Указание места дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы
Федеральное государственное бюджетное образовательное
Учреждение высшего образования
«Мурманский арктический государственный университет»
(ФГБОУ ВО МАГУ)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б.3.В.ОД.15.6. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СПОРТИВНЫХ ИГР
(МОДУЛЬ «Теория и методика волейбола»)
(шифр дисциплины и название в строгом соответствии
с федеральным государственным образовательным стандартом и учебным планом)
образовательной программы
по направлению подготовки бакалавриата
Педагогическое образование», профиль: Физическая культура, Дополнительное образование (физкультурно-оздоровительная, спортивная и туристско-рекреационная деятельность
(код и наименование направления подготовки
с указанием профиля (наименования магистерской программы))
ОФО, 5 лет
форма обучения
Составитель: Чайников С.А.– к.п.н., доцент кафедры ФКСиБЖД | Утверждено на заседании кафедры ФКСиБЖД факультета ЕФКиБЖД (протокол №…. от ….09.2016 г.) Зав. кафедрой ФКСиБЖД ______________ Н.В. Ерохова | |||
Структура рабочей программы дисциплины
НАИМЕНОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Б1.В.ОД.15.6. Теория и методика спортивных игр (МОДУЛЬ - Теория и методика волейбола).
АННОТАЦИЯ К ДИСЦИПЛИНЕ
Целями освоения дисциплины Б1.В.ОД.15.6. Теория и методика спортивных игр (МОДУЛЬ - Теория и методика воейбола)являются формирование физической культуры личности, содействие формированию у студентов навыков профессиональной деятельности педагога по физической культуре на предметной основе включенных в программу спортивных игр вообще и волейбола в частности.
Для освоения дисциплины «Теория и методика спортивных игр» используются знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла: «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Безопасность жизнедеятельности», «Теория и методика физической культуры и спорта», «Методика обучения физической культуре».
Освоение данной дисциплины является основой для последующего изучения дисциплин профессионального цикла «Методика обучения предметам (в соответствии с профилями)», «Методика обучения в системе дополнительного образования», «Организация учебно-воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования», «Теория и методика спортивной тренировки», а также для последующего изучения дисциплин по выбору студента «Гигиена физического воспитания и спорта», «Самоконтроль при занятиях физической культурой», «Медико-биологический контроль при занятиях физическими упражнениями», «Современные средства оценивания результатов обучения», «Физкультурно-спортивные сооружения».
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать:
- историю возникновения волейбола;
- санитарно-гигиенические и психолого-педагогические основы в работе по волейболу;
- характеристику волейбола, его специфические признаки;
- основные понятия и термины в теории и методике волейбола;
- основы обучения, технике, тактике игровой и соревновательной деятельности;
- структуру соревновательной деятельности в волейболе и систему соревнований;
- структуру системного характера подготовки спортсменов в волейболе;
- организацию и методы комплексного контроля в волейболе;
- факторы риска, нормы и правила техники безопасности организации и проведения занятий (уроков) по волейболу.
уметь:
- формулировать конкретные задачи физического воспитания, спортивной тренировки с использованием волейбола (с учетом состояния здоровья, возраста, физического развития и физической подготовленности занимающихся, условий для занятий, уроков);
- подбирать адекватные средства для решения поставленных задач;
- использовать разнообразные методы формирования двигательного действия в волейболе;
- определять причину ошибок в процессе обучения двигательным действиям, находить способы их устранения;
- оценить эффективность проводимых уроков (занятий);
- планировать и проводить мероприятия по профилактике несчастных случаев, оказать первую доврачебную помощь пострадавшему.
владеть:
- профессиональной речью и специальными жестами;
- методикой обучения волейболу;
- методикой проведения спортивных соревнований;
- навыками рационального применения учебного и лабораторного оборудования, аудиовизуальных средств и тренажерных устройств.
ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
В результате освоения дисциплины формируются следующие
компетенции:
- ОК-8 – готовностью поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность;
- ПК-4 - способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов.
УКАЗАНИЕ МЕСТА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Модуль дисциплины «Теория и методика спортивных игр» (Б3.В.ОД.15.6) – «Теория и методика волейбола» относится к вариативной части профессионального цикла базовых дисциплин Б.3., входя в цикл обязательных дисциплин Б.3.В.ОД.15. «Базовые и новые физкультурно-спортивные виды деятельности с методикой их преподавания».
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ИЛИ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ВЫДЕЛЕННЫХ НА КОНТАКТНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ (ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ) И НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Общая трудоемкость модуля дисциплины составляет 4 зачетных единицы или 144 часа.
(из расчета 1 ЗЕТ= 36 часов).
Курс | Семестр | Трудоемкость в ЗЕТ | Общая трудоемкость (час.) | Контактная работа | Всего контактных часов | Из них в интерактивной форме | Кол-во часов на СРС | Форма контроля | ||
ЛК | ПР | ЛБ | ||||||||
2,5 | - | - | ||||||||
1,5 | - | зачет |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ) С УКАЗАНИЕМ ОТВЕДЕННОГО НА НИХ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ИЛИ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ЧАСОВ И ВИДОВ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ.
№ п/п | Наименование темы (раздела) | Контактная работа (час.) | Всего контактных часов | Из них в интерактивной форме | Кол-во часов на СРС | ||
ЛК | ПР | ЛБ | |||||
III КУРС, 5 семестр | |||||||
I. | Раздел I. «Содержание игры и характеристика волейбола как эффективного средства физического воспитания» | - | |||||
1.1. | Тема 1.1. Волейбол как вид спорта. Правила игры, методика судейства. | - | - | - | |||
1.2. | Тема 1.2. Техника игры | - | |||||
1.3. | Тема 1.3. Тактика игры | - | |||||
II. | Раздел II. «Методика обучения навыкам игры в волейбол» | - | |||||
2.1. | Тема 2.1. Методика обучения технике и тактике волейбола | - | - | - | |||
2.2. | Тема 2.2. Методика обучения технике волейбола | - | - | - | |||
2.3. | Тема 2.3. Методика обучения тактике волейбола | - | - | - | |||
2.4. | Тема 2.4. Организация и проведение соревнований. Методика судейства. | - | - |
Содержание разделов дисциплины
Раздел I. «Содержание игры и характеристика волейбола как эффективного средства физического воспитания»
Характеристика волейбола как эффективного средства физического воспитания и как вида спорта. Возникновение волейбола. Перспективы развития. Техника игры, классификация техники. Приемы игры в нападении и защите. Тактика игры, классификация тактики. Командные, групповые и индивидуальные тактические действия в нападении и защите. Правила игры.