Исследование состояние словообразования у старших дошкольников с ОНР
Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе ООО СЦ центре интенсивного развития ребёнка «Рыбка» Московской области г. Красногорска, Павшинской поймы.
В эксперименте участвовало 8 детей старшего дошкольного возраста, 4 ребёнка с ОНР.
Основной целью эксперимента явилось изучение особенностей словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Для реализации поставленной цели нами были определены задачи экспериментального исследования:
1) выявить особенности словообразования старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
2) обработать данные, полученные в ходе эксперимента;
3) в соответствии с полученными результатами эксперимента выявить необходимость коррекционно-логопедической работы по совершенствованию навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Для отбора диагностических заданий мы воспользовались методикой
"Исследование способности словообразования" Алексеевой М.М., Ляминой В.И. [9]
Задание №1. "Кто у кого?"
Это тестовое задание предназначено для проверки правильно называть животных и их детенышей в ед. и мн. числе. Детям показывают картинки с изображениями собаки и щенка, кошки и котенка, козы и козленка, коровы и теленка и т.д.
- Кто это? (кошка) Кто у кошки? (котенок) Один котенок, а если много, как говорят? (котята).
- Кто это? (собака) Кто у собаки? (щенок) Один щенок, а если их много, как говорят? (щенята).
- Кто это? (корова) Кто у коровы? (теленок) Один теленок, а если много, как говорят? (телята).
Кто это? (курица) Кто у курицы? (цыпленок) Один цыпленок, а если много, как говорят? (цыплята)
Кто это? (слониха) Кто у слонихи? (слоненок) Один слоненок, а если много, как говорят? (слонята).
Оценка результатов.
Количество набранных баллов соответствует количеству правильных ответов на заданные вопросы. Максимальное количество 15 баллов.
Выводы об уровне развития:
13-15 баллов - очень высокий
9-12 баллов - высокий
6-8 баллов - средний
0-5 баллов - низкий.
Задание №2. "Большой и маленький"
С помощью данного задания осуществляется проверка употребления в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Детям предлагаются картинки с изображениями предметов и животных разной величины.
- Что это? (дом). Этот дом большой, а этот? (маленький). Как можно сказать, чтобы было понятно, что он маленький? (домик).
- Кто это? (заяц). Этот заяц большой, а этот? (маленький). Как его можно назвать, чтобы было понятно, что он маленький? (заинька, зайчонок).
- Кто это? (кошка). Эта кошка большая, а эта? (маленькая). Как ее можно назвать, чтобы было понятно, что она маленькая? (котенок, кошечка).
- Кто это? (утка). Эта утка большая, а эта? (маленькая) Как ее можно назвать, чтобы было понятно, что она маленькая? (утенок, уточка).
- Кто это? (лягушка). Эта лягушка большая, а эта? (маленькая) Как ее можно назвать, чтобы было понятно, что она маленькая? (лягушонок, лягушечка).
Оценка результатов.
Количество набранных баллов соответствует количеству правильных ответов на последний вопрос из серии "Кто это?", "Какой он?", "Как его можно назвать?". Максимальное количество 5 баллов.
Выводы об уровне развития:
5 баллов - очень высокий
4 балла - высокий
3 балла - средний
0-2 балла - низкий.
Задание №3. "Встреча гостей"
Тестовое задание направлено на проверку умения употреблять наименования предметов посуды. Педагог предлагает подумать, как накрыть стол к чаю, чтобы встретить гостей. Для всего есть своя посуда. Надо, чтобы все было красиво и удобно.
- Что мы поставили на стол? (чашки, блюдца и т.д.)
- Куда положили хлеб? (в хлебницу)
- Где будут лежать конфеты? (в конфетнице)
- Во что сыплем сахар? (в сахарницу)
- В чем будет стоять салфетки? (в салфетнице).
Оценка результатов.
Количество набранных баллов соответствует количеству правильных ответов на заданные вопросы. Максимальное количество 5 баллов.
Выводы об уровне развития:
5 баллов - очень высокий
4 балла - высокий
3 балла - средний
0-2 балла - низкий.
Задание №4. "Кто он такой"
Задание предназначено для проверки языкового чутья, восприятия и понимания словообразовательных форм. Детям предлагается ответить на вопросы:
- Как ты объяснишь, кто - такой строитель?
- Как ты объяснишь, кто - такой учитель?
- Человек может работать читателем?
- Можно назвать писателем человека, который умеет писать?
- Можно назвать пианистом человека, который умеет играть на пианино?
Оценка результатов.
Количество набранных баллов соответствует количеству правильно определенных значений слов.
Выводы об уровне развития:
5 баллов - очень высокий
4 балла - высокий
3 балла - средний
0-2 балла - низкий.
Задание №5. "Правильно ли мы говорим?"
Целью задания является проверка умения критически оценивать речь, умения находить ошибки в употреблении способов словообразования. Детям прелагается послушать неправильные словоформы и высказать свое мнение.
- Масло лежит в "масленице"? (если, нет то как нужно правильно говорить?) (масленке).
- Соль насыпана в "соленицу"? (солонке).
- Бабушка положила вкусное вишневое варенье в "вареницу"? (вазочку для варенья, розетку).
- На картинке нарисованы маленькие "поросенки". (поросята)
- На картинке нарисованы маленькие "котенки". (котята)
Оценка результатов.
Количество набранных баллов соответствует количеству точно определенных неправильных словоформ. Максимальное количество 5 баллов.
Выводы об уровне развития:
5 баллов - очень высокий
4 балла - высокий
3 балла - средний
0-2 балла - низкий.
Задание №6. "Игра со словами"
Задание направлено на проверку умения образовывать слова:
а) с помощью слияния двух основ (морфолого-синтаксический способ);
б) путем перехода слов из одного грамматического класса (существительное) в другой (прилагательное).
а) У зайца короткий хвост. Какой заяц? (короткохвостый)
У зайца длинные уши. Какой заяц? (длинноухий)
У зайца быстрые ножки. Какой заяц? (быстроногий)
У девочки черные волосы. Какая она? (черноволосая)
У девочки голубые глаза? Какая она? (голубоглазая)
б) Стакан сделан из стекла. Какой он? (стеклянный)
Стол сделан из дерева. Какой он? (деревянный)
Ложка сделана из металла. Какая она? (металлическая)
Дом сделан из кирпича. Какой он? (кирпичный)
Книга сделана из бумаги. Какая она? (бумажная)
Оценка результатов.
Количество набранных баллов соответствует количеству правильно образованных слов. Максимальное количество 10 баллов.
Выводы об уровне развития:
10 баллов - очень высокий
8-9 балла - высокий
5-7 балла - средний
0-4 балла - низкий.
Протоколы диагностики уровня развития словообразования в контрольной группе на этапе констатирующего эксперимента приведены в таблице №1 (приложение №1).
Протоколы диагностики уровня развития словообразования в экспериментальной группе на этапе констатирующего эксперимента приведены в таблице №2 приложение №1).
Целью констатирующего эксперимента было выявление факта отставания развития словообразования у детей в экспериментальной группе по сравнению с детьми из контрольной группы.
Большинство детей в экспериментальной группе имеют средний (50%) и низкий (30%) уровень умения правильно называть животных и их детенышей в ед. и мн. числе. Высокий уровень составляет всего 20%.
В контрольной группе дети имеют высокий (60%) и очень высокий уровень (30%) умения употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, средний уровень составляет лишь 10%.
Подавляющая часть детей (90%) в экспериментальной группе имеют низкий уровень умения употреблять в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, и лишь 10% - имеют средний уровень.
В контрольной группе дети имеют очень высокий (50%) и высокий (50%) уровень умения употреблять в речи наименования предметов посуды.
Подавляющее большинство детей (70%) в экспериментальной группе не умеют употреблять в речи наименования предметов посуды, 30% детей имеют средний уровень по этому показателю.
В контрольной группе дети имеют очень высокий (60%) и высокий (20%) уровень языкового чутья, восприятия и понимания словообразовательных форм, однако низкий уровень составляет 20%.
В экспериментальной группе преобладает низкий (70%) уровень языкового чутья, восприятия и понимания словообразовательных форм, средний уровень составляет 30%.
Подавляющее большинство детей (70%) в контрольной группе имеют высокий уровень умения критически оценивать речь, умения находить
Такой же процент (70%) детей в экспериментальной группе имеют низкий уровень умения критически оценивать речь, умения находить ошибки в употреблении способов словообразования.
Большинство детей в контрольной группе (70%) имеют очень высокий уровень умения образовывать слова.
В экспериментальной группе, преобладают дети с низким (50%) и средним (40%) уровнем умения образовывать слова, лишь 10% - составляет высокий уровень.
Таким образом, тестирование по данной методике показало исходный уровень словообразования в контрольной и экспериментальной группе. В контрольной группе этот уровень заметно выше, чем в экспериментальной группе.