Методика чтения стихотворений в начальных классах

План

1. Методика чтения стихотворений.

2. Методика анализа стихотворений.

3. Чтение эпических стихотворений

4. Чтение лирических стихотворений.

Литература

1. Кроссворды по произведениям С.В.Михалкова /НШ – 2003 - №3 – с.48

2. Андреева Л.В.Пути анализа лирического стихотворения // 1994 - №3 – с. 70-75

3. Коренюк Л.Ю. Изучение стихотворения А.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя»…//НШ – 1991 - №1 – с.14-19

4. Сидорова Л.А. Психологические и методические особенности заучивания наизусть стихотворных произведений.//НШ – 1989 - №3 –с.21-25

5. Атрашкевич Н.А., Михейкина Г.В. Стихосложение как введение в мир поэзии /НШ – 2003 - №8 –с.33

6. Кузнецова Н.А. Методика изучения основ стихотворения в начальной школе /2003 - №10 – с.16

7. Поляк Н.Ф. Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро» /НШ – 2003 - №2 – с.79

8. Самкова Н.С. Читаем стихотворение С.В.Михалкова «Фома» /2003 - №3 – с.52

9. Иванова Н.А. Варианты уроков при изучении «Поэтических тетрадей» /НШ – 2002 - №2 – с.16

1. Методика чтения стихотворений

Стих - от греческого stichos- ряд, порядок, строй.

ü особый тип речи, своеобразная выразительная система, существенно отличающаяся и от обиходной речи, и от художественной прозы» (Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. – М., 1976.- С.262).

ü ритмически упорядоченная (в отличие от прозы) система речи. (Хрестоматия по литературе для средней школы. Составитель Э. Н. Аламдарова).

ü художественное произведение, написанное строками. (Школьный толковый словарь русского языка М. С. Лапатухин.)

В литературоведении различают две системы художественного строя речи – прозаическую и стихотворную. Для стихотворной речи присущи следующие признаки. В начальных классах учащиеся практически знакомятся с рифмой и ритмом. Ритм - это основная сила, основная энергия стиха, а без рифмы стих рассыплется. Рифма – это повтор отдельных звуков или звуковых комплексов, она бывает точная – это когда совпадают все звуки, и неточная – когда звуки фонетически не совпадают. Дети должны получить знания о рифмовки, которая бывает парной, перекрестной и кольцевой. Детям можно предложить задание вида: подбери рифму к строчке.

Существует огромное количество видов стихов: акростих, лабиринт, панторифм, тавтограмма, анацикл, буриме, фигурный стих, белый стих, безрифменный стих, верлибр(свободный стих), вольный стих (вольный ямб), стихотворение в прозе и т. д.

Любое стихотворение состоит из двух основных компонентов - содержания и формы.

Содержаниелитературного произведения - это его сущность, внутренняя основа, тот круг явлений деятельности, который становится содержательным центром стиха. Очень важную роль играет форма стиха, именно содержание обязывает к достойной форме. Если форма не соблюдена, то и мысль, заложенная в стихе, не дойдет до читателя или не воздействует на него должным образом. Форма- это способ выражения, воплощения, проявления содержания, обнаружение сущности произведения. Если форма не соответствует содержанию, то стихотворение не состоялось.

Детям необходимо также знать и элементы содержания - это: тема, проблема, идея, пафос.

Тема – это то, о чем говорится в произведении, те явления деятельности, на которых акцентируется внимание;

Проблема – это вопрос, который ставит автор;

Идея– это ответ, который дает автор в связи с проблемой;

Пафос – это эмоциональная оценка автора идейного содержания, то есть его отношение к написанному.

Учащимся необходимо дать знания о том, что все перечисленные элементы не изолированы друг от друга, а представляют собой систему, которая отражает целостность стиха.

2. Методика анализа стихотворений.

Чтение стихотворений в младших классах имеет исключительную важность для воспитания эстетических вкусов. Стихотворения обогащают духовный мир ребенка, учат видеть красоту в природе, в поступках людей, развивают поэтическую чуткость, радуют и удивляют читателя музыкальностью и яркостью родного языка.

Ритмичный размер стихов, благозвучие рифм, звуковая инструментовка—эти внешние признаки стихотворения, служащие для выражения содержания, отчетливо воспринимаются только в громком чтении. Поэтому в работе над стихотворением важным моментом является выразительное чтение. Благодаря чтению учителя уже в процессе первичного восприятия дети могут осознать замысел писателя — полно представить образ, созданный поэтом, слиться с ним душой, даже в какой-то мере оценить его. Выразительное чтение стихотворения учениками на других этапах урока в свою очередь показывает, насколько глубоко и верно осознали дети основное настроение, смысл стихотворения и те отдельные образы, детали, из которых складывается полный образ.

Для учителя важнейшим моментом является подготовка к выразительному чтению стихотворения; выявление его главной мысли и настроения: эмоционального подтекста; определение темпа, ритмического рисунка, интонационной выразительности, упражнение в чтении стихотворения вслух.

Многие стихотворения заучиваются наизусть. Обычно заучивают стихотворение дома, но в 1—11 классах учитель на уроке показывает приемы правильного заучивания, обучает чтению наизусть. Важно научить сознательному запоминанию, условием которого является смысловой и лексический разбор текста. Заучивать нужно по строфам или законченным отрывкам. Полезно перед заучиванием словесное рисование картин к стихотворению.

Некоторые стихотворения разрабатываются для коллективной декламации, в которой участвует весь класс.

При выборе конкретных приемов работы над стихотворением следует подходить дифференцирование, в зависимости от его вида и от характера центрального образа.

3. Чтение эпических стихотворений

Стихотворные произведения делятся на эпические, лирические, драматические. В книгах для чтения представлены эпические и лирические стихотворения.

Для эпических стихотворений характерно наличие сюжета, т.е. системы событий в их развитии. В центре эпических стихотворений – образы-персонажи, раскрывая которые автор показывает определенную сторону жизни в тот или иной период. Все это роднит эпическое стихотворение с рассказом, повестью. Данное обстоятельство обусловливает общность методических положений, определяющих анализ эпического стихотворения и прозаического рассказа.

Анализ эпического стихотворения направлен на выяснение сюжета (развитие действия), раскрытие особенностей действующих лиц, идеи произведения, его художественного своеобразия. Данное произведение допускает деление на относительно законченные части, составление плана, пересказ.

Стихотворения с повествовательным элементом всегда имеют лирическую пронизанность. Поэтому анализ стихотворения имеет своим отправным пунктом или итогом раздумье над лирическим элементом стихотворения.

«Рассказ о неизвестном герое» С. Я. Маршака—это маленькая поэма с напряженным драматическим сюжетом. Его идея - уважение к молодежи. Стихотворение насыщено лирическим подтекстом: тревога за неизвестного юношу и ребенка; восхищение мужеством и ловкостью юноши; удивление его скромностью. Эти переживания автора выражены с помощью своеобразного ритмического рисунка стихотворения: в кульминационной части стихотворения он очень напряжен; предложения короткие, часто отрывистые. Драматизм действия во многих местах подчеркнут обилием глаголов. Своеобразна композиция стихотворения: рассказ о подвиге как бы обрамлен торжественным зачином и эпилогом. Это обрамление зовет читателя призадуматься над характеристикой героя и помогает сделать обобщение о молодежи: «К славному подвигу каждый готов». Эти особенности формы стихотворения, органически связанные с его содержанием, надо учитывать при построении урока, который может быть проведен по следующему плану:

I. Повторение главных мыслей рассказа А. Гайдара «Горячий камень»: «Почему старик считал себя счастливым человеком? В чем А. Гайдар видел счастье человека? (Прожить жизнь «ясно и честно».) Какие рассказы о людях достойных вы читали?»

После нескольких высказываний учащихся учитель тактично останавливает их, делая обобщение: «Вы все старались рассказать о хороших людях, которые понимают, что их долг — служить Родине. Таких примеров много в жизни. Надо их замечать, так как такие люди обычно очень скромны и не хвастаются хорошими поступками. Я прочту вам стихотворение о событии, которое было на самом деле в Москве. Оно взволновало многих людей, и С. Я. Маршак решил рассказать о нем в стихах, чтобы взрослые и дети узнали об этом и задумались над поступками одного молодого человека.

II. Выразительное чтение стихотворения учителем. Начало читается несколько тревожно, загадочно, чтоб подготовить детей к вопросу автора: «Что натворил он? И в чем виноват?» Далее чтение идет с естественной выразительностью, соответствующей содержанию рисуемых образов и картин: знакомство с героем рассказа — спокойный и даже беспечный тон; картина пожара — тревожно, взволнованно, чтоб передать растерянность людей, бессильных помочь ребенку, который «сквозь огненный дым руки... протягивал к ним». И после паузы стремительный, быстрый рассказ о первых действиях юноши для спасения ребенка. Но вот опасные минуты — затаили дыхание «люди, смотревшие снизу, как осторожно он шел по карнизу». Учитель читает медленно, напряженно — и слушатели следят за каждым шагом храбреца. Опасность миновала — тон чтения более обыденный, темп быстрый: четко и слаженно работают пожарные. Особой выразительности потребует обрисовка образа незнакомца: «...один гражданин незнакомый, рыжий от ржавчины, весь в синяках...», чтобы дети узнали в нем героя рассказа. Силой и гордостью проникнуто чтение последней строфы стихотворения, и медленное прочтение: «К славному подвигу каждый готов!» — доносит до детей идею стихотворения. Вопросы учителя помогают детям осмыслить переживания, которые вызвало чтение учителя: I. Как названо стихотворение? 2. Кто же назван здесь героем? 3. Почему к слову герой прибавлено неизвестный? III. Чтение стихотворения учащимися про себя с заданием: «Приготовьтесь рассказать, как неизвестный герой спас девочку». Короткий выборочный пересказ центрального эпизода стихотворения.

IV. Чтение стихотворения вслух по частям с разбором содержания. Вопросы к частям стихотворения: к I части: «По каким приметам ищут человека? Почему не могут найти?»; Ко11 части: «Какие слова показывают, что юноша был решительным и смелым?»; к III части: «При каких словах стихотворения вы особенно волновались?»; к IV части: «Почему пожарные не нашли девочку в доме?»; к V части: «Из чего видно, что парень не ждал благодарности?»; к VI части: «Какие слова в последней части стихотворения вы считаете самыми главными?»

V. Анализ стихотворения: «I. Каким словом назвал поэт поступок неизвестного? 2. Почему спасение девочки названо подвигом? 3. Почему же герой остался неизвестным? (Этот вопрос требует двух ответов: о скромности юноши и о том, что много подобных ему в столице и в стране.) 4. В стихотворении сказано, что, кроме внешности (одежда, рост), «больше не знают о нем ничего». А что мы знаем о нем? (Он находчив, решителен, смел, ловок и скромен.) 5. Прочтите про себя конец стихотворения и определите главную мысль стихотворения; подтвердите ответ строками из стихотворения». Учитель уточняет, мысль учащихся и добавляет, что автор стихотворения и мы, читатели, гордимся нашей молодежью, ее лучшими представителями.

VI. Выразительное чтение (задание по подготовке имеется в книге для чтения). «Будем читать только рассказ о спасении девочки. Надо так прочитать, чтобы все волновались за юношу и радовались спасению девочки». Чтение учащихся обсуждается.

Дома учащиеся готовятся к выразительному чтению.

При проверке домашнего задания на следующем уроке чтение разнообразится заданием: прочитать выразительно те места, к которым относятся иллюстрации в учебнике.

При анализе стихотворений учитываются поэтические особенности. Так, разбор образных выражений и композиционных особенностей в стихотворении С. Маршака «Война с Днепром» проводится при повторном чтении, а наблюдения над композицией стихотворения С. Маршака «Наш герб» — при составлении плана. К языку и стилю лирических обращений в стихотворении С. Маршака «Дети нашего двора» привлекается внимание в обобщающей беседе. Многие наблюдения над художественными особенностями стихотворений понадобятся при подготовке к выразительному чтению.

4. Чтение лирических стихотворений.

Иного подхода требуют лирические стихотворения, которые выражают мысли и чувства поэта, вызванные окружающей действительностью. Часто переживания поэта выражены с помощью картины, образа (природы, трудового процесса, момента в жизни людей). Таковы стихотворения «Осень» и «Зимний вечер» А. Пушкина, «Весенние воды» Ф. Тютчева, «Береза» С. Есенина. Это живописная лирика, которая дает яркое изображение действительности.

Автор лирического произведения выражает внутренний мир человека, процесс мышления и переживаний в развитии.

Художественным содержанием лирического произведения является, таким образом, то, что скрыто от внешнего наблюдения, т.е. духовная жизнь человека, художественно осмысленная поэтом. Своеобразие лирического произведения в том, что переживания, внутренний мир героя – это то центральное, ведущее, что составляет лейтмотив изображаемого. С учетом тематики жизненного материала, вызвавшего те или иные переживания, в литературоведении лирика классифицируется на пейзажную, политическую, патриотическую, философскую и др. В книгах для чтения в начальных классах представлена главным образом пейзажная и социально-политическая лирика. Основная функция языка лирического произведения заключается в выражении внутренних субъективных чувствований, поэтому на первый план выдвигаются переносные и иносказательные значения речевых элементов и образные возможности языка. При анализе лирического произведения очень важно не разрушить живописный образ произведения, а помочь ребенку приблизиться к нему, затронуть детские чувства, возбудить у учащихся воссоздающее, творческое воображение. К восприятию лирического произведения должна быть подготовлена в первую очередь эмоциональная сфера детей.

На полноценность восприятия учащимися данного вида произведения и творческое воспроизведение их эмоционально-образного содержания влияют следующие условия:

Наличие у учащихся жизненных представлений, адекватных авторским.

Развитие у учащихся внимания к переживаниям героев произведений, настроениям и чувствам.

Формирование у учащихся творческого воссоздающего воображения.

Методика рекомендует на подготовительном этапе урока использовать музыкальные отрывки, репродукции картин, слайды, цветные фотографии, т.е. такие объекты, которые могут повлиять на эмоциональное состояние, могут вызвать настроение, созвучное выраженному в произведении. Поскольку лирическое произведение проникнуто тем или иным настроением, то учитель может кратко рассказать о поэте, чтобы была понятна его грусть или радость, тревога. При первичном восприятии читать лирическое произведение должен сам учитель. Если учебным материалом является стихотворение, оно обязательно читается наизусть. Заучивание и чтение наизусть классической поэзии - в традициях русского воспитания, поэтому учитель не должен упускать возможности продемонстрировать образец такой читательской привычки (тем более, если детям задается выучить стихотворение наизусть).

При анализе лирического произведения важно привлечь внимание к образам, картинам, созданным поэтом, поэтому текст нецелесообразно делить на части; разумнее, не разрушая целостного впечатления, вести наблюдения за использованием изобразительно-выразительных средств языка.

В методической литературе (Е.Л.Глинская и др.) отмечается, что использование произведений живописи перед чтением стихотворений о природе не всегда целесообразно. Просмотр картины непосредственно перед чтением произведения может затруднить его восприятие, поскольку словесный образ воспринимается менее ярко, чем зрительный. При решении вопроса о целесообразности использования картины на уроке многое будет зависеть от того, насколько картина и стихотворение соответствуют друг другу. Чем ближе картина к стихотворению, тем больше оснований для просмотра картины до чтения стихотворения.

Процесс изучения пейзажного лирического стихотворения имеет ту же модель, что и любое художественное произведение: от первичного синтеза к анализу и через него к синтезу более высокого качества. Но при чтении пейзажной лирики предметом анализа является живописный образ. Итак, своеобразие анализа стихотворений о природе состоит в создании благоприятных условий для глубокого эстетического восприятия учащимися живописного образа, нарисованного поэтом с помощью художественных средств языка. На втором этапе работы над стихотворением, для того, чтобы учащиеся четко представили картины, нарисованные поэтом, учитель предлагает еще раз внимательно прочитать текст про себя и рассказать, какие картины они «видят». Однако при анализе стихотворения учителю необходимо исходить из того, что каждая картина – это авторское восприятие окружающего мира, она передается его словами. Чтобы сохранить авторское «видение», учитель использует задания, побуждающие к повторному чтению текста, лексико-стилистическому анализу каждой из его частей, или картин. В процессе анализа стихотворения дети учатся читать выразительно, передавая авторское отношение к изображенному. Работа над стихотворением заканчивается выразительным чтением всего текста.

Одним из важнейших условий раскрытия эмоционально-образного содержания лирического стихотворения является целенаправленная работа над изобразительными средствами языка. Практически дети знакомятся с использованием авторами следующих изобразительных средств поэтической речи: эпитетов, сравнений, метафор (в частности, олицетворений)

В процессе анализа стихотворения учитель помогает учащимся осознать употребление в тексте не любого, а именно этого, наиболее точно передающего чувство, отношение определенного слова. Например, в стихотворении Ф.Тютчева «Весенняя гроза» более точным является авторское слово («Вот дождик брызнул, пыль летит…"»)

Многие лирические стихотворения не только рисуют образ, но и выражают отношение к нему автора с помощью описания эмоций, вызванных этой картиной, и путем вставки размышлений по поводу данного явления.

Есть в школьном курсе и стихотворения, которые целиком посвящены раздумьям, размышлениям автора.

Работа над пейзажной лирикой идет следующим путем:

1. Проводится подготовка к восприятию образа (экскурсия, картина, беседа, свободные высказывания); ее цель — создать представления, которые помогут правильно и ярко воспринять живописный образ стихотворения.

2. Стихотворение выразительно читается вслух учителем и проводится беглая проверка, правильно ли дети восприняли образ.

3. Стихотворение читается по частям: отдельные детали раскрываются, анализируются — представляются все образы, из которых слагается восприятие при первичном чтении картины. Обращается внимание не только на смысл какого-либо выражения, но и на его эмоциональный характер.

4. Проводится беседа синтетического характера. Ее цель — восстановить всю жизненную картину, выявить отношение к ней автора и сопоставить с нашими переживаниями, вызванными аналогичными явлениями.

5. «Рисуются» словесные иллюстрации или проводятся свободные высказывания на ту же тему (после чтения стихотворения они будут оживленнее и полнее, чем на первом этапе урока).

6. Подготавливается и проводится выразительное чтение (чтение фрагментов, отрывков, всего стихотворения).

7. Даются указания, как заучить стихотворение, или проводится работа по его заучиванию в классе.

Конечно, работа варьируется в зависимости от размеров стихотворения, особенностей содержания, возраста учащихся.

Приведем примерный анализ фрагмента стихотворения И.С.Никитина «Встреча зимы» (см.: ГоловановаМ.В., ГорецкийВ.Г., КлимановаЛ.Ф. Родная речь. - Кн. 2. - Ч. 1. -С. 156).

Этап урока - анализ произведения:

1. Прочитайте стихотворение про себя и найдите в описании границу, где осень встречается с зимой.

2. В каких же строках нарисована картина осени? Прочитайте. На каких явлениях осени остановился автор? (Дождь и туман.) Как сказано в стихотворении о тумане? (Туман облаками вставал.) Какую картину представляешь, читая эти строчки? Какой был туман? (Густой и легкий, он поднимался вверх.) Это говорит о том, что воздух был уже холодный. В какой строчке об этом читаем? (Веял холод в лицо.) Что еще описал поэт? (Небеса и лес.) Как названы в стихотворении небеса? (Угрюмые небеса.} Какими ты их представляешь? (Серые, покрытые низкими, тяжелыми облаками.) Рисуется мрачная, неприветливая картина поздней осени.

3. А чтосказано о лесе? (Плакал сумрачный лес.)

Какой лес видится читателю? (Мокрый, печальный.) Нам хочется посочувствовать такому лесу.

А каким словом описал автор состояние леса? (Плакал.) О ком так можно сказать? (О живом существе.) Автор посмотрел на лес как на живое существо, ощутил его грусть, печаль, почувствовал, как неуютно ему стоять под дождем. А вместе с автором все это почувствовали и мы, его читатели.

4. Как же пришла зима? Прочитайте строчки, в которых описаны самые первые ее шаги.

- С чем сравнивается снег? (С белым пушком.) А вам когда-нибудь приходилось видеть такой снег, который хочется сравнить с пушком? Какой это снег? (Легкий, мягкий, пушистый.) Как автор называет такой снег? (Снежок.) Поэт нашел для обозначения первого снега слово с уменьшительно-ласкательным значением - снежок.

5. Как же преобразилась за ночь земля? Прочитайте.

- Изменилось ли настроение у природы?

- Назовите, что конкретно описано поэтом. (Небо, воздух, река, дворы, дома, снег, поля, лес.)

- В каких строках рисуется небо? (Нет нигде облачка, воздух легок и чист.)

- Какие слова теперь нашел автор для изображения снега? (Снег лежит полотном и на солнце блестит разноцветным огнем.)

- Что представляется, когда читаешь слова снег лежит полотном!] (Много снега нападало ночью, он лежит ровно и плотно.)

- Видели вы когда-нибудь, как в погожий солнечный зимний день блестит снег'1. Почему разноцветным огнем] Наблюдательный человек заметит в этом блеске снега на солнце все цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

- Найдите в тексте слова, которыми описывается состояние леса. (Смотрит весело, словно рад.) О ком так обычно говорят? (О человеке.) Автор продолжает видеть в лесе живое существо, которому свойственно испытывать чувства. Настроение леса изменилось? Почему?

- Представьте перед своим мысленным взором утренний лес, который нарисован в стихотворении. Какие слова помогут нам увидеть, вообразить лес? (Смотрит весело лес из-под черных кудрей, и на ветках берез, как алмазы, горят капли сдержанных слез.)

- Черные кудри - что это может быть? Может быть, это зеленые ели, которые на фоне белого снега издали кажутся черными, будто кудри у леса-великана. А на его ресницах-ветках - капли сдержанных слез. Что же это за слезы? Что вчера происходило с лесом? (Он стоял под дождем, плакал: струйки воды текли по веткам.) А ночью как изменилась погода? (Выпал снег, ударил мороз - замерзла река.) Что же произошло с каплями дождя? (Они застыли на ветках берез, мороз их сдержал и не дал упасть на землю.) А почему автор назвал эти замерзшие дождинки слезами] (Автор относится к лесу, как к живому, он наделяет его человеческими качествами: способностью грустить, плакать и сдерживать слезы.)

- Как же выглядят эти слезы поутру? (Как алмазы, горят.)

- Почему автор сравнил их с алмазами? (Алмаз - прозрачный драгоценный камень, блеском и твердостью превосходящий все другие минералы. (Ожегов С.И. Словарь русского языка.)

После такого анализа следует предложить детям перечитать ту часть стихотворения, где описаны осенние картины и изменения, произошедшие в природе за ночь. При чтении нужно постараться передать свои чувства, а также смену настроения, связанную с приходом зимы. Как видим, ведущими приемами при анализе лирических произведений становятся такие, как рисование словесных картин, работа над отдельными тропами, а также над выразительным чтением произведения.

Социально-политическая лирика, так же как и живописная, передает авторское отношение к окружающему его миру. Своеобразие лирических стихотворений социально-политического плана состоит в том, что объектом изображения являются общественные события, факты истории, Родина. В процессе анализа данных стихотворений выясняется, как и с помощью каких изобразительных средств автор описал то или иное событие, какими словами выразил свои чувства, к чему он призывает в стихотворении. Учащиеся определяют тему, главную мысль стихотворения, учатся читать выразительно.

Стихотворения с элементами размышления, которые даются в младших классах, главным образом посвящены социально-политическим темам, нашей современности.

Тесты и задания к лекции №12.

«Методика работы над стихотворением».

1. Анализ _____________ стихотворения направлен на выяснение сюжета (развитие действия), раскрытие особенностей действующих лиц, идеи произведения, его художественного своеобразия.

2. При анализе ______________ произведения важно привлечь внимание к образам, картинам, созданным поэтом.

Лекция № 13

Наши рекомендации