Тема: Слово как предмет лексикологии

1. Объект и предмет лексикологии.

2. Слово как основная единица языка. Отличие слова от других языковых единиц.

3. Проблемы лексической семасиологии:

а) лексическое значение слова и понятие,

б) соотношение слова и понятия,

в) слово и предмет.

I.Лексический аспект системы языка изучает лексикология. Лексикология(греческое lexikos «относящийся к слову» и logos «учение») – наука, изучающая слово и словарный состав языка в целом.

Предметом лексикологии являются следующие вопросы:

- слово с точки зрения общей теории слова (связь значения слова с понятием, роль слова в структуре языка и текста, соотношение слова с единицами других языковых уровней, критерии его выделяемости и т.д.);

- структура словарного состава языка (характер отношений между лексическими единицами, принципы их объединения в различные группы, расчленение словарного состава с точки зрения происхождения, сферы употребления слов и т.д.);

- функционирование лексических единиц языка, характер сочетаемости слов с точки зрения совместимости / несовместимости их понятий и т.д., пути пополнения и развития словарного состава языка (способы создания новых слов, формирование новых значений, использование ресурсов других языков и т.д.);

- соотношение лексики и внеязыковой действительности (лексика и культура, закономерности обозначения реалий внешнего мира лексическими средствами языка и т.д.).

В зависимости от целей и задач, решаемых лексикологией, различают общую лексикологию, рассматривающую общие вопросы строения и функционирования словарного состава языков мира; частную лексикологию, изучающую словарный состав конкретного языка; историческую лексикологию, описывающую историю развития словарного состава языка в целом или отдельных его групп, сопоставительнуюлексикологию, исследующую словарный состав различных языков с целью выявления их генетического родства, общих закономерностей развития их лексиконов, прикладнуюлексикологию, связанную с лексикографией, теорией перевода, культурой речи и т.д.

II. Лексикология рассматривает слово как двустороннюю единицу, обладающую планом выражения и планом содержания. В плане выражения слова выделяется лексема (греч. lexis «слово, выражение») – это звуковая оболочка слова, его каркас. В плане содержания выделяется семема – семантическая единица языка, соответствующая предмету.

В свою очередь, семема как единица плана содержания имеет свою структурную организацию, объединяя в своем составе простейшие значимые единицы – семы – минимальные предельные единицы плана содержания. Например, слово «дядя» можно разложить на элементарные семантические компоненты или семы: 1) мужской пол, 3) родственник, 3) предшествование, 4) расхождение в одно поколение, 5) боковое родство. Центральное место в структуре семемы занимает архисема (греч. arche «начало, власть») – общая сема, объединяющая единицы определенного класса. В данном примере такой архисемой выступает сема «родственник».

Слово значительно сложнее других языковых единиц.

От фонем слово отличается своей двухмерностью, так как представляет собой единство звучания и значения; от морфем – своей лексико-грамматической отнесенностью (каждое слово относится к определенному лексико-грамматическому разряду, то есть к части речи, что делает его способным к синтаксическому употреблению), синтаксическойсамостоятельностью (для морфемы характерна «жесткая» связь с другими морфемами в рамках слова, слово же способно отделяться от соседних «вставкой» или свободно перемещаться в предложении), функциями (номинативной и обобщающей, тогда как у морфемы функция словообразующая и словоизменительная); от словосочетаний слово отличается акцентологически (оно обычно недвуударно или безударно, например, служебное слово); от предложения – отсутствием соотнесенности с определенным моментом действительности.

Современная теория лексикологии исходит из определения слова как языкового знака, обладающего совокупностью внутренне связанных фонетических, грамматических и семантических признаков, например: определение В.Г. Гака «Слово – это основная структурно-семантическая единица языка, служащая для именования предметов и их свойств, явлений, отношений действительности, обладающая совокупностью семантических, фонетических, грамматических признаков, специфичных для каждого языка». В этом определении акцентируется внимание на единстве трех сторон слова.

III. Изучение лексики может производиться в двух направлениях: семасиологическом (в направлении от способа выражения к значению) и ономасиологическом (в направлении от обозначаемого объекта к средствам его обозначения).

Семасиология – изучает значения слов и словосочетаний, исследует смысловую сторону языковой единицы путем сопоставления ее с другими единицами того же уровня., отвечает на вопрос: «Что значит данное слово? Как в единицах языка отображается внеязыковая действительность?».

Содержательная сторона слова, его внутренне устройство – явление сложное. Можно выделить следующие компоненты устройства слова: предмет (явление, процесс, признак), который называется данным словом (утюг-прибор); звуковую оболочку (последовательность звуков); понятие о называемом предмете, возникающее в сознании человека (нагревающийся, металлический, для глаженья одежды, тканей).

Все эти элементы связаны между собой, образуя так называемый семантический треугольник.

Значение слова (лексическое) – это его содержание, то есть устанавливаемая нашим мышлением соотнесенность между звуковым комплексом, понятием и предметом (явлением), обозначаемым этим комплексом. В значении слова закрепляется отношение слова к обозначаемому им предмету. Основой формирования значения слова является понятие.

а) Значение и понятие слова тесно связаны друг с другом, хотя эти категории и неоднопорядковые.

Понятие - категория логики и философии - представляет собой «результат обобщения и выделения предметов (или явлений) некоторого класса по общим и в совокупности специфическим для них признакам» (ФЭС, М., 1983, - с. 513). С точки зрения языкознания, понятие – это мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности посредством фиксации их свойств и отношений (ЛЭС, М., 1990, - с. 383).

Соотношение между значением и понятием может быть разным:

1) значение слова может быть шире понятия, так как понятие в слове одно, а значений может быть несколько;

3) значение слова может быть уже понятия, так как может закреплять лишь различительные признаки, тогда как в понятии закрепляются и интегральные признаки;

3) значение слова может полностью совпадать с понятием, чаще всего в терминах;

4) значение слова может полностью расходиться с его научным понятием.

Структурный компонент лексического значения слова, выражающий понятие об объекте, называемом словом, обозначается термином сигнификат (лат.significatum «обозначаемое»).

б) Не менее сложен вопрос о соотношении слова и понятия.

Между словом как языковой единицей и понятием как мыслительной категорией отсутствует параллелизм:

1) одно и то же слово может выражать несколько понятий (явления полисемии и омонимии);

3) одно и то же понятие может быть выражено разными словами, то есть иметь несколько способов выражения (явление синонимии);

3) понятие может не иметь однословного выражения (например: Карагандинская область);

4) в языке есть слова, не выражающие понятия (например, междометия), наоборот, существуют понятия, не имеющие в языке своей единицы (например: в русском языке нет лексемы для обозначения учащихся младших классов);

5) содержание понятия может изменяться, а слово сохраняется в языке в неизменном виде.

в)Важен и вопрос о предметной отнесенности слова.

Слово служит для именования предметов и явлений действительности. Обозначаемый словом предмет в языкознании называется денотатом (от латинского denotatum «обозначенное»). Денотатами слова являются предметы (реальные и ирреальные), события, свойства действия, чувства, ощущения и т.д.

В зависимости от характера соотношения слова с его денотатом различают два основных вида предметной отнесенности слова:

1) общая предметная отнесенность, то есть отнесенность понятия слова к целому классу однородных предметов, обладающих общими признаками (например, слово книга);

3) частная предметная отнесенность, то есть отнесенность понятия к конкретному признаку, свойству, действию и т.д. (например, в предложении Какая интересная книга!)

Свойство слова как знака языка обозначать в речи конкретный предмет или понятие называется его референцией.

У знаменательных слов предметная отнесенность может быть разной. Имена собственные обладают только частной соотнесенностью (например, Караганда – вполне определённый город).

Имена нарицательные имеют оба вида предметной отнесенности: в системе языка, в отвлечении от конкретной речевой ситуации они выступают в общей предметной отнесенности, но в речи они приобретают частную отнесенность (например: «Человек – царь природы.» и «Какой хороший человек!»).

Литература:

Основная: [1, 2, 3, 4, 5, 21].

Дополнительная: [6, 13].

Неделя 10

Наши рекомендации