Сравнительный анализ результатов 8 страница

6. Шкала родительского контроля (ШК) - это степень ис­пользования родителями различных дисциплинарных мер в отношении ребенка. Высокий балл свидетельствует об избыточности дисциплинарных воздействий на подростка, излишней, по его мнению, жесткости родителей. В исследовании приняли участие учащиеся средних школ N1830 г.Москвы и N2 г.Одинцово в возрасте от 12 до 16 лет. Всего было опрошено 65 человек. Из них 36 девочек и 29 мальчиков. В том числе дети из полных семей - 42 человека (25 девочек,

17 мальчиков) и деги из неполных семей - 23 человека (II девочек, 12 мальчиков). Задачами работы были:

• изучение связей между между различными характеристи­ками детского восприятия внутрисемейной ситуации;

• сравнение особенностей восприятия семьи детьми из полных

и неполных семей

• исследование межполовых различий в восприятии семьи. Для решения этих задач проводился корреляционный анализ

с помощью линейного коэффициента корреляции Пирсона и сравнение средних в различных субвыборках (t-критерия Стьюдента).

Остановимся на результатах, полученных в целом по всей выборке. Выяснилось, что желание ребенка в будущем иметь семью, сходную с родительской, в первую очередь, связано с его оценкой отношений между родителями (коэффициент Пирсона г =.57). В меньшей степени на это желание влияет оценка подростками собственных отношений с родителями. Одновременно, более важным для респондентов является то, как родители относятся к ним, а не собственное отношение детей к родителям (г=.39 и г=.О29 соответственно).

204_______Восприятие подростками внутрисемейной ситуации

Установлено, что оценка ребенком отношений между ро­дителями связана с общим отношением к семье (г=,069). Можно сказать, что эти два фактора оценки ребенком се­мейной ситуации более других связаны между собой. В то же время общее отношение к семье не определяется каким-либо одним фактором. Как мы и предполагали, благоприятная оценка подростком внутрисемейной ситуации складывается из его высокой оценки отношений между родителями и его удовлетворенности взаимоотношениями с родителями. Не­маловажную роль играют также принятие родителями ре­бенка и привязанность его к отцу и матери (примерно в равной степени).

Благоприятная ситуация в семье с точки зрения подростка в 54% случаев приводит к стремлению с его стороны повторить опыт родительской семьи, выбрать супруга, сходного с родителей противоположного пола, иметь с ним аналогичные отношения, так же воспитывать детей (39% случаев), что свидетельствует о высокой степени привязанности ребенка к семье.

Результаты исследований говорят о том, что оценка си­туации в семье в целом (шкала общего отношения к семье, шкала степени идентификации будущей семьи ребенка с ро­дительской, шкала оценки ребенком отношений между роди­телями) недостаточно дифференцирована на опрошенной выборке. В то же время оценка ими отношений с родителями (шкала принятия, шкала привязанности, шкала родительского контроля) носит не столь расплывчатый характер. То есть подросток способен выделять и оценивать различные аспекты этих отношений. Этот факт подтверждается незначительной связью шкал принятия и привязанности, а также шкал принятия и родительского контроля.

Наибольшая взаимозависимость среди вышеназванных шкал выявлена между шкалами привязанности и родитель­ского контроля (г=.48). Возможно, высокий родительский контроль воспринимается ребенком не как ограничивающий его личную свободу фактор, а как свидетельство любви, про­явление внимания со стороны родителей. В то же время вполне вероятно, что тот же самый факт говорит и о некоторой инфантильности исследовавшейся группы респондентов.

Анализ результатов по выделенным нами подгруппам респондентов позволяет выявить следующие тенденции:

Т. А. Араканцева______________________________205

У девочек, по сравнению с мальчиками, значимо выше показатели по шкале идентификации и шкале оценки отно­шений между родителями, т.е. они в большей степени склонны к высокой оценке отношений между родителями и более явно проявляют стремление иметь в будущем семью, сходную с родительской. Кроме того, девочки в целом более ориенти­рованы на создание семьи в будущем по сравнению с маль­чиками.

Аналогичные результаты получены на подвыборке детей из полных семей. Для них также характерно все то, что было сказано выше применительно ко всей выборке в целом, тогда как дети из неполных семей демонстрируют иные результаты. По вполне понятным объективным причинам у них невысокие, а, точнее, минимальные показатели по шкалам общего отношения к семье и оценки отношений между родителями. Это несомненно связано с их собственным негативным опытом и переживаниями. Именно по этим показателям они значимо отличаются от детей из полных семей.

Интересным, по нашему мнению, является следую­щий факт: оценка принятия родителями респондента значимо выше у детей из полных семей, тогда как, казалось бы, в неполной семье отношения между родителями и ребенком должны носить более симбиотичный характер. В ходе иссле­дования не установлены значимые различия по шкалам идентификации привязанности в рассматриваемых подгруп­пах. В то же время дети из полных семей только в 32% слу­чаев упоминают в своих планах на будущее создание семьи, тогда как у детей из неполных семей этот мотив звучит в 66% случаев. Можно предположить, опираясь на вышеописанные результаты, что дети из неполных семей более остро воспри­нимают "семейную тему" и, имея в целом положительную установку на семью, по вполне понятным причинам не хотят воспроизводить модель собственной родительской семьи. -В то же время для детей из полных семей эта тема является менее актуальной и модель родительской семьи просто не вос­принимается ими как материал для анализа. В целом подвы-борка детей из неполных семей характеризуется двумя "пиками" по шкалам принятия и привязанности, а также резким снижением по шкалам общего отношения к семье и оценки отношения между родителями.

В заключение можно сформулировать следующие выводы:

206________Восприятие подростками внутрисемейной ситуации

1. Основную роль в создании у ребенка благоприя гной установки на семью в целом играют такие внутрисемей-ные факторы, как хорошие отношения между родителями и высокий уровень эмоциональной близости ребенка и взрослых;

2. Желание ребенка иметь в будущем семью зависит от его пола и семейного опыта. Девочки и дети из неполных семей чаще включают в свои жизненные планы создание семьи;

3. Желание ребенка в будущем иметь такую же семью, как и родительская, в первую очередь связано с его высокой оценкой отношений между родителями;

4. В целом респонденты склонны выше оценивать принятие себя родителями, чем свою привязанность к ним.

Литература:

1. Лангмейер И., Матейчек 3. (1984). Психическая деприва-ция в детском возрасте. Прага.

2. Раттер М. (1987). Помощь трудным детям. Москва.

3. Социальная работа с семьями в Англии и США. (1993). Методическое пособие для социальных работников. Москва.

Наши рекомендации