Тема: СЛОВО О РУССКОМ ЯЗЫКЕ.
Тема: СЛОВО О РУССКОМ ЯЗЫКЕ.
Цели:
ознакомить с учебником;
раскрыть смысл понятий «современный русский литературный язык», «родственные языки», «языковая норма»;
развивать навыки конспектирования и составления плана ответа.
Ход урока.
I. Вступление. Знакомство с учебником
(Учитель знакомит с учебником и его авторами (известные исследователи русского языка Нина Григорьевна Гольцова и Игорь Викторович Шамшин).
(Учитель сообщает, что в старших классах учиться можно еще очень многому: дополнять уже полученные знания, чтобы повысить грамотность, языковую культуру, достойно сдать Единый государственный экзамен по русскому языку).
— Откройте оглавление на с. 458.
- Скажите, что в содержании учебника для вас уже знакомо, а что является новым.
(Новые разделы: «Культура речи», «Стилистика», «Лексикография», «Из истории русского языкознания».)
- А теперь откройте учебник на с. 444. Как видите, в конце учебника есть приложения.
Приложение 1 «Говори правильно» — это ваша памятка по образцовому произношению слов.
Приложение 2 «Пиши правильно» на с. 447 — это памятка по орфографии.
Обе эти памятки наверняка не раз вам помогут.
— Если же слова, правописание или произношение которого вас интересует, нет в приложениях, где вы найдете сведения о нем? (В орфоэпических словарях.)
- Откройтe учебник на с. 452. Здесь дан список, в который включены различного рода словари, справочники и учебники по русскому языку. Они помогут нам добытьдополнительные сведения о языковых явлениях, которые вас заинтересуют.
- А теперь откройте учебник на с. 8. Вы видите здесь сокращения и условные обозначения.
Обратите внимание на то, какими значками в учебнике будут отмечаться наиболее важные сведения о языке, исторические комментарии, упражнения по стилистике, по развитию речи, вопросы и задания, а также диктанты, — все это облегчит вашу дальнейшую работу с учебником.
II. Работа по теме урока
Тема урока «Слово о русском языке» записывается на доске (в тетрадях).
(Эта вводная часть учебника (с. 5-8) является теоретической,что позволяет закрепить на ее основе навыки конспектированиянаучной статьи и составления плана ответа.
Перед началом работы учитель напоминает ученикам основные правила конспектирования, объяснив,что это один из видовучебной работы в вузе. Основные правила конспектированиязаписываются на доске или раздаются ученикам на листах в качестве памятки).
Правила конспектирования:
1. Внимательно прочтите текст.
2. Разделите текст на основные смысловые части.
3. Выделите главную мысль текста.
4. Обозначьте основные выводы текста.
5. Письменно изложите тезисы текста. Можете цитировать или излагать тезисысвоими словами, передавая основное содержание прочитанного.
6. Включите в конспект не только основные положения, но и аргументы, подтверждающие их. Не забывайте и о примерах, иллюстрирующих аргументы. Главное – записывайте их сжато, но точно.
7. В конспекте допускаются сокращения. Сокращать можно только слова и даже предложения при условии, что это не несёт ущерба смыслу текста.
8. Дальнейшую работу с конспектом существенно облегчают условные обозначения, например: =» - отсюда следует, что …», ?– «спорный вопрос», ! – «запомни».
9. Для выделения особо значимых мест в конспекте используйте маркеры, цветные ручки. Располагайте абзацы «ступеньками».
III. Итог урока
Пользуясь конспектами, учащиеся перечисляют основные понятия, сведения о языке, которые они получили, работая со статьей, как-то: понятие «русский язык», сведения об истории языка, признаки литературного языка и т. д.
Домашнее задание
1. Подготовить связный ответ по конспекту «Слово о русском языке».
2. На основе анализа данных таблицы 1 доказать языковое родство русского, болгарского, польского и чешского языков.
Таблица 1
Примечание
1. При ответе на вопрос 3 учащиеся могут использовать следующие словари:
1) Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой (любое издание).
2) Лапатухин М. С, Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка. М., 1981.
з) РозентальД.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Просвещение, 1985.
2. При ответе на вопрос 4 можно использовать § 12 учебника (с. 31—32), а также список рекомендуемой литературы (с. 452-454).
УРОК _________ Дата_____________________
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Опрос учащихся.
II. Работа по теме урока.
Слово учителя.
- Сегодня мы начинаем обобщать знания по лексике, фразеологии и лексикографии. Эпиграфом к сегодняшнему уроку могут стать слова М.В. Ломоносова. Послушайте: «Блаженство рода человеческого, коль много от слов зависит, всяк довольно усмотреть может. Собираться рассеянным народам в общежития, созидать грады, строить храмы и корабли, ополчаться против неприятеля и другие нужные, союзных сил требующие, дела производить как бы возможно было, если бы они способу не имели сообщить свои мысли друг другу?».
- Откройте учебник на с. 9. Вы видите здесь термины. Давайте вспомним, что они означают.
2. Работас учебником.
(Учащиеся читают определения, обращая внимание на происхождение терминов. В заключение предварительной беседы делается вывод, что объектом изучения лексикологии является слово.)
— В каких разделах науки о языке также изучается слово? (В морфемике и словообразовании изучаются структура слова и то, как оно «сделано»; в морфологии и синтаксисе — законы сочетаемости слов; в фонетике слово изучается как комплекс звуков речи.)
— В чем состоит специфика изучения слова в лексике в отличие от других разделов науки о языке? (Лексикология изучает слово именно как лексическую единицу, т. е. изучает значение слов, происхождение, стилистическую окраску слов, сферы их употребления.)
Слово — особая единица языка. Как мы с вами только что убедились, слово изучается не только лексикологией, но и другими разделами науки о языке. Слово не является самой мелкой или самой крупной единицей языка: самой маленькой единицей языка является звук, а самой крупной — предложение. Однако именно слово, а не звук, не морфему и не предложение мы воспринимаем как центральную единицу языка. Если спросить любого из вас, с помощью чего мы общаемся, большинство наверняка ответят, что мы общаемся посредством слов. Не случайно при составлении учебника авторы обратились прежде всего не к фонетике, изучающей самые мелкие единицы языка, а к лексике, которая изучает центральную, важнейшую единицу языка — слово. Почему же к слову у носителей языка складывается такое особое отношение?
(Чтение первого абзаца § 1 учебника: «именно в слове отраженовсе многообразие окружающего нас мира (предметы, их признаки, действия, состояния)...» (с. 10).)
- Давайте теперь поразмышляем над тем, что же такое слово. (Работа с текстом упражнения 1 (устно). Учащиеся должны прийти к мысли о том, что предложенное И. Токмаковой слово «плим» на самом деле словом не является, поскольку не обладает значением.)
— Какими еще признаками должно обладать слово?
(Работа с § 1 учебника: учащиеся узнают, что слово обладает лексическим значением, словообразовательным значением.)
— Что позволяет слову сочетаться с другими словами в словосочетаниях и предложениях? (То, что слово оформлено грамматически, т. е. обладает грамматическим значением.)
— Но одного значения мало. Без чего еще не было бы слова? (Без звуковой оболочки.)
— Скажите, как мы используем слова: придумываем ли их каждый раз заново или извлекаем из памяти готовыми? Этот признак слова называется воспроизводимостью.
(Выявляя признаки слова, учащиеся записывают их в тетрадях, учитель может делать то же у доски. Подводятся итоги.) Итак, признаки слова:
1) значение — лексическое, грамматическое, словообразовательное, эмоциональное (или коннотативное);
2) звуковая оболочка (фонетическая оформленность слова);
3) воспроизводимость.
Все эти признаки характерны для слов любого языка.
III. Итог урока.
Домашнее задание:
1. Повторить § 1. Подготовить связный ответ на тему «Признаки слова», опираясь на сделанные в классе записи и проанализированный текст.
2. Проанализировать абсурдную фразу, составленную Л.В. Щербой, с точки зрения того, сколько в нем слов: «Гл0кая кУздра штЕко будланУла бокрА и курдячит бокрёнка» (единственное слово — союз «и»). Можно ли хоть в какой-то степени понять смысл этого высказывания? Если да, то благодаря каким типам значения это возможно? (Грамматическому, словообразовательному.)
3. Составить конспект § 2 учебника, отвечая на следующие вопросы:
— В чем состоит отличие между однозначными и многозначными словами?
— Какое значение слова называется основным (прямым), а какое - производным (переносным)?
4. § 3 учебника.
УРОК _________ Дата_____________________
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Ответы на вопросы.
II. Работа по теме урока
Работа с таблицей.
Поскольку тропы уже изучались в 5—9 классах, предлагается выполнить задание обобщающего характера, которое поможет систематизировать знания учащихся об изобразительно-выразительных средствах языка. В целях экономии времени ученикам лучше всего раздать листы с заранее распечатанной таблицей, причем заполненной в ней должна быть только центральная колонка (та, в которой даются определения тропов). Задача учеников — распознать каждый троп по определению, данному в таблице 2, и проиллюстрировать его примером, выбранным из расположенных после таблицы предложений. Выполненное и проверенное задание можно будет вложить в папку с самостоятельными работами на уроках-практикумах и использовать при подготовке к ЕГЭ.
Таблица 2
Примеры к таблице
1. Ледовая дорожка ждет будущих чемпионов (олицетворение).
2. Чайник кипит (метонимия; ср. вода в чайнике кипит).
3. Готов задушить в объятьях (гипербола).
4. Туманный Альбион (перифраз: Англия).
5. При свете тьмы (оксюморон).
6. Мужичок с ноготок (литота).
7. Лес точно терем расписной (сравнение).
8. Политический пасьянс (метафора).
9. Самый взыскательный покупатель найдет здесь товар по душе (синекдоха).
10. Горячее сердце (эпитет).
11. Лиса — о хитром человеке (аллегория).
2. Выполнение упражнений 5, 6 (с.14).
III. Итог урока
Краткое повторение изученного на уроке. Оценка работы учащихся.
Домашнее задание:
1. § 4—7 (с. 15-20).
2. Упражнения 8, 9 (с. 14).
3. Выписать по одному примеру на каждый троп из художественных текстов (можно использовать любые литературные произведения, изучаемые по школьной программе). Каждый пример записать на отдельной карточке с указанием источника.
Примечание. Карточки впоследствии могут использоваться учителем в качестве индивидуальных заданий.
УРОК _________ Дата_____________________
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Домашние упражнения проверяются устно, а карточки с примерамитропов сдаются на проверку учителю.
II. Работа по теме урока
Слово учителя.
- На прошлых уроках мы с вами повторили то, что знаем о слове.Мы вспомнили, какими признаками оно обладает, обобщили знания о значениях слов и о том, как многозначность слова может «работать» при создании художественного текста. Но это далеко не все, что изучает лексика. Дело в том, что слова, составляющие лексикон, не рассыпаны в беспорядке. Лексика русского языка — это целая система, внутри которой слова вступают друг с другом в разного рода отношения. Все эти виды отношений вам уже известны. Сегодня мы обобщим наши знания о системных отношениях в лексике.
(На доске записаны пары слов. Учащиеся должны определить, как соотносятся между собой звучание слов и их значение.
Радостный - грустный.
Смелый - храбрый.
Адресат - адресант.
Ключ (от двери) - ключ (родник).
Учащиеся анализируют записанные на доске пары слов. В ходе беседы выясняется, что в первой паре слов (радостный — грустный) звучание слов разное, а значение — противоположное. Во второй паре (смелый — храбрый) слова различаются по звучанию, но близки по значению: смелый — не поддающийся чувству страха, отважный, а храбрый - отличающийся храбростью, отважный. В третьей паре слова схожи (но неодинаковы) по звучанию и различается по значению: адресат — это тот, кто отправляет письмо, а адресант — тот, кто его получает.
Наконец, в четвертой паре слова не отличаются друг от друга по звучанию, но имеют разное лексическое значение (на это указывают записанные в скобках пояснения).
В результате анализа четырех пар слов учащиеся делают вывод, что для лексики русского языка характерны четыре типа системных отношений: антонимы, синонимы, паронимы и омонимы.
В заключение работы над заданием учащиеся формулируют определение каждого типа системных отношений в лексике:
1) слова с противоположным значением и неодинаковым звучанием называются антонимами;
2) слова с неодинаковым звучанием при близком смысле называются синонимами;
3) слова с одинаковым звучанием при разных значениях называются омонимами;
4) слова с близким звучанием, но разным значением называются паронимами.
Примечание.
Упражнение может выполняться несколькими учащимися у доски в форме распределительного диктанта. Остальные учащиеся делают упражнение в тетрадях и проверяют работу у доски, внося в нее исправления, если в этом есть необходимость.
Чтобы понять системные отношения в лексике, вам нужно знать,не только то, какими они бывают, но и то, как они работают втексте.
3. Вопросы и задания по теме «Омонимы».
- Какие виды омонимов вы знаете? Дайте определение каждого из них.
— Определите, на основе каких видов омонимов создается каждый из приведенных ниже текстов.
А)Много разных есть ключей:
Ключ - родник между камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный ключ дверной. (Полные омонимы.)
Б) Нес медведь, шагая к рынку,
На продажу меду кринку.
Вдруг на мишку - вот напасть! –
Осы вздумали напасть.
Мишка с армией осиной
Дрался вырванной осиной.
Мог ли в ярость он не впасть,
Если осы лезли в пасть.
Жалили куда попало,
Им за это и попало.
(«Крынку» и «кринку» — омофоны, «напасть» и «напасть» — омоформы, «осиной» и «осиной» — омоформы, «впасть» и «в пасть» — омофоны, «попало» и «попало» — омоформы.)
— Выполните упражнение 10 (с. 16).
— К каким словарям нужно обращаться, если вы не знаете точного значения слов-омонимов? (К словарям омонимов или толковым словарям.)
4. Вопросы и задания по теме «Паронимы».
— Какие слова обычно вступают в паронимические отношения? (Родственные слова, принадлежащие к одной части речи.)
— Что нужно знать, чтобы избегать ошибок в употреблении паронимов? (Лексическое значение слов-паронимов, их смысловое различие.)
— К каким словарям нужно обращаться, если затрудняетесь в правильном выборе слова? (К словарям паронимов или толковым словарям.)
— Объясните разницу в лексическом значении паронимов. Для этого можно составить с паронимами словосочетания, подобрать к ним синонимы или антонимы. Например: будний — обычный, будний день, антоним к слову «выходной». Будничный — будничная одежда.
Жалостный - жалостливый. Ответный - ответственный. Тактичный - тактический. Фактичный - фактический. Воспитательный - воспитательский. Длинный - длительный. Запасный - запасливый. Злой - злостный. Нестерпимый - нетерпимый. Освоить - усвоить. Описка - отписка.
5. Вопросы и задания по теме «Синонимы».
— Какие виды синонимов вам известны? Дайте определение каждого из них. (Идеографические и стилистические.)
— Выполните упражнение 19 (с. 19).
— С помощью Толкового словаря русского языка С.И. Ожегова определите различие между словами синонимического ряда, установите, каждому ли синониму соответствует антоним.
Горячий - жгучий - знойный - палящий - раскаленный.
Известие - извещение - весть - новость - сообщение.
Наружность - вид - внешность - облик - портрет.
Бедствие - несчастье - беда - катастрофа - злоключение.
Эпоха - период - время - век - пора.
Старый - древний - ветхий - дряхлый - старинный.
Цепи - оковы - узы - путы - вериги.
Прочный - твердый - крепкий - долговечный - нерушимый.
Смелый - бесстрашный - храбрый - отважный - доблестный.
Учить - изучить - штудировать - твердить - зубрить.
Умный - понятливый - толковый - сметливый - смышленый.
Примечание. Это задание можно выполнять в парах или малых группах, в зависимости от количества человек в классе. Проверкой могут служить либо устное выступление каждой пары (группы), либо работа над умением правильно употребить синоним в тексте (например, написание мини-сочинения по группе синонимов назаданную тему).
6. Вопросы и задания по теме «Антонимы».
— Могут ли быть антонимами однокоренные слова? (Да. Например, народный — антинародный.)
— С помощью каких средств однокоренные слова приобретают противоположные значения? (С помощью приставок с отрицательным значением, например честный — нечестный, атака — контратака.)
— Как используются антонимы при создании текста? (Они используются для создания антитезы, т. е. резкого противопоставления предметов и явлений.)
— Выполните упражнения 23, 25, 27.
III. Итог урока
— Итак, какие типы системных отношений в лексике вы знаете? (Омонимические, паронимические, синонимические и антонимические.)
— Какие функции выполняют синонимы, антонимы, омонимы и паронимы? (Используются мастерами слова при создании текстов.)
Омонимы могут служить основой для каламбуров, паронимы помогают выразить оттенки значений, синонимы разнообразят речь и делают ее выразительнее, с помощью паронимов создаются резкие противопоставления описываемых предметов и явлений.
Домашнее задание (может быть дифференцированным)
1. § 8—10 (с. 22-29).
2. Упражнение 1. Отредактировать предложения: найти случаи неправильного употребления паронимов и исправить ошибки.
Изменения, прошедшие в стране за последние несколько лет, необратимы.
Дети близко к сердцу воспринимают огорчения родителей.
Вслед за черешней подоспели ранние сорта яблок.
Первый выпуск нового журнала был встречен читателями с большой заинтересованностью.
Самолеты значительно укоротили путь от Камчатки до Якутска.
Под текстом заявления нужно поставить роспись.
Обмороженные стекла окошек едва рассеивают тусклый свет мартовского утра.
Пером писателя водит не стремление к внешней эффективности, а желание глубже осмыслить существо происходящего.
Для решения этой проблемы потребовались экскурсии в математику и биологию.
3. Упражнение 2.Подобрать по одному синониму и одному антониму к каждому слову. Отметить однокоренные антонимы.
Радость, жить, красивый, ловкость, понятный, аккуратный, серьезно, умный, молодой.
Ход урока.
I. Проверка домашнего задания.
II. Работа по теме урока:
Слово учителя.
Сначала прослушайте стихотворные строки: Так образы изменчивых фантазий,
Бегущие, как в небе облака,
Окаменев, живут потом века
В отточенной и завершенной фразе.
В. Брюсов
Слова эти взяты из «Сонета к форме» известного поэта Серебряного века Валерия Брюсова и вполне могут послужить эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку, темой которого будут фразеологические обороты.
- Для начала давайте вспомним: что называют фразеологическим оборотом? Приведите примеры фразеологических оборотов.
- Как по-другому можно назвать фразеологический оборот? (Фразеологизм, устойчивое сочетание слов, идиома.)
- Что роднит фразеологический оборот со словом?
- Что роднит фразеологический оборот со словосочетанием и предложением?
- Назовите источники возникновения фразеологизмов и приведите примеры.
- Что изучает фразеология?
Интересно, что фразеологические обороты носят национальный характер. Например, мы часто употребляем оборот «быть (или находиться) между молотом и наковальней» или «между двух огней», когда оказываемся в тяжелом положении, между двумя враждебными сторонами. Англичане в той же ситуации скажут находиться между дьяволом и глубоким синим морем». Мы говорим «попасть в беду (переплет, переделку)», а англичанин скажет «поасть в грязь». Синонимом к слову «поздно» в нашем языке является фразеологический оборот «после ужина горчица», во французскомязыке - «после смерти лекарство», а в греческом — «после войны союзники». Синонимом к слову «никогда» в русском языке является фразеологический оборот «когда рак на горе свистнет», индийском - «когда луна превратится в зеленый сыр», в неси ком - «когда собаки залают хвостами», в болгарском — «когда винья в желтых шлепанцах на грушу вскарабкается», в киргизском - «когда хвост верблюда коснется земли».
III. Итог урока
Учитель резюмирует пройденный на уроке материал.
Домашнее задание:
Вариант 1. Используя словари фразеологических оборотов, выяснить происхождение и значение фразеологических оборотов из упражнения 44.
Вариант 2. Сделать небольшое сообщение на тему «История фразеологизма». Для этого самостоятельно выбрать фразеологический оборот, объяснить его значение и рассказать об истории его происхождения.
Примечание.
Учитель, со своей стороны, может предложить для анализа фразеологические обороты, история происхождения которых особенно интересна. Например: «попасть как кур во щи», «посадить в лужу», «откладывать дело в долгий ящик», «на рыбьем меху», «очная ставка», «белая ворона», «маковая росинка», «абсолютный нуль» и др.
В качестве источника ученики могут использовать следующую литературу.
1. Фразеологический словарь русского языка / Авт.-сост. А.А. Легостаев, СВ. Логинов. Ростов н/Д: Феникс, 2003.
2. Фразеологический словарь русского языка / Сост. А.Н. Тихонов, А.Г. Ломов, Л.А. Ломова. М.: Рус. яз.-Медиа, 2003.
3. Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. М.: Просвещение, 1988.
УРОК _________ Дата_____________________
Ход урока
I. Работа по теме урока:
Примечание.
Необходимо отметить произношение звука [э) после согласных [ж], [ш], [ц] и в заимствованных словах.
2. Разделите слова на слоги. Если бы вам потребовалось выполнить перенос слога на другую строку, то во всех ли случаях количество слогов совпало бы с количеством вариантов переноса? Гар-де-роб, ин-тел-лект, ат-трак-ци-он, ар-ха-изм, ка-валь-ка-да, май-о-нез, ма-ку-ла-ту-ра, пес-карь, на-е-ди-не, эв-ка-липт, о-а-зис, объ-ект, сим-мет-ри-я. (Недопустимы переносы: о-азиси симметри-я.)
Фонетический разбор слов.
Проводя фонетический разбор слова, вы должны показать его звуковой состав.Это значит, что при разборе вы должны отобразить то, как слышитсяслово. Будьте готовы к тому, что звуковой состав может значительно отличаться от буквенного. Например, звуковой состав слова «счетчик» будет таким: [щ,о'тчик]. Ни в коем случае не давайте буквам ввести себя в заблуждение! Ваша задача — описать звуки,из которых состоит слово. Порядок фонетического разбора вам уже известен. Он дан на с. 36, образец разбора найдете на с. 37.
(Читается порядок фонетического разбора. Учитель обращает внимание на то, что характеристикой гласного звука будет его ударное/безударное положение. Если в классе работают по усложненной транскрипции, то учащиеся должны будут определить, в какой позиции, сильной или слабой, находится гласный звук и как он произносится. Характеристикой согласного звука будет его сонорность/глухость/звонкость (+ парность/непарность по этому признаку), а также твердость / мягкость (+ парность/ непарность по этому признаку).)
II. Итог урока
Учитель резюмирует изученное на уроке.
Домашнее задание:
1. Доделать упражнение 47.
2. Изучить § 14 на с. 37—39.
Ответы
1 вариант
Г | В | Д | Д | А | Д | А | Б | А | А |
А | В | Г | А | А | Г | Г | В | А | Г |
2 вариант
В | Д | А | Д | Д | Б | А | Д | А | В |
Г | Д | В | А | Г | А | В | В | В | А |
Ход урока.
I. Проверка домашнего задания
Проверка упражнения 47. Ученики работают у доски (одновременно два-три человека). Все остальные проверяют правильность выполненного фонетического разбора.
II. Работа по теме урока:
Фронтальный опрос.
— Что изучает орфоэпия?
— Что называется орфоэпической нормой?
- Какие орфоэпические нормы вам известны?
- К какому словарю можно обратиться в случае затруднения, связанного с произношением слова?
Работа с упражнениями.
1. Упражнение 51 (с. 39) выполняется устно.
2. Ученики работают со словами, записанными на доске. Задание: поставить ударение в словах и прочитать их вслух. В случае затруднения ученики обращаются к орфоэпическому словарю (или к приложению 1 учебника):
а) ракушка, знамение, береста, еретик, жалюзи, компас, цемент, кремень, абрис, приданое, свекла, сантиметр, договор, документ, квартал;
б) оптовый, джинсовый, красивее, красивейший, кухонный, балованный, включенный, новорожденный, мизерный, августовский;
в) премировать, баловать, откупорить, (он) звонит, (он) включит.
Исследовательская работа.
Расставьте ударения в словах, используя орфоэпический словарь. Сформулируйте правило, которому подчиняется постановка ударения в этих словах.
1. Трубопровод, газопровод, мусоропровод, нефтепровод, водопровод. (Правило: в словах, оканчивающиеся на -провод, ударение падает на последний слог: мусоропровод.)
2. Филолог, психолог, каталог, эпилог, пролог. (Правило: если существительное одушевленное, то ударение падает на середину слова: филолог, если неодушевленное — на -лог: каталог.)
3. Немота, глухота, икота, зевота, духота, красота, дремота, ломота. (Правило: в существительных, образованных от глаголов, ударение падает на -от-,образованных от прилагательных - на окончание. Ср.:ломота <— ломать, но красота— красивый.)
(После проверки каждого задания из этого блока правило записывается в тетрадях.
Выполнение упражнений 48,49, 50. В случае затруднений учащиеся обращаются к школьному орфоэпическому словарю или приложению 1 учебника. Упражнение 48 выполняется письменно. Слова упражнений 49 и 50 зачитываются вслух по цепочке, все следят за правильным произношением и при необходимости вносят поправки.)
III. Итог урока.
Домашнее задание:
1. Повторить все изученное по теме «Фонетика». Подготовьтесь к тестовому заданию.
2. По материалу приложения 1 «Говори правильно» составить по пять карточек (каждая должна включать в себя 15 слов).
УРОК _________ Дата_____________________
ТЕМА: МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.
Ход урока.
Словарный диктант.
Абитуриент, абонемент, абсолютный, авангард, авторитет, агрегат, адвокат, аккомпанемент, аккумулятор, аллегория, амфитеатр, аналогия, анонимный, аплодисменты, аромат, атмосфера, аудиенция, багаж, бинокль, бойкот, бокал, бутерброд, вакуум, вакцина, вентилятор, вестибюль, ветеран, винегрет, виртуоз, вокал.
II. Работа по теме урока.
Морфемы русского языка
Морфемы
Корни Аффиксы
Аффиксы основы Окончание (флексия)
(приставка, суффикс, постфикс, интерфикс)
3. Словообразующие и формообразующие аффиксы.
Аффиксы могут использоваться для образования новых слов и форм слов. Аффиксы, которые используются при образовании нового слова, называются словообразующими (словообразовательными). Аффиксы, которые используются для образования формы слова, называются формообразующими (формообразовательными). Формообразующие аффиксы в основу не входят.
Примечание.
При указании на формообразующие аффиксы необходимо уточнить, что по окончанию мы узнаем грамматическое значение слова. Формообразующий суффикс находим:
1) в инфинитиве глагола (неопределенной форме глагола) -ть, который указывает нам, во-первых, на инфинитив, во-вторых, на то что мы сможем определить только постоянные признаки глагола: вид, спряжение, переходность/непереходность, возвратность/невозвратность;
2) у глагола в прошедшем времени — суффикс -л: бежал, читал, лежал, делал, сказал, уточнил;
3) у причастий и деепричастий как особых формглагола — суффиксы -ущ/-ющ, -ащ/-ящ, -вш, -ш, -ем/им/-ом, -т, -ённ;-а/-я, -в(ши), -ши: читающий, лежавший, колотый; читая, лежа, закрывши, засохши;
4) при образовании степеней имен прилагательных: сравнительная степень — суффиксы -ее/-ей, -е, -ше, по- + -ше (-е), превосходная степень — суффиксы -айш/-ейш, наи- + -ш, наи- + -ейш: острее, интереснее, жарче, моложе, дольше, повыше, побольше; острейший, высочайший, наивысший, наикрасивейший;
5) в степенях сравнения наречий (суффиксы частично совпадают с суффиксами сравнительной степени имен прилагательных). Следует различать формообразующую и словообразующую роль постфикса. При образовании формы страдательного залога глагола говорим о формообразующем постфиксе, при образовании возвратного глагола - о словообразующем. Можно предложить учащимся рассмотреть и проанализировать два предложения: Старушка поднимается по лестнице и Груз поднимается рабочими. В первом случае имеем дело с возвратным глаголом (действие возвращается на его производителя: старушка самаподнимает себя),следовательно, постфикс -ся словообразующий. Во втором предложении наблюдаем страдательную конструкцию (груз не сам себя поднимает, а его поднимают рабочие),следовательно, постфикс -ся формообразующий.
— Какой из аффиксов всегда служит только для образования форм слов (является формообразующим)? (Окончание, или флексия.)
— В каких случаях мы можем говорить о формообразующем постфиксе? Приведите примеры предложений, в которых постфикс будет формообразующим.
Выполнение упражнений.
1. С упражнением 58 (с. 46) можно работать у доски или по цепочке.
Если выбран первый вид работы, то у доски работают двое учеников: один выписывает слова со словообразующими аффиксами, а другой - с формообразующими. Если же выбран второй вариант работы, то один из учащихся работает с одним словом, определяя его место в таблице (смотрите текст упражнения) и аргументируя свой выбор. Кроме того, желательно выделять основу в каждом слове. Это важно, поскольку формообразующие суффиксы в основу не входят. В последующем это поможет правильно проводить морфемно-словообразовательный анализ слова такого, например, типа: пришел«- прийти *- идти.
2. Упражнение 60 (с. 46) выполняется на доске и в тетрадях.
Примечание.
Упражнение это важно, поскольку позволяет разграничить важные понятия: материально выраженное окончание, нулевое (невыраженное материально в данной форме слова) окончание, отсутствие окончания. К сожалению, учащиеся часто отождествляют «нулевое окончание» и «нет окончания». Поэтому необходимо объяснить: отсутствие окончания характерно для неизменяемых слов (или слов неизменяемых частей речи), а нулевое окончание показывает лишь материальную невыраженность его в данной грамматической форме слова. Стоит изменить это слово, как окончание тут же появляется, например:
И. п. стол;
Р. п. стола;
Д. п. столу и т. д.
3. Выполнение упражнения 64 (с. 49) самостоятельно.
Морфемный разбор слова.
Работа со схемой и образцом морфемного разбора.
Упражнение 66 (с. 49) учащиеся начинают выполнять в классе.
III. Итог урока
Домашнее задание:
1. Закончить упражнение 66 (с. 49). Выполнить письменно упражнения 61 (с. 46) и 62 (с. 46-47).
2. Используя материалы упражнений, ответить на вопросы 5 и 6 (с. 47).
3. Повторите основные способы словообразования (§ 16).
УРОК _________ Дата_____________________
ТЕМА: СЛОВООБРАЗОВАНИЕ и ФОРМООБРАЗОВАНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ.
Цели:
обобщение знаний о способах словообразования (морфологических и неморфологических);
распознавание и различение словообразования и формообразования;
морфемный и словообразовательный анализ слова.
Ход урока.
I. Проверка домашнего задания
Одновременно с проверкой письменного домашнего задания проводится работа по карточкам с несколькими учениками.
Общие задания к карточкам: словообразование или формообразование иллюстрирует каждая из приведенных ниже пар слов? В каждом слове выделите основу (не забудьте, что формообразующие аффиксы в основу не входят).
Карточка 1
Иду - идет, писать - писал, окно - подоконник, красивый - красивее, бежать - бег.
Карточка 2
Красивый - красивейший, искра - искорка, живу - живешь, ходить - ходьба, писать - пишущий.
Карточка 3
Умывать - умываться, уверенно - увереннее, снег - снеговик, учить - учишься, подметать - подмети.
Карточка 4
Близко - ближе, давай - давайте, радость - радостный, сделав -сделать, летать - лететь.
Карточка 5
Утро - утром, любить - любовь, телефон - телефонный, переходить - переход, законспектировал - конспектировать.
Примечание.
В четвертой карточке находим видовую пару глаголов, что соответствует словообразовательному значению аффиксов. В пятой карточке встречаем