Методы и приемы обучения

МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ФАКТАМИ ЯЗЫКА

  1. Определение значения каждой морфемы в слове и установление зависимости лексического значения слова от значения морфем, его составляющих:

«Водитель» от «водить». Суффикс –тель- указывает на носителя действия, а корень – на род занятий, значит «водитель» – тот, кто водит что-либо, управляет чем-либо.

  1. Определение значений каждой морфемы в слове:

– для понимания роли аффикса в данной словообразовательной модели:

«Футболист», «тракторист»: суффикс –ист- в существительных обозначает лиц определенного рода занятий.

«Волнистый»: суффикс –ист- в прилагательных обозначает «неполное проявление качеств, свойств, оттенков, названных корнем».

– для понимания роли аффикса в однокоренных словах:

    • болотистый / болотный, зацвели / отцвели;
    • Чем объясняется смысловое различие однокоренных прилагательных: На экзамене мне задали простой вопрос. Девочка стеснялась: на ней было простенькое платье. Мой сосед Петька – простоватый мальчишка.
  1. Сравнение слов и наблюдение за:

– многозначностью морфем («перелеты» – повторяемость, «перелесок» – пространство между чем-нибудь, « передозировка» – чрезмерность);

– омонимией морфем («пошире», «погромче», «почитать» – значение смягченной меры признака; «побежать», «полететь» – значение начала действия);

– словообразовательной синонимией (вымазать – измазать – перемазать; испугать – напугать);

– словообразовательной антонимией (стол – столик – столище; прикрутить – открутить – выкрутить).

  1. Распределение слов:

– по словообразовательным гнездам: испортить, подсолнечный, польза, солнце, использование, использовать, порча, испорченность, подсолнечник, испорченный.

Порча – испортить – испорченный – испорченность;

Солнце – подсолнечный – подсолнечник;

Польза – использовать – использование.

– по словообразовательным моделям: корень суффикс 

  1. Сопоставление лексем одной словообразовательной модели:

В данном стихотворении найти глаголы, образованные по модели «рас-…-ла»

Ёлка-подснежница в доме растаяла,

Плечи расправила, ветки расставила.

Ёлке отводится в Новом году

Лучшее место, на самом виду.

  1. Раскрашивание морфем.

В данном отрывке из рассказа И. Тургенева «Муму» найдите однокоренные слова, разным цветом закрасьте в них корень, суффикс и окончание:

– Боже мой! – воскликнула она вдруг, – что это за собака?

– Боже мой! – прервала ее барыня, – да она премиленькая собачка! Велите ее привести.

– Отнесите ее вон, – проговорила изменившимся голосом старуха. – Скверная собачонка! Какая она злая!

Как выделенные вами однокоренные слова выражают отношение барыни к Муму? Какая морфема участвует в этом?

МЕТОД ЯЗЫКОВОГО РАЗБОРА

  1. Морфемный разбор
    • Часть речи, изменяемая или нет.
    • Выделить окончание, определить его грамматическое значение.
    • Выделить основу слова.
    • Подобрав однокоренные слова, выделить корень.
    • Выделить приставку и суффиксы, определить их значение (подобрать для сравнения ряд слов с такими же приставками и суффиксами).
  1. Словообразовательный разбор

· Определить часть речи.

· Отделить основу от окончания.

· Указать производящую основу и словообразующие аффиксы.

· Указать способ образования слова.

МЕТОД КОНСТРУИРОВАНИЯ

  1. Составление слов по данным схемам.
  2. Составление предложений с однокоренными словами: простой – простенький – простоватый
  3. Определение части речи по морфемам-сигналам
  4. Замена словосочетаний сущ.+сущ. на словосочетание сущ.+прил. с целью выяснения способа образования прилагательных и определения словообразовательных морфем прилагательных: варенье из груш, джем из земляники, пальто из кожи, лампа на столе, вокзал на железной дороге, шары разных цветов.
  5. Пересказ на лингвистическую тему (устный и письменный) по предложенному плану. Используется для закрепления теоретических понятий и формирования речемыслительных умений.
  6. Сочинение на лингвистическую тему:

Докажите правильность мысли К.И. Чуковского: «Приставка придает речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла». С этой целью образуйте от корней –уч- и –бер- все возможные слова с помощью приставок.

МЕТОД ИГРОВОЙ

Позволяет в шуточной форме знакомить с каким-либо языковым явлением или закреплять умения, развивает творческие способности школьников, которые проявляются при создании собственного высказывания на ту или иную тему.

Изучению суффиксов –чик- и –щи- может помочь сказка:

Братцы-мастера

В стране Грамматике, почти в самом конце ее обширных земель, жили-были два братца-суффикса –щик- и –чик-.

Старший брат щик был умный мальчик: рано вставал, одевался, за дело принимался. А младший между тем в постельке лежал, потягивался, с боку на бок переваливался.

В городе, где они жили, народ был трудолюбивый, деловой. И щик с удовольствием им всегда помогал. Мастера свое дело знали, но никак не могли обойтись без щика. Сами посудите: что ни мастер, так обязательно в конце у него щик появится: обойщик, закройщик, каменщик, прицепщик, фонарщик, стекольщик. Вскоре работы стало так много, что братец щик перестал с ней справляться. Тогда народ решил заставить работать другого брата – чика, но это было непросто. Сам он работать никак не хотел. Тогда, чтобы он не спал, а работал, к нему приставили сторожей, которые ему спать не давали и работать заставляли. Это были буквы д-т, з-с, ж. С тех пор так и повелось: как только в слове появляются эти буквы, так чик берется за работу. Сами посмотрите: смазчик, грузчик, разносчик, укладчик, летчик.

Игры «Одень корень», «Угадай исток слова»

МЕТОД ДИКТАНТА

Средства обучения

  1. Наглядные пособия.
  2. Словари:

Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь РЯ.

Шанский Н.М., Иванов В.В. Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь РЯ.

Шанский Н.М., Боборова Т.А. Этимологический словарь РЯ.

Лапатухин М.С. Этимологический указатель к «Школьному толковому словарю РЯ»

Ефремова Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц РЯ.

Трудности изучения

Объективная сложность материала, а изучается в 5-6 классе.

Разночтения в программах.

Примеры и упражнения подобраны таким образом, что не выявляют, а скрывают сложности и проблемные зоны морфемного и словообразовательного анализа.

Трудности вызывает:

· смешение корней-омонимов с проверяемой безударной гласной в корне и с чередующейся гласной в корне;

· согласование аббревиатур типа «вуз», «Минздрав».

[1] Программы для общеобразовательных учреждений. РЯ.Учебный комплекс / Под ред. М.М. Разумовской. М., Просвещение. 1998. С. 69.

Наши рекомендации