Уточнение грамматического значения слов
Данное направление предполагало решение следующих задач:
А. Уточнение и дифференциация грамматических значений существительных (число, род, падеж, одушевленность, неодушевленность, собственность, нарицательность).
Б. Уточнение и дифференциация грамматических значений прилагательных (число, род, падеж).
В. Уточнение и дифференциация грамматических значений глаголов (настоящее, прошедшее, будущее время, совершенный, несовершенный вид, лицо и др.).
В основе организации флексийной системы русского языка лежат грамматические значения.
В процессе овладения письменной речью недостатки в развитии словоизменения приводят к возникновению аграмматизмов в виде неправильного согласования слов в предложении и искажений флексий. Несформированность словоизменения вызывает трудности в подборе форм слов, что необходимо при усвоении орфограмм на правописание безударных гласных и конечных согласных. В связи с этим важная задача при коррекции дизорфографии заключалась в том, чтобы сформировать у детей морфологические и синтаксические обобщения, представления о морфологических элементах слова, что способствует развитию морфемного анализа и усвоению морфологического принципа правописания.
Работа над грамматическим значением проводилась одновременно с формированием словарного запаса, так как значение слова представляет собой единство лексического и грамматического значения. Коррекционная работа включала уточнение грамматических значений: различение частей речи; число существительных, прилагательных и глаголов; род и падеж существительных и прилагательных; одушевленность и неодушевленность, собственность и нарицательность существительных; время, лицо, вид, возвратность глаголов. Для уточнения грамматического значения предлагалось подобрать вопрос к слову, поставить слово в нужную форму, ответить на вопросы, вставить слово в словосочетание, предложение, классифицировать слова по определенным грамматическим значениям. Специально созданные ситуации помогали в практическом плане усваивать грамматические значения, различать флексии, выражающие эти значения, правильно согласовывать слова, относящиеся к разным частям речи.
Формирование морфологических обобщений
И парадигмы словоизменения
В процессе обучения детей ставились следующие задачи:
А. Закрепление парадигмы существительных на основе совокупности грамматических значений.
Б. Закрепление парадигмы словоизменения прилагательных на основе усвоенной парадигмы существительных.
В. Закрепление парадигмы словоизменения глаголов.
Логопедическая работа по формированию морфологических обобщений строилась на основе усвоенных представлений о грамматических значениях различных частей речи параллельно с развитием лексики, синтаксического строя и фонематического анализа. Большое внимание уделялось сравнению форм слов по значению и звучанию. Для сравнения предлагались слова, отличающиеся 1, 2, 3-мя грамматическими значениями. Проводилась классификация слов на основе отдельных грамматических значений, их совокупности.
Последовательность работы над парадигмой словоизменения основывалась на онтогенетическом принципе.
Работа над каждой грамматической формой начиналась с уточнения ее значения в импрессивной речи; в дальнейшем осуществлялось ее закрепление в экспрессивной речи (устной и письменной).
Закрепление правильной грамматической формы отрабатывалось на письме по следующему плану: а) выделение общего грамматического значения ряда словоформ; б) соотнесение выделенного значения с флексией, обозначающей данное грамматическое значение; в) звуковой анализ флексии; г) закрепление связи грамматического значения и флексии в специально подобранных упражнениях; д) образование аналогичных словоформ.
6. Формирование словообразовательных моделей-типов
и парадигмы словообразования
В рамках этого направления решались следующие задачи:
А. Дифференциация значений словообразующих аффиксов имен существительных.
Б. Уточнение значения словообразовательных моделей-типов и парадигмы словообразования имен существительных.
В. Дифференциация значений словообразующих аффиксов имен прилагательных.
Г. Уточнение значения словообразовательных моделей-типов и парадигмы словообразования имен прилагательных.
Д. Дифференциация значений словообразующих аффиксов глаголов.
Е. Уточнение значения словообразовательных моделей-типов и парадигмы словообразования глаголов.
Ж. Закрепление парадигмы словообразования существительных, прилагательных и глаголов.
При формировании словообразования большое внимание уделялось сравнению родственных слов по значению и звучанию, выделению и осознанию словообразующих аффиксов, формированию моделей-типов, словообразованию по аналогии.
Работа с конкретной словообразовательной моделью строилась с учетом поэтапного формирования речевых действий; на основе усложнения форм и функций речи, видов речевой деятельности; перехода от импрессивной к экспрессивной, от устной к письменной речи; постепенного усложнения характера заданий и речевого материала. На начальном этапе работы широко использовались фишки, графические схемы, символизирующие словообразующие аффиксы и различие морфемной структуры родственных слов.
Закрепление словообразующих моделей-типов на письме проводилось по следующему плану: а) определение общего значения ряда слов с одинаковым словообразующим аффиксом; б) выделение одинаковой морфемы из ряда слов различного лексического значения; в) соотнесение значения со звуковым образом морфемы, закрепление с помощью буквенного обозначения; г) образование слов по аналогии с опорой на значение словообразующих аффиксов; д) включение производных слов в различные виды речевой деятельности (устной и письменной); е) дифференциация слов с аффиксами одного значения.
Последовательность и содержание работы определялось онтогенетическим подходом, результатами исследований словообразования Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой; Т.В. Тумановой; А.А. Хохловой и др.
Формирование словообразования осуществляется последовательно-параллельно в три этапа (табл. 1):
1 этап – закрепление словообразования наиболее продуктивных моделей;
2 этап – работа над словообразованием менее продуктивных моделей;
3 этап – закрепление моделей словообразования различных частей речи.
Таблица 1
Содержание 1-го этапа
Существительные | Прилагательные | Глаголы | |
Суффиксы: 1) с уменьшительно-ласкательным значением -К-, -ИК-, -ИЧК-, -ЧИК-, -ОНЬК-, -ЕНЬК-, -ЫШЕК-, -ЫШК-, -ОЧК- (-ЕЧК-) (березка, косичка, грузовик, березонька, колышек, перышко, вазочка); 2) предмет по действию (стеклодув, совокупность единиц (листва, отвлеченное понятие (синева), предмет ж.р. (королева), предмет (рукав), результат действия (варево -В-, -АВ-, -ЕВ- (-ИВ-); 3) профессий -ИК-, -НИК-, -ТЕЛЬ-, -НИЦ- (водник, дворник, учитель, воспитательница); 4) сосуд -НИЦ- (вафельница); 5) материал, значение единичного – -ИН- (ванилин, виноградина) | Суффиксы: 1) образование относительных прилагательных -Н-, -ЯНН-, -ЕНН-, -АН-, -АТ-, -ОВ- (-ЕВ-) (кожаный, крыжовенный, абрикосовый); 2) -К- – образованный от существительных и глагол (крепкий); 3) -Н- – указывает на время, место, «состоящий из чего-либо» (вечерний, мясной); 4) притяжательные прилагательные с суффиксами -ИН-, -И- (гусиный, лисий, медвежий). | Приставки: 1) В-, ВЫ-, – «направленность действия внутрь», «направленность действия изнутри» (впитать, выбежать); 2) НА-, ЗА- – «начало действия», «полноту действия» (загреметь, набрать); 3) ПРИ- – «доведение действие до конца», «сближение» (прибежать). | Суффиксы: 1) -А(ть). -Я(ть) – «заниматься чем-либо» (играть, козырять); 2) -ЫВА-, -ИВА- – суффиксы для образования форм сов. вида (проигрывать); 3) -Е(ть), -И(ть) «приобретать определенный признак», «становиться чем-либо», «совершенствовать действие» (белеть, каменеть, рыбачить); 4) -Л – суффикс прошедшего времени (плел); 5) -СЯ, -СЬ – суффиксы возвратных глаголов (встречаться). |
Продолжение табл. 1
Содержание 2-го этапа
Существительные | Прилагательные | Глаголы | |
Суффиксы: 1) с уменьшительно-ласкатель-ным значением -ЕЦ- (-ИЦ-), -ЁРК-, -ОЛК-, -ЕЧК- (письмецо, ведерко, куколка, шишечка); 2) профессии мужского рода: -ЧИК, -ЩИК, -АР(ЯР), -АРЬ, -ИСТ, -АЧ (грузчик, крановщик, гусляр, аптекарь, фигурист, циркач); 3) профессии женского рода; 4) отвлеченного значения -ИЗН- (белизна); 5) отглагольные формы -ЕНИ- (наступление); 6) значение увеличительности -ИЩ- (бородища). | Суффиксы: 1) -ОВАТ-, -ЕВАТ- со значением «слегка» (бледноватый); 2) -ЛИВ- – склонный к действию (молчаливый); 3) -ОНЬК- (-ЕНЬК-) – уменьшительно-ласкательное значение (мягонький); 4) -ЕНН-, -ОНН- – «относящийся к чему-либо» (станционный); 5) -ЛИВ- – склонный к какому-либо действию (молчаливый); 6) -ЧИВ- – указывающий на склонность соответствующему действию (заносчивый); 7) -ЮЩ- – «характеризующийся действием» (вызывающий). | Приставки: 1) С-, У-, ПО-, ПОД-, ОТ-, ПЕРЕ-, ЗА-, О-, ДО- – пространственное значение (убежать); 2) ИЗ-, ИЗО-, ИС- – «распространение действия вокруг» (изрезать). | Суффиксы: 1) -ИЧА(ть), -НИЧА(ть) – «заниматься чем-либо» (любезничать, любезничать); 2) -ЕНЕ- – непереходные глаголы от существительных (деревенеть). |
Окончание табл. 1
Содержание 3-го этапа
Существительные | Прилагательные | Глаголы | ||
Приставки: 1) БЕЗ- (БЕС-) – отсутствие (безделье); 2) О-, (ОБ-) – часть предмета, наличие ошибки (обмылок, оговорка); 3) ПЕРЕ- – повторность действия (перевыборы), пересечение (перегородка); 4) ПО-, ПОД-, ПОЛО- (по-лесье, подогрев, подоконник); 5) ПРЕ-, ПРИ- – приближение, в значении «пере-» (прирост, пресыщение); 6) ПРО- – неполная степень (проседь). 7) РАЗ- (РАС-) – основная степень проявления (разумник); 8) С- – указывает совместность (спутник); 9) ОТ- (ОТО-) (отзыв, отблеск); 10) ИЗ- (ИС-) (испарение, избавление). | Суффиксы: 1) отглагольные формы -ЕНИ- (наступление); 2) -СТВ(О), -ЕСТВ(О), – свойство людей (геройство), вид деятельности (сотрудничество), обществен-ное явление (дворянств); 3) -АТ, -ИТ (реферат, бронхит). | Суффиксы: 1) -К-, -СК- – «принадлежность к чему-либо» (немецкий); 2) -ЕСК-, -ИЧЕСК- – «свойственный чему-либо» (вражеский, биологический); 3) -ЕМ-, -ИМ- – со значением возможности (уважаемый); 4) -ЧАТ- – «имеющий в большом количестве» (репчатый). | Приставки: 1) ВЗ-, ВЗО-, ВС- – «действие вверх» (взбежать); 2) НАД-, НАДО-, НЕДО- – «добавление чего-либо», «неполноту действия» (надшить, недобрать) | Суффиксы: 1) -ВОВА-, -СТВОВА-, -ИЗОВА-, -ИРОВА-, -ИЗИРОВА(ть)- – непродуктивные суффиксы (властвовать, мудрствовать, витаминизировать). |
Проводилась работа по включению слова в деривационные отношения – на основе близости значений и общности морфем. В процессе логопедической коррекции осуществлялась работа над родственными однокоренными словами, над словообразовательными рядами на основе общности корней. Последовательность работы была следующей: установление общности звучания в серии слов с общим корнем; выделение корня как смыслового ядра, нахождение общей смысловой единицы в родственных словах – семантемы, установление общего значения ряда слов с одним корнем; установление семантических различий слов.
Существенный акцент делался на работу с паронима-
ми – однокоренными словами, близкими по звучанию, но не совпадающими в значениях. С учетом групп паронимов работа проводилась в следующей последовательности: 1) над паронимами, резко различающимися по смыслу (розан – розарий); 2) над паронимами, различающимися тонкими смысловыми оттенками (виснуть – висеть). В процессе работы особое внимание уделялось осмыслению общности морфем при различии в семантике. Также велась работа по разграничению паронимов и квазиомонимов (близких по звучанию слов, но далеких по значению). Уточнялось отсутствие общности морфем и различия в семантике квазиомонимов, осмысление их случайного сближения в речи. Данному виду работы придавалось большое значение, так как большинство правил правописания опираются на умения детей разграничивать родственные слова и слова, близкие по звучанию, но различные по значению, на знания об однокоренных и родственных словах.
При формировании функции словообразования использовались различные задания: 1) образование слова с помощью продуктивных и малоупотребимых аффиксов; 2) образование слова из разных частей речи при помощи разных префиксов и суффиксов; 3) выбор родственных слов среди слов сходных по звуковой структуре и др.