Упражнение на закрепление темы урока.
— Определите, что представляет собой каждая пара слов: омонимы, паронимы, синонимы или антонимы. Распределите пары слов в таблице 3.
Мягкий - жесткий, запустить (ракету) - запустить (учебу), искусный - искусственный, искусный - умелый, (крепкий) брак - брак (в работе), доктор - врач, усвоить - освоить, горячий - жаркий, трудолюбие - лень, край (обрыва) - край (область), невежа - невежда, взрослый - детский, глиняный - глинистый, дефект - недостаток, радость - грусть, ненастный - пасмурный, горн (музыкальный инструмент) - горн (в кузнице).
Таблица 3
Типы системных отношений в лексике
Омонимы | Паронимы | Синонимы | Антонимы |
Запустить (ракету) — запустить (учебу), (крепкий) брак — брак (в работе), край (обрыва) — край (область), горн (музыкальный инструмент) — горн (в кузнице) | Искусный — искусственный, усвоить — освоить, невежа — невежда, глиняный - глинистый | Искусный — умелый, доктор — врач, горячий — жаркий, дефект — недостаток, ненастный — пасмурный | Мягкий – жесткий, трудолюбие —лень, взрослый — детский, радость — грусть |
Примечание.
Упражнение может выполняться несколькими учащимися у доски в форме распределительного диктанта. Остальные учащиеся делают упражнение в тетрадях и проверяют работу у доски, внося в нее исправления, если в этом есть необходимость.
Чтобы понять системные отношения в лексике, вам нужно знать,не только то, какими они бывают, но и то, как они работают втексте.
3. Вопросы и задания по теме «Омонимы».
- Какие виды омонимов вы знаете? Дайте определение каждого из них.
— Определите, на основе каких видов омонимов создается каждый из приведенных ниже текстов.
А)Много разных есть ключей:
Ключ - родник между камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный ключ дверной. (Полные омонимы.)
Б) Нес медведь, шагая к рынку,
На продажу меду кринку.
Вдруг на мишку - вот напасть! –
Осы вздумали напасть.
Мишка с армией осиной
Дрался вырванной осиной.
Мог ли в ярость он не впасть,
Если осы лезли в пасть.
Жалили куда попало,
Им за это и попало.
(«Крынку» и «кринку» — омофоны, «напасть» и «напасть» — омоформы, «осиной» и «осиной» — омоформы, «впасть» и «в пасть» — омофоны, «попало» и «попало» — омоформы.)
— Выполните упражнение 10 (с. 16).
— К каким словарям нужно обращаться, если вы не знаете точного значения слов-омонимов? (К словарям омонимов или толковым словарям.)
4. Вопросы и задания по теме «Паронимы».
— Какие слова обычно вступают в паронимические отношения? (Родственные слова, принадлежащие к одной части речи.)
— Что нужно знать, чтобы избегать ошибок в употреблении паронимов? (Лексическое значение слов-паронимов, их смысловое различие.)
— К каким словарям нужно обращаться, если затрудняетесь в правильном выборе слова? (К словарям паронимов или толковым словарям.)
— Объясните разницу в лексическом значении паронимов. Для этого можно составить с паронимами словосочетания, подобрать к ним синонимы или антонимы. Например: будний — обычный, будний день, антоним к слову «выходной». Будничный — будничная одежда.
Жалостный - жалостливый. Ответный - ответственный. Тактичный - тактический. Фактичный - фактический. Воспитательный - воспитательский. Длинный - длительный. Запасный - запасливый. Злой - злостный. Нестерпимый - нетерпимый. Освоить - усвоить. Описка - отписка.
5. Вопросы и задания по теме «Синонимы».
— Какие виды синонимов вам известны? Дайте определение каждого из них. (Идеографические и стилистические.)
— Выполните упражнение 19 (с. 19).
— С помощью Толкового словаря русского языка С.И. Ожегова определите различие между словами синонимического ряда, установите, каждому ли синониму соответствует антоним.
Горячий - жгучий - знойный - палящий - раскаленный.
Известие - извещение - весть - новость - сообщение.
Наружность - вид - внешность - облик - портрет.
Бедствие - несчастье - беда - катастрофа - злоключение.
Эпоха - период - время - век - пора.
Старый - древний - ветхий - дряхлый - старинный.
Цепи - оковы - узы - путы - вериги.
Прочный - твердый - крепкий - долговечный - нерушимый.
Смелый - бесстрашный - храбрый - отважный - доблестный.
Учить - изучить - штудировать - твердить - зубрить.
Умный - понятливый - толковый - сметливый - смышленый.
Примечание. Это задание можно выполнять в парах или малых группах, в зависимости от количества человек в классе. Проверкой могут служить либо устное выступление каждой пары (группы), либо работа над умением правильно употребить синоним в тексте (например, написание мини-сочинения по группе синонимов назаданную тему).
6. Вопросы и задания по теме «Антонимы».
— Могут ли быть антонимами однокоренные слова? (Да. Например, народный — антинародный.)
— С помощью каких средств однокоренные слова приобретают противоположные значения? (С помощью приставок с отрицательным значением, например честный — нечестный, атака — контратака.)
— Как используются антонимы при создании текста? (Они используются для создания антитезы, т. е. резкого противопоставления предметов и явлений.)
— Выполните упражнения 23, 25, 27.
III. Итог урока
— Итак, какие типы системных отношений в лексике вы знаете? (Омонимические, паронимические, синонимические и антонимические.)
— Какие функции выполняют синонимы, антонимы, омонимы и паронимы? (Используются мастерами слова при создании текстов.)
Омонимы могут служить основой для каламбуров, паронимы помогают выразить оттенки значений, синонимы разнообразят речь и делают ее выразительнее, с помощью паронимов создаются резкие противопоставления описываемых предметов и явлений.
Домашнее задание (может быть дифференцированным)
1. § 8—10 (с. 22-29).
2. Упражнение 1. Отредактировать предложения: найти случаи неправильного употребления паронимов и исправить ошибки.
Изменения, прошедшие в стране за последние несколько лет, необратимы.
Дети близко к сердцу воспринимают огорчения родителей.
Вслед за черешней подоспели ранние сорта яблок.
Первый выпуск нового журнала был встречен читателями с большой заинтересованностью.
Самолеты значительно укоротили путь от Камчатки до Якутска.
Под текстом заявления нужно поставить роспись.
Обмороженные стекла окошек едва рассеивают тусклый свет мартовского утра.
Пером писателя водит не стремление к внешней эффективности, а желание глубже осмыслить существо происходящего.
Для решения этой проблемы потребовались экскурсии в математику и биологию.
3. Упражнение 2.Подобрать по одному синониму и одному антониму к каждому слову. Отметить однокоренные антонимы.
Радость, жить, красивый, ловкость, понятный, аккуратный, серьезно, умный, молодой.