осязание. Возможности переориентации знаковой системы с одного канала на другой.
Трансформации плана выражения естественных языков и производные от естественных языков знаковые системы в их отношении к естественному языку: азбука Морзе, азбука незрячих, морская сигнализация флажками; ср. также два типа языка глухонемых.
Коммуникационные системы у животных, их отличия от человеческого языка.