Подбор литературных и интернет источников

После выбора темы необходимо подобрать и изучить основные и дополнительные источники информации, определить научные концепции, которые послужат основой изложения психолого-педагогических теорий. Правильно подобранный материал – основа успешного написания курсовой работы.

В процессе работы в библиотеке можно использовать алфавитный, систематический и электронный каталоги, а также картотеку газетно-журнальных статей.

На первом этапе работы над источниками следует изучить учебники и монографии, затем ознакомиться с содержанием периодических изданий: «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка», «Теория и практика физической культуры», «Урок физической культуры в школе», интернет-источников (электронные учебники, сборники статей научно-практических конференций и пр.).

В процессе изучения теоретического материала следует делать выписки, конспектировать отдельные главы и параграфы, а затем, в обработанном виде, изложить их в работе.

Важно помнить о необходимости точно указывать источники (автор, название, издательство, место и год издания, количество страниц).

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа по дисциплине «Педагогика физической культуры» носит реферативный характер.

Курсовая работа должна иметь следующую структуру: введение, основная часть, заключение, список литературы, приложения (если в них имеется надобность).

Введение – вступительная часть курсовой работы, где автор обосновывает актуальность исследования, определяет объект, предмет и контингент исследуемых, а также цель, и задачи по исследуемой теме. Здесь так же можно указать, кто из учёных занимается исследованием данной проблемы, основные научные направления и подходы.

Цель формулируется кратко и предельно точно, выражая тот конечный результат, к которому стремится автор.Например, в рамках темы «Воспитательный потенциал соревнований по туризму для учащихся среднего школьного возраста» цель будет поставлена следующим образом: «Определение основных педагогических условий обеспечивающих воспитательный потенциал соревнований по туризму для учащихся среднего школьного возраста».

Задачи раскрывают путь к достижению цели. Например:

1. Рассмотреть особенности соревнований как основы спорта.

2. Охарактеризовать особенности учащихся среднего школьного возраста как участников соревнований по туризму.

3. Раскрыть педагогические условия, обеспечивающие воспитательный потенциал соревнований по туризму для учащихся среднего школьного возраста.

Объект исследования– это определенная область реальности, социальное явление, которое существует независимо от исследователя. В рамках темы «Воспитательный потенциал соревнований по туризму для учащихся среднего школьного возраста» объектом является - процесс организации и проведения соревнований.

Предмет исследования – это значимые с теоретической или практической точки зрения особенности, свойства или стороны объекта. Предмет исследования показывает через что будет познаваться объект. В каждом объекте исследования существует несколько предметов исследования и концентрация внимания на одном из них означает, что другие предметы исследования данного объекта просто остаются в стороне от интересов исследователя. Например, предмет исследования: воспитательный потенциал соревнований и условия его обеспечения.

В I разделераскрывается сущность объекта исследования.

Психолого-педагогическими объектами выступают явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Психолого-педагогическими явлениями действительности являются: общение, деятельность (игровая, учебная и пр.), развитие, формирование, обучение, воспитание, образование, и т.д.

Во II разделе описываются возрастные и психологические особенности контингента исследования. Контингент исследования – лица, включенные в психолого-педагогический процесс (дети определенной возрастной категории; дети с определенными характеристиками (спецификой); педагоги, родители и т.д.).

В III разделеобосновывается сущность предмета исследования.

Предмет – это способ видения объекта с позиций данной науки. Главное назначение предмета исследования состоит в том, чтобы выделить сторону, фактор, условия, которые обеспечат совершенствование объекта.

Завершается курсовая работа заключением, в котором подводится общий итог, формулируются выводы. При этом каждый вывод обозначается соответствующим номером согласно выдвинутой задаче исследования. Кроме выводов, здесь можно представить практические рекомендации (по применению упражнений, методики тренировки и т.п.).

Количество литературных (интернет) источников, используемых в ходе выполнения курсовой работы должно быть не менее 15.

Вариант оформления списка цитируемой литературы представлен в приложении В.

Примерный объем работы в целом должен составлять 25-35 печатных (рукописных) страниц, из них:

Введение – 1-2 страницы

I раздел – 8-9 страниц

II раздел – 8-9 страниц

III раздел – 7-8 страниц

Заключение – 1-2 страницы

Литература

Приложения

ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа выполняется в печатном виде на бумаге формата А 4 (210х297 мм), при соблюдении следующих размеров полей: левое – 30 мм., правое – 10 мм, нижнее – 20 мм, верхнее – 15 мм.

Используется 14 шрифт Times New Roman черного цвета с полуторным интервалом. Выравнивание текста ведется «по ширине».

Номер страницы проставляют на нижнем поле листа без слова «страница» (стр., с.). Не нумеруются титульный лист и приложения. Нумерация страниц, разделов, подразделов, пунктов, подпунктов, рисунков, таблиц, приложений осуществляется арабскими цифрами без знака №.

Заголовки структурных частей («содержание», «введение», «заключение», «литература») и заголовки разделов следует располагать по центру строки, заглавными буквами, не подчеркивая, точка в конце заголовка не ставится.

Заголовки подразделов и пунктов печатают (пишут) строчными буквами (первая – прописная) без точки в конце. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются.

На титульном листе должно быть: наименование образовательного заведения (института, кафедры), обозначение характера работы (курсовая), тема курсовой работы; фамилия, имя, отчество студента, номер учебной группы; фамилия, инициалы, должность, ученое звание научного руководителя; дата проверки и оценка; подпись научного руководителя; название города, в котором находится данное учебное заведение; год написания работы.

Образец оформления титульного листа приведен в приложении А.

За титульным листом идет лист содержания. В содержании дается перечень глав и разделов, которым должно точно соответствовать название заголовков в тексте курсовой работы, проставляются страницы, с которых начинается изложение данного раздела.

Вариант оформления содержания курсовой работы представлен в приложении Б.

Далее, в соответствии с содержанием, пишется текст работы. Основные разделы: введение, главы, заключение - пишутся с нового листа.

При написании текста следует придерживаться определенных правил. Обратите внимание на некоторые из них:

§ в научной литературе принято писать от третьего лица, не употребляя

местоимения «я» (не «я считаю», а «мы предположили»); хотя наиболее часто уместно использование страдательного залога («нами было сделано предположение»), либо - безличных конструкций («предполагается, что»);

§ в тексте все слова должны печататься (писаться) полностью, без

сокращений, исключения составляют словосочетания (и т.д., и т.п., и др.), которые употребляются в конце фраз, а также союз «то есть» (т.е.);

§ предложения, тесно связанные по смыслу, выделяются абзацами,

каждый абзац следует начинать с красной строки.

Существует несколько способов связи основного текста работы с указанием литературного или интернет источника. Чаще всего для этой цели служит порядковый номер источника, указанного в библиографическом списке; в основном тексте этот же номер берется в квадратные скобки. При указании в основном тексте страницы источника, последняя также заключается в квадратную скобку. Например: [24, с.44], что означает 24-й источник, 44-я страница.

Таблицы должны иметь номер и название, определяющее их тему и содержание. Сокращения в заголовках не допускаются. При оформлении таблицы пишется слово «Таблица» и проставляется ее порядковый номер арабскими цифрами с левой стороны листа перед названием таблицы. Знак № не ставится. Далее через тире дается название. Точка в конце названия не ставится. Если таблица не умещается на стандартном листе бумаги, ее можно давать с продолжением на следующей странице, где пишется «Продолжение таблицы 1» или «Окончание таблицы 1». Название таблицы на новой странице не повторяется. В графах таблицы нельзя оставлять свободные места. Если данные отсутствуют, то ставится тире или слово «нет». При упоминании о таблице в тексте делается ссылка, например, (таблица 1).

Таблица 1 - Наименование таблицы

     

Структура оформления иллюстрации (рисунок, график, функции и т.п.) может быть следующей:

· изображение иллюстрации в виде схемы, графика и т.п.

· надпись «Рисунок» и порядковый номер арабскими цифрами (например, Рисунок 1);

В конце названия или подрисуночного текста иллюстрации точки не ставят. Иллюстрации в приложении нумеруются чаще всего римскими цифрами. Если иллюстрация комментируется в тексте, даются ссылки, например, (рисунок 1).

Пример выполнения иллюстрации приведен ниже.

Рисунок, график функции, диаграмма и т.п.

Рисунок 1 - Наименование иллюстрации: подрисуночный текст

Приложения помещаются после списка литературы и не засчитываются в общий объем курсовой работы. Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, 3, И, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность.

Работа, представляемая к защите должна быть сброшюрована.

ТИПИЧНЫЕ НЕДОСТАТКИ В ОФОРМЛЕНИИ

КУРСОВЫХ РАБОТ

В ходе представления курсовой работы студенты чаще всего совершают следующие ошибки:

1. Курсовая работа или отдельные ее части (элементы) представлены не в оригинале, а в виде ксерокопии.

2. Отсутствуют обязательные структурные элементы работы.

3. Изменены границы полей, размер шрифта, межстрочный интервал; выравнивание текста ведется не «по ширине». Между абзацами увеличены межстрочные интервалы.

4. Не соблюдены требования к объему работы.

5. Основные структурные элементы работы размещены не с нового листа.

6. Страницы работы не пронумерованы, либо допущены ошибки в их нумерации.

7. Отсутствуют необходимые элементы титульного листа, добавлены новые элементы, изменена их последовательность.

8. Наименование темы курсовой работы не соответствует утвержденной.

9. Не пронумерованы или неверно пронумерованы главы и параграфы работы, их заголовки в тексте не совпадают с их заголовками в содержании.

10. Заголовки глав и параграфов не соответствуют представленным в них материалам.

11. Заголовки глав, параграфов выполнены прописными буквами, выровнены не «по центру».

12. Не верно выполнены библиографические ссылки. Порядковые номера источников во внутритекстовых ссылках не соответствуют порядковым номерам источников в библиографическом списке работы.

13. Нарушены правила оформления таблиц и рисунков. Размеры рисунков неоправданно велики или малы.

14. Не предоставлен допуск к защите курсовой работы (отсутствует рецензия научного руководителя).

15. Работа не сброшюрована.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ВЫПОЛНЕНИЯ И ЗАЩИТЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовую работу вначале целесообразно написать в черновом варианте, затем после консультации с научным руководителем подвергнуть текст редактированию, коррекции существенных недостатков.

В процессе выполнения курсовой работы научный руководитель оказывает консультационную помощь студенту (при выборе темы, составлении плана литературного обзора, по вопросам систематизации и подбора литературы, по вопросам оформления работы и процедуре ее защиты).

Функции научного руководителя:

· помочь выбрать тему исследования, оказать помощь в окончательном формулировании названия темы;

· направить работу студента при выявлении источников и литературы по теме;

· проводить систематические консультации со студентом в ходе подготовки и написания работы;

· оказать организационную и методическую помощь студенту;

· проверить выполнение работы по частям и в целом;

· составить письменную рецензию;

· участвовать в работе комиссии по защите курсовых работ.

Курсовая работа выполняется студентом в межсессионный период в сроки, установленные учебным планом, и защищается не позднее начала зачетной недели.

Выполнив курсовую работу, студент предоставляет ее научному руководителю для рецензирования (не позже, чем за неделю до защиты).

Защита курсовых работ проводится по графику, утвержденному кафедрой, о чем студенты извещаются заблаговременно.

Процедура защиты состоит из:

§ сообщения студента об основных положениях курсовой работы

(не более 10 – 12 минут);

§ ответов студента на вопросы комиссии и присутствующих.

Оценка за курсовую работу объявляется студентам сразу же после окончания защиты.

Оценка «отлично» выставляется за работу, имеющую: самостоятельный анализ проблематики; четкие выводы; последовательный и логически изложенный доклад; свободное ориентирование в содержании при ответах на вопросы.

Оценка «хорошо» выставляется за работу, имеющую: не большие недочеты в формулировке цели, задач, объекта, предмета и выводов; последовательный и логически изложенный доклад; свободное ориентирование в содержании при ответах на вопросы.

Оценка «удовлетворительно» выставляется за работу, имеющую: явные неточности в анализе проблематики и формулируемых выводах; отсутствие системности изложения доклада; не четкие ответы на задаваемые вопросы.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется при обнаруженном во время защиты незнании и непонимании темы, неумении ответить на вопросы и замечания. В таком случае студенту предстоит повторная защита без изменения темы курсовой работы.

Лучшие работы могут быть рекомендованы к участию в конкурсе научных работ студентов.

Примечание:

§ студент, не предоставивший курсовуюработу в установленный

срокили не защитивший ее по неуважительной причине, считается имеющим академическую задолженность;

§ материалы курсовой работы могут быть использованы при

написании выпускной квалификационной работы.

ПОДГОТОВКА НАГЛЯДНОГО И РАЗДАТОЧНОГО МАТЕРИАЛА

Наглядность – это такое средство познавательных процессов, когда при взаимодействии субъекта со знаковыми системами в его сознании генерируются наглядные образы, т.е. формируется зрительное представление излагаемого материала.

К наглядному материалу относят сопроводительные электронные слайды (презентацию) к выполненной курсовой работе, представляемой на защиту.

Современные требования к презентации предполагают подготовку электронных материалов, а также их бумажных эквивалентов. Всегда надо иметь оба комплекта, на тот случай, если откажет аппаратура или внезапно отключат электричество.

Электронная презентация курсовой работы должна быть составлена и представлена таким образом, чтобы в смысл работы вник человек, который не имеет никакого отношения к проведенному исследованию. Это важно потому, что члены принимающей комиссии физически не могут подробно изучить все курсовые работы, представленные на защиту. Правильно составленная презентация дает возможность и преподавателям, и слушателям, за короткий промежуток времени вникнуть в суть изучаемых проблем и способов их решения.

Создание слайдов производится в программе Microsoft Power Point.

Все слайды должны быть выдержаны в едином стиле. Количество используемых шрифтов - не более двух. Количество используемых цветов для текста (автофигур, диаграмм и т.д.) - не более четырех. Слайды с большим числом цветов мешают восприятию информации.

Старайтесь не использовать нестандартные шрифты (дополнительно установленные). Избегайте разных фонов на слайдах, если это невозможно продумайте хотя бы отдельные элементы, которые будут повторяться из слайда в слайд. Избегайте разной анимации при переходе слайдов и разной анимации объектов.

Заголовки должны привлекать внимание аудитории и содержать обобщающие ключевые положения слайда. В конце заголовков точка не ставится.

Наиболее важная информация (выводы, определения, правила и др.) должна быть представлена более крупным и выделенным шрифтом (например, жирный шрифт 24 размера). Основной текст должен быть, как минимум, 18 размера.

Изложение материала в слайде должно быть кратким. Время глаголов должно быть везде одинаковым. Несущественная информация, являющаяся не принципиальной для понимания излагаемого материала в слайде не располагается.

Графика в слайдах используется только в том случае, если она несет смысловую нагрузку. Избегайте фоновой графики, которая будет отвлекать от самой презентации.

В ходе создания презентации курсовой работы, студент, на основании составленного к защите доклада выделяет отдельные слайды.

Первым слайдом всегда является лист с первичной информацией о работе (это тема курсовой работы, ФИО студента, руководителя).

На втором слайде чаще всего представляется информация, с помощью которой обосновывается актуальность представленного исследования.

На третьем-четвертом слайдах помещается цель, задачи, объект, предмет и контингент исследования.

На последующих слайдах кратко и наглядно представляется ход исследования (раскрывается содержание основных понятий темы, указываются факторы, функции, свойства, особенности и пр. нюансы изучаемой темы).

Обязательным слайдом должен быть слайд с основными выводами исследования.

В презентацию может быть также включен слайд с глоссарием и списком литературы.

Наконец, последним слайдом должен быть лист со словами «Доклад окончен. Спасибо за внимание».

ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

1. Педагогическое руководство самовоспитанием в юношеском спорте (на примере избранного вида спорта).

2. Воспитательные возможности спортивного коллектива (на примере избранного вида спорта).

3. Воспитательный потенциал игрового и соревновательного метода.

4. Воспитательный потенциал соревнований.

5. Воспитательные возможности СМИ, литературы и искусства в пропаганде занятий ФКиС.

6. Принципы воспитания и их реализация физкультурно-спортивной деятельности.

7. Воспитательный потенциал учебно-тренировочного занятия, урока физической культуры.

8. Формирование ценностей и идеалов Олимпизма как средства нравственного воспитания.

9. Стили руководства спортивной группой и их эффективность.

10. Особенности гражданского и патриотического воспитания в спорте.

11. Специфика педагогического взаимодействия с детьми, имеющими ограниченные возможности.

12. Особенности воспитания детей с учетом этнокультурного компонента.

13. Нестандартные формы урока как средство активизации познавательной деятельности учащихся (на примере урока физической культуры).

14. Патриотическое воспитание молодёжи в процессе занятий физической культурой и спортом.

15. Формирование нравственной культуры личности в процессе занятий физической культурой и спортом.

16. Экологическая культура личности и пути её формирования средствами физической культуры и спорта.

17. Эстетическое воспитание в процессе занятий физической культурой.

18. Использование активных методов обучения в физкультурно-спортивной деятельности

19. Современные педагогические технологии обучения спорте.

20. Педагогические инновации в области физической культуры и спорта.

21. Профессиональная компетентность спортивного педагога. Основные уровни и показатели.

22. Педагогическая культура специалиста: двигательная и речевая культура как основные составляющие компоненты.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК,

Наши рекомендации