Методы и приемы обучения орфографии
Методика обучения правописанию предусматривает применение:
1) метода языкового анализа и синтеза;
2) метода запоминания, заучивания, или имитативного метода;
3) метода решения грамматико-орфографических задач. Выбор метода и приема зависит:
– от особенностей орфографического материала, от типа орфограммы;
– от психолого-физиологических факторов усвоения материала;
– от возрастных особенностей и возможностей детей и языковой основы, уже изученного языкового материала. Метод языкового анализаи синтезапредполагает постоянное повышение самостоятельности и познавательной активности учащихся. Рассмотрим виды языкового анализа (его приемы).
1. Звукобуквенный анализ слов и словосочетаний применяется в основному словам, написание которых существенно расходится с произношением; используется преимущественно на тех этапах обучения, когда учащиеся еще не имеют достаточной грамматической основы для проверки орфограмм; слоговой анализ необходим при переносе слов со строки на строку.
2. Словообразовательный и морфемный анализ слов применяется при усвоении правописания корней, приставок, суффиксов, стыков морфем — всех орфограмм в морфемах, а также для отделения окончания и установления места орфограммы — вокончании, вкорне и т.п.; при переносе слов.
3. Морфологический анализ — определение части речи и ее формы, типа склонения или спряжения и пр. — используется при усвоении правописания падежных и личных окончаний, при различении приставок и предлогов и их слитном и раздельном написании, при различении -тсяи -ться,а также при переносе слов.
4. Синтаксический анализ — выяснение связей между словами в словосочетаниях и предложениях, определение границ и структуры предложений — применяется при усвоении правописания падежных и личных окончаний, при различении предлогов и приставок, при написании заглавной буквы в начале предложения; синтаксический анализ необходим также для понимания значения слов и их сочетаний и определения морфологических признаков.
5. Семантический анализ — выяснение значения слов (прямых и переносных значений, многозначности, оттенков значений), их сочетаний, предложений и текста — необходим в любом случае, но особенно при подборе родственных проверочных слов, при определении грамматических связей в словосочетании и предложении, при употреблении заглавной буквы в именах собственных и пр.
Перечислим виды языкового синтеза (его приемы).
1. Синтез на уровне звуков и букв, т.е. составление слова из букв, звукослияния в слоге и в слове, объединение слогов, применяется для закрепления правописания слов, написание которых расходится с произношением, для непроверяемых слов.
2. Синтез слов, т.е. словообразовательные упражнения — образование новых слов, используется при подборе проверочных слов.
3. Синтез морфологических форм, т.е. образование падежных форм, форм числа с учетом склонения и спряжения, запись полученных слов, необходим при усвоении правописания падежных и личных окончаний.
4. Синтез синтаксических конструкций (словосочетаний, предложений) и текста, запись полученных форм применяется одновременно с синтезом содержания выражаемой мысли. Особенно важен для закрепления и практического применения всего комплекса умений в области письма.
Анализ обычно идет впереди, до синтеза, но есть упражнения, в которых анализ и синтез тесно переплетены: это диктанты и комментированное письмо.
Метод запоминания (имитативный метод) предполагает по преимуществу репродуктивную деятельность учащихся. Он применяется, в основном, для усвоения слов, не проверяемых правилами (традиционные написания), а также тех слов, которые в начальных классах еще не могут быть проверены.
Виды упражнений, применяемые в рамках имитативного метода:
1) зрительные диктанты, различные виды письма по памяти и самодиктанты; различные виды списывания, осложненные аналитико-синтетическими и иными заданиями;
2) использование плакатов и других средств наглядности со списками трудных слов; выделение трудных слов на страницах учебников;
3) использование словарей;
4) буквенное проговаривание слов — в сопоставлении с орфоэпическим произношением, запоминание буквенного состава слов;
5) письмо с опорой на зрительную и рукодвигательную память.
Запоминание, заучивание вполне уместно при усвоении правописания и проверяемых слов, например, с безударными гласными в корне слова, в приставке или суффиксе, но оно неприменимо к правописанию окончаний, слитному или раздельному написанию приставок/предлогов, к употреблению заглавной буквы в именах собственных.
Метод решения грамматико-орфографических задач совпадает с проблемно-поисковым методом. Этот метод тесно связан с методом языкового анализа и синтеза, обеспечивает развивающее обучение и создает возможности для повышения уровня познавательной активности и самостоятельности учащихся.
Для решения грамматико-орфографических задач нужна серьезная основа в виде грамматических и иных языковых знаний, достаточное речевое развитие, богатый словарный запас. Кроме того, школьники должны овладеть определенным уровнем аналитико-синтетических умений в области фонетики, графики, грамматики, а также орфографической зоркостью. Большое значение при решении задач имеет быстрота выполнения умственных операций.
Орфографические упражнения способствуют выработке орфографического навыка, если их выполнение носит систематический характер, а количество необходимо и достаточно. Упражнения направлены:
1)на формирование умения видеть орфограмму;
2)овладение операциями, обеспечивающими применение правила;
3)установление связи между частными операциями, т. е. включение их в единую систему действий;
4) уточнение учащимися сущности и формулировки правила.
Традиционно в методике выделяются следующие группы орфографических упражнений:
1) грамматико-орфографический разбор;
2) списывание;
3) диктанты;
4) лексико-орфографические упражнения;
5) изложения.
В школьной практике орфографические упражнения одновременно характеризуются с двух сторон:
—по форме выполнения (списывание, диктант и т.п.);
—по характеру решаемой задачи (орфографические или комплексного типа).
Остановимся на видах упражнений.
Списывание — это передача в письменной форме зрительно воспринимаемого слова, предложения, текста. В начальных классах должно быть сформировано умение списывать. Начиная с букварного периода, учитель систематически обучает детей правильности действий при списывании.
Памятка
Учись списывать
1. Прежде чем начинать списывать, прочитай целиком все,что нужно списать.
2. Каждое слово в предложении подели на слоги и диктуй себе по слогам.
3. Сравни свою запись с тем, с чего списывал.
В зависимости от цели, которую ставит учитель, списыванию может предшествовать подготовка: проговаривание слов с орфограммами, требующими проверки, и обоснование написания, подсчет в тексте орфограмм на определенное правило и т.п. Чтобы проверить уровень сформированности навыка списывания, проводят и контрольные работы по списыванию.
В современной школе используется более десяти приемов списывания, но все они осложнены дополнительными заданиями по грамматике, фонетике, орфографии, словообразованию, что усиливает произвольный характер запоминания и позволяет отработать применение орфографического правила.
В качестве материала для списывания используются слова, словосочетания, предложения и тексты. Важно, чтобы учащиеся списывали не только с печатного, но и с письменного текста. Списывание нередко сопровождается устным орфографическим проговариванием или комментированием написаний. Обязательным условием списывания является полное понимание учащимися значения слов и текста.
Списывание может быть выборочным, т.е. списыванием не всего текста, а лишь отдельных слов (предложений), отвечающих заданию.
Диктант — вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух слова, предложения, текста. По основной цели проведения все диктанты делятся на обучающие и контрольные. Главная задача обучающих диктантов — научить детей правописанию, основная же цель контрольных — проверить уже усвоенные знания.
Обучающие диктанты делятся на предупредительные, объяснительные и комментированные в зависимости от того, когда проводится объяснение диктуемого текста: перед диктовкой, после или во время нее.
Предупредительный диктант используется в целях отработки приемов применения правила, направлен на овладение учащимися алгоритмом действий и проводится непосредственно после изучения той или иной темы, а также в тех случаях, когда учебный материал долгое время не повторялся, т.е. его цель — предупредить появление ошибок. Диктуемый учителем текст подвергается орфографическому разбору до записи его учащимися (сначала объяснение, затем запись).
Предупредительный диктант имеет свои недостатки.
1. После разбора орфограммы учащиеся нередко пишут текст, не думая над правописанием, т.е. механически.
2. При проведении разбора обычно работают только сильные ученики.
Объяснительный диктант включает объяснение и доказательство написания орфограммы после того, как записано все предложение или текст. Этот вид диктанта представляет собой коллективную проверку написанного, развивает внимание учащихся к орфограммам. Такие диктанты проводятся на этапе закрепления и отработки навыка правописания, а также при повторении ранее пройденного материала. В процессе записи текста учащиеся подчеркивают орфограммы, требующие проверки, после записи — контролируют правильность выполнения работы. Разновидностью такого диктанта являются диктанты с пропущенными орфограммами. В этом случае учащиеся пропускают буквы (орфограммы), если не знают или сомневаются в написании. Такой прием предупреждает появление ошибок и большого количества исправлений.
По сравнению с предупредительным объяснительный диктант требует от учеников большей самостоятельности. Объяснительные и предупредительные диктанты могут быть зрительными или слуховыми. В первом случае учащиеся видят на доске или в книгах разбираемый текст, а во втором — объяснение орфограмм ведется устно. Возможно сочетание предупредительного диктанта с объяснительным (диктант проводится как объяснительный, а ошибки на неизученные правила предупреждаются).
Комментированный диктант предполагает объяснение орфограмм непосредственно в процессе письма. Обучение комментированию начинается в период обучения грамоте.
По характеру операций с диктуемым материалом различают выборочные, свободные и творческие диктанты.
Выборочный диктант требует записи не всего текста, диктуемого учителем, а только части, соответствующей заданию. Например, записывают слова только на определенное правило. Этот вид диктанта нельзя давать тогда, когда формы выписываемых слов можно определить только в контексте (правописание падежных окончаний, -тся и -ться в глаголах и т.д.). Выборочный диктант можно проводить в нескольких формах. Наиболее простая — выписывание слов без их изменения, наиболее трудная — выборочная запись с предварительным изменением слов.
Выборочный диктант в сравнении с другими видами ценен тем, что исключает возможность механической записи, позволяет давать очень насыщенный изучаемыми орфограммами материал, способствует лучшему восприятию и запоминанию слов, развитию орфографической зоркости.
Свободный диктант предполагает запись диктуемого текста, при которой учащимся предоставляется право его изменения, свободного выбора слов и выражений при сохранении общего смысла. Этот вид работы способствует выработке навыка запоминания диктуемого; при проведении свободного диктанта у детей воспитывается внимательность, развиваются сообразительность, логическая память. Как средство обучения орфографии свободный диктант уступает другим видам, ибо при свободной диктовке ученики заменяют трудные в орфографическом отношении слова другими, менее
сложными.
Методика проведения этого вида диктанта такова: учитель сначала читает весь текст и проводит работу над его содержанием, затем читает текст по частям, а ученики пишут. К чтению последующей части нужно переходить только тогда, когда все учащиеся
напишут предыдущую.
Творческим диктантом принято называть работу, состоящую в записи диктуемого текста с предварительным изменением. Различают несколько видов творческих изменений:
— диктант с вставкой слов (распространение предложений);
—диктант с изменением грамматической формы слов.
В целях активизации учащихся на уроках русского языка проводятся самодиктанты, диктант с обоснованием и диктант «Проверяю себя».
Самодиктант, или письмо по памяти: учащиеся запоминают текст, воспринятый на слух, и затем записывают его самостоятельно, диктуя себе.
Суть диктанта с обоснованием заключается в следующем: ученик сначала дает письменное объяснение написания диктуемого слова, а затем записывает само слово. Обоснование непременно должно предшествовать написанию, что приучает пишущего сначала думать над тем, как написать слово, а потом уже записывать его. Обоснование может заключаться в написании проверочного слова или указании его грамматической формы. Обоснование, проводимое в целях предупреждения ошибок, может выполняться не только письменно, но и устно. Этот вид диктанта является своего рода предупредительным диктантом.
Методика диктанта «Проверяю себя» такова. В процессе записи текста дети подчеркивают все те орфограммы, в написании которых они сомневаются, чтобы потом спросить у учителя, правильно ли они написали то или иное слово. Ученики могут задавать любые вопросы, причем количество подчеркиваний и исправлений на оценку не влияют. Этот вид работы является разновидностью объяснительного диктанта.
Проверочный (контрольный) диктант ставит своей целью выяснить, насколько дети овладели только что изученным правилом и ранее отработанными. Текст читается целиком, затем диктуется по предложениям или по частям в 2—3 слова (если предложение состоит из 6 и более слов). При проведении контрольного диктанта на последнем году обучения каждое предложение прочитывается всего один раз, дети повторяют его про себя и записывают. После того как дети запишут весь текст, учитель еще раз читает его, делая значительные паузы между предложениями, чтобы учащиеся смогли проверить написанное. В качестве проверочного может проводиться и словарный диктант, объем которого от 8 (в I классе) до 15 слов (в IIIклассе).
Изложение как вид орфографического упражнения характеризуется четко выраженной направленностью на развитие речи учащихся. Изложение проводится на заключительном этапе изучения орфографической темы, когда учащиеся овладели правилом и научились его применять.
Особым видом упражнений можно считать орфографический разбор — вид языкового анализа. Он состоит в обнаружении в словах, словосочетаниях, в тексте орфограмм, в их разъяснении, в указании способов их проверки. Различаются полный орфографический разбор, когда разбору подвергаются все орфограммы, и тематический (выборочный), когда разбору подвергаются орфограммы лишь на определенную тему. Орфографический разбор выполняется устно, при письменном выполнении используются графические условные обозначения.
Орфографические упражнения комбинируются с грамматическими, фонетическими, словообразовательными и другими. На уроках русского языка выполнение различных упражнений занимает около 80% времени, в связи с этим очень важно, чтобы они обеспечивали высокую активность и самостоятельность учащихся. Необходимо добиваться, чтобы упражнение не только формировало навык, но и составляло решение орфографических задач.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ
*1. Составьте тезисный план каждого раздела темы.
2. Перечислите правила графики.
3. Назовите разделы орфографии.
4. Перечислите основные принципы орфографии.
5. Что следует понимать под орфограммой? орфографическим
полем?
6. Перечислите опознавательные признаки орфограммы.
7. Назовите этапы орфографического действия.
8. Каковы условия, необходимые для выбора способа проверки орфограммы?
9. Какие навыки и умения лежат в основе орфографического навыка?
10. Назовите этапы формирования орфографического навыка.
11. Перечислите условия формирования орфографического навыка.
12. Раскройте понятие «орфографическая зоркость» и назовите
приемы ее развития.
13. Назовите факторы, влияющие на усвоение орфографии.
14. Каково значение проговаривания?
15. Каково значение проведения систематической работы над ошибками?
16. Назовите компоненты процесса работы над орфографическим правилом.
17. Назовите методы обучения правописанию.
18. Перечислите виды анализа и синтеза, используемые при обучении правописанию.
19. Назовите упражнения, способствующие выработке орфографического навыка.
20. Перечислите виды диктантов.
- Объясните термины и понятия:
алфавит графика диктант дифференцирующие написания зрительный фактор изложение имитативный метод метод запоминания морфологический принцип орфограмма орфографическая задача орфографическая зоркость орфографический навык орфографический разбор орфографическое действие орфографическое поле орфографическое правило |
орфографическое проговаривание
орфографическое умение
орфографическое упражнение
орфография
орфоэпическое проговаривание
признаки орфограммы
рукодвигательный фактор
самопроверка
слуховой фактор
списывание
традиционный принцип
фонема
фонематический принцип
фонематический слух
фонетический принцип
языковой анализ
языковой синтез
языковые единицы
22. Составьте логическую цепочку из 5—10 понятий, связанных между собой.
**1. Раскройте сущность каждого принципа русской орфографии.
2. Выполните анализ текста с точки зрения наличия орфограмм.
3. В данном тексте найдите все орфограммы и выделите их орфографическое поле (см. Дидактический материал № 1).
4. Пользуясь учебниками русского языка для начальной школы, назовите все орфограммы, изучаемые на этой ступени.
5. Докажите, что орфографический навык невозможно сформировать без предварительной выработки умений:
—передавать на письме звуки буквами;
—выполнять фонетический анализ;
—устанавливать морфемный состав слова;
—видеть и узнавать орфограмму;
—подбирать правильно проверочное слово.
6. Докажите, что формирование орфографического навыка зависит от четкой последовательности этапов этого процесса.
7. Какие упражнения направлены на формирование фонематического слуха?
8. Изложите методику работы по развитию орфографической зоркости.
9. Выполните анализ орфографических ошибок, допущенных учащимися. Спланируйте дифференцированный подход к организации работы над ошибками (см. Дидактический материал № 3).
10.Охарактеризуйте различные типы орфографических правил.
11.Опишите методику работы по усвоению какого-либо орфографического правила.
12. Назовите методы знакомства с новым материалом, которые
вы используете при объяснении следующих правил, обоснуй
те свой выбор:
1) правописание ча, ща, чу, щу;
2) правописание разделительного мягкого знака;
3) правописание удвоенных согласных;
4)правила переноса.
13. Раскройте суть каждого метода обучения правописанию.
14. Изложите методику проведения каждого из видов диктантов.
15. Выпишите и объясните специальные термины и понятия, содержащиеся в теме.
***1. В чем сходство и различие фонематического и морфологического принципов орфографии?
2. Пользуясь материалами учебников русского языка для начальных классов, докажите, что при ознакомлении с любой орфограммой рассматриваются ее признаки. Определите, какие из них общие, а какие частные.
3. Найдите в учебниках русского языка для начальных классов упражнения, направленные на развитие:
—фонематического слуха;
—орфографической зоркости.
4. Выполните анализ уроков русского языка с точки зрения при
сутствия факторов, влияющих на усвоение орфографии (см.
Дидактический материал № 2).
5. По материалам учебника русского языка изложите последовательность работы над одним из орфографических правил.
6. Классифицируйте упражнения и задания, предлагаемые учащимся при изучении конкретной орфограммы, с точки зрения их методической направленности.
7. Дайте сравнительную характеристику предупредительного и объяснительного диктантов.
8. Перечислите термины и понятия, которыми вы воспользуетесь при ответе по теме:
1) Научные основы методики обучения правописанию.
2) Понятие об орфограмме.
3) Условия формирования орфографического навыка.
4) Методика работы над орфографическим правилом.
5) Орфографические упражнения и методика их проведения.
9. Разработайте фрагменты уроков:
1) «Работа по ознакомлению с орфографическим правилом».
2) «Работа по усвоению орфографического правила».
3) «Система упражнений для формирования орфографического
навыка».
Дополнительная литература
1. Методика грамматики и орфографии в начальных классах / Под ред. Н. Рождественского. 2-е изд. М., 1979.
2. Львов М. Основы обучения правописанию в начальной школе: Учеб. пособие для слушателей ФПК. М., 1988.
3. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для студентов псд. учеб. заведений /Под ред. М. С. Соловейчик. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1994.