Идентификация граммем рода 14 страница

Nom.ag.m./adj.: jdnana- 'родитель', vlbōdhana- 'пробудитель', vivācana- (со ступенью вриддхи) 'тот, кто решает', 'судья', jaraiid- 'старый', ma'idd'ia- 'радующий', Ģndthana- 'пронзающий', sacand 'помогающий', samkrdndana- 'ревущий' и др. Как видно из примеров, акцентные колебания чаще имеют место в простых словах nom.ag.— прилагательных (эти слова нередко употребляются также в качестве последнего элемента сложного слова). Следует упомянуть также некоторые пот. сопсг. ■с суффиксом -апа- мужского рода, как odand- 'рисовая каша', varaņd-— пот. рг. дерева, 'амулет из этого дерева', syandand-*повозка\

Некоторые основы на -ача- объединяют и тот, и другой круг значений, употребляясь соответственно в мужском и в среднем роде, или функционируя как существительное и как прилагательное, например: cetana- adj. 'видимый', 'прекрасный', п.'вид', 'блеск', māna- m. 'строение', 'жилье', п. 'мера', 'величина'; vākšana- adj. 'подкрепляющий', п. 'подкрепление'; г>аг^ Лапа- adj. 'усиливающий', m. 'тот, кто усиливает', п. 'средство усиления' и др. Различение значений с помощью ударения встречается в таких единичных случаях, как kdraņa- n. 'деяние'— karaņd- 'искусный'.

У небольшой части основ суффикс -апа- присоединяется к корню в слабом звуковом виде с иным значением и иным местом ударения; например: kŗpdņa- п. 'горе', ntksaņa- п. 'заостренная палка', bhtivana- 'вселенная', vŗjdna- п. 'огороженное место жертвоприношения' и др. Иногда таким именным основам соответствуют глагольные основы 6-го класса, например: kirdņa-'лыль' (ср. kir-, klrdti), tarāna- 'быстрый' {tur-, turdti) и др.

На употребительный и продуктивный суффикс -апа- ориентируется несколько более редких суффиксов. Суффикс -апа-(иногда -dnā-) образует существительные женского рода с абстрактным и конкретным значением, например: jaraņū- 'старость', maņihānd- 'дар', 'готовность дарить', hasanū- 'шутка' идр. или kapanū- 'гусеница', raganu- 'веревка' и др.

Суффикс -anī- (иногда -ant-) образует основы прилагательных/имен деятеля (в отдельных случаях развивается абстрактное значение) женского рода от соответствующего суффикса

-апа- мужского рода, например: jdnanī- 'родительница , tapanl-'жар', niōcanī- 'милая', gūsanl- 'обучающая' и др.

Суффикс -āni- (иногда -ani-) образует небольшую группу имен с той же семантикой, что усуффикса -апа-, но только основы с абстрактным значением бывают обязательно женского рода, а основы с конкретным значением могут быть женского, мужского рода или прилагательным, например, nom.abstr.f.: /^a/ii- 'поторапливание', dhamdni- 'дутье', žarčņi- 'грех' и др.; nom.concr.: ardņi-ļardņl- 'дерево для трения', vartani- 'обод колеса', 'колея', 'дорога' и др.; nom.ag./adj.: carsaņi- (возможно с s из основы аориста) 'подвижный', f.pl. 'люди', tarāni- 'быстро достигающий цели', т. 'спаситель' и др.

Спецификацией суффикса -āni- и его комбинаций -sani-, •tdni-, -vdni- является употребление в качестве показателей инфинитива.

Суффикс -апа- имеет ту же семантику, что и *u-dni-, но только существительные с этим суффиксом бывают мужского рода. Он засвидетельствован в немногих словах: krandanii-'звучание', ksipaņu- 'метательный снаряд', nadanti- 'шум', 'шум битвы', vibhaUjanii- 'ломающий'.

Суффикс -as- образует абстрактные существительные среднего рода от корня с гласным в ступени гуна под ударением. Характерное значение этих имен — nom.act., часто они выражают результат действия, иногда засвидетельствовано и конкретное значение. Абстрактные имена на -as- представляют собой достаточно многочисленный и продуктивный тип в ведийском языке. Вот некоторые примеры: cdksas- 'блеск', 'взгляд', 'глаз'; vdcas- 'слово', 'речь'; manas- 'дух', 'ум', 'мысль'; tdmas-'мрак', 'заблуждение'; ēnas- 'грех'; gesas- 'потомство'; dohas-'доение', gravas- 'слава', kāras- 'деяние' и др.

У небольшой группы слов корневой гласный представлен ступенью вриддхи (разного происхождения: ритмическое удлинение в сложных словах, аналогия с отдельными корневыми формами и пр.). Обычно это бывает гласный -а-, например: ūgas- 'преступление', pūthas- 'место пребывания богов', vūhas-'принесение даров' и др. К корням на -а- суффикс -as- может присоединяться с помощью эпентетического -у-, Например: йпи-gāyas- 'тот, за кем следует напев'; dhūyas- 'вкушение', 'напиток'; vihdyas- 'могучий', хотя известны и случаи непосредственного присоединения суффикса к корню с конечным -й-, например: Jnds- т. 'родственник', dus- т. 'дающий'.

^Отдельные существительные имеют корневой гласный в слабой ступени. Они не представляют собой единой группы ни по своему происхождению, ни по значению, ни по формальным особенностям. Это несколько основ среднего рода: liras- 'грудь', (iras- 'голова', javas- 'скорость', ddvas- 'почитание', а также usds- f._ Ушас и bhlyds- m. или f. 'страх'.

Суффикс -ds- под ударением засвидетельствован у неболь-

шой группы имен деятеля: существительных мужского или женского рода/прилагательных, например, apsarās- f.—нот.рг. класса водяных нимф, tavās- 'сильный', т. 'сила'; togās- 'щедро изливающий'; yajds- 'жертвующий' и др. Есть несколько минимальных пар, основанных на противопоставлении места ударения и соответствующего значения, например: diivas- 'дар'— dāvās- 'дарящий', māhas- n. 'величие'— mahās- 'великий', yāgas- 'благословение'— yagās- 'благословенный'. Иногда наблюдается несоответствие между формальной характеристикой основы и значением, как в jarās- m. 'изношенность', 'старость' или rodasi f.du. 'земля и небо'. С помощью суффикса -as-образуется также один из распространенных типов ведийского инфинитива, представленного формой дательного падежа. В инфинитивах ударение падает на суффикс, например: jīvdse 'чтобы жить', dohāse 'чтобы доить' и др.

К суффиксу -as- примыкают несколько редких и непродуктивных суффиксов (в которых -as- выступает, собственно, как распространение других исторических суффиксов), а именно: -tas- в retas- 'семя', srotas- 'поток', āpnas- 'имущество-; -nas-в ārņas- 'волна', parīņas- m. 'полнота', 'богатство' и в некоторых других; -vas- в pivas- 'жир', vārlvas- 'простор'; -sas- в vāpsas- 'форма'.

Следует отметить, что для ведийского словообразования вообще характерно существование «малых серий» суффиксов (по выражению Рену), ориентирующихся на какой-либо распространенный и продуктивный суффикс.

Суффикс -is- образует немногочисленные имена среднего рода, у которых корневой гласный чаще представлен ступенью гуна, а ударение падает преимущественно на суффиксальный гласный. Значение таких имен отчасти nom.act., отчасти пот. сопсг., например: arcls- 'луч', 'пламя'; krāvis- 'сырое мясо', jyotis- 'свет', 'светило'; barhis- 'жертвенная солома', vartis-'путь' и др. Эти слова иногда имеют параллельные формы основ на -/-, как, например: arcls- n./arci- т., Ģocis-ļgoci- 'пламя' и др.

Суффикс -us- образует немногие слова в ведийском языке разной структуры и значения. Имена существительные на -us-чаще бывают среднего рода (nom. abstr. и сопсг.), но возможен и мужской род (пот. act.). Имена на -us- могут иметь параллельные формы на -и-, например: dyus-ļdyu- 'срок жизни', cāk-sus-/cdksu- 'глаз', mānus-/mānu- m. 'человек', vanus-ļvanu- m. 'враг'. Для нескольких имен, однако, это единственная основа, например: pārus- 'сочленение стебля', yājus- 'жертвенная формула'.

Существует малочисленная группа прилагательных с основой на -us- с суффиксальным ударением: jaytis- 'победоносный'; daksiis- 'горящий'; nahtis- 'дружелюбный' (т. 'друг', 'сосед'); vantis- 'рьяный', 'враждебный' (т. 'сторонник', 'враг'); vidiis-'внимательный'.

Н2

Суффиксы -/- и -и- образуют основы, которые не имеют единой формальной морфологической или семантической характеристики. Сюда относятся прилагательные и существительные всех трех родов с различным местом ударения и разной ступенью корневого гласного. Основы на -i- и -и- достаточно многочисленны в ведийском языке, но они мало продуктивны, и некоторые структурные типы в период после РВ начинают исчезать.

Среди основ на -Г- совсем немногочисленны основы среднего рода: āksi- 'глаз', āsthi- 'кость', dddhi- 'кислое молоко', sākthi-'бедро' и некоторые другие. Обычно они не связаны с глагольным корнем. В склонении они принадлежат к гетероклитиче-скому типу, чередуясь с основами на -п-.

Основы на -и- среднего рода гораздо более многочисленны, чем соответствующие основы на -i-. Вот некоторые примеры: āĢru- 'слеза', пуи- 'срок жизни', Jānu- 'колено', dūnu- 'влага', 'роса' (также f.), dūru- 'дрова', ради- 'скот', mādhu- 'мед' и др.

Основы среднего рода имеют ударение на корневом гласном, который нередко бывает представлен ступенью вриддхи. Значение всех этих основ — преимущественно пот. сопсг.: выделяется небольшая группа слов, обозначающих части тела.

Основы на ■/- и -и- встречаются у многих прилагательных, а также у существительных nom.ag. мужского рода. Нередко значение прилагательного и существительного сочетаются в одной и той же основе. Среди прилагательных с основой на -и-выделяется группа очень употребительных качественных прилагательных. Вот некоторые примеры основ прилагательных на -i- и -и-, образованных от простого корня: ari- 'преданный', 'сторонник', 'враждебный', 'враг'; kavi- 'вдохновенный', 'поэт'; bhūri- 'многочисленный'; māni- 'большой'; Ģiici- 'сверкающий', 'чистый'; hāri- 'рыжий', 'рыжий конь'; 'лиса' и др., arņhu-'узкий'; ūģū- 'быстрый'; игй- 'широкий', 'далекий'; guru- 'тяжелый'; tanii- 'тонкий'; bahu- 'многий' и др. Для адъективных основ на -и- характерно ударение на суффиксе.

У группы адъективных основ на -i-, -и- засвидетельствована редупликация корня; корень представлен обычно слабым звуковым видом (иногда с нулем гласного), редко ступенью гуна; типы редупликации различные, место ударения тоже. Значение этих основ бывает близким к значению причастий несовершенного вида. В количественном отношении основы на -i- этой структуры заметно преобладают над основами на -и-. Вот некоторые примеры: jāghni- 'убивающий', jarbhāri- 'питающий', tutuji- 'стремительный', yayi- 'мчащийся' и др.; ar āru- 'враждебный', jigyii- 'победный', cikitu- 'мудрый' и др.

Суффикс -и- встречается также у некоторых адъективных основ отглагольного происхождения; в единичных случаях у временных основ, как, например, tanyii- 'гремящий' и др., чаще

дэзл деративных, как ditsii 'желающий дать', pipisu- 'желающий пить', mнmukšķ- 'стремящийся освободиться' и др.

Довольно многочисленны пот. ag. и пот. сопсг. мужского и женского рода на -i- и -и-, как, например: dhi- 'змей', fsi-'мудрец', kfmi-ļkrimi- 'червь', pati- 'господин', jdni- f. 'жена' и др.; lādu- 'капля', 'сома', isu- i.'стрела', manu—пот. рг. прародителя людей, vūyu- 'ветер'.

Наконец, эти типы основ могут иметь значение пот. abstr., чаще встречающееся у основ на -/-, например: ghāsi- 'питание', rātņhi- 'стремительность', rūci- 'блеск' и др.; banānu- 'родство' (также 'родственник'), тпуй- 'мычание' и др. Значение пот. act. у основ на -Г- представлено в одном из типов инфинитивов в дательном падеже: dŗgdye 'чтобы видеть', запйуе 'чтобы захватить'.

Суффикс -ti- является средством образования многочисленных отглагольных абстрактных имен женского рода со слабой ступенью корневого гласного. Этой ступени должно было бы соответствовать место ударения на суффиксе, что и встречается почти у половины всех имен на -ti-. Существенно, что в РВ число окситонированных имен на -ti- больше, чем в каком-либо другом памятнике. После РВ число баритонированных имен на -ti- возрастает. Вот некоторые примеры с ударением на суффиксе: bhakti- 'наделение', mati- 'мысль', siktl- 'излияние', riti- 'струя', stuti- 'хвалебная песнь', āti- 'помощь', vŗsti-'дождь' и др.; с ударением на корне: gūti- 'ход', уай- 'удерживание', isti- 'жертва', justi- 'удовлетворение', vfddhi- 'подкрепление' и др. В единичных случаях возможно колебание в отношении места ударения, например, gakti-ļgdkti- 'сила'.

Нормой для корневого гласного является слабая ступень. Иногда это нулевая ступень при наличии стяжения, например: sti- 'домашний уклад', 'домочадцы' (корень as- 'быть'), vdsutti-'обогащение' (<*vasu-dā-ti-).

Корни, оканчивающиеся на -й-, могут его сохранять, и таким образом в данном типе основ встречается гласный в ступени вриддхи, как в °dati- 'дар' (dā- 'давать'), rāti- 'дар' (га-'давать'), °mūti- 'мера' {та- 'мерить') и др., а могут быть представлены слабой ступенью в виде -i- {-i-), чередующегося с -ā-: puro-hiti- 'служба пурохита' (dhā- 'класть'), sa±žiti- 'оттачивание' {да- 'точить'), sōma-pīti- 'питье сомы' (рп- 'пить') и др. В единичных случаях ступень вриддхи встречается у корней, оканчивающихся на согласный, например: ūpti- 'достижение', dhauti- 'ручей' и некоторые другие.

Слабая ступень от корней на носовой сонант может быть иногда представлена в виде -а- или -ān-, а на плавный сонант — в виде -īr- или -иг-, например: sāti- 'захват' (san- 'захватывать'), Ģūnti- 'покой' (дат- 'уставать'), klrti- 'хвала* (kar-ļkir- 'восхвалять') и некоторые другие.

Унескольких имен встречается ступень гуна корневого

гласного, а именно: tanti- 'шнур', rdnti- подкрепление', heti-'дротик'. Несколько имен на -ti- имеют редуплицированную основу. Это carkŗti- 'хвалебная песнь', dtdhiti- 'молитва', ji-garti- rn. 'глотатель' (возможно, результат номинализации личной формы глагола) и некоторые другие.

Основы на -ti- чаще встречаются в текстах самхит с приставками или в качестве последнего члена сложных слов. Приставка всегда несет ударение, например от корня man- 'мыслить' кроме простой основы mati- 'мысль', 'молитва' встречаются основы с приставками dtimati- 'крайнее мужество', dnumati-'согласие', abhimāti- 'преследование', upamāti- 'обращение', prdmati- 'забота', sdmmati- 'единодушие'. Для имен на -ti-характерно абстрактное значение от глагольного корня: обычно значение состояния, у небольшой группы инфинитивов —значение пот. act. Вот некоторые примеры инфинитивов в дательном падеже на -taye или -tyai, имеющих всегда ударение на суффиксе: pitdye 'чтобы пить', vītdye 'чтобы вкусить', ityai 'чтобы идти'.

Существует совсем небольшая группа имен на -//- созначением пот. ag. или прилагательных. Такие имена существительные мужского рода представляют собой, видимо, результат персонификации соответствующих абстрактных имен, например: citti- ī. 'прозрение', т. 'прозорливец', dhūti- т. 'сотрясатель', f.'сотрясение'. Вединичных случаях абстрактное значение у этих основ не засвидетельствовано, как у jnāti- 'кровный родственник', pūti- 'ленивый'. Основы на -ti- могут также функционировать в ведах в качестве персонификаций-собственных имен, например: dditi—пот. рг. богини (букв, 'несвязанность'), drāti- 'скупость'.

Суффикс -ti- используется также для образования ряда местоименных форм множественного числа: kāti 'сколькие', tdti 'столькие', ydti 'сколькие' (относит.).

Во вторичной функции этот суффикс используется для образования класса числительных, а именно десятков, которые грамматически являются именами женского рода, например: dagdti-'десятка', vimgati- 'двадцать' и т. д.

Абстрактные имена на -ti- по форме примыкают к причастиям на -ta- (та же ступень корневого гласного), но не обладают той же регулярностью места ударения. Кроме того, в отличие от причастий на -ta- они, как правило, не имеют соединительного гласного в корнях сет.

Формы с соединительным гласным единичны: sdniti- 'захват', snihiti-ļsnehiti- 'уничтожающий'. В нескольких словах встречается в а ри ан т суффикса—ati-l-ati-: amhati- 'притеснение', amati- 'мощь', amati- 'бедность', 'бедный', vasati-'гнездо', vŗkdti 'грабитель', 'хищник' и некоторые другие.

Суффикс -ni- в ведийском языке малопродуктивен. Он образует небольшую группу имен со структурой, аналогичной осно-

10 Зак. 80

вам на -ti-, но не имеющих единой семантики (ср. формальную аналогию у причастий на -ta- и на -па-). Имена с абстрактным значением женского рода здесь составляют меньшинство. Это jurņi- 'вспышка огня', čjyāni- 'невредимость', ghfņi- 'жар'.

Несколько лучше засвидетельствованы nom.ag. и пот.сопсг. мужского рода, как, например: agni- 'огонь', yoni- 'лоно', pāņi-'рука', pārsiti (ш. или f.) 'пятка', vdhni- 'возница', 'конь' vŗsņi- 'баран' и некоторые другие. Эти имена не едины по своей структуре.

Основы на -ni- имеют также некоторые прилагательные (нередко в одной основе сочетаются значения прилагательного и существительного мужского рода), например: tūrņi- 'быстрый', pfgni- 'пятнистый', preņi- 'любящий', bhūrņi- 'возбужденный'.

Суффикс -ani-ļ-ani- тоже принадлежит к числу редких и малопродуктивных в ведийском языке. Он относится к суффиксу -ni- так же, как -аи- к -п-. Структура основ на -ani- и их значение разнообразны. Есть nom.act. и nom.abstr. женского рода, как isdņi- 'поторапливание', ksipaņi- 'бросок', dyotani-'блеск', vartani- 'путь'. Есть прилагательные, nom.ag. и пот. сопсг., как taraņi- 'спасающий', saksani- 'одолевающий', ūjani-'стрекало' и некоторые другие.

Суффикс -tu- образует основы, которые ни по своей формальной характеристике, ни по семантике не параллельны основам на -й-. Этот суффикс продуктивен только в функции образования одного из типов инфинитива, представленного в текстах самхит несколькими падежными формами: дательным падежом {dūtave 'чтобы дать'), отложительно-родительным падежом {datos 'от давания'), винительным падежом (ddtum 'дать', 'давание').

Суффикс -tu- мало продуктивен в функции образования имен. Корневой гласный в этих именах обычно представлен ступенью гуна, а ударение падает на корень. Чаще эти имена бывают мужского, редко — среднего, единично — женского рода. Они имеют значение nom.act. или пот.сопсг., причем граница между этими двумя семантическими сферами оказывается очень подвижной; nom.ag. совсем редки. Вот некоторые примеры мужского рода: aktu- 'мазь', ŗtii- 'установленное время', gūtu- 'ход', 'путь', jantti- 'потомство', 'род', 'живое существо', tdntu- 'нить', mantu- 'совет', 'советчик', setu- 'привязь', 'мост' и др.; среднего рода: dūtu- 'часть', vāstu- 'местожительство'; женского рода: vdstu- 'утро'. Основы на -tu- обычно употребляются без приставок.

В отдельных случаях суффикс -tu- выступает как вторичный, присоединяясь к глагольной основе, а не к корню, например, в edhatu- 'процветание', vahatu- 'свадебный поезд', tany-atu- 'гром', tapyatķ- 'пылающий', sisūsdtu- 'стремящийся захватить'. Приведенные примеры являются словами мужского рода или прилагательными, все с суффиксальным ударением.

Суффикс -пи- редок и малопродуктивен. Он образует некоторые имена прилагательные и существительные (преимущественно мужского рода) от глагольного корня с ударением на суффиксе, например: gŗdhnu- 'стремительный^ dhŗsņii- 'храбрый'; bhānu- 'луч', vagnti- 'звук', 'шум', sānu- 'сын' мужского рода: dāņu- m.f.nom.pr. демонов, n.f. 'влага', 'роса' (место ударения необычно); dhenii- f. 'дойная корова'.

Этот суффикс, примыкая к тематическому гласному или к ряду исторических суффиксов — распространителей корня, в синхронном плане лежит в основе небольшой серии малоупотребительных суффиксов. Все они образуют прилагательные или существительные мужского рода, в которых суффикс находится под ударением. Это -апй-, например: krandanu- т. 'рев', nadanii- т. 'шум', паЫгапй- т. 'источник', -tnu-: kŗtnu- 'деятельный', darinu- т. 'тот, кто проламывает'; -atnu-: с редупликацией — jigatnii- 'движущийся', jighatnu- 'стремящийся убить', без редупликации — kavatnu- 'скупой', -itnu- 'преимущественно от каузативных основ, как tanayitnu- 'гремящий', drāvayitnķ- 'бегущий' и пр. (т. е. во вторичной функции), но и от корня, как dravitnti- 'спешащий'; -snu-: jisņii- 'победоносный', nisatsnu- 'прочно сидящий') -isņii-: carisņd- 'движущийся', amarisņu- 'бессмертный', помимо употребления в каузативных основах, как pārayisņd- 'спасающий', mādayišņķ-'опьяняющий' и др.

Суффикс -уи- образует немногие имена существительные мужского рода и прилагательные, разные по своей структуре и значению: ddsyu- 'враг', тапуй- 'гнев', m№tyķ- 'смерть'; bhujyū- 'сгибаемый', yajyti- 'благочестивый', Ģundhyu- 'чистый' и некоторые другие.

Суффикс -яп- образует около трех десятков основ в ведийском языке (по численности это меньше, чем другие атема-тические основы на -п-), но совсем непродуктивен. Значительная часть основ на -аи- имеет дефектную парадигму, часть форм которой образуется от других основ и принадлежит к гетероклитическому типу. Это плохо сохранившийся тип основ мужского и среднего рода, в которых место ударения может быть как на корне, так и на суффиксе, а корневой гласный представлен чаще слабой ступенью или ступенью гуна (обычно гласным -а- и лишь в отдельных словах — ступенью вриддхи: āsdn- 'рот', rūjan- 'царь'.

Трудно сделать какие-либо выводы о соотношении места ударения с семантикой основ. Обращает на себя внимание группа основ среднего рода с гетероклитической парадигмой, в которой недостающие формы восполняются формами от основ на -г-, -s-, -i- (или производных от них). Значительная часть йтих основ является названиями частей тела ,или близкой к ним семантики. Это aksdn-ļdksi-, aksi- 'глаз', asdn-/dsŗj-'кровь', asthdn-ļdsthi- 'кость', dsdn-/āsyā 'рот', udhan-/ūdhar-,

10* 147

ūdhas- 'вымя', yakdn-\ydkŗt- 'печень', Ģakdn-lgdkŗt- 'экскременты', sakthān-lsākthi-, sakthi- 'бедро'. Из основ с иной семантикой к гетероклитическому типу принадлежат основы среднего рода āhan-ļāhar- 'день', dadhdn-ldddhi- 'кислое молоко', nak-tdn-jndkti- f. 'ночь', mahdn-lmdhas- 'величие'.

Некоторые основы на -ап- имеют параллельные основы других типов, например: dgan- mjagani- {Jagman- m. 'камень', uddn- п.lād- i.ludakd- т. 'волна' и 'вода', dosdn-ļdos- 'рука', yūsdn- т.п./vūsa- 'мясная похлебка', а также единственная основа женского рода, принадлежащая к этому типу yōsan-ļyosit-' девушка'. Значение частей тела среди основ на -ап- имеют также majjdn- m. 'костный мозг', mārdhdn- ш. 'голова', gīrsdn- п. 'голова'.

Названия имен деятеля (среди них и названия животных) бывают мужского рода, например: uksdn 'бык', tdksan- 'плотник', pūsdn—• пот.рг. бога, rdjan- 'царь', vŖšan- 'бык', žvčn-'пес'. К ним примыкает несколько прилагательных: nikāman-'страстно желающий', pdrijtnan- 'странствующий вокруг', т. 'странник' (также 'странствование кругом'), yķvan-/yķvаT-'юный', т. 'юноша', vibhvan/vibhvdn- 'прекрасный'.

Имен с абстрактным значением мало: jmdn- 'путь', dhūr-van- 'повреждение', mahdn- п. 'величие'. Основу на -ап- в местном падеже имеет небольшая группа инфинитивов; -ап- в инфинитивах всегда присоединяется к -S-; ударение бывает на суффиксе, например: nesani 'вести', saksdni 'одолевать'.

Суффикс -а«- используется также при образовании нескольких числительных в пределах десятка: рапсап — 5, saptdn — 7, astdn— 8, ndvan—9, ddgan—10.

Суффикс -man-l-iman- представлен значительной группой основ среднего и мужского рода преимущественно со ступенью гуна корневого гласного независимо от места ударения и с абстрактным значением. У некоторой части основ на -тап-это значение nom.act., во многих же случаях (особенно у основ среднего рода) в ведийском языке засвидетельствовано конкретное значение места действия или его результата. Очень небольшая группа основ имеет значение nom.ag. или прилагательного.

В единичных случаях место ударения служит единственным различителем значения основы: ударение на корне у nom.act. среднего рода, а ударение на суффиксе у nom.ag. мужского рода. Это ddman- п. 'давание'— dāmdn- т. 'даятель', dhdrman-п. 'опора', 'поддержка'— dharmdn- m. 'поддерживатель', brdh-тап- п. 'молитва'— brahmdn- m. 'жрец-брахман', sddman- n. 'сидение'— sadmdn- m. 'тот, кто сидит'. Есть случай, когда в такой паре отсутствует противопоставление грамматического значения, и основы различаются только лексически, как, например, bhūman- n. 'земля'— bhāmdn- m. 'множество', и случаи одинакового значения приформальных различиях: vdriman-

■n.lvarimdn- m. 'охват', 'ширина', vdrsman- n./varsmdn- m. 'возвышенность', svūdman- n./svādmdn- m. 'сладость'.

У группы основ ступень корневого гласного представлена вриддхи, например: kūrsman- 'цель забега', 'финиш' (букв, 'борозда'), патап- п. 'имя', уптап- п. 'движение' и др.; у нескольких имен — слабой ступенью, например: syūman- n. 'ремень', 'цепь', vidmdn- п. 'знание' (также inf.).

Ряд основ среднего рода имеет конкретное значение, как ddman- 'еда', bhārman- 'носилки', гбтап- 'волосок на теле', v?žman- 'дом' и др. Основам мужского рода, имеющим большей частью суффиксальное ударение, часто свойственно абстрактное значение, например: ātmdn- 'жизненное дыхание', отап- 'дружелюбие', dhvasmdn- 'затемнение', majmdn- 'великолепие' и др.

Наши рекомендации