Методы и приемы обучения
МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ФАКТАМИ ЯЗЫКА
- Определение значения каждой морфемы в слове и установление зависимости лексического значения слова от значения морфем, его составляющих:
«Водитель» от «водить». Суффикс –тель- указывает на носителя действия, а корень – на род занятий, значит «водитель» – тот, кто водит что-либо, управляет чем-либо.
- Определение значений каждой морфемы в слове:
– для понимания роли аффикса в данной словообразовательной модели:
«Футболист», «тракторист»: суффикс –ист- в существительных обозначает лиц определенного рода занятий.
«Волнистый»: суффикс –ист- в прилагательных обозначает «неполное проявление качеств, свойств, оттенков, названных корнем».
– для понимания роли аффикса в однокоренных словах:
- болотистый / болотный, зацвели / отцвели;
- Чем объясняется смысловое различие однокоренных прилагательных: На экзамене мне задали простой вопрос. Девочка стеснялась: на ней было простенькое платье. Мой сосед Петька – простоватый мальчишка.
- Сравнение слов и наблюдение за:
– многозначностью морфем («перелеты» – повторяемость, «перелесок» – пространство между чем-нибудь, « передозировка» – чрезмерность);
– омонимией морфем («пошире», «погромче», «почитать» – значение смягченной меры признака; «побежать», «полететь» – значение начала действия);
– словообразовательной синонимией (вымазать – измазать – перемазать; испугать – напугать);
– словообразовательной антонимией (стол – столик – столище; прикрутить – открутить – выкрутить).
- Распределение слов:
– по словообразовательным гнездам: испортить, подсолнечный, польза, солнце, использование, использовать, порча, испорченность, подсолнечник, испорченный.
Порча – испортить – испорченный – испорченность;
Солнце – подсолнечный – подсолнечник;
Польза – использовать – использование.
– по словообразовательным моделям: корень суффикс
- Сопоставление лексем одной словообразовательной модели:
В данном стихотворении найти глаголы, образованные по модели «рас-…-ла»
Ёлка-подснежница в доме растаяла,
Плечи расправила, ветки расставила.
Ёлке отводится в Новом году
Лучшее место, на самом виду.
- Раскрашивание морфем.
В данном отрывке из рассказа И. Тургенева «Муму» найдите однокоренные слова, разным цветом закрасьте в них корень, суффикс и окончание:
– Боже мой! – воскликнула она вдруг, – что это за собака?
– Боже мой! – прервала ее барыня, – да она премиленькая собачка! Велите ее привести.
– Отнесите ее вон, – проговорила изменившимся голосом старуха. – Скверная собачонка! Какая она злая!
Как выделенные вами однокоренные слова выражают отношение барыни к Муму? Какая морфема участвует в этом?
МЕТОД ЯЗЫКОВОГО РАЗБОРА
- Морфемный разбор
- Часть речи, изменяемая или нет.
- Выделить окончание, определить его грамматическое значение.
- Выделить основу слова.
- Подобрав однокоренные слова, выделить корень.
- Выделить приставку и суффиксы, определить их значение (подобрать для сравнения ряд слов с такими же приставками и суффиксами).
- Словообразовательный разбор
· Определить часть речи.
· Отделить основу от окончания.
· Указать производящую основу и словообразующие аффиксы.
· Указать способ образования слова.
МЕТОД КОНСТРУИРОВАНИЯ
- Составление слов по данным схемам.
- Составление предложений с однокоренными словами: простой – простенький – простоватый
- Определение части речи по морфемам-сигналам
- Замена словосочетаний сущ.+сущ. на словосочетание сущ.+прил. с целью выяснения способа образования прилагательных и определения словообразовательных морфем прилагательных: варенье из груш, джем из земляники, пальто из кожи, лампа на столе, вокзал на железной дороге, шары разных цветов.
- Пересказ на лингвистическую тему (устный и письменный) по предложенному плану. Используется для закрепления теоретических понятий и формирования речемыслительных умений.
- Сочинение на лингвистическую тему:
Докажите правильность мысли К.И. Чуковского: «Приставка придает речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла». С этой целью образуйте от корней –уч- и –бер- все возможные слова с помощью приставок.
МЕТОД ИГРОВОЙ
Позволяет в шуточной форме знакомить с каким-либо языковым явлением или закреплять умения, развивает творческие способности школьников, которые проявляются при создании собственного высказывания на ту или иную тему.
Изучению суффиксов –чик- и –щи- может помочь сказка:
Братцы-мастера
В стране Грамматике, почти в самом конце ее обширных земель, жили-были два братца-суффикса –щик- и –чик-.
Старший брат щик был умный мальчик: рано вставал, одевался, за дело принимался. А младший между тем в постельке лежал, потягивался, с боку на бок переваливался.
В городе, где они жили, народ был трудолюбивый, деловой. И щик с удовольствием им всегда помогал. Мастера свое дело знали, но никак не могли обойтись без щика. Сами посудите: что ни мастер, так обязательно в конце у него щик появится: обойщик, закройщик, каменщик, прицепщик, фонарщик, стекольщик. Вскоре работы стало так много, что братец щик перестал с ней справляться. Тогда народ решил заставить работать другого брата – чика, но это было непросто. Сам он работать никак не хотел. Тогда, чтобы он не спал, а работал, к нему приставили сторожей, которые ему спать не давали и работать заставляли. Это были буквы д-т, з-с, ж. С тех пор так и повелось: как только в слове появляются эти буквы, так чик берется за работу. Сами посмотрите: смазчик, грузчик, разносчик, укладчик, летчик.
Игры «Одень корень», «Угадай исток слова»
МЕТОД ДИКТАНТА
Средства обучения
- Наглядные пособия.
- Словари:
Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь РЯ.
Шанский Н.М., Иванов В.В. Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь РЯ.
Шанский Н.М., Боборова Т.А. Этимологический словарь РЯ.
Лапатухин М.С. Этимологический указатель к «Школьному толковому словарю РЯ»
Ефремова Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц РЯ.
Трудности изучения
Объективная сложность материала, а изучается в 5-6 классе.
Разночтения в программах.
Примеры и упражнения подобраны таким образом, что не выявляют, а скрывают сложности и проблемные зоны морфемного и словообразовательного анализа.
Трудности вызывает:
· смешение корней-омонимов с проверяемой безударной гласной в корне и с чередующейся гласной в корне;
· согласование аббревиатур типа «вуз», «Минздрав».
[1] Программы для общеобразовательных учреждений. РЯ.Учебный комплекс / Под ред. М.М. Разумовской. М., Просвещение. 1998. С. 69.