Выразительные средства лексики и фразеологии
1.Метафора – это скрытое сравнение. Чаще всего выражается глаголами, сущ.
Например: В садугорит костер рябины красной.(Красная рябина сравнивается с горящим костром). Сохрани мою речьнавсегда за привкус несчастья и дыма… (У речи есть привкус, как у еды или напитка).
Примеры метафор, выраженные сущ.: водопад звезд, лавина писем, стена огня, бездна горя, жемчужина поэзии, искра любви, струны души, стекло небес, чаша бытия.
Примеры метафор, выраженные гл.: любовь угасла; меня вырвет всем тем ужасом; очи синие, бездонные цветут на дальнем берегу.
Примеры развёрнутых метафор: Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком.
(В берёзовой роще осыпались листья, и теперь в ней не раздаётся ни звука)
Грустя, и плача, и смеясь,
Звенят ручьи моих стихов
У ног твоих,
И каждый стих
Бежит, плетет живую вязь,
Своих не зная берегов.
(Звуки стихов сравниваются со звоном ручьёв).
2. Олицетворение – наделение неодуш. предметов признаками и свойствами человека.
Например:Заговорили наши орудия. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.
3. Эпитет – образное определение предмета или действия. Чаще всего выражаются прил. и нар.
Например:Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она.
НО: НЕ являются эпитетами прил., указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики. Например:дубовый листок (дубовый – НЕ эпитет).
4. Сравнение – сопоставление одного предмета с другим. Сравнение может быть представлено:
а) формой сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО (в значении союза КАК). Например:Хорошо и тепло, как зимой у печки, и берёзы стоят, как большие свечки.
б) сравнительным придаточным предложением. Например:Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду.
в) сущ. в Т.п. Например:Морозной пылью серебрится его бобровый воротник.
5. Гипербола – преувеличение. Например:Я тебе миллион раз говорил.
6. Литота – преуменьшение. Например:Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка.
7. Анафора – это единоначатие (одинаковое начало строк или соседних предложений).
Например:Имя твоё – птица в руке,Имя твоё – льдинка на языке…
8. Параллелизм – повтор соседних грамматических конструкций для подчёркивания их единства и образности. Например:Не сияет на небе солнцекрасное,Не любуются им тучкисиние…
9.Градация –нарастание одного и того же признака. Например:Сейте разумное, доброе, вечное…
10.Антитеза – противопоставление. Например:Они сошлись. Волна и камень,Стихи и проза, лёд и пламень.
11.Инверсия – необычный порядок слов. При необычном порядке слов: а) подлежащее стоит после сказуемого; б) прилагательное после существительного; в) наречие после глагола. Например:Вот нахмурил царь брови чёрные… (Обычный порядок слов:Вот царь нахмурил чёрные брови.)
12.Риторическое восклицание служит для выражения особо сильных чувств (восхищение, удивление, ужас и т.п.).
Например: Какое лето! Что за лето! Да это просто колдовство.
Риторический вопрос – это вопрос, не требующий ответа. Например:На кого не действует новизна? (= Новизна на всех действует).
13.Риторическое обращение – подчёркнутое обращение к кому-нибудь с целью усиления выразительности. Например:О Русь моя! Жена моя!
14.Однокоренные слова – слова с одинаковым корнем. Например:ленивый, ленится, лентяй.
15.Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, имеющие переносное значение. Например: кот наплакал (=мало), ни рыба ни мясо ( = непонятно что), ставить палки в колёса (= мешать).
16. Лексика разговорного стиля – слова, используемые в повседневно-бытовой сфере общения.
Например:реветь, дрыхнуть, дочурка, раззява, продажный, прикольный.
17.Перифраз - замена слова описательным оборотом. Например:ночное светило = луна; «Люблю тебя, Петра творенье!»= «Люблю тебя, Санкт-Петербург!»
18.Метони́мия - замена слова смежным понятием:
1. Причина вместо следствия: огонь истребил деревню. (= пожар истребил деревню).
2. Орудие вместо действия: какое бойкое перо! (= как бойко написано!).
3. Автор - произведение: читаю Пушкина. (= читаю произведение Пушкина).
4. Владелец - собственность: сосед горит! (= дом соседа горит!).
5. Материал - вещь: весь шкаф занят серебром (= серебряной посудой); «не то на серебре, на золоте едал» (= не то что из серебряных, а из золотых тарелок ел).
6. Содержащее - содержимое: обед из трех блюд (= из трёх кушаний); я две тарелки съел (= съел не тарелки, а их содержимое)..
19.Лексический повтор- намеренное повторение одного и того же слова, так выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание.
Например:Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река.
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.
20.Оксю́морон - сочетание несочетаемого. Например: живой труп, пленница свобод.
МОРФОЛОГИЯ –это раздел лингвистики, изучающий слово как часть речи.
ЧАСТИ РЕЧИ
Самостоятельные | Служебные | Междометие | |||||||||||
1. Имя существительное | 4. Местоимение | 1. Предлог | |||||||||||
2. Имя прилагательное | 5. Глагол | 2. Союз | |||||||||||
3. Имя числительное | 6. Наречие | 3. Частица | |||||||||||
Самостоятельные части речи | |||||||||||||
Именные части речи | Глагол | Наречие | |||||||||||
Имя существительное | Имя прилагательное | Имя числительное | Местоимение | ||||||||||
Обозначает предмет, явление, процесс. Отвечает на вопросы: кто? что? | Обозначает признак предмета. Отвечает на вопросы: какой? каков? чей? | Обозначает число, количество, порядок предметов при счете. Отвечает на вопросы: сколько? какой?который? | Указывает на предмет, признак, количество. Отвечает на вопросы: кто? что? какой? сколько? | Обозначает действие предмета. Отвечает на вопросы: что делать? что сделать? Инфинитив = неопределённая форма глагола(что делать? что сделать? Решать, решиться, беречь□, беречь□ся, нести). | Обозначает: признак действия (прыгнуть как? высоко), признак предмета (кофе какой? по-турецки), признак другого признака (очень насколько? вкусный). Отвечают: где? когда? куда? откуда? почему? зачем? и как? | ||||||||
Морфологические признаки частей речи | |||||||||||||
Склонение (изменение по падежам). 1 скл.: м.р. и ж.р. на -А, -Я земля дедушка акация 2 скл.:м.р. с нулевым □ стол □ пень□ гербарий□ ср. р. на -О, -Е окно солнцеповедение 3 скл.:ж. р. с нулевым □ рожь□ ночь□ брошь□ Разносклоняемые:путь + 10 слов на –мя (время, бремя, имя, пламя, стремя, племя, вымя, знамя, темя, семя). Несклоняемые:кафе, такси, пальто и др. Род: муж. (день), жен. (зима), сред. (утро, такси), общий(неряха, растяпа, рохля, жадина). ИМЯ СУЩ. Собственные («Атлантика», Мурманск, Наталья, «Ауди», Жучка), нарицательные (книга, каникулы, дети, ученики, река) Одушевлённые Во мн.ч. Род. п. = Вин. п. Куклы - кукол = кукол Неодушевлённые Во мн.ч. Имен. п. = Вин. П. Книги – книги = книги Число: един., множ. –котёнок, котята. Только форма един. числа:соль, сахар, мука, листва, молодёжь и др. Только форма множ. числа:ножницы, сани, брюки, бусы и др. Падеж Им. п. – (есть) кто? что? Род. п. – (нет) кого? чего? Дат. п. – (дать) кому? чему? Вин. п. – (винить) кого? что? Тв. п. – (творить) кем? чем? Пр. п. – (думать) о ком? о чем? | Разряды (3) 1.Притяжательные прилаг.- чей? Образуются с помощью спец. суф.: Мамин, отцов, лисий, лисья. 2.Относительные прилаг.- какой? (обозначают материал, время, место) -зимний, глиняный, морской. !!! Все прил. с суф. -ск- - относительные: детский, отцовский, английский. 3.Качественные прилаг. – какой? - имеют степени сравнения:большой - больше; - имеют краткую и полную форму: красива – красивая, красив – красивый, красивы – красивы; ИМЯ ПРИЛАГ. - могут повторяться: белый-белый; - могут сочетаться с наречием очень: очень умный Различай: медвежья берлога – притяж. медвежья шуба– относит. медвежья услуга – кач. Род (в един. ч.) Число Падеж (в полной ф.) Степени сравнения 1.Сравнительная степень а) простая форма: смелый –смелее, смелей широкий – шире малый – меньше б) составная форма: умный – более/менееумный 2.Превосходная степень а) простая форма: высокий – высочайший новый – новейший б) составная форма: самый/наиболее/наименееумный, умнеевсех | Разряды (2) 1.Количественные числ. – сколько? бывают: а) целые: два, двадцать, двести сорок пять, б) собирательные: оба(муж., сред. род: обоими мальчиками, обоих мальчиков, обоим озёрам), обе(жен. род: обеим девочкам, обеими руками). Собир. числ.: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро (-ой-, -ер-) – сочетаются с сущест., ИМЯ ЧИСЛИТ. которые обозначают: - детёнышей животных (трое котят), - лиц мужского пола (двое мужчин), - с сущ. только множ. ч. (трое саней). в) дробные числ. (две пятых). При изменении по падежам меняются обе части (двух пятых, двум пятым). Особо: Им., вин. п. –полтора полторы ж.род) полтораста Р., Д., Т., П. п. –полутора полутораста 2.Порядковые числ. – какой? который? (пятый, одна тысяча сорок пятый). При склонении составных порядковых числ. изменяется только последнее слово (в одна тысяча сорок пятом году об одна тысяча сорок пятом годе). По составу числительные бывают: а) простые (пять, пятый), б) сложные (одиннадцать, тридцатый), в) составные (сорок два). Падеж, род, число - если они есть. | Разряды (8) 1.Личные: я, мы – 1 лицо ты, вы – 2 лицо он, она, оно, они – 3 лицо 2.Возвратное: себя 3. Вопросительно – относительные: кто, что, кого, чего, сколько, какой, который, чей, насколько и т.д. 4.Отрицательные: НИ -никто́, никого́, ничто́, ничего́, никако́й, ни о ко́м, ни с ке́м и т.д. + НЕ-не́кого, не́чего (нет имен. падежа) МЕСТОИМ. 5.Неопределённые: НЕ-не́кто, не́что, не́сколько, не́который; КОЕ –кто,кто– ТО,кто – ЛИБО,кто – НИБУДЬ. 6.Определительные: сам, самый, весь (вся, всё) всякий, каждый, иной, любой, другой. 7.Притяжательные: (чей?) мой, твой, наш, ваш, свой, его, её, их. 8.Указательные: тот, этот, такой, таков, столько, это, настолько и т.д. Род, число, падеж – если они есть у местоимения. Лицо –у личных мест. | Вид: совершенный (что сделать?) несовершенный (что делать?) Переходность: переходный (можно подставить сущ. в В.п. БЕЗ предлога): смотрю фильм, делаю уроки непереходный (все остальные + -ся) Возвратность: возвратный (есть – ся ) невозвратный (нет – ся) Спряжение: 1 спр. – глаголы не на –ить + исключения: брить, стелить; 2 спр. – глаголы на – ить + исключения: гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть. ГЛАГОЛ Разноспрягаемые: хотеть, бежать + однокоренные слова. Наклонение: а) изъявительное (читаю, буду читать, прочитал) б) условное = сослагательное: есть частица бы/б (прочитал бы) в) повелительное: (читай, умножьте, пиши, дабудет, давай(те) сходим, пустьиграет, пускайиграет). Число: ед., множ.ч. Время : настоящее, будущее, прошедшее Лицо: (в наст., будущем времени) 1 (я, мы), 2 (ты, вы). 3 (он, она, оно, они) Род (в прош. времени, в ед.ч.): пришёл, пришла, пришло ОСОБЫЕ ФОРМЫ ГЛАГОЛА 1.Причастие(какой? каков?) Разряды: Действительные причастия наст. времени: летящий, читающий (ащ/ящ, ущ/ющ); прош. вр.: летевший, несший. Страдательные причасти: наст. времени: читаемый, несомый, гонимый; прош. вр.: прочитанный, умытый, построенный, построена, прочитана. Время, вид Род, число, падеж – если есть 2. Деепричастие(что делая? что сделав? Размахивая,прочитав,помывшись, принесши) Вид, возвратность. | Разряды 1. Наречия образа действия (как? каким образом?) 2. Наречия меры и степени (сколько? в какой степени?) 3. Наречия времени (когда? до каких пор? как долго?) 4. Наречия места (где? куда?откуда?) 5. Наречия причины (почему?) 6. Наречия цели (зачем? с какой целью?) НАРЕЧИЕ Степени сравнения 1.Сравнительная степень а) простая форма: смело –смелее, смелей широко – шире глубоко – глубже далеко - дальше б) составная форма: умно– более/менееумно 2.Превосходная степень а) простая форма : глупо - глупейше высоко – высочайше(устаревшая форма) б) составная форма: умнее всех/ всего | ||||||||
Служебные части речи (не являются членами предложения) | Междометия и звукоподражательные слова | ||||||||||||
Предлог | Союз | Частица | |||||||||||
Служит для связи слов в словосочетании и предложении. идти из школы (откуда? из чего?) говорить насчет поездки (о чем? насчет чего?) !! ! предлог входит в состав вопроса Разряды а) непроизводные (о, об, про, за, в, из и т.д.) б) производные , т.е. образовались из самост. частей речи (рядом, вследствие, в течение несмотря на и т.д.) | Служит для связи однородных членов и для связи частей сложного предложения. Дети играли и весело смеялись. [ O и O ] Детииграли, а взрослыеразговаривали. [ ] , а [ ] Раряды по составу а) простые - состоят из 1 слова (а, что, чтобы и т.д.) б) составные - состоят из нескольких слов (потому что, несмотря на то что и.т.д.) Разряды по значению 1) сочинительные: а) соединительные (и, да = и, тоже, также, ни…ни, не только, но и…); б) противительные (а, но, да = но, зато, однако); в) разделительные (или, либо, или…или, ли…ли, то…то, не то…не то, то ли...то ли). 2) подчинительные: а) изъяснительные (что, чтобы, как и т.д.), б) условные (если, если бы, коли, раз и.т.д.), в) временные (когда, едва, лишь, как только, с тех пор как и т.д.), г) причинные (потому что, оттого что, так как, ибо, вследствие того что, благодаря тому что и т.д.), д) целевые (чтобы, для того чтобы и т.д.), е) уступиельные (несмотря на, вопреки, хотя и т.д.), ж) следствия (так что), з) сравнительные (как, будто, как будто, словно, точно). | Выражает оттенки значения слов или предложений, а также служит для образования форм слов. Разряды 1) словообразовательные (их называют морфемами): - то, - либо, - нибудь, кое - (кто – то) не -, ни - (невысокий) 2) формообразовательные: - условное наклонение глагола (бы/б) – хотел бы, - повелительое наклонене глагола (пусть, пускай, да, давай, давайте) – давай улетим, - степени сравнения прилаг., наречий (более, менее) – более широкий. 3)модальные: а) вопросительные (неужели, ли/ль, разве), б) усилительные (и, да и, даже, же, уже/уж, ведь, всё-таки и др.) в) указательные (вот и, а вот, вон, а вон, вот), г) восклцательные (что за, как), д) выделительно-ограничительные (лишь, только, лишь только, почти, хоть и др.), е) определително-уточняющие (именно, как раз и др.), ж) сомнение (едва ли, вряд ли), з) отрицательные (не, ни). !!!Частица–ка,морфемы (частицы) кое-, -то, -либо, -нибуьпишутся через дефис(читай –ка). Частица такипишется через дефиспосле глаголов(прочитал –таки), наречий(опять-таки), в составе других частиц (всё-таки). | Служат для выражения чувств, побуждения к действию, не называя их: ах, эх, ух, ага, Боже, увы, ого, Господи, браво, здравствуйте, пожалуйста, спасибо, вот тебе раз, батюшки, ура, мяу-мяу, кря-кря и др. | ||||||||||
кр. прил. |
нареч. |
скс |
з.с. |
кр. прич. |
прил. |
прич. |
прил.→сущ. |
прич.→сущ. |
кр. прил. |
прич. з.с. |
прич. |
отгл. прил. |
мест. |
мест.→сущ. |
отгл. прил. |
пр. + мест. |
пр. + прил. |
нареч. |
нареч. |
нареч. |
пр. + прил. |
Во-вторых, не буду сегодня работать. Во вторых (каких?) рядах стояли мальчики.
Некоторые случаи
Предлог | Частица | Союз | Другие части речи |
На уборку класс пришли толькодевочки. | Как толькопрозвенел будильник, сразу проснулся.(= когда) | Автобус только чтоподошел. (= недавно- наречие) | |
Я ведьне спорю. (= даже ине спорю) | Веди нас, ведьты знаешь дорогу. (=так как) | ||
Мы ине хотели опаздывать. | Снег и ветер не пугали нас. | ||
Об этом литы мечтала? | Я не знаю, буду лисегодня дома вечером. | ||
Маленький, зато сильный (= но) | Спрячься за тодерево. (предлог + мест.) | ||
Я пою, сестра такжезанимается музыкой. | Я пою так жехорошо, как и сестра.(наречие + частица) | ||
Я тожеиграл в прятки. | Брат повторил то жесамое движение.(мест. + част.) | ||
Проходи, разпришел. (= если) | Раз морозною зимой… (наречие, однажды) | ||
Выши раньше, чтобыне опоздать. | Не знаю, что бытебе подарить. (мест. + част.) | ||
Выйти навстречудругу. | Выйти навстречу.(наречие) Прийти на встречус ветераном. (предлог + сущ.) | ||
Уйти, несмотря науговоры | Стройка продолжалась, несмотря на то чтобыли морозы. | Шла по улице, не смотря напрохожих. (дееприч.) | |
Гулять вблизидома. | Сесть вблизи.(наречие) | ||
Идти вдольулицы. | Разрезатьвдоль.(наречие) | ||
Говорить в течениечаса. | В течении реки много порогов. (предлог + сущ.) | ||
Говорить насчетпоездки. | Положить на счетв банке.(предлог + сущ.) | ||
Говорить в продолжениедня вследствие | В продолжении романа сё объяснено. | ||
Шапка наподобиебашни | Посмотри на подобие своё. | ||
Опоздал ввидунепогоды | Иметь в виду. | ||
Опоздал вследствиеаварии | Участвовать в следствии. |
ОРФОГРАФИЯ
ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ
Безударные гласные в корне
Проверяемые ударением | Не проверяемые ударением | Чередующиеся (корни с чередованием) |
Подобрать проверочное слово: в(?)да́ – во́ды → вОда́ Запомни! Слова с суф. -ива-, -ыва- не могут быть проверочными! Запомни! Сидеть – НО седло, седок; дети – НО дитя. | Словарные слова: трафарет, кафтан, соната и др. Запомнить, в случае необходимости проверять по словарю. | I. Написание зависит от согласной, на которую оканчивается корень. 1. -ЛОЖ-, -ЛАГ-:положить, полагать. Искл.:по́лог (занавеска, загораживающая кровать). 2. - РОС-, -РАСТ-, -РАЩ-: вырос, вырасти, выращивать. Искл.: росток, подростковый, на вы́рост, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль, отраслевой, отраслевик). 3. -СКАК-, -СКОЧ-: скакать, выскочить. Искл.: скачок, скачкообразный. II. Написание зависит от наличия суффикса -А- за корнем: 1. -КАС-А-, -КОС-: касаться, коснуться. 2. Бер – бир-а, пер – пир-а, дер – дир-а, тер – тир-а, жег – жиг-а, мер – мир-а, чет – чит-а (искл.: сочетать, сочетание), блест – блист-а – блес-ну, стел – стил-а, счет – счит-а: выберу - выбирать и т.д. III. Написание зависит от ударения (под ударением пишется то, что слышится, без ударения – подчёркнутая буква): 1. -ГОР-, -ГА́Р-: загора́ть, зага́р. 2. -ЗО́Р-, -ЗАР-: зо́рька, заря. 3. -ТВОР-, -ТВА́Р-: твори́ть, тварь. Искл.: утварь. 4. -КЛОН-, -КЛА́Н-: поклони́ться, кла́няться. !!! В словах типа наклон, поклон, склон, преклонный не ошибёшься. IV. Написание зависит от значения: 1. -РАВН- («одинаковый, похожий») // -РОВН- («прямой, гладкий, плоский»): сравнить с героем, подровнять волосы. Искл.: равнина, равняться (о строе), ровесник, уровень, поровну. 2. -МАК- («погружать в жидкость») // -МОК- («впитывать, пропускать жидкость»): макать в молоко, сапоги промокают. |
Согласные в корне слова