Приложение 6. Слово о русском языке – речи - Слове

Задание 53.

Ниже приведены высказывания о русском языке как русских классиков: ученых и писателей (Ломоносов, Карамзин, Пушкин, Гоголь, Тургенев), так и деятелей культуры и науки XX - начала XXI столетий. Проанализируйте эти высказывания с точки зрения качеств русского языка (речи, слова), которые отмечают авторы текстов.

М.В. ЛОМОНОСОВ:

Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятельми, италиянским – с женским полом говорить прилично. Но есть ли бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того, богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков.

(«Российская грамматика», 1755)

Н.М.КАРАМЗИН:

Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без чуждого примеса, течет как гордая величественная река – шумит, гремит – и вдруг, естьли надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса.

(«Письма русского путешественника», 1792)

Н.В.ГОГОЛЬ:

Пред вами поприще великое… Пред вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его…

(Из письма к К.С.Аксакову, 1842 г.)

Л.Н.ТОЛСТОЙ:

Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей.

(«На каждый день», 1906-1910)

И.А.ИЛЬИН:

И еще один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык.

В нем - вся она, наша Россия. В нем все дары ее: и ширь неограниченных возможностей; и богатство звуков, и слов, и форм, и стихийность, и нежность; и простота, и размах, и парение; и мечтательность, и сила; и ясность, и красота. Все доступно нашему языку. Он сам покорен всему мировому и надмирному и потому властен все выразить, изобразить и передать.

Горе нам, что не умели мы беречь наш язык и бережно растить его – в его звучании, в его закономерной свободе, в его ритме, в ризах его органически выросшего правописания. Не любить его, не блюсти его – значит не любить и не блюсти нашу Родину.

(«О России», 1947)

СЕРГИЙ ПРАЖСКИЙ

Слово должно творить нашу жизнь, собирать добро, сближать нас. Нам нужно в общении друг с другом искать общности, отсеивая все, отделяющее нас друг от друга.

Доброе наше слово есть сила творящая, так как ему свойственна та творящая сила, которой обладает Бог-Слово. Словом как божественной силой преодолевается возникающее зло.

(Подвиг общения)

ИОАНН КРЕСТЬЯНКИН:

«Любим ли мы язык наш благозвучный и сильный, как грудь славянина, богатый и разнообразный, как обитаемая им страна? Его образовала нам святая вера Православная.

(Быть русским)

Задание 54.

В русской поэзии есть много стихотворений, посвященных языку, речи, слову. Извлекаем из этого богатейшего наследия стихи Арсения Александровича Тарковского (1907-1989), одного из лучших поэтов-философов ХХ столетия: «Слово» и «Словарь».

СЛОВО

Слово только оболочка,

Пленка, звук пустой, но в нем

Бьется розовая точка,

Странным светится огнем.

Бьется жилка, вьется живчик,

А тебе и дела нет,

Что в сорочке твой счастливчик

Появляется на свет.

Власть от века есть у слова,

И уж если ты поэт,

И когда пути другого

У тебя на свете нет,

Не описывай заране

Ни сражений, ни любви,

Опасайся предсказаний,

Смерти лучше не зови!

Слово только оболочка,

Пленка жребиев людских,

На тебя любая строчка

Точит нож в стихах твоих.

Вопросы к обсуждению:

1. В чем смысл стихотворения? Как можно объяснить метафору рождения слова, описанную в первых двух строках?

2. Как вы понимаете строчку «Власть от века есть у слова»?

3. Почему поэт предостерегает относительно осторожного обращения со словом? Что значит: «на тебя любая строчка точит нож в стихах твоих»? Приведите примеры такого неосторожного обращения со словом.

СЛОВАРЬ

Я ветвь меньшая от ствола России,

Я плоть ее, и до листвы моей

Доходят жилы, влажны, стальные,

Льняные, кровяные, костяные,

Прямые продолжения корней.

Есть высоты властительная тяга,

И потому бессмертен я, пока

Течет по жилам - боль моя и благо –

Ключей подземных ледяная влага,

Все эР иэЛь святого языка.

Я призван к жизни кровью всех рождений

И всех смертей, я жил во времена,

Когда народа безымянный гений

Немую плоть предметов и явлений

Одушевлял, даруя имена.

Его словарь открыт во всю страницу,

От облаков до глубины земной. –

Разумной речи научить синицу

И лист единый заронить в криницу,

Зеленый, рдяный, ржавый, золотой...

1963.

Вопросы к обсуждению:

1. В чем состоит основная метафора-сопоставление в данном тексте?

2.Почему поэт говорит о бессмертии и обращается к истории?

3.Что такое в данном стихотворении «я» – образ поэта или словарь? Иными словами, от чьего лица ведется повествование в стихотворении?

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие……………………………………………………….……….3

Занятие 1. Что есть риторика? Первое публичное выступление «Честь имеем представиться!» ……………………………..…………...….…….. 5

Занятие 2. Способы обучения риторике. Практика речи «Кто вы?»……27

Занятие 3. Изобретение идей. Тренинг топосов .……..………………….52

Занятие 4. Поздравительная речь. «Я желаю счастья вам!..»………..…77

Занятие 5. Расположение. Построение речи по хрии. «Гений и злодейство – две вещи несовместные»……………………………….…94

Занятие 6. Стиль речи. Фигуры речи. ………………………………..…100

Занятие 7. Теория и практика спора. «За и против» ………………..…110

Занятие 8. Риторическая конференция:

· Круглый стол «Язык – речь – слово в современном обществе»

· Ораторский конкурс «Прошу слова!»………………………….…123

Приложения: ……………………………………………………………….144

1. Техника речи……………………………..………………………….144

2. Ораторские монологи………………………………………………146

3. Правила речи в фольклоре………………...………………………157

4. Правила речи в духовной литературе ..………………………..…163

5. От подвига молчания – к подвигу общения …………………….166

6. Слово о русском языке …………………………………………...171

[1] А.В.Миртов. Умение говорить публично. М., 1927. С. 3.

[2] Карнеги Дейл. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М., 1989. С. 299-300.

[3] Сопер П. Основы искусства речи. – 2-е изд. М., 1992. С. 26.

[4] Н.Ф.Кошанский. Общая реторика. Спб., 1834. С. 6.

[5] В.В.Виноградов. Русский язык. Грамматическое учение о слове. М., 1972. С. 9.

[6] Аристотель. Риторика. // Античные риторики. М., 1978. С. 19.

[7] Перевод с древнерус. - воскресение.

[8] множат.

[9] которые;

[10] ягнята

[11] тельцы;

[12] побеги;

[13] сады;

[14] земледельцы

[15] Архиепископ Сергий Пражский. Подвиг общения. New-Jork, 1981. См. также расширенное переиздание:

Наши рекомендации