Тема 3. Письмо как особая знаковая система в ее отношении к языку

(4 часа).

Письмо как особая семиотическая система, отличная от звукового языка. Отношение письма к звуковому языку, роль письма в процессе его (языка ?) познания.

История письма. Типы письма. Три этапа развития письма как три этапа “стихийного лингвистического анализа”:

- идеографический этап как анализ смысловой стороны звукового языка (пиктография, идеография);

- фонографический этап как анализ звуковой стороны языковых знаков (ребусный принцип письма как переходный от идеографии к фонографии; слоговое, консонантное, буквенное письмо);

- современный этап, возвращение к анализу смысловой стороны на новом уровне: появление пробела в связи с выделением слова, история знаков пунктуации с точки зрения выделения синтаксических элементов текста, орфография и отождествление морфем.

Графика. Буква; типы соотношений буквы и фонемы; диграфы, полиграфы; диакритика. Многозначность букв. Алфавит. Современные алфавиты и типы письма. Орфография, принципы орфографии: морфологический (фонемный), фонетический, этимологический, традиционный.

Специальные системы письма: транскрипция, транслитерация. Стенография.

Тема 4. Функции языка; язык и мышление (2 часа).

Функция общения или коммуникативная; отражательная (когнитивная, познавательная, гносеологическая); эмоционально-экспрессивная; метаязыковая; магическая, фатическая (контактообразующая), этническая (группообразующая), эстетическая. Базовые и производные функции. Функции языка и функции речи.

Структура коммуникативного акта (К. Шеннон, Р. Якобсон) и иерархия функций языка под этим углом зрения.

Проблема соотношения между речевыми и мыслительными процессами. Вербальное и невербальное мышление. Гипотеза Э. Сэпира - Б. Уорфа (лингвистический детерминизм, лингвистическая относительность). Язык и мышление в филогенезе и онтогенезе.

Социальные функции языка и их реализация в различных типах обществ.

Тема 5. Язык, речь, речевая деятельность (2 часа)

Различение языка как системы (кода) и речи как процесса. Система оппозиций язык - речь (система - ее реализация; идеальный - материальный характер; виртуальность - актуальность; иерархичность - линейность; нецеленаправленность - преднамеренность; статичность - динамичность; стабильность - подвижность; инвариантность - вариативность; и т.д.)

История вопроса (Ф. Соссюр). Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания; сообщение как ее продукт. Понятие речевой ситуации.

Язык и корпус текстов: проблема существования языка. Лингвистический и психолингвистический подходы к этой проблеме. Усвоение языка; идиолект, речь и развитие языка.

Порождение и восприятие речи: нейролингвистика, психолингвистика.

Тема 6. Система и структура языка (2 часа)

Понятия элемента, структуры и системы. Язык как система систем. Знаковые и незнаковые уровни языка. Понятия знаковой единицы языка и фигуры. Уровнеобразующие единицы языка и отношения между ними. Принципы выделения уровнеобразующих единиц: иерархические отношения, парадигматические и синтагматические отношения. Качественные функциональные различия между уровнями. Промежуточные единицы (слог, основа, словосочетание и др.) с этой точки зрения.

Двойное членение в языке соответственно двум планам знака: членение по форме (фраза - такт - фонетическое слово - слог - звук) и значению (предложение - словосочетание - словоформа - морфема). Значимость двойного членения для языковой системы.

Единицы языка и единицы речи: алло-эмическая система понятий для единиц всех уровней с различением инвариантов и вариантов в языке, их реализаций в речи: фон / аллофон / фонема, морф / алломорф / морфема и т.д.

Тема 7. Фонетика (4 часа)

Фонетика артикуляторная, акустическая, перцептивная, функциональная (собственно лингвистическая фонетика, или фонология). Речевая акустика. Акустическое и артикуляционное различение гласных и согласных;артикуляторная классификация гласных (форма резонатора, другие признаки) и согласных (место и способ образования, другие признаки).

Фонология, понятия варианта и инварианта, понятия фонемы, позиции, вариации, варианта. Дистинктивная (сигнификативная) и перцептивная функции фонем. Система фонем. Различительные (дифференциальные) и нейтральные (интегральные) признаки фонем, нейтрализация. Принцип минимальных пар. Московская и Ленинградская фонологические школы.

Позиционные и комбинаторные изменения звуков речи. Ассимиляция (вокалическая/консонантная, прогрессивная/регрессивная, контактная/дистантная, полная/частичная, по какому признаку), диссимиляция; аккомодация. “Гармония гласных” и сингармонизм.

Слог, структура слога и ее типы, слогоделение; теории слога - экспираторная, сонорная, мускульного напряжения. Фонетическое ударение: динамическое, тональное, количественное. Понятие супрасегментной фонемы, просодемы. Речевой такт. Фраза и интонация. Интонационные конструкции русского языка.

Понятие артикуляционно-акустической базы языка.

Тема 8. Морфология (6 часов)

Грамматика: морфология и синтаксис. Лексема и словоформа; лексическое и грамматическое значение, основные различия между ними (обобщенность, регулярность/обязательность, выход на действительность; количественные характеристики в языке и речи). Понятие морфемы. Типы морфем: лексические и грамматические, деривационные, референциальные и реляционные. Корень и аффиксы; понятие основы. Исторические изменения в составе слова: опрощение, усложнение, переразложение.

Грамматические значения; граммема. Способы выражения грамматических значений: аффиксация, чередование, супрасегментные средства, редупликация, супплетивизм. Синтетизм и аналитизм. Типы аффиксов: префикс, постфикс, инфикс, трансфикс, интерфикс, циркумфикс (конфикс); понятия суффикса и флексии (окончания). Типы служебных слов: артикль, предлог/послелог, союз, частица, глагол-связка, вспомогательный глагол.

Грамматические единицы. Форма и парадигма. Грамматические категории, (слово)классифицирующие (род; одушевленность; вид) и словоизменительные (число; падеж; время; и др.).

Части речи: критерии их установления (морфологический, семантический и синтаксический). Результаты последовательного применения одного из критериев и связанные с этим трудности выделения частей речи (проблема местоимения и числительного; прилагательного и наречия; причастия и деепричастия; и др.) Современные проблемы исследования частей речи.

Грамматические категории имени: род, число, падеж, определенность, принадлежность. Грамматические категории глагола: лицо, вид, наклонение, время, залог. Относительные и абсолютные значения глагольных категорий.

Грамматический строй языка.

Тема 9. Синтаксис (4 часа)

Предмет синтаксиса; логический, психологический, формально-грамматический подход к предложению.

Словосочетание, его типы. Типы связи слов: сочинительный, атрибутивный, комплетивный, предикативный; способы связи: согласование, управление, примыкание, изафет; координация.

Простое предложение. Грамматическая структура; категория предикативности и средства ее выражения. Члены предложения. Модус/диктум; пропозиция, типы пропозиций. Семантическая структура предложения: субъект/предикат. Актуальное членение предложения: (коммуникативная структура): тема/рема.

Сложное предложение, его типы. Синтаксическая типология.

Семантика, прагматика, лингвистика текста. Ситуация, пропозиция, предикат. Пресуппозиция. Структурная и коммуникативная организация семантики высказывания.

Тема 10. Семантика. Лексикология и лексикография (2 часа).

Слово, критерии его выделения. Лексическое значение и его типы. Типы слов в языке. Ономастика и топонимика. Терминология.

Словарный состав языка. Классификация лексики (активная и пассивная, исконная и заимствованная и т.д.) Лексика как система. Понятие семантической сетки.

Лексикография. Типы словарей: энциклопедические и филологические; толковые словари и идеографические (тезаурусы). Толково-комбинаторный словарь. Словари других уровней языка (фонетического, морфологического, синтаксического).

Тема 11. Язык и общество (2 часа)

Социальное и территориальное расслоение языка. Языковая норма в ее соотношении с языковой системой в целом. Типы языковой нормы. Узус. Литературный язык и его стили. Арго, жаргон. Сознательное воздействие общества на язык. Языковая политика. Языковая политика в многоязычных странах.

Наши рекомендации