Цели и задачи дисциплины
Кафедра восточных и романо-германских языков
Утверждено на заседании
кафедры восточных и романо-германских языков
(протокол № от «» 2011 г.)
ВВедение в языкознание
Программа дисциплины и планы семинарских занятий
Челябинск
Издательство Челябинского государственного университета
Составитель: Епимахова А.Ю., канд. филол. наук.
Дисциплина “Введение в языкознание” является одной из профессиональных дисциплин, определяющих общий профиль подготовки студентов очного отделения по направлениям «Зарубежное регионоведение» и «Восточная философия». Настоящая программа разработана на основе примерной программы дисциплины "Язык изучаемого региона (страны)", составленной кафедрой английского языка №2 МГИМО (У) МИД России.
Целью данной программы является овладение студентами особенностями языковой системы и ее функционирования.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Челябинский государственный университет»
(ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)
Утверждаю
Проректор по научной работе
_______________________
«____»________________2011 г.
Введение в языкознание
Программа дисциплины и планы семинарских занятий
Согласовано
Декан факультета Евразии и Востока
_______________________Г.В.Сачко
«______»__________________2007 г.
Челябинск 2011
Утверждена на заседании кафедры восточных и романо-германских языков
Протокол № от 2011 г.
Зав. кафедрой ______________ В.Г. Будыкина
Предназначено для студентов I курса и преподавателей факультета Евразии и Востока.
Составитель: Епимахова А.Ю.., канд. филол. наук.
Рецензент:
Цели и задачи дисциплины
Цель преподавания дисциплины:
Курс «Введение в языкознание» является первым, установочным курсом лингвистических дисциплин, читаемых на факультете. Курс «Введение в языкознание» органически связан с последующим курсом «Теория перевода», вместе с которым он составляет единый комплекс дисциплин по общелингвистической подготовке студентов факультета Евразии и Востока по направлениям «Зарубежное регионоведение» и «Восточная философия».
Курс «Введение в языкознание» знакомит студентов с главными разделами науки о языке и помогает создать теоретическую базу для изучения проблем частного языкознания (практической фонетики, практической грамматики, практики перевода и истории изучаемого языка), рассматриваемых в специальных курсах в последующие годы обучения в университете.
Задачи изучения дисциплины:
В курсе «Введение в языкознание» особое внимание уделяется раскрытию сущности языковых явлений и освоению научного аппарата и терминологии. Ставится задача дать фундаментальные, но, одновременно, доступные для усвоения студентов сведения. Речь идет о сущности языка и его функционировании на разных этапах развития общества, о методах анализа языка, о строении языка в целом и устройстве его отдельных частей, о единицах языка, о многообразии языков мира и способах их классификации, о месте человеческого языка среди смежных общественных явлений и о месте языкознания среди других наук.
Задачи курса сводятся не только к тому, чтобы студент получил некоторую совокупность позитивных знании по определенным проблемам. Курс строится так, чтобы дать широкий теоретический фон, обеспечивающий понимание явлений, характеризующих систему языка и его функционирование, правильное пользование основной лингвистической терминологией, умение применять основные, изучавшиеся в курсе методы анализа языка, знание классификации языков и их распространения на Земле, знание основных законов взаимодействия языков. Курс «Введение в языкознание», призван стимулировать внимательный подход к языку и речевой культуре и осторожное обращение с языковым материалом.
Определенный в программе объем материала является обязательным для всех студентов факультета, однако календарные планы создаются в соответствии с конкретными условиями работы на факультете.
Занятия по курсу «Введение в языкознание» проводятся в виде лекций и семинарских занятий. Предусмотрены также индивидуальные и групповые консультации.
Лекционный материал должен служить основой при овладении материалом курса. По указанию преподавателя студенты также знакомятся с определенными разделами учебных пособий, по которым самостоятельно изучаются разделы курса.
К фронтальным семинарским занятиям студенты изучают (дополнительно к лекциям) указанные преподавателем разделы учебных пособий, а при подготовке докладов (или по желанию студентов) также знакомятся с научными статьями и монографическими работами, включенными в список дополнительный литературы, который приводится ниже.
На семинарские занятия выносятся наиболее сложные для изучения темы. Целью семинарских занятий является не только овладение определенными обязательными знаниями, но и привитие навыка чтения оригинальной лингвистической литературы, создание условий для проявления творческих способностей студентов, выработки навыка самостоятельной подготовки докладов и публичных выступлений. Эти виды работы оказываются очень полезными для подготовки студента к написанию курсовых и дипломных работ по языкознанию.
Формы контроля:
Экзамен – 1 семестр.
Контрольные работы – 2.
Терминологические диктанты по теме: «Фонетика и фонология», «Слово как предмет лексикологии», «Морфология как раздел языкознания», «Синтаксис». Контроль знаний принадлежности конкретных языков к той или иной языковой семье.
Самостоятельная работа студентов – написание докладов, рефератов по монографиям и статьям. Конспектирование дополнительной литературы по предложенной теме.