Определите место знака относительно системы знаков
Знак не мыслим без системы знаков. Возьмем самый простой пример: что означает «!» ? Школьник скажет, что это – восклицательный знак. «Осторожно» - прочтет этот знак водитель. «Сильный ход» - отметит шахматист. «Факториал» - скажет математик. И каждый из них будет прав. Одно и то же «означающее» «!» имеет четыре совершенно разных значения в четырех разных системах знаков.
С точки зрения семиотики наш обычный язык является системой знаков, существующих в обществе и для общества, как и все остальные знаковые системы. Наш простой язык на самом деле не так-то прост. Простым он кажется лишь потому, что с самых малых лет, бессознательно, мы овладели его законами и правилами. На самом деле он представляет собой сложную систему знаков, с помощью которой могут быть переданы любые идеи, мысли, понятия.
Определите соотношение между системой и структурой языка.
Система языка – это инвентарь его единиц, объединенных в категории и ярусы по типовым отношениям. Структуру языка образуют отношения между ярусами языка. Следовательно структура языка – лишь один из признаков системы языка. Единицы языка – его постоянные элементы, отличающиеся друг от друга назначением, строением и местом в системе. Единицы языка распределяются по ярусам. Ярус языка – это совокупность однотипных единиц и категорий языка. Основными ярусами языка являются: фонетический, морфологический, лексический, синтаксический. Итак, язык – это система. Система – это совокупность элементов и отношений.
Элементы структуры языка связаны друг с другом синтагматическими отношениями (структура слова, структура предложения). Элементы системы языка связаны парадигматическими отношениями (система падежей, система гласных).
Назовите основные признаки системности языка.
Прежде всего необходимо отметить, что члены системы языка взаимосвязаны и взаимообусловлены в целом. При этом число элементов и их соотношения отражаются на каждом члене данной системы языка. Если остается один элемент, то данная система ликвидируентся (например, система склонения возможна при наличии хотя бы двух падежей).
Члены системы получают свою значимость по соотношению с другими членами данной системы (например, родительный падеж при наличии отложительного (аблатива) не то, что родительный падеж в языке, где нет аблатива).
Перечислите основные функции системы языка.
Во-первых, система языка определяет наличие и организацию языковых элементов, так как каждый элемент языка существует в силу его отношений к другим элементам.
Во-вторых, система языка является структурообразующим фактором, так как нет системы без структурной соотнесенности элементов.
Дайте характеристику отношений между элементами системы языка.
Между единицами одного уровня системы языка существуют синтагматические и парадигматические отношения. Синтагматические отношения связаны с линейностью речи, с последовательностью появления во времени элементов (единиц) в речевой цепи, которая в соответствии с установленными уровнями может быть членима на предложения, словосочетания, слова, морфемы или фонемы.
Парадигматические отношенияоснованы на том, что всякая словоформа языка входит в определенную систему форм, связанных отношением противопоставления и отождествляющих множество словпо их общему грамматическому значению. Это множество образует грамматическую парадигму слова. Парадигматические отношения связывают не только словоформы, но и словосочетания и предложения.
СЕМИНАР 5. КЛАССИФИКАЦИИ ЯЗЫКОВ МИРА
План семинара
1. Общая характеристика основных классификаций языков мира.
2. Ареальная классификация языков.
3. Генеалогическая классификация языков.
4. Типологическая (или морфологическая) классификация языков.
5. Синтаксическая классификация языков.
Литература
а) основная литература
Введение в языковедение: Хрестоматия: учеб. пособие для студентов вузов / Сост. А. В. Блинов, И. И. Богатырева, В. П. Мурат, Г. И. Рапова. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 342 с. (С. 280-308; 332-340).
Гируцкий, А. А. Введение в языкознание: учеб. пособие / А. А. Гируцкий. – 2-ое изд., стер. – Мн.: ТетраСистемс, 2003. – 288 с. (С. 256-273).
Маслов, Ю. С. Введение в языкознание: Учеб. для филол. спец. вузов / Ю. С. Маслов. – 3-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 1997. – 272 с. (С. 7-32).
Реформатский, А. А. Введение в языковедение / А. А. Реформатский. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 536 с. (С. 386-456).
Степанов, Ю. С. Основы общего языкознания: Учеб. пособие для студентов филол. специальностей пед. ин-тов / Ю. С. Степанов. – 2-ое изд., перераб. – М.: Просвещение, 1975. – 271 с. (С. 8-9; 248-253).
Шайкевич, А. Я. Введение в лингвистику: учеб. пособие / А. Я. Шайкевич. – М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1995. – 304 с. (С. 196-279).
б) дополнительная литература
Соссюр, Ф. де. Курс общей лингвистики / Ф. де Соссюр (пер. с франц.). – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. – 432 с.
Словари
Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. – М.: Едиториал УРСС, 2005. – 576 с.
Марузо Ж. Словарь лингвистических терминов. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 440 с.
Языкознание: Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. – 2-е изд. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – 685 с.
(Словарные статьи: «Агглютинативные языки»,«Аналитические языкми», «Аморфные языки», «Генеалогическая классификация языков», «Морфологическая классификация языков», «Синтетические языки», «Типологическая классификация языков»).
Методические указания
Семинар 5 включает проблемы, которые рассматриваются на лекции учебного курса, посвященной основным классификациям языков мира. В ходе подготовки к семинару основное внимание следует обратить на характеристику ареальной классификации языков, генеалогической, а также типологической (или морфологическоой) классификаций языков. Не менее важной является также синтаксическая классификация языков, которая делит языки на аналитические и синтетические.
При подготовке к семинару следует придерживаться следующих указаний.