Идентификация граммем рода 34 страница

Для перфекта характерно удлинение корневого гласного -а-в 3 sg.act. в открытом слоге, чем достигается дифференциация двух форм: 1 и 3 sg.act., например: gam- 'идти', 1 sg.act. ja-gdtna — 3 sg.act. jagdma; ml- 'уменьшать', 1 sg.act. mimaya — 3 sg.act. mimāya и др.

В некоторых корнях, начинающихся с палатального согласного или с h-, имеет место мена палатального/гуттурального в корне (с диахронической точки зрения, здесь происходит восстановление гуттурального согласного), например: ci- 'видеть', cikdya; cit- 'замечать', ciketa; ji- 'побеждать', jigdya; han-'убивать', jaghūna.

Перфект, как известно, имеет в активном залоге особую серию окончаний с исходом на -а или -г. В медиальном залоге

используется соответствующая серия Окончаний презенса, притом что в 1-м и 3-м лице единственного числа употребляется окончание без -/-,а в 3-млице множественного числа —окончание -re (для системы презенса это редкие варианты окончаний).

Ряд окончаний, начинающихся с согласного, а именно: О. sg.act. -tha, 1 pl.act. -та, 2 sg.med. -se, 3 pl.med. -re, регулярно присоединяются ккорню, оканчивающемуся на согласный, с помощью соединительного гласного -i-, если перфектная основа оканчивается на тяжелый слог, например: takš- 'вытачивать', 3 pl.med. tataksire; vand- 'восхвалять', 1 pl.act. vavandima,. 3 pl.med. vavandire; kŗt- 'резать', 2 sg.act. cakartitha; rudh-'препятствовать', 2 sg.act. rurodhltha, но 3 pl.med. rurudhre; vif- 'входить', 2 sg.act. vivegitha, но 3 pl.med. vivižr? и т. д.

Ккорням, оканчивающимся на гласный, большей частью окончания присоединяются непосредственно. Так, от корней на Г-,-и встречается только одна форма с соединительным гласным: 2 sg.act. babhūvitha от bhā- 'быть' (наряду с гораздо более распространенной формой babhūtha). Корни на -ŗ присоединяют через -i- только окончание 3 pl.med. -re, например: kar- 'делать', cakrire, но cakārtha, cakŗmd, cakŗse. Корни на -а присоединяют через -i- согласные окончания слабых форм, и корневой гласный в этих формах выпадает, как перед гласным окончанием, например: рп- 'пить', 3 pl.med. papire (ср. 2 sg.act. pa-pātha); та- 'мерить', 3 pl.med. mamire; stha- 'стоять', 1 pl.act. tasthima, 3 pl.med. tasthire и др.

Перед окончаниями, начинающимися с гласного, корни на -а утрачивают конечный гласный, например: dā- 'давать', 2 du. act. dadāthur, 3 du.act. dadātur, 2 pl.act. dadd, 1, 3 sg.med. dade. Эти же корни имеют в 1, 3 sg.act. окончание -аи: dadaii от da-, tasthaii от sthā- и т. д. (форма 1 sg.act. в мантрах,, видимо, не засвидетельствована). В РВ засвидетельствован единичный случай окончания 3 sg.act. -ā перед согласным — paprd (I, 69,1) от рга- 'наполнять'.

Образцы спряжения — kar- 'делать', dhā- 'класть':

Активный залог

Sg-

1. cakāra

2. cakārtha

3. cakāra

du.

cakŗvā

cakrāthur

cakratur

Pl.

cakŗmā

cakrā

cakriir

Медиальный залог

1. cakre

2. cakŗse

3. cakre

cakŗvāhe

cakrūthe

cakrāte

cakŗmdhe cakŗdhve cakrire

Активный залог

Sg-

1. dadhati

2. dadhūtha

3. dadhau

du.

dadhivā

dadhāthur

dadhatur

Pl-

dadhimā dadhā dadhdr

Медиальный залог

1. dadhe

2. dadhise

3. dadhč

dadhivdhe

dadhāthe

dadhāte

dadhimahe dadhidhvč dadhire

Эта теоретически максимальная парадигма реально весьма полно засвидетельствована в текстах. Не встречаются вообще мало употребительные формы 1du.act. и med., а также форма 1 sg.act. от корней на -п.

В целом перфектная парадигма отличается большой регулярностью. Лишь в редких случаях ступень гуна встречается за пределами нормальных сильных форм, например: 1pl.act. yuyopimā (VII, 89,5) от уир- 'стирать' и 3 pl.act. vivegur (IV, 23,9) от vig- 'входить' наряду с правильной формой vivigur.

Ряд корней структуры dVC2, где V =--а-, в слабых формах перед гласными окончаниями утрачивают интерконсонантный корневой гласный, а именно: khan- 'копать', 3 pl.act. cakhnur <АВ); gam- 'идти', 2 du.act. jagmathus и т. д.; ghas- 'пожирать', opt.pf. jaksīydt, part.pf.act. Jaksivūms-; jan- 'рождать(ся)', 3 pl.act. jajnur, 2 sg.med. jajnise и др.; tan- 'тянуть(ся)', 3 sg.med. tatne и др.; pat- 'летать', 1 pl.act. paptima и др.; sac- 'следовать', 1 pl.act. sagcima, 3 pl.act. sagcur, 3 pl.med. sagclre; han- 'убивать', 2 du.act. jaghnāthur.

Корни, оканчивающиеся на два согласных —носовой +гомор-ганный смычный,— в слабых формах обычно утрачивают носовой, например: i(n)dh- 'зажигать', 3 sg.med. īdhe (ср. 3 sg.pr. med. indhe); kratid- 'ржать', 3 sg.med. cakrade; vanc- 'бежать пригнувшись', 3 pl.med. vāvakre; stambh- 'укреплять', 3 pl.act. tastabhur, но 3 sg.act. tastāmbha и др.— ср., однако, нарушение этой тенденции в парадигме глагола vand- 'восхвалять'— 1 pl.act. vavandima, 3 sg.med. vavande, 3 pl.med. vavandire, подобно 3 sg.act. vavanda.

Корни структуры С,уСг, у которых V =-а-, аСа-смычный согласный, могут образовывать слабые формы, меняя -а- на -е-без редупликации, например: pat- 'летать', 2 du.act. petathur, 3 du.act. petātar (наряду с 1 pl.act. paptima, 3 pl.act. paptur); дар- 'проклинать', 1 sg.med. дерё и др. В качестве С. иногда может выступать носовой согласный, например: пат- 'кланяться', 3 sg.med. neme; tan- 'тянуть', 3 pl.med. ^«^ (АВ, в РВ tatnire и проч.). Наиболее полно слабые формы перфекта на -е-

засвидетельствованы у глагола sad- 'сидеть'. В активном залоге в РВ встречаются следующие формы: 2 sg. sasāttha, 3 sg. sasdda, 2 du. seddthur, 3 du. sedatur, 1 pl. sedima, 2 pl. seddy 3 pl. sediir, в медиальном залоге — форма 3 pl. sedire. Высказывалось предположение, что именно перфект от этого корня, первоначально имевший редупликацию в соответствии с нормой, но претерпевший определенные фонетические изменения (*sa-sd->*sa-zd->sed-), послужил отправной точкой для распространения по аналогии основ подобной структуры и у других корней.

Корень vid- 'знать' образует перфектную парадигму без редупликации со значением презенса. В РВ засвидетельствованы следующие формы: в активном залоге 1 sg. veda, 2 sg. vettha, 3 sg. veda, 2 du. vidāthur, 1 pl. vidmd, 2 pl. vidd, 3 pl. vidury в медиальном залоге 3 pl. vidre.

Кроме парадигмы этого корня в РВ встречаются изолированные формы без редупликации с перфектными окончаниями еще от нескольких корней: aj- 'гнать', 3 pl.act. ajur; arh- 'заслуживать', 3 pl.med. arhire; inv- 'посылать', 3 pl.med. invire; taks- 'вытачивать', 2 du.act. takŗathur, 3 pl.act. taksur; pinv-'набухать', 3 pl.med. pinvire; уат- 'обуздывать', 3 du.act. yamdtur, 3 pl.act. уатиг; skambh- 'укреплять', 2 du.act. skamb-hāthur, 3 pl.act. skambhur. Ни одной сильной формы без редупликации не встречается. Высказывалось предположение о том, что это пробные формы, образованные по аналогии с системами презенса и аориста. Достаточно употребительны несколько причастий активного залога от основы перфекта без редупликации: dāĢvāms- от dūg- 'почитать', midhvūms- от mih- 'выливать', sahvūms- от sah- 'одолевать', а также vidvdrņs- от vid- 'знать'.

Из аномалий в области окончаний следует отметить вариант 3 pl.med. -rire (вместо -re), засвидетельствованный в РВ несколькими формами от корней с конечным согласным: cikitrire от cit- 'замечать', jagŗbhrire от grabh- 'хватать', dadrire от dā- 'давать', dadhrire от dhar- 'держать', bubhujrire от bhuj-'вкушать', vlvidrire от vid- 'находить', sasŗjrire от sŗj- 'выпускать течь' и в СВ duduhrire от duh- 'доить'. Этот редкий вариант окончания мог возникнуть в результате неверного анализа таких форм, как cakrire от kar- 'делать', где -ŗ- входит в состав корня.

От основы перфекта в ведийском языке образуются формы различных косвенных наклонений. По значению они никак не связаны с перфектом. По форме они часто недостаточно отчетливы, в связи с чем их трудно отграничить от редуплициро-ванного презенса, аориста или интенсивов. Полнее всего эти модальные формы засвидетельствованы в РВ.

Из модальных форм с основой перфекта наиболее употребителен субъюнктив. Он образуется от основы перфекта с корневым гласным в ступени гуна посредством присоединения тема-

тического гласного вторичных или первичных окончаний и постановкой ударения на слог удвоения, например: cit- 'замечать', pf. ciketa, subj.pf. 3 sg.act. clketat, ciketati; jus- 'наслаждаться', pf. jujosa, subj.pf. 2 sg.act. jujosasi, 3 sg.med. jdt josate и т. п. Отклонения от нормы встречаются нередко' например, слабая ступень корневого гласного во 2. sg.act. ciki-tas от cit-, mumucas от тис- 'освобождать' и др. или ударение на корне в 3 sg.act. tatānat от tan- 'тянуть', jaghānat от han-'убивать' и др. Формы активного залога существенно преобладают над медиальными.

Оптатив образуется путем присоединения чередующегося суффикса -yā-J-ī- к слабому виду перфектной основы (корни на дифтонг с носовым имеют ступень гуна), например: gam- 'идти', pf. jagdma, opt.pf. 1 sg.act. jagamyām; vŗt- 'вертеть(ся)', pf. vavdrta, opt.pf. 1 pl.act. vavŗtyāma, 1 pl.med. vavŗtīmahi и др.

Формы императива от основы перфекта немногочисленны и нерегулярны по своей структуре. В соответствии с нормой 3 sg.act. образуется от сильной основы перфекта, остальные формы — от слабой, например: тис-, pf. титбса, iv.pf. 2 sg.act. mumugdht, 3 sg.act. mumoktu. Сильная основа встречается, однако, иногда и в других формах, например: 2 du.act. титб-catam и др. Окончание 2 sg.med. -sva часто присоединяется к тематической основе, например: prl- 'радовать(ся)', pf.med. pipriye, iv.pf. piprāyasva и др.

Перфектные причастия образуются от слабого вида основы с помощью суффикса -vātņs- в активном залоге и -ппа в медиальном, например: cakŗvūtņs-, cakrūņd- от kar- 'делать'; dad-vārņs-, dadānā- от dā- 'давать'. Суффикс -vdms- присоединяется к корню посредством соединительного гласного -i- после конечного тяжелого слога, например: ārivūtņ's- от ar- 'приводить в движение', jagmivūrņs- от gam- (наряду с Jaganvdrns-) и др.

Плюсквамперфект образуется от основы перфекта с помощью аугмента и вторичных личных окончаний. По форме это прошедшее время к перфекту (подобно имперфекту к пре-зенсу), по значению же плюсквамперфект не является самостоятельной граммемой времени и выражает просто недифференцированное прошедшее время, совпадающее с имперфектом или аористом.

Плюсквамперфект бывает атематическим и тематическим. Первый соответствует преимущественно перфекту активного залога, второй — медиального, например: plusq. abibhet, ср. pf. bibhdya от bhī- 'бояться', но plusq. dtitvisanta, ср. pf. titvise от tvis- 'возбуждаться'.

Атематический плюсквамперфект, в соответствии с общим правилом, должен был бы образовывать формы единственного числа активного залога от основы с корневым гласным в сту-

пени туна, а остальные — от основы со слабым видом корневого гласного. Такое соотношение форм встречается, например: 1 sg. act. cakaram — 3 pl.med. acakriran. Но поскольку у плюсквамперфекта фактически нет парадигмы, а есть лишь отдельные формы от разных корней, судить об этом трудно.

Формы 2 и 3 sg. могут совпадать, как в других атематиче-ских претеритах, например: cākdn (<*cākans или *cākant) от kan- 'быть довольным', pf. cakāna. Окончание может сохраниться с помощью соединительного -[-, отделяющего его от корня, например: 2 sg.act. čvivežīs от тд- 'входить', pf. viv?ža.

Самая большая сложность с плюсквамперфектом заключается в установлении его объема, т. е. в отграничении его форм от форм редуплицированного имперфекта, редуплицированного аориста, модальных форм перфекта (притом что безаугментный плюсквамперфект встречается нередко} и интенсивов. Все предлагавшиеся критерии мало эффективны. Не подходит и семантический критерий, поскольку по временному значению плюсквамперфект не противопоставлен другим аугментным граммемам, а по каузативности—некаузативности он не отличим от той части редуплицированных аористов с удвоением на -а-, которая имеет непереходное значение. Указывалось, что наиболее очевидные случаи плюсквамперфекта имеют место тогда, когда у данного глагола есть перфект, а соответствующего презенса нет. Такие случаи единичны.

В дальнейшем развитии языка плюсквамперфект исчезает^

СИСТЕМА ФУТУРУМА

Футурум, или будущее время, в ранневедийский период, т. е. в РВ, находится в состоянии становления. Нормальным способом выражения значения будущего времени является субъ-юнктив. В РВ основа футурума засвидетельствована от 15 глагольных корней (личные формы — от девяти), в АВ —■ приблизительно от 30 корней. В дальнейшем развитии языка футурум получает широкое распространение, а субъюнктив выходит из употребления. Уже в брахманах футурум весьма употребителен.

Футурум образуется от корня в ступени гуна с помощью суффикса -syč-/-išyč-, на который падает ударение. Спряжение принадлежит к обычному презентному тематическому типу и фактически является одной из разновидностей презентных основ с футурально-модальным значением.

Распределение вариантов суффикса без соединительного гласного -i- и с -i- в значительной степени нарушает границу между корнями анит и сет. Большая часть корней, оканчивающихся на гласный, кроме ŗ, образует футурум без соединительного гласного, например: dā- 'давать', dāsyč-; ksi- 'жить', kse-syd-\ nī- 'вести', nesyd- и др., однако bhū- 'быть', bhavisyd-i

'восхвалять', stavisyd- (позднее также stosyd-). Корни на -Г обычно образуют футурум на -isyd: kar- 'делать', karisyd-\ bhar- 'нести', bharlsyd-\ таг- 'умирать', marisyd- и др. Около 2/. корней, оканчивающихся на смычные и носовые, присоединяют суффикс -sya-, но сформулировать правила распределения вариантов суффикса вряд ли возможно. Вот некоторые примеры: gam- 'идти', gamišyati; pat- 'летать', patišyаti; пап- 'исчезать', nažišyati■, man- 'думать', manisye (РВ) и др. На стыке корня и суффикса могут иметь место внутренние сандхи согласных, например: dah- 'жечь', dhakšyč- (с перераспределением придыхания на начальный звонкий согласный корня); mih- 'мочиться', meksyd-\ rādh- 'достигать цели', rūtsya- и др. В тех немногих случаях футурума, которые засвидетельствованы в РВ, -i- суффикса практически встречается только после -г, -п. В дальнейшем положение меняется, и более распространенным вариантом суффикса футурума становится -isyd-. Только эту форму суффикса имеют в будущем времени каузативные глагольные основы, которые перед суффиксом утрачивают конечный -а, например: caus. vārayisyate (AB, X, 3,4) 'он заставит скрыться' от var- 'скрывать' и др.

Из отклонений следует отметить основу футурума от sū-'рождать', где -и- сохраняется неизменным: susyd-, как и в других временных формах от этого глагола (ср. pf. sašāva) и от sah- 'одолевать', где корневой гласный долгий: sōkšya-, что имеет место и в некоторых других формах от этого глагола (ср, рг. sūhati наряду с sahate).

Модальных форм от основы футурума фактически нет (если не считать одной не очень достоверной формы 2 sg.subj. kаri-syās от kar-), поскольку граммема футурума сама является полумодальной.

От основы футурума образуются причастия активного и медиального залогов соответственно на -dnt- (женский род -dntl-) и māna-, например: /i- 'побеждать', ješyčnt- 'готовый победить'; sū- 'рождать', sāsyantī- (с аномальным ударением) 'собирающаяся родить'; stu- 'прославлять', stavisydmāna- 'долженствующий быть прославленным' и др. Медиальные причастия редки.

Описательного футурума в мантрах нет. Он появляется в брахманах.

Кондиционалис, или аугментная основа футурума, по форме принадлежит к системе футурума, по значению же является граммемой наклонения, а не времени, выражая ирреальное действие (см. с. 280). В самхитах исчерпывается одним примером из РВ: abharlsyat от bhar- 'нести'. Эта граммема входит в употребление в брахманах, хотя и там остается редкой.

//. СИСТЕМА ПАССИВА

Пассив, или страдательный залог, в ведийском языке имеет особую форму выражения только в пределах системы презенса (в остальных временных системах пассивное значение могут выражать медиальные окончания). Структурно он очень близок к одному из типов презентных основ — основам с суффиксом -уа- (IV класс, с которым он был генетически связан). Пассив образуется от корня в слабом звуковом виде с помощью суффикса -ус-, находящегося всегда под ударением, и медиальных окончаний, например, vidyčte от vid- 'находить', nīydte от nī- 'вести', yujyāte от yuj- 'запрягать', pāyate от рп- 'очищать', sŗjydte от sŗj- 'выпускать течь' и др. У корней с интерконсонантным -а- этот гласный остается неизменным, например: ajydte от aj- 'гнать', madyate от mad- 'веселить' и др. Таким образом, отличия пассива от IV класса состоят в месте ударения и в запрете на активные окончания.

Корневой гласный в основе пассива характеризуется некоторыми особенностями. У корней, оканчивающихся на -i, -и, перед суффиксом -уа- гласный удлиняется, например: дги-'слышать', žrūyčte; su- 'выжимать', sūyate; stu- 'прославлять',, stāyāte и т. д. В результате в основах пассива нейтрализуется противопоставление между формами от корней на долгий и на краткий конечный гласный, например: suydte может быть формой страдательного залога от su- 'выжимать' и от sū- 'рождать', hūyate от hu- 'совершать жертвенное возлияние' и от hā- 'звать'.

Корни на -й большей частью в основах пассива имеют корневой гласный -I (слабый звуковой вид по типу чередования ūji с последующей долготой гласного перед суффиксом -уа-), например: gā- 'петь', p.pr.pass. gīyčmāna-; dā- 'давать', dīyč-te; dhā- 'класть', dhīyčte; та- 'мерить', p.pr.pass. miydmāna-и т. д., но jnā- 'знать', jnāydte.

Корни, оканчивающиеся на два согласных с предпоследним носовым, в основе пассива утрачивают носовой согласный, например: а(п)с- 'сгибать', acyd-\ a(n)j- 'намазывать', ajyd-; i(n)dh- 'зажигать', idhyč-; ni(n)d- 'насмехаться', nidyd-\ ba{n)dh-'связывать', badhyd- и др. В результате этого в формах пассива может произойти нейтрализация противопоставления корней с носовым и без носового согласного, например: ajydte— pass. от anj- 'намазывать' и aj- 'гнать'.

Корни на конечный -ŗ обычно имеют в основе пассива рефлекс -ri, например: dhar- 'держать', dhriyčte; bhar- 'нести', bhriydte. Другие возможные рефлексы корней на -ŗ (так называемый -ŗ)—ir, -пг, например: gar-jgŗ- 'давить', giryate\ par-lpur-lpŗ 'наполнять', pārydte (встречается в брахманах).

Ряд корней обнаруживает в пассиве чередование по типу сампрасарана, например: vac- 'говорить', ucydte\ vad- id., udy~ dte; vap- 'сеять', upydte; vah- 'везти', uhydte.

Парадигма глаголов в пассиве, если не считать места ударения, в точности повторяет парадигму глаголов IV класса в медиальном залоге. Пассив в ведийском языке засвидетельствован почти исключительно в презенсе. Имперфект представлен всего лишь несколькими формами 3-го лица единственного и множественного числа.

Встречаются отдельные модальные формы от основы пассива: субъюнктив, как 3 sg. bhriyāte от bhar- или 3 pl. ucyantai от vac-, и императив, как 3 sg. hīyatām от hā- 'оставлять' и др. Оптатив от основы пассива засвидетельствован несколькими формами в брахманах.

Причастие несовершенного вида образуется от основы пассива с помощью суффикса тематического спряжения -māna-, например: guh- 'скрывать', guhydmāna- 'скрываемый'; уат-'обуздывать', уатуатапа- 'обуздываемый' и др. Они достаточно употребительны. В ряде случаев этим причастиям страдательного залога синонимичны просто медиальные причастия на -māna- или -āna-, которые иногда тоже могут иметь пассивное значение, например: stūydmāna-, stdvāna- и stdvamāna- 'прославляемый' и др.

В ведийском языке засвидетельствованы отдельные формы переходного характера между презенсом на -уа- и пассивом. Среди презенсов на -уа- встречаются основы с медиальными окончаниями, но с ударением на корневом гласном, как и положено для этого класса, имеющие пассивное значение: jūyate 'он рождается'— jdnati 'он рождает' от jan-, jtyate 'он побеждается'— jināti 'он побеждает' от ji- и miyate 'он уменьшается'— minūti 'он уменьшает' от ml-. Кроме того, есть основа с ударением на суффиксе и медиальным окончанием, но имеющая не пассивное, а непереходное значение: mriydte 'он умирает' от таг-. Наконец, в РВ встречаются случаи употребления основы с ударным суффиксом -уа-, первичным окончанием и пассивным значением: yūbhir angiro mdnasū niraņydthas... (I, 112,18) Те, с помощью которых [I.pl.], о Ангирас, вы удовлетворяетесь душою...'— ср. основу IV класса от этого же глагола: vĻžvāni уд dmartyo havyā mdrtesu rdņyati (V, 18,1) 'Который бессмертный удовлетворяется всеми жертвенными возлияниями [A.pl.ļ у смертных'. Все эти примеры свидетельствуют об исконной связи между пассивом и презентным типом основ на -уа-.

3 sg.aor.pass. н а -i —это единственная форма этого залога от основы аориста; в остальных лицах и числах значение пассива выражает медиальная флексия. В самхитах эта форма образуется приблизительно от 45 глагольных корней.

Форма 3 sg.aor.pass. структурно не связана ни с одним из-типов основ аориста. Она является корневым образованием, но от корневого аориста отличается ступенью корневого гласного. Это аугментная форма, имеющая особое окончание -i. В меди-

альном аористе окончание -i встречается только в 1-м лице, например: akri от kar- и др. При этом, однако, в других граммемах времени возможно совпадение флексий 1 и 3 sg.: в перфекте это происходит регулярно (1, 3 sg.med. -e), в презен-се — в небольшой части форм, образующих 3 sg.med. без -/- в окончании (duhe от duh-, дауе от ģī-).

Корневой гласный в 3 sg.aor.pass. на -i бывает представлен •ступенью гуна или вриддхи. В корнях, оканчивающихся на согласный, гласные Г, и, № имеют ступень туна, например: cit-'замечать', āceti; yuj- 'запрягать', dyoji; sŗj- 'выпускать течь', dsarji и др. Корни с конечным гласным -i, -и, -ŗ имеют ступень вриддхи, например: Ģri- 'подпирать', dĢrāyi; stu- 'воспевать', čstāvi; kar-(kŗ-) 'делать', dkari и др. Корни с интерконсонантным -а- удлиняют его перед одним согласным и не удлиняют перед двумя, например: gam- 'идти', dgāmi; pad-'идти', 'падать', pudi; vac- 'говорить', āvāci и др., но myaks-'мерцать', dmyaksi; vand- 'восхвалять', vandi и др. Исключением является только форма djani без удлинения а- от jan-'рождать(ся)' (наряду с jūtii). Корни с конечным -п имеют эпентетический согласный -у- между гласным корня и -i окончания, например: dā- 'давать', dūyi\ dhā- 'класть', čdhāyi; pā-'пить', dpāyi и др., благодаря чему сохраняется ясность морфологической структуры формы.

Ударение в безаугментных формах всегда приходится на корневой гласный, например: vid- 'находить', v?di; дги- 'слышать', Ģrūvi и т. д.

Хотя данную форму принято называть пассивом аориста, в некоторой части случаев она, как уже неоднократно отмечалось, имеет не пассивное, а медиальное или просто непереходное значение. У глаголов непереходных данная форма может ничем не отличаться по значению от соответствующих активных форм, например, от глагола sad- с приставкой ni- 'усаживаться', ср. aor.pass. asddi и impf.act. asīdat: divō vā nūbha ny āsādi hōta (III, 4,4) 'Или хотар уселся на пупе земли', и agnir hotā пу āsldad yajlyān upāsthe tnātah... (V, 1,6) 'Агни-хотар, .лучше других приносящий жертву, уселся в лоне матери...'. Иногда и от переходных глаголов форма 3 sg.aor.pass. на -i имеет скорее не пассивное, а медиальное значение, например: āvir abhān mdhi mdghonam esam ļ vĻžva± jīvdrŗi tdmaso nir amoci (X, 107,1) 'Вот проявилась их великая щедрость. Все живое освободилось из мрака'. Преобладающим, однако, является пассивное значение этой формы от переходных глаголов, например, akāri от kar-: ауапг vo yajnd ŗbhavo 'kāri (IV, 34,3) 'Приготовлена для вас эта жертва, о Рибху'.

:350

///. ОТГЛАГОЛЬНЫЕ ИМЕНА

К неличным формам в ведийском языке относятся отглагольные прилагательные, инфинитивы и деепричастия. Все эти классы форм находятся на периферии глагола, характеризуясь одновременно грамматическими категориями глагола и какого-нибудь другого класса слов (соответственно прилагательного, существительного, наречия). Они принадлежат к первичному словообразованию, поскольку образуются непосредственно от корня. Отглагольные имена связаны с глаголом не только некоторыми общими грамматическими категориями, но обычно и на синтаксическом уровне — участием в одних и тех же ЭСК. Наконец, с глаголом они тесно связаны семантически единым лексическим значением корня (существенно, что вся разветвленная система личных форм глагола тоже объединяется лишь с помощью глагольного корня, и по этому же признаку к ней присоединяются неличные формы).

Наши рекомендации