Расходы государственного бюджета по разделу «здравоохранение и физическая культура»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
12 апреля 2016 г. № 303
Об утверждении Государственной программы развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь на 2016-2020 годы
Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
ГЛАВА 6
ПОДПРОГРАММА 2 «ПОДГОТОВКА СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА, ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ, СПОРТИВНО-МАССОВАЯ РАБОТА»
Заказчиками подпрограммы 2 «Подготовка спортивного резерва, физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа» являются Министерство спорта и туризма, Министерство образования, Министерство обороны, облисполкомы, Минский горисполком, республиканские государственно-общественные объединения «Белорусское физкультурно-спортивное общество «Динамо» и «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь».
Задачи и целевые показатели подпрограммы:
формирование инфраструктуры активного отдыха, популяризация здорового образа жизни, привлечение различных категорий населения, особенно сельских жителей, к постоянным занятиям физической культурой и спортом, создание системы реабилитации и адаптации лиц с ограниченными возможностями к полноценной жизни средствами физической культуры и спорта:
количество созданных физкультурно-оздоровительных групп для лиц с ограниченными возможностями и физически ослабленных лиц в центрах физкультурно-оздоровительной работы;
количество модернизированных комплексных спортивных площадок на дворовых территориях;
количество созданных клубов по физической культуре и спорту, туристических клубов на предприятиях и в организациях;
обеспечение подготовки спортивного резерва национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта:
охват учащихся учреждений общего среднего образования подготовкой в специализированных учебно-спортивных учреждениях;
охват спортсменов - учащихся специализированных учебно-спортивных учреждений оздоровлением и учебно-тренировочным процессом в спортивно-оздоровительных лагерях в летний каникулярный период;
количество спортсменов - учащихся специализированных учебно-спортивных учреждений, повысивших спортивное мастерство до уровня II, III и юношеских разрядов;
количество спортсменов - учащихся специализированных учебно-спортивных учреждений, повысивших спортивное мастерство до уровня I разряда и кандидата в мастера спорта;
количество завоеванных медалей (1-3-е места) белорусскими спортсменами юношеского, юниорского и молодежного возраста на юношеских Олимпийских играх, Олимпийских фестивалях молодежи Европы, первенствах мира и Европы по олимпийским видам спорта и видам спорта, по которым созданы национальные команды Республики Беларусь;
разработка и внедрение инновационных научных технологий в практику физического воспитания населения и спортивной подготовки - доля научных проектов, внедренных в практическую деятельность.
Необходимый объем финансирования подпрограммы составляет 19 204 262,603 млн. рублей, в том числе средства республиканского бюджета - 5 643 898,48 млн. рублей, местных бюджетов - 13 560 364,123 млн. рублей, из них:
2016 год: средства республиканского бюджета - 987 707,139 млн. рублей, местных бюджетов - 2 335 212,813 млн. рублей;
2017 год: средства республиканского бюджета - 1 036 381,658 млн. рублей, местных бюджетов - 2 526 388,081 млн. рублей;
2018 год: средства республиканского бюджета - 1 119 771,815 млн. рублей, местных бюджетов - 2 721 314,168 млн. рублей;
2019 год: средства республиканского бюджета - 1 204 557,212 млн. рублей, местных бюджетов - 2 901 465,551 млн. рублей;
2020 год: средства республиканского бюджета - 1 295 480,656 млн. рублей, местных бюджетов - 3 075 983,51 млн. рублей.
Комплекс мероприятий подпрограммы представлен в таблице 2 к Государственной программе.
Таблица 2.
Подпрограмма 2 «Подготовка спортивного резерва, физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа» | |||||||||
Формирование инфраструктуры активного отдыха, популяризация здорового образа жизни, привлечение различных категорий населения, особенно сельских жителей, к постоянным занятиям физической культурой и спортом, создание системы реабилитации и адаптации лиц с ограниченными возможностями к полноценной жизни средствами физической культуры и спорта | |||||||||
6. Формирование и выполнение республиканских, местных календарных планов проведения физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых мероприятий, туристических мероприятий, международных мероприятий и участие в них, в том числе обеспечение функционирования и укрепления материально-технической базы учреждения «Республиканский центр физического воспитания и спорта учащихся и студентов», областных учебно-методических центров физического воспитания населения, областных центров физического воспитания и спорта учащихся и студентов, районных (городских) физкультурно-спортивных клубов, физкультурно-оздоровительных центров (комплексов) | Минспорт, Минобразование, облисполкомы, Минский горисполком | 2016-2020 | республиканский бюджет | 96 902,272 | 16 958,585 | 17 794,304 | 19 225,856 | 20 681,253 | 22 242,274 |
из них: | |||||||||
Минспорт | 48 549,454 | 8 496,499 | 8 915,206 | 9 632,435 | 10 361,61 | 11 143,704 | |||
Минобразование | 48 352,818 | 8 462,086 | 8 879,098 | 9 593,421 | 10 319,643 | 11 098,57 | |||
местные бюджеты | 1 697 280,01 | 292 293,006 | 316 219,739 | 340 615,705 | 363 164,456 | 384 987,104 | |||
из них: | |||||||||
облисполкомы: | |||||||||
Брестский | 144 452,214 | 24 876,397 | 26 912,779 | 28 989,1 | 30 908,178 | 32 765,76 | |||
Витебский | 282 847,496 | 48 709,718 | 52 697,096 | 56 762,676 | 60 520,366 | 64 157,64 | |||
Гомельский | 84 779,251 | 14 600,0 | 15 795,156 | 17 013,752 | 18 140,063 | 19 230,28 | |||
Гродненский | 64 165,118 | 11 050,0 | 11 954,553 | 12 876,847 | 13 729,294 | 14 554,424 | |||
Минский | 540 408,215 | 93 064,751 | 100 683,032 | 108 450,727 | 115 630,166 | 122 579,539 | |||
Могилевский | 168 162,373 | 28 959,57 | 31 330,2 | 33 747,325 | 35 981,398 | 38 143,88 | |||
Минский горисполком | 412 465,343 | 71 032,57 | 76 846,923 | 82 775,278 | 88 254,991 | 93 555,581 | |||
7. Обеспечение функционирования и укрепления материально-технической базы государственного учреждения «Республиканский учебно-методический центр физического воспитания населения» | Минспорт | 2016-2020 | республиканский бюджет -Минспорт | 25 167,986 | 4 404,576 | 4 621,634 | 4 993,444 | 5 371,448 | 5 776,884 |
8. Организация и обеспечение проведения смотра-конкурса на лучшую организацию массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, работы с населением на физкультурно-спортивных сооружениях | » | 2016-2020 | » | 2 759,888 | 483,0 | 506,802 | 547,574 | 589,026 | 633,486 |
9. Обеспечение выпуска популярных печатных изданий, методических разработок, наглядных пособий и материалов, направленных на повышение эффективности физического воспитания населения, рекламных изданий, плакатов и стендов, пропагандирующих здоровый образ жизни, занятия физической культурой и спортом, издание массовым тиражом нагрудных значков, знаков, знаков отличия и удостоверений к ним | » | 2016-2020 | » | 2 263,936 | 396,205 | 415,73 | 449,175 | 483,178 | 519,648 |
Итого по задаче | 1 824 374,092 | 314 535,372 | 339 558,209 | 365 831,754 | 390 289,361 | 414 159,396 | |||
в том числе: | |||||||||
республиканский бюджет | 127 094,082 | 22 242,366 | 23 338,47 | 25 216,049 | 27 124,905 | 29 172,292 | |||
из них: | |||||||||
Минспорт | 78 741,264 | 13 780,28 | 14 459,372 | 15 622,628 | 16 805,262 | 18 073,722 | |||
Минобразование | 48 352,818 | 8 462,086 | 8 879,098 | 9 593,421 | 10 319,643 | 11 098,57 | |||
местные бюджеты | 1 697 280,01 | 292 293,006 | 316 219,739 | 340 615,705 | 363 164,456 | 384 987,104 | |||
из них: | |||||||||
облисполкомы: | |||||||||
Брестский | 144 452,214 | 24 876,397 | 26 912,779 | 28 989,10 | 30 908,178 | 32 765,76 | |||
Витебский | 282 847,496 | 48 709,718 | 52 697,096 | 56 762,676 | 60 520,366 | 64 157,64 | |||
Гомельский | 84 779,251 | 14 600,0 | 15 795,156 | 17 013,752 | 18 140,063 | 19 230,28 | |||
Гродненский | 64 165,118 | 11 050,0 | 11 954,553 | 12 876,847 | 13 729,294 | 14 554,424 | |||
Минский | 540 408,215 | 93 064,751 | 100 683,032 | 108 450,727 | 115 630,166 | 122 579,539 | |||
Могилевский | 168 162,373 | 28 959,57 | 31 330,2 | 33 747,325 | 35 981,398 | 38 143,88 | |||
Минский горисполком | 412 465,343 | 71 032,57 | 76 846,923 | 82 775,278 | 88 254,991 | 93 555,581 |
Внебюджетное финансирование массовой физической культуры.
Доля покрытия затрат за счет собственной деятельности зависит от ряда факторов: расположение объекта, территориальная доступность, перечень и объем услуг, соотношение предоставленных услуг на платной, льготной и бюджетной основе и т.д. Кроме того, такое незначительное покрытие расходов за счет внебюджетных источников на некоторых объектах, объясняется еще и тем, что бюджетные учреждения наделенные правом ведения предпринимательской деятельности имеют ряд ограничений. Законодательно определен перечень видов предпринимательской деятельности, которыми вправе заниматься спортивные организации. Он может быть расширен в соответствии с имеющимися на местах условиями и традициями. Зачастую руководство спортивных сооружений вынуждено исходить не из соображений целесообразности или эффективности деятельности, а оперировать в рамках наличных ресурсов, доступных при условии выполнения «бюджетного заказа». Спортивные сооружения предоставляют платные услуги в пределах времени, не занятого бесплатными услугами. Таким образом, в действительности ведение деятельности, направленной на получение доходов спортивными сооружениями, ограничено. В рамках некоммерческого сектора предпринимательская деятельность играет подчиненную роль и осуществляется лишь постольку, поскольку служит достижению цели, ради которой она создана. Деятельность, направленная на получение доходов, формируется исходя не из потребностей населения и спроса на физкультурно- оздоровительные услуги, а на основе возможностей использования спортивных сооружений помимо предоставления бюджетных услуг. Установление стоимости на физкультурно-спортивные услуги является одной из сложных задач для администрации спортивного сооружения. Цена устанавливается на основании финансовых расчетов, обосновывающих размеры платы, а также с учетом платежеспособности населения. Излишне высокая или, наоборот, заниженная цена может негативно повлиять на перспективы реализуемых услуг. Ценообразование в данной отрасли определяется, с одной стороны, необходимостью безубыточной деятельности, а с другой – требованиями по доступности физкультурно-оздоровительных услуг для широких слоев населения. Уменьшение количества получателей физкультурно- оздоровительных услуг приведет к снижению социальной эффективности функционирования объекта.
Одной из достаточно острых проблем, касающихся покрытия издержек за счет собственных источников, является сезонность колебаний спроса на физкультурно-спортивные услуги, что отражается на доходах объекта (рисунок 3).
Рисунок 3 – Динамика годовой выручки одного из объектов города Минска, находящегося на самофинансировании (данные за 2010г.)
Существует необходимость в мобилизации ресурсов спортивной организации для покрытия расходов в летнее время, путем внедрения тех видов услуг, которые будут востребованы именно в этот период. Такие как: прокат спортивного инвентаря (велосипедов, роликовых коньков, туристического снаряжения и т.д.), организация физкультурно-спортивных занятий для детей находящихся в лагерях и др. Повышать степень ответственности руководителей за деятельность спортивных объектов необходимо за счет замены прямого финансирования косвенным. Косвенное финансирование – эквивалентно предоставлению финансовой помощи, так как позволяет спортивным организациям работать на более выгодных условиях. В западных стран, государство широко практикует оказание косвенной помощи спортивным организациям в виде освобождения от налогов зрелищных мероприятий, предоставления права на бесплатную установку буфетов и рекламы на стадионах, а также в виде выделяемых различных займов