Интонация в русском языке, ее функции. Основные интонационные конструкции в русском языке.

Интонация – ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических значений, модальности и эмоционально-экспрессивной окраски. Основными интонационными средствами являются тональные средства. У каждого говорящего свой средний тон речи.

В русском языке можно выделить шесть основных интонационных конструкций (ИК). Каждая из них имеет свой центр – слог, на который падает основное ударение (синтагменное, фразовое или логическое). Выделяются также предцентровая и постцентровая части синтагмы, которые в ряде случаев могут отсутствовать. Основными различительными признаками ИК являются направление движения тона в центре и уровень тона постцентровой части.

• ИК - 1. На звуках центра происходит понижение тона, тон постцентровой части ниже среднего. Обычно ИК – 1 обычно встречается при выражении завершенности в повествовательном предложении. Пример: Поздняя О\сень. ГрачИ\ улетели, лЕс\ обнажился, полЯ\ опустели… Интонационный центр отмечен ударением, падение тона в центре показано знаком \ после ударного слога.

• ИК – 2. Звуки центра произносятся в пределах диапазона предцентровой части, на следующем после центра слоге понижение тона ниже среднего уровня. Обычно встречается в вопросительных предложениях с вопросительным словом и в предложениях с обращением, волеизъявлением. Пример: КудА ты\идешь? Сережа\, там опАсно\! Падение тона на следующем после центра слоге.

• ИК – 3. На звуках центра резкое восходящие движение тона, тон постцентровой части ниже среднего. Обычно в вопросительных предложениях без вопросительного слова: А/нна\ пьет сок? Анна пьет/ сок\? Также при обращениях, выражениях просьбы.

• ИК - 4. На звуках центра нисходящее движение тона, тон постцентровой части выше среднего. Обычно в неполных вопросительных предложениях с сопоставительным союзам а, в вопросах с оттенком требования: А НатА\ша/? Ваше И\мя/?

• ИК-5. Имеет два центра: на звуках первого центра восходящее движение тона, на звуках второго центра или на следующем за ним слоге – нисходящее, тон между центрами выше среднего, тон постцентровой части ниже среднего. Встречается при выражении высокой степени признака, действия, состояния: КакОй/ у нее гО\лос! Встречается часто в вопросительных предложениях с вопросительным словом: КудА/ ты идешь\? Может быть во фразе, состоящей из одного слова с побочным ударением, особенно при выражении эмоции: ВЕ/ликолЕ\пно!

• ИК-6. На звуках центра восходящее движение тона, тон постцентровой части выше среднего. Встречается при выражении неожиданного обнаружения высокой степени признака, действия, состояния: Какой компОт/ вкусный!

Функции интонации

Интонация членит речевой поток на отдельные отрезки – синтагмы и фразы. При отсутствии пауз между синтагмами интонации является основным средством, объединяющим фонетические слова в синтагмы. Интонация различает предложениях разных типов, отражает нейтральное и субъективное отношение говорящего к содержанию высказывания, передает разнообразные оттенки эмоций.

13. Понятие об орфоэпии. Варианты литературных произносительных норм. Причины их появления.
Умение правильно говорить важно. “Орфос” - правильно, “эпос” - речь (греч. происхождение). Изучает нормы литературного произношения. Интерес только к тем случаям, когда возможны варианты. Орфоэпия устанавливает нормы литературного произношения. Причинами появления неверных вариантов занимается социофонетика.
Факторы, влияющие на произношение:
территориальный фактор;l
возраст;l
социальное положение;l
семейное влияние;l
образование;l
орфографический облик слова.l
Первая и самая существенная причина – это история формирования норм произношения.
К середине 19 века сложились единые произносительные нормы – это очень поздно. Московский говор лег в основу единого произношения. Оно отличается полнотой звучания и музыкальностью. Для высокого слога в 18 веке нужно было читать: [вода]. [г] произносили как фрикативный, ближе к [х]. Характерно произношение ударного [е].
Основная роль в становлении и провода в массы литературного произношения принадлежит театру, именно поэтому это произношение часто называют театральным. Многое пришло из Питера:
щи [ш долгий 'и]l
лесА [лэсА]l
сущность [сушнъс'т']l
властно побуквенное произношениеl
Впоследствии возникли литературные допустимые варианты. Сейчас разграничиваем старомосковское литератуное произношение и новую произносительную норму.
Старая норма
Ударение:
белИшь
грузИшь
родилсЯ
запАсный выход
Окончания:
ходют
хвалют
просют
Г, К,Х:
тихой
новой
ЧН.
дрожжи [ж долгая мягкая]
C:
спелись [с]

Новая норма
Белишь
грУзишь
родился
запаснОй выход

ходят
хвалят
просят

тихий
новый

дрожжи [ж долгая]

спелись [c']

14. Особенности произношения гласных и некоторых согласных звуков в русском литературном языке. Произношение отдельных грамматических форм.
см. таблицу выше
Безударные гласные
В безударных слогах гласные подвергаются редукции – качественным и количественным изменениям в результате ослабления артикуляции. Качественная редукция – это изменение звучания гласного с потерей некоторых признаков его тембра, а количественная – это уменьшение его долготы и силы. В меньшей степени редуцируются гласные, находщиеся в первом предударном слоге, в большей степени гласные остальных безударных слогов.
В первом предударном слоге на месте букв А и О произносится звук [Λ] - “крышечка”. От ударяемого [а] он отличается меньшей продолжительностью и более задним образованием: тр[Λ]ва, с[Λ]сна.
В остальных безуударных слогах на месте букв А и О произносится краткий звук, средний между [ы] и [а], обозначаемый в транскрипции знаком [ъ]: тр[ъ]вяной, з[ъ]лотой, школ[ъ].
В начале слова бездарные [а] и [о] произносятся как [а]: [а]зот, [а]бладать.
После твердых шипящих [ж] и [ш] гласный [а] в первом предударном слоге произносится как [а]: ж[а]ргон, ш[а]гать. Но перед мягкими согласными произносится звук, средний между [ы] и [э]: ж[ыэ]леть.
После мягких согласных в первом предударном слоге на месте букв Е и Я произносится звук, средний между [и] и [э]: в[иэ]сна.
В остальных безударных слогах на месте букв Е и Я произносится очень краткий [и], в транскрипции обозначаемый знаком [ь]: в[ь]ликан.
На месте сочетаний букв АА, ОО, АО, ОА в предударных слогах произносятся гласные [аа]: з[а долгий]сфальтировать, з[а долгий]дно.
Произношение согласных
В конце слов и в их середине перед глухими согласными звонкие согласные оглушаются: ястре[п], разбе[к], тра[ф]ка. На месте глухих согласных пред звонкими, кроме [в], произносятся соответствующие звонкие: [з]бежать, о[д]бросить.
В ряде случаев наблюдается так называемое ассимилятивное смягчение, то есть согласные, стоящие перед мягкими согласными, произносятся мягко. Это относится в первую очередь к сочетаниям зубных [з'д']есь, е[с'л']и. Встречаются два варианта произношения. Двоякое произношение наблюдается в сочетаниях с губными согласными: [д'в']ерь и [дв']ерь.
Двойные согласные являются долгим согласным звуком обычно тогда, когда ударение падает на предшествующий слог: гру[п долгий]а. Если же ударение падает на последующий слог, то двойные согласные произносятся без долготы: а[к]орд.
Произношение некоторых грамматических форм
В безударных окончаниях имен существительных и других частей речи произносятся редуцированные звуки [ь] и [ъ].
1. Звук [ъ] произносится:
- в окончании именительного падежа единственного числа существительных женского и среднего рода: [знам'ъ].
- в окончании родительного падежа единственного числа существительных мужского и среднего рода: [домъ].
- в окончании именительного падежа множественного числа существительных мужского и среднего рода: [брат'iъ].
- в суффиксе деепричастия несовершенного вида: [в'ид'ъ].
- в окончании именительного падежа прилагательных женского рода: [новъiъ].
2. На месте буквы Е произносится звук [ь]:
- в окончании дательного, творительного и предложного падежей единственного числа существительных женского рода: [к-туч'ь].
- в окончании предложного падежа единственного числа существительных мужского и среднего рода: [в-дом'ь].
- в окончании -ей множественного числа существительных: [заръсл'ьi]
- в форме -ане именительного падежа множественного числа: [кр'иэс'т'jан'ь].

15. Особенности произношения групп согласных.
Ассимиляция поl твердости и мягкости (последующий мягкий влияет на предыдущий твердый и делает его мягким). Те позиции, когда закон действует:
- зубные З и С перед мягкими зубными (д, т, с, л, н): снег, мостик, честь
- мягким становится звук н перед мягкими д, т, з, с: бантик, вензель. Искл: консилиум, консервы, вонзить.
- н всегда становится мягким перед нщ и рщ: женщина, гонщик
- перед мягким л стоят зубные: замена твердого зубного мягким необязательна! Варианты: ослик, злить.
*перед мягкими согласными звук Л мягким не становится.
- зубные д, т, з, с твердые. В ряде случаев смягчаются перед мягкими губными (б, п, в, ф): ветви, зверь, смерть.
- перед Ч и Щ они произносятся с небольшим смягчением: корчит, ларчик.
Ассимиляция по глухости и звонкости (более регулярна).l
- З с последующим шипящим: без шума, поезжай, из щуки
- дч, тч: докладчик ч долгий
- гк= х легкий, но тягчайший
произношение нескольких согласных (три и более подряд)l
- упрощение групп согласных: честный участник (стн группа), альпинисский, под уздцы (группа здц), талантца (нтц), голландца (ндц), поздно (здн), но бездна, безвозмездно, костлявый, хвастливый, невестка (побуквенное произношение). В зависимости от значения: голландка, голландка (печь, нка)
произношение согласных перед j (всегда мягкий)l
- все согласные, кроме ш и ж, перед разделительным ь произносятся мягко: пью
- перед Ъ знаком: съел
- могут произноситься и мягко, и твердо. Относится к приставкам, заканчивающимся на з, с + с юга (два варианта). Приставки на т,д,б НЕ смягчаются! Подъем
Приставка в: допустимо смягчение, но неполное.
Произношение сочетания двойных согласных:l
-между гласными стоит: рассада, из сада (с долгий в обоих случаях) – относится к согласным з и с.
- оттиснуть – согл. т и д
- об берег – согл. Б
- произносится один согласный: а) на месте графического двойного с: ассоциация, б) на месте двойного р: терраса, в) на месте двойного ф: аффриката, г) п: грипп, д) б: суббота, е) л: беллетристика.

16 Особенности произношения заимствованных слов.
Варирование: кофе (коффий, кофь, коффа), дромедар (дромадер), висмут (бисмут), тоннель (туннель).l
О безударная: произношение зависит от стиля речи. В высоком стиле сохраняется поизношение источника: поэт, сонет.l
О произносится только как О: боа, Флобер, Шопенl
Произношение согласных перед Е в иностранных словах
1. выделяется группа “подчинившихся” иностранных слов: термин, декада, деликатес, пионер. Однако в литературе существует манерное произношение.
2. Выделяется группа “неподчинившихся” иностранных слов: стенд, отель, экстерн, тент, темп, туннель, реквием.
3. Иностранные приставки с твердыми согласными ДЕ и ДЕЗ сохраняют твердость (однако в словарях приведены оба варианта – из-за того, что мягкий более употребим): деградация. Приставка ИНТЕР: интервью, интерпретация.
4. Возможны варианты: фонема, генетика, дедукция, сентенция.
Произношение звука [э]. Может быть передан либо как Е, либо как Э, либо ыэ.
В начале слова и после твердого согласного произносится Э: тендер, эвенк.l
В иностранных словах в безударной позиции: экономика, эмигрант, этаж ([иэ]); ателье, бутерброд ([ыэ])l
Перед т в иностранных словах смягчения нет: теннисист.l

17 Стили произношения по (по Л. В. Щербе и Р.И. Аванесову), их отличительные особенности.
В линвистике есть понятие стили произношения. Щерба Л.В. “О разных стилх произношения и об идеальном фонетическом составе слова”. Щерба считал, что произношение зависит от условий и обстановки, в который человек говорит. Он выделял два стиля:
полный. Более медленный темп речи, артикуляция очень тщательная.l
Краткий разговорный (скороговорочный). Быстрый темп речи, нечеткая артикуляция.l
Проволока [провълъкъ] – полный стиль
Проволока [провлкъ] – краткий стиль
Когда [кΛгда] – полный стиль
Когда [кΛда ] - краткий стиль
Но подобные различия касаются небольшого круга слов.

Вторая точка зрения – у Аванесова. Не соглашался с Щербой и считал, что темпы речи здесь вообще не при чем. Он полагал, что слова книжные, высокие, должны произноситься верно – высокий стиль. Для других слов в обыденной речи – нейтральный стиль. И, наконец, - разговорный стиль.
За пределами литературного языка лежит просторечный стиль.
У Аванесова в высоком стиле иэ надо произносить как эи: дерзание. А в нейтральном стиле - иэ.

18. Понятие фонемы, ее функции. Система фонем в русском литературном языке. Понятие сильной и слабой фонемы. Московская и Ленинградская фонологические школы. Фонематическая транскрипция.
Фонетика изучает конкретные звуки, произнесенные конкретным лицом в конкретном случае. Но есть и типозвуки. Фонология – раздел языкознания, который изучает звуковую сторону языка и функцию звука речи (функциональную значимость языка). Фонема – единица языка (а звук – единица речи), представленная рядом позиционно чередующихся звуков и служащая для различия или отождествления слов и морфем. Фонема обладает диференциальными признаками:
глухость-звонкость (был-пыл)l
твердость-мягкость (шел – моль)l
Позиции, в которых фонемы различаются, называются сильными.
ВОды [о], вода [Λ], водяной [ъ]. [о], [Λ], [ъ] – это варианты фонемы, или аллофоны.
Весь ряд позиционных чередований звуков иллюстрирует фонема.
Основные функции фонемы:
1. различительная, или сигнификативная (различать слова и морфемы)
2. отождествительная (способствовать отождествлению одних и тех же морфем и слов)
Фонология в России возникла в семидесятых годах 19 века. Основоположник – Бодуэн де Куртенэ. Ввел само понятие фонемы. Противопоставил фонему звуку. Продолжатель – Л. В. Щерба. Указал на смысло-различительную функцию фонемы. Ученые Пражского лингвистического кружка. Один их них, Трубецкой Н.С. Предложил типологию фонем и ввел признаки. В СССР фонология тоже не стояла на месте: Московская и Ленинградская фонологические школы. Московская: Аванесов, М.В. Панов, Реформатский, П.С. Кузнецов, А.М. Сухатин. Ленинградская: Щерба, Л.В. Бондарко, Матусевич М.И. Представители ЛФИ при определении фонемы исходили из словоформ, руководствовались физиолого-акустическим признаком: вода <вада>. МФШ имела понятие “варианты фонемы”. По их мнению, а – вариант фонемы о: вода <вода>. Для МФШ исходная точка – морфема. Тождество морфмы определяется фонемой в сильной позиции, а звуковые единицы в слабых позициях объединяются в одну фонему по их функционированию в составе морфемы. Отсюда понятие варианты.
Собака по МФШ гиперфонема <со/абака>. Здесь по МФШ <з/с з'/с'дэс'/з'>
Фонематическая транскрипция

19 Звуковой символизм. Основные исследования по этой проблеме.
Подряд несколькько согласных – звуковая какофония. Чередование согласный-гласный – звуковая гармония. Если подряд идет несколько гласных – это тоже нарушение звуковой гармонии.
У звука большие изобразительные возможности. Звуковой символизм – это способность отдельных звуков соотносится с определенным значением, вызывать те или иные ассоциации, обычно эмоциональные. Устойчивые ассоциации: цветовые, величины, нравственно-этические. Например: Р – угроза, М, Л – мягкость, удовлетворенность, нежность. У – уныние, тревога, печаль.
Впервые о звуковом символизме заговорил Платон (5-4 век до н.э.). Идея: вещи есть отражение идей. Звуковая сторона слова отражает его значение. Согласно Платону: Р – выражение движения, порыва, трепета; рвать, крушить. И - “все тонкое, что проходит через вещи”. А – огромный, громадный. Е – выражает нечто вечное. О – нечто округлое.
В России к звуковому символизму первым обратился Ломоносов. Статья “Краткое руководство к красноречию”. Согласно Ломоносову: А - “великолепное, глубины пространства и также страха”. Е, Ю, И, Ять – нежность, ласкательность, плачевность. Я – приятность, увеселение, нежность. О, У, Ы – страшные и сильные вещи: гнев, зависть, боязнь, печаль. К, П, Т - “имеют произношение тупое”, изображают действия тупые, ленивые. Р – звонкий и стремительный звук, лучшее представление действий громких, сильных и в том числе великолепных. Ж', З' – нежные и мягкие вещи и действия.
Интерес возрастает к началу 20 века. У символистов: Бальмонт и Белый. Бальмонт: работа “Поэзия и волшебство”. Символика очень богатая! По Бальмонту: А – самый ясный, самый гласный звук, первый основной звук. М – скомканная мучительная мука, самый легко произносимый согласный звук. О – звук восторга и торжествующего пространства, может содержаться в словах, содержащих что-то грустное, печальное: похороны, полночь. У – грузный звук. И – вскрик, тонкий звук. У Бальмонта также есть ассоциация звука с цветом.
Андрей Белый, работа “Глоссолалия” (поэмы о звуках). Для каждого звука много ассоциаций. Ж – тепло-красное, материя пламени: жизнь. Ч – проекция темноты на материю, цвет черный. Н – глубина и вода, цвет зеленый. П – уплотнение чувств.
Звук и цвет
Обращались к этой проблеме наши символисты и Артур Рембо.

.....поэт/звук а и у о э


Рембо Артур черный красный зеленый синий белый
Белый Андрей белый синий черный красно-оранжевый желто-зеленый
Журавлев красный синий желтый белый зеленый
Набоков черно-бурый Светло-палевое, бело-желтый золотистый Цвет миндального молока, коричнево-белый Желтый, оранжеватый или желто-красный

Набоков: Н – коричневато-белый, Х – желтовато-белый, Г – палевое, белый, П – зеленый яркий, З – блестящий сиреневый, сине-красный.
Журавлев: 25 пар характеристик, каждый звук пропущен через них. А: хороший, большой, мужественный, светлый, активный и пр. На основе таблицы Журавлева создана компьютерная программа ВААЛ. Это называется фоносемантический анализ.
Звук и величина
А – большой, И – маленький.
Левицкий провел эксперимент. Взял три прилагательных: большой, громадный, огромный. Второй ряд: маленький, крошечный, крохотный. Сравнил с 23 языками. Итог: в словах, обозначающих маленькое, есть и. Что-то большое – а. Много субъективизма, но все же.
Известно то, что звук точно материален.
К этой идеи обращались и наши стилисты: Тынянов и Томашевский. Искали причину ассоциаций. Сошлись на том, что звуки разные по тональности. Высокая тональность – и, э, с, з, ц, л, н, р. Низкая – а, о, у, г, к, ш, б, в, п. Если в слове много букв высокой тональности – возникает светлая ассоциация (солнце, весна, сирень, истина). Низкая: омут, мука, кровь, оковы. Но Тынянов и Томашевский делили с помощью артикуляции. Легко произносимые, труднопроизносимые. Легко произносимые – все гласные. Трудно: к, ч, ц

20. Звуковая инструментовка текста. Основные приемы звукописи.
см. лист с примерами

21. Словообразование как учение о структуре слова и законах их образования. Основные понятия (термины) словообразования.
Термин «словообразование» используется в науке и языке в двух значениях. С одной стороны – это сам процесс образования новых слов, с другой – особый раздел науки о языке, в котором изучается словообразовательная система русского языка. Под словообразовательной системой понимаются те элементы, из которых состоят слова, то есть конкретные единицы структуры слова (корни, префиксы, суффиксы и др.), сама структура слов, употребляемых в языке (слова производные и непроизводные), а так же те законы по которым слова объединяются в словообразовательные типы на основе общности словообразовательного значения. Описание словообразования предполагает прежде всего характеристику тех аффиксов, которые используются для образования новых слов на базе уже существующих.
Основные термины словообразования:
Словообразовательный тип – схема, модель строения производных слов, характеризующихся общностью следующих признаков: - производящая основа одной и той же части речи; - один и тот же аффикс; - должно быть одинаковое словообразовательное значение. Словообразовательные типы бывают продуктивные (по ним создано и продолжает создаваться очень много слов) и непродуктивные (ну, понятно)
Синтаксические дериваты – одно значение, но разные части речи (например, - «читать» и «чтение»)
Лексические дериваты – когда образуется новое слово.
Модификационные значения – уменьшительно-ласкательная форма, суфф., в которых меняется не значение, а форма – признак, род.
Комплексные словообразовательные единицы – более абстрактные и сложные, нежели словообразовательный тип. Включают в себя слова с одинаковым словообразовательным значением, которое выражено разными аффиксами.

22. Морфема как основная минимальная единица словообразования. Виды морфем в русском языке.
Морфема – это наименьшая, далее не делимая часть слова, обладающая значением. По характеру выражаемого значения и по функциям в слове морфемы делятся на корневые и служебные.
Корневые морфемы, или корни - обязательная часть слова. Слов без корня в языке не бывает.
Служебные морфемы, или аффиксы – делятся на словообразовательные и формообразующие. В составе производной основы аффиксы представлены префиксами, суффиксами, соединительными морфемами (интерфиксы), постфиксами, а за её пределами – окончаниями (тоже аффикс).
Аффиксы лишены самостоятельных лексических значений, они – носители словообразовательных и грамматических значений только в слове и его формах.
Грамматическое значение выражено аффиксами формообразующими (например, суффикс «л» в глаголах прошедшего времени)
Виды морфем:
Приставкой или префиксом называется служебная морфема, стоящая перед корнем;
Суффикс – это служебная морфема, нах после корня (перед окончанием)
Соединительные морфемы (интерфиксы), это «о» и «е», могу т быть использованы только там, где не менее двух корней – «лес-о-степь», «пыл-е-сос».
В основу слова входят так же постфиксы, хоть они и занимают крайнее место в слове – после окончаний. В русском языке два глагольных постфикса: -ся (-сь) и –те (используется во втором лице, мн. числе, повелительном наклонении – «пой-те», и в первом лице, мн. ч, наст. и будущего времени, употребляемых в знач. повелительного наклонения – «пойдём-те», «споем-те» ). Три постфикса употребляются в неопределённых местоимениях. Это: -то, -либо, -нибудь.
За пределами основы к служебным морфемам относится окончание. Оно выделяется только в изменяемых словах. Обычно аффиксы получают в слове звуковое выражение, но иногда и не получают: тогда мы говорим о нулевых окончаниях. Нулевыми могут быть и суффиксы.

23.Понятие основы. Виды основ. Отличия производящей основы от производной. Словообразовательный и морфемный анализ производных слов.
Для каждой производной (то есть образованной) основы существует производящая. Производящая основа – это та, от которой образуется другое слово. Производящие основы бывают двух типов: непроизводные (корневые) и производные (членимые). Слова считаются производными только в том случае, если для них в языке есть соответствующая по значению и форме производящая основа. Если такой основы слово не имеет, его рассматривают как нечленимое, корневое.
Отличия производящей основы от производной:
1. производящая, как правило, проще по значению и по форме.
2. производящими в парах, называющих лиц мужского и женского пола, признаются существительные мужского рода; сущ. Женского рода рассматриваются как их производные.
3. в парах типа «эвакуировать-эвакуация», «синий-синь» и проч. Производящими признаются глаголы и прилагательные.
4. производящая основа может включаться в производную как целиком, так и в усечённом виде: зажига-ть\зажига-лк-а; чита-ть\чита-лк-а, но фильтр-ова-ть\фильтр-ат.
5. сложные слова имеют две и более производящих основ. В роли производящих основ могут быть использованы и словосочетания (аскорбиновая кислота – аскорбинка).
6. Производящей основой обычно считается основа нейтральная, если с ней соотносится стилистически окрашенная основа.
7. одно и то же слово способно соотносится в ряде случаев с двумя производящими основами.

для лучшего понимания строения слова его подвергают анализу. Принято различать два вида анализа с точки зрения его строения: морфемный и словообразовательный, которые различаются по своим целям и результатам.
Морфемный анализ (разбор слова по составу) предполагает установление морфемного состава конкретного слова на уровне современного русского языка, т.е. с привлечением фактов языка активного употребления. При морфемном анализе ставится цель – установить все морфемы слова и определить их значение. Разбор слова по составу начинается с установления его точного значения и принадлежности к части речи. Потом выявляют изменяется слово или нет. Это первый этап морфемного анализа. Второй этап – характеристика морфем производного слова. Итак, морфемный анализ слова – это первый этап, простейшая характеристика строения слова. Он должен быть закончен
Словообразовательным анализом, который ставит своей целью установить от какой производящей основы, с помощью каких словообразовательных средств образовано данное слово. Словообразовательному анализу подвергаются только производные основы.

24. Исторические изменения в составе слова.

Изменения в словарном составе языка, изменения в значении слов приводят к изменениям в членимости слов.
Опрощение
Исторический процесс, приводящий к потере словом членимости, называется опрощением. Это понятие введено В.А. Богородицким. Опрощение приводит к тому, что слово утрачивает свою внутреннюю форму и приобретает целостное немотивированное значение. Так, например, возникли новые непроизводные слова убить, забыть (эти глаголы не могут быть семантически истолкованы через бить, быть).
Таково существительное "вкус" (исторически связанное с глаголом «кусать»), ср. его производные: вкусовой, вкусовщина, превкусный, вкуснятина.
Изменение значения слова и утрата семантических связей с производящим – основная причина опрощения. Наиболее часто упрощению подвергаются конкретные существительные с фразеологической семантикой типа: лапоть, ломать, белка, крыло, копыто (связь со словами лапа, ломать, белый, крыть, копать утрачена).

Переразложение
Другой исторический процесс изменения состава слова – переразложение: перемещение границ в составе слова. Процесс открыт Бодуэном де Куртенэ в конце 19 века.Он открыл закон «сокращения основ в пользу окончаний», который состоит в том, что в процессе исторического развития конечные гласные основы («тематические гласные») отошли к падежным окончаниям, т.е. граница между морфемами основы и окончания стала проходить в ином месте.
Большая повторяемость окончаний привела к тому, что часть основы переходила к окончанию (слева направо)
Переразложение может происходить не только между основой и окончанием, но и между другими частями слова. И в этих случаях направление процесса обычно то же шло слева направо. Таково переразложение между основой и суффиксом, в результате чего формируются новые производные суффиксы, которые иногда называются составными или сложными. На базе производных существительных со значением лица , при помощи суф. –ик- от основ прилагательных с суф-ом –н- (напр. Умн-ый человек – умни-ик, глазн-ой врач – глазн-ик), отрезок –ник- стал восприниматься как целостный суффикс

25. Морфонологические особенности русского словообразования.
Морфонология – раздел языкознания, изучающий связи между фонологией и морфологией, т.е. использование фонологических средств в словоизменении и словообразовании. Задача морфонологии – установить: а) фонемный состав морфем разных видов; б) правила соединения морфем в слове, т.е. условия взаимоприспособления (варьирования) морфем при их объединении; в) порядок следования морфем.
При образовании производного слова нередко происходит взаимоприспособление соединяющихся морфов. По законам русского яза на границе морфем не все сочетания звуков допустимы. На границе морфем (морфемном шве) может происходить четыре вида явлений:
1) чередование фонем (конец одного морфа изменяется, приспасабливается к началу другого);
2) интерфиксация – между двумя морфами вставляется незначимый (асемантический) элемент – интерфикс.
3) Наложение (или интерференция) морфов – конец одного морфа объединяется с началом другого;
4) Усечение производящей основы – конец производящей основы отсекается и не входит в производное слово.

Наши рекомендации