Методика словарно-орфографической работы в начальных классах
Начнем с рассмотрения традиционной методики запоминания словарных слов.
В широком понимании «трудными» называют слова, вызывающие у детей различного рода трудности, чаще всего орфографические. Их делят на следующие группы: слова, трудные для детей с точки зрения
1) написания (великий);
2) написания и произношения (комбайнер);
3) написания и значения (жокей);
4) написания и связи с другими словами (перила);
5) написания, значения и связи с другими словами (реагировать);
6) написания, значения, произношения и связи с другими словами (гантель).
В настоящее время под словарно-орфографической работой принято понимать область методики русского языка, которая охватывает усвоение учащимися новых слов и значений, усвоение оттенков значений, эмоционально-экспрессивных окрасок слов, сфер их употребления, их многозначности и переносных значений, усвоение синонимов, антонимов, паронимов, омонимов, активизацию словаря, то есть использование новых усвоенных слов в собственных высказываниях, включение их в число постоянно используемых учеником слов; очищение словаря, то есть устранение из активного словаря учащихся диалектных, просторечных, вульгарных слов.
Основной путь усвоения слов с непроверяемыми написаниями – запоминание их написания и в связи с эти выбор такой системы упражнений, которая позволяет в оптимальные сроки качественно усвоить написание этих слов.
Почти все учителя начальных классов много и упорно работают над этим словами, однако время, на них затрачиваемое, не всегда дает желательные результаты. Каковы же основные причины, влияющие на качественное усвоение написания этих слов?
1. Работа со словами, включающими безударные гласные, в школьной практике нередко сводится к контрольно-повторительным упражнениям типа списывания с пропуском орфограмм, записи по слуху и.т.п. Преобладание контролирующих видов работ над обучающими приводит к большому количеству ошибок. Орфографически неправильно написанное слово дает в дальнейшем повторение той же самой ошибки, даже в тех случаях, когда это слово (после его неправильного написания) было тщательно проанализировано учителем и учениками на уроке, проделан ряд упражнений.
2. Работа над ошибками в словах с непроверяемыми орфограммами нередко носит механический характер и сводится к многократному выписыванию ошибочно написанных слов, что нередко приводит к повторению ошибочных написаний, так как сам характер работы исключает активную мыслительную деятельность учащихся.
3. Словарно-орфографическая работа часто не бывает связана с изучением основного грамматико-орфографического материала, проводится в отрыве от него, и это не только нарушает логический ход урока, но и приводит к непродуктивной затрате времени, отведенного на изучение той или иной темы.
4. Ведение специальных словарей не всегда себя оправдывает. Как правило, ученик лишь один раз записывает слово в словарь и больше к нему не возвращается.
Одним из эффективных способов заучивания словарных слов является их группировка по разным признакам.
Группировка слов, подлежащих усвоению, определяется следующим образом:
1) подбор слов по назначению (овощи, ягоды, птицы);
2) по темам (огород, ребята, работа, хорошо);
3) распределение слов по графическому сходству или графическому контрасту (пенал, тетрадь, дежурный);
4) распределение по грамматическим темам.
Например,
Пиши с О Пиши с А
Морковь картофель
Помидоры капуста
Огурец кабачки
Кочан арбуз
Распределение слов по темам целесообразно использовать как вспомогательное средство и, главным образом, на начальном этапе обучения, а далее в качестве вспомогательного приема, наряду с распределением по графическому признаку, можно считать распределение по грамматическим темам.
Слова, сгруппированные по тому или иному признаку, полезно повторять в таком же сочетании неоднократно.
Из разнообразных средств наглядности, помогающих лучше усвоить слова с непроверяемыми написаниями, особое внимание следует обратить на использование в классе подвижного словарика, который в практике получил название «Витрины словарных слов». Подобный словарик удобен тем, что он позволяет при повторении или при подготовке к самостоятельной работе брать любое количество словарных слов и группировать их по-разному.
Работа со словами с непроверяемыми написаниями складывается из следующих компонентов
1. Первоначальное знакомство со словами.
2. Упражнения, направленные на запоминание зрительно-графического образа слова.
3. Проверка знаний учащихся.