Предмет и задачи лексикологии. Аспекты исследований словарного состава языка. Связь лексикологии с другими науками.

2. Слово как единица языка. Лексическое значение слова и факторы его определяющие.

3. Способы толкования лексического значения слова.

4. Основные толковые словари русского языка.

5. Компоненты лексического значения слова. Смысловая структура слова. Внутренняя форма слова.

6. Типы лексических значений (номинативный и синтагматический аспекты).

7. Полисемия и моносемия. Семантические и структурные типы многозначности.

8. Омонимы. Их виды, функции. Словари омонимов.

9. Паронимы. Отличие от парономазов. Словари паронимов.

10. Синонимы. Типы синонимов, функции. Словари синонимов.

11. Антонимы. Классы антонимов, функции. Словари антонимов.

12. Лексика современного русского языка с точки зрения ее происхождения. Исконная и заимствованная лексика.

13. Фонетические и морфологические признаки заимствованных слов. Специальные словари.

14. Лексика современного русского литературного языка с точки зрения активного и пассивного запасов. Историзмы, их разновидности, Архаизмы, их виды.

15. Неологизмы, их виды, стилистическая функция. Словари неологизмов.

16. Лексика общеупотребительная и ограниченного употребления. Жаргонная, диалектная, профессиональная лексика.

17. Функционально-стилевая принадлежность русской лексики. Стилистически нейтральная лексика.

18. Особенности книжной и стилистически сниженной лексики.

19. Фразеологизмы и их основные типы. Функция фразеологизмов. Фразеологические словари.

Контрольная работа по лексике современного русского литературного языка

Контрольная работа является формой отчетности, выполняется по вариантам, представляется в зачетную неделю. Варианты определяются по списку группы.

Вариант 1

1. Определите лексическое значение данных слов, пользуясь толковыми словарями. Объясните способ толкования:

Рысь, болтун, бранить, восхитительный, столярничать

2. Охарактеризуйте выделенные слова с точки зрения их значения:

А) прямое/номинативное, производно-прямое, производно-переносное;

Б) для переносных значений укажите тип переноса;

В) свободное или несвободное (фразеологически связанные, синтаксически обусловленные, конструктивно ограниченные):

1. Он выпрямился, со злостью взглянул на своего заклятого врага (Марк.)

2. Трения между ними возникали ежедневно.

3. Я этого упрямца, осла, слышать больше не хочу.

4. В лампах как будто прибавили свету, и вдруг, как бы сорвавшись с цепи, заплясали оба зала, а за ним заплясала и веранда.

3. Найдите синонимы, определите их типы (идеографические, стилистические, лексико-семантические):

1. Он знал в детстве не нужду, но бедность (Купр.)

2. Не понял, не уразумел, не дошло – значит ты безнадежно отстал (Озер.)

3. Из бездн ночных и пропастей туманных к нам доносился погребальный звон (Бел.)

4. Выпишите антонимы, определите их значение и структуру:

Он был какой-то для всех подходящий. И такой, и этакий, и с теми, и с этими, и не злой, и не добрый, и не очень жадный, и не очень уж щедрый, …и не трусливый, и не смельчак, и вроде бы не хитрец, и в то же время не простофиля (Триф.)

5. Подберите к выделенным словам омонимы, определите их тип:

Дождь дороги заболотил /Ветер режет их стекло/Он платок срывает с ветел/ И стрижет их наголо. Черной вспаханною зябью/ Листья залетают в пруд/ И по возмущенной ряби/ Кораблями в ряд плывут (Паст.)

6. Подберите к каждому парониму синонимы и антонимы:

Злой – злостный, угодный – угодливый, приметный – приметливый.

7. Пользуясь фразеологическим словарем, подберите примеры фразеологических сращений, единств и сочетаний (по два примера на каждый тип фразеологических оборотов).

8. Пользуясь словарями, приведите по два примера слов а) исконно-русских и заимствованных, б) общеупотребительных и необщеупотребительных, в) межстилевых и стилистически окрашенных.

9. Выпишите из толкового словаря 4 устаревших слова (2 историзма и 2 архаизма)

10. Из произведений современной публицистики выпишите 4 неологизма.

Вариант 2

1. Определите лексическое значение данных слов, пользуясь толковыми словарями. Объясните способ толкования:

Ходьба, бездомный, добежать, шапка, крапива.

2. Охарактеризуйте выделенные слова с точки зрения их значения:

А) прямое/номинативное, производно-прямое, производно-переносное;

Б) для переносных значений укажите тип переноса;

В) свободное или несвободное (фразеологически связанные, синтаксически обусловленные, конструктивно ограниченные):

1. Мы с твоим барином были друзья закадычные. Жили вместе (Л.)

2. Врач приписал принимать эти капли три раза в день.

3. Он у нас настоящий герой, орел!

4. Ты там на шумных вечерах увидишь важное безделье, жеманство в тонких кружевах, и глупость в золотых очках, и тяжкой знатности веселье, и скуку с картами в руках (П.)

3. Найдите синонимы, определите их типы (идеографические, стилистические, лексико-семантические):

1. Но, кроме того, почти всякий сон, о котором она упоминала, был сновидением, и «дремала» больше походило на «грезила», чем на «поспала» (Найман)

2. Каким молодым он был тогда! Как часто и упоенно хохотал – именно хохотал, а не смеялся (Берг.)

3. Сколько со мной потом не случалось огорчений и передряг, а эта неприятность с болванчиком одна только не изгладилась из моей памяти (Купр.)

4. Выпишите антонимы, определите их значение и структуру:

В бричке сидел господин, не красивый, но и не дурной наружности, не слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод (Г.).

5. Подберите к выделенным словам омонимы, определите их тип:

Бухты изрезали низкий берег/ Все паруса убежали в море/ А я сушила соленую косу/За версту от земли на плоском камне (Ахм.)

6. Подберите к каждому парониму синонимы и антонимы:

Непонятный – непонятливый, скрытый – скрытный, опасный – опасливый.

7. Пользуясь фразеологическим словарем, подберите примеры фразеологических сращений, единств и сочетаний (по два примера на каждый тип фразеологических оборотов).

8. Пользуясь словарями, приведите по два примера слов а) исконно-русских и заимствованных, б) общеупотребительных и необщеупотребительных, в) межстилевых и стилистически окрашенных.

9. Выпишите из толкового словаря 4 устаревших слова (2 историзма и 2 архаизма)

10. Из произведений современной публицистики выпишите 4 неологизма.

Список сокращений


англ. — английский

газ. — газета

голланд.— голландский

гр.— греческий

груб.- просторечн.— грубо-

просторечное

ед. ч.— единственное число

журн — журнал

исп.— испанский

итал.— итальянский

какой-н., кого-н.— какой-нибудь,

кого-нибудь

книжн.— книжное

л.—лицо

лат.— латинский

мн.ч. —множественное число

нем.—немецкий

перен.—переносное значение

русск.— русский

скл.— склонение

собир.— собирательное

ср.— сравнительное

спец.— специальное

устар.— устарелое

франц.— французский

Ахм. - А. Ахматова

Возн. – А. Вознесенский.

Паст. – Б. Пастернак

Г. – Н.В.Гоголь

М. – В. Маяковский

Куп. – А.И. Куприн

Список литературы

1. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика (синонимические средства языка). М., 1974.

2. Баранникова Л.И. Введение в языкознание. Саратов: Из-во Сар. ун-та. 1973.

3. Баранникова Л.И. Основные сведения о языке. М.,1982.

4. Виноградов В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. М., 1977.

5. Касаткин Л.Л., Крысин Л.П., Львов М.Р., Терехова Т.Г. Русский язык в 2-х частях. Ч.1., М.: «Просвещение», 1989.

6. Касаткин Л.Л. и др. Краткий справочник по современному русскому языку. М.: Высшая школа, 1991.

7. Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка. М.: Высшая школа, 1989.

8. Николенко Л.В. Лексикология и фразеология современного русского языка. М.: ИЦ «Академия», 2005.

9. Петрова М.А. Русский язык. Лексика. Фонетика. Словообразование. М.: Высшая школа, 1983.

10. Современный русский язык // под ред. В.А.Белошапковой. М.: Высшая школа, 1989.

11. Слово как предмет изучения // сб. научных трудов Л.,1977.

12. Уфимцева А.А. Лексическое значение. Принципы семиологического описания лексики. М., 1986.

13. Фомина М.И. Лексика современного русского языка. М. Высшая школа, 1973.

14. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. Изд. 2-е, испр., М.: «Просвещение», 1972.

15. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. М.: «Просвещение», 1977.

Содержание

Предисловие…………………………………………………………………..с.3.

Понятие о лексике и лексикологии. Основной предмет и задачи курса

современной лексикологии………………………………………………….с.4.

Тема 1. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Способы

Толкования лексического значения слова. Толковые словари……………с.4-9.

Тема 2. Компоненты лексического значения слова. Смысловая структура

слова. Типы лексических значений………………………………..с.9-12.

Тема 3.Многозначность. Типы многозначности. Структура многознач-

ного слова……………………………………………………………с.12-13.

Тема 4. Омонимия. Омонимы и их виды. Словари омонимов……………с.13-15.

Тема 5. Паронимы. Словари паронимов. Парономазы……………………с.15.

Тема 6. Синонимы. Типы синонимов. Словари синонимов………………с.15-17.

Тема 7. Антонимы. Классы антонимов. Словари антонимов……………..с.17-18.

Тема 8. Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения. Искон-

ная и заимствованная лексика. Фонетические и морфологические

признаки заимствованных слов. Специальные словари………… с.19-23.

Тема 9. Активный и пассивный состав русской лексики. Историзмы, арха-

измы, неологизмы……………………………………………………с.23-25.

Тема 10. Русская лексика с точки зрения ее употребления и распростра-

нения………………………………………………………………..с.25-28.

Тема 11. Лексика русского языка с точки зрения функционально-

стилистической принадлежности и экспрессивной окраски……с.28-32.

Тема 12. Основные типы фразеологических единиц………………………с.32-33.

Вопросы к экзамену………………………………………………………….с.34.

Тесты ………………………………………………………………………….с.34-43.

Контрольная работа…………………………………………………………..с.43-45.

Список сокращений…………………………………………………………...с.45.

Литература……………………………………………………………………..с.46.

Содержание…………………………………………………………………….с.47.

Наши рекомендации