Цели и задачи дисциплины

Кафедра восточных и романо-германских языков

Утверждено на заседании

кафедры восточных и романо-германских языков

(протокол № от «» 2011 г.)

ВВедение в языкознание

Программа дисциплины и планы семинарских занятий

Челябинск

Издательство Челябинского государственного университета

Составитель: Епимахова А.Ю., канд. филол. наук.

Дисциплина “Введение в языкознание” является одной из профессиональных дисциплин, определяющих общий профиль подготовки студентов очного отделения по направлениям «Зарубежное регионоведение» и «Восточная философия». Настоящая программа разработана на основе примерной программы дисциплины "Язык изучаемого региона (страны)", составленной кафедрой английского языка №2 МГИМО (У) МИД России.

Целью данной программы является овладение студентами особенностями языковой системы и ее функционирования.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)

Утверждаю

Проректор по научной работе

_______________________

«____»________________2011 г.

Введение в языкознание

Программа дисциплины и планы семинарских занятий

Согласовано

Декан факультета Евразии и Востока

_______________________Г.В.Сачко

«______»__________________2007 г.

Челябинск 2011

Утверждена на заседании кафедры восточных и романо-германских языков

Протокол № от 2011 г.

Зав. кафедрой ______________ В.Г. Будыкина

Предназначено для студентов I курса и преподавателей факультета Евразии и Востока.

Составитель: Епимахова А.Ю.., канд. филол. наук.

Рецензент:

Цели и задачи дисциплины

Цель преподавания дисциплины:

Курс «Введение в языкознание» является первым, установочным курсом лингвистических дисциплин, читаемых на факультете. Курс «Введение в языкознание» органически связан с последующим курсом «Теория перевода», вместе с которым он составляет единый комплекс дисциплин по общелингвистической подготовке студентов факультета Евразии и Востока по направлениям «Зарубежное регионоведение» и «Восточная философия».

Курс «Введение в языкознание» знакомит студентов с главными разделами науки о языке и помогает создать теоретическую базу для изучения проблем частного языкознания (практической фонетики, практической грамматики, практики перевода и истории изучаемого языка), рассматриваемых в специальных курсах в последующие годы обучения в университете.

Задачи изучения дисциплины:

В курсе «Введение в языкознание» особое внимание уделяется раскрытию сущности языковых явлений и освоению научного аппарата и терминологии. Ставится задача дать фундаментальные, но, одновременно, доступные для усвоения студентов сведения. Речь идет о сущности языка и его функционировании на разных этапах развития общества, о методах анализа языка, о строении языка в целом и устройстве его отдельных частей, о единицах языка, о многообразии языков мира и способах их классификации, о месте человеческого языка среди смежных общественных явлений и о месте языкознания среди других наук.

Задачи курса сводятся не только к тому, чтобы студент получил некоторую совокупность позитивных знании по определенным проблемам. Курс строится так, чтобы дать широкий теоретический фон, обеспечивающий понимание явлений, характеризующих систему языка и его функционирование, правильное пользование основной лингвистической терминологией, умение применять основные, изучавшиеся в курсе методы анализа языка, знание классификации языков и их распространения на Земле, знание основных законов взаимодействия языков. Курс «Введение в языкознание», призван стимулировать внимательный подход к языку и речевой культуре и осторожное обращение с языковым материалом.

Определенный в программе объем материала является обязательным для всех студентов факультета, однако календарные планы создаются в соответствии с конкретными условиями работы на факультете.

Занятия по курсу «Введение в языкознание» проводятся в виде лекций и семинарских занятий. Предусмотрены также индивидуальные и групповые консультации.

Лекционный материал должен служить основой при овладении материалом курса. По указанию преподавателя студенты также знакомятся с определенными разделами учебных пособий, по которым самостоятельно изучаются разделы курса.

К фронтальным семинарским занятиям студенты изучают (дополнительно к лекциям) указанные преподавателем разделы учебных пособий, а при подготовке докладов (или по желанию студентов) также знакомятся с научными статьями и монографическими работами, включенными в список дополнительный литературы, который приводится ниже.

На семинарские занятия выносятся наиболее сложные для изучения темы. Целью семинарских занятий является не только овладение определенными обязательными знаниями, но и привитие навыка чтения оригинальной лингвистической литературы, создание условий для проявления творческих способностей студентов, выработки навыка самостоятельной подготовки докладов и публичных выступлений. Эти виды работы оказываются очень полезными для подготовки студента к написанию курсовых и дипломных работ по языкознанию.

Формы контроля:

Экзамен – 1 семестр.

Контрольные работы – 2.

Терминологические диктанты по теме: «Фонетика и фонология», «Слово как предмет лексикологии», «Морфология как раздел языкознания», «Синтаксис». Контроль знаний принадлежности конкретных языков к той или иной языковой семье.

Самостоятельная работа студентов – написание докладов, рефератов по монографиям и статьям. Конспектирование дополнительной литературы по предложенной теме.

Наши рекомендации