Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Трудоемкость самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Культурология» составляет 30 часов по очной форме обучения, 62 часа – по заочной форме обучения.

Предусматриваются следующие виды самостоятельной работы:

- подготовка к семинарам и практическим занятиям;

- подготовка основных и дополнительных творческих заданий (доклады, коллективные творческие работы);

- выполнение заданий для самопроверки (тесты, контрольно-проверочные вопросы).

Основу для самостоятельной работы над учебным материалом составляют конспекты лекций. В тексте лекций следует выделять ключевые понятия, имена и даты, на которые необходимо обратить первостепенное внимание. Для удобства обучающихся этот материал отмечен в конспектах лекций курсивом или полужирным шрифтом. Качественному усвоению лекционного материала призваны способствовать структурно-логические схемы, наглядно отражающие разделы религиоведения, структуру и функции религии и т.д. Наряду со схемами в

Изучив содержание лекции, следует переходить к работе с литературой. Библиографические списки по всем темам включают в себя основную и дополнительную литературу. Начинать работу с литературой необходимо с основных учебных изданий (учебников и учебных пособий), где содержится систематическое изложение главных структурных компонентов изучаемого материала. Что же касается дополнительной литературы, то обращение к ней помогает осветить те или иные содержательные детали каждой темы, конкретизировать уже сформированную общую картину изучаемых явлений и процессов. Функцию подачи дополнительного материала выполняет также глоссарий, в котором представлены ключевые понятия и термины из курса.

При работе с литературой рекомендуется конспектирование основных положений. Большое внимание при самостоятельной подготовке к занятию должно уделяться уяснению сущности и запоминанию основных определений, классификаций и принципов, встречающихся при изложении материала. Важным подспорьем в этом служит уверенное владение базовыми знаниями по истории Отечества и обществознанию, полученными в средней школе.

Одним из видов самостоятельной работы курсантов и слушателей является подготовка доклада по заданной либо согласованной с преподавателем теме. В процессе подготовки доклада необходимо:

1) выбрать тему и освоить соответствующий материал в учебной литературе с тем, чтобы получить общее представление об избранной теме,

2) ознакомиться с научной литературой, публикациями в периодических изданиях и электронными ресурсами по данной теме (для подготовки доклада необходимо использовать не менее пяти источников информации),

3) составить план, который будет включать в себя введение, основную часть, заключение и список использованной литературы,

4) подготовить текст доклада. Во введении нужно обосновать актуальность избранной темы, в основной части осветить ее ключевые содержательные аспекты, а в заключении сформулировать выводы по изложенному материалу.

Доклад не является обязательным видом самостоятельной работы и пишется по желанию обучающегося. От преподавателя требуется контролировать ход подготовки докладов и оказывать обучающимся посильную помощь на всех этапах работы: при выборе тем, в процессе сбора материала и написания текста. Для этого перед каждым семинарским занятием необходимо проведение консультаций с докладчиками.

Важным элементом самостоятельной работы является выполнение заданий для самопроверки, к числу которых относятся тесты. Более подробная информация, касающаяся докладов и тестирования, приводится в разделе 7 настоящей рабочей программы.

Вопросы для самостоятельного изучения

Заочная форма обучения

№ раздела (темы) Название разделов (тем) Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение Кол-во часов
1. Культурология в системе гуманитарного знания Культурология и смежные науки.
Наука как феномен культуры.
Методы культурологических исследований.
Функции культурологии.
Роль культурологии в профессиональной подготовке юриста.
2. Теория культуры Проблемы культуры в «философии жизни».  
Концепция культуры Фрейда.
Идеалистическая концепция культуры Гегеля.
Культура организации.
Культура и общество.
Культура и личность. Инкультурация и социализация.
Функции культуры.
Типология культурных образований по этнической (национальной) принадлежности.
Типология культурных образований по религиозной принадлежности. Христианский тип культуры.
Типология культурных образований по профессиональной принадлежности. Профессиональная культура юриста.
Типология культурных образований по уровню их функционирования: доминирующая культура, субкультура и контркультура. Криминальные культурные образования.
Проблемы инкультурной социодинамики.
Проблемы межкультурной социодинамики.
Формы и способы распространения культуры (культурная экспансия, культурные заимствования, культурная диффузия).
Право как феномен культуры. Структура правовой культуры.
Профессиональная правовая этика.
Типология культурных образований по этнической (национальной) принадлежности.
Типология культурных образований по религиозной принадлежности. Христианский тип культуры.
Типология культурных образований по профессиональной принадлежности. Профессиональная культура юриста.
Типология культурных образований по уровню их функционирования: доминирующая культура, субкультура и контркультура. Криминальные культурные образования.
Проблемы инкультурной социодинамики.
Проблемы межкультурной социодинамики.
Формы и способы распространения культуры (культурная экспансия, культурные заимствования, культурная диффузия).
Право как феномен культуры. Структура правовой культуры.
Профессиональная правовая этика.
3. История мировой культуры Русский культурный архетип и факторы его формирования.
Культурологичсекие идеи славянофилов.
Культурологические идеи западников.
Развитие культуры в советский период.
Культура постсоветского периода.
Социокультурная характеристика первобытного общества.
Характерные черты античной культуры.
Культура западноевропейского средневековья.
Модерн.
Социокультурная характеристика первобытного общества.
Характерные черты античной культуры.
Культура западноевропейского средневековья.
Модерн.
Социодинамика отечественной культуры.
4. Культура современного общества Место современной России в мировой цивилизации.
Проблема культурных ценностей в современном информационном обществе.
Культура и глобальные проблемы современности.
Культура управления: понятие, сущность, взаимосвязь с общей культурой.
Тенденция культурной универсализации в мировом современном процессе.
Культура и глобальные проблемы современности.
Культура управления: понятие, сущность, взаимосвязь с общей культурой.
Тенденция культурной универсализации в мировом современном процессе.
5. Этнокультурные и конфессиональные особенности народов России Ресурсное, информационное, научно-методическое и аналитическое обеспечение федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы) с изменениями на 13 марта 2014 года» по реализации научно-исследовательских разработок, направленных на объективную оценку и анализ социокультурных процессов в РФ.
Современное состояние и проблемы и проблемы укрепления единства российской нации, гармонизация межэтнических отношений и этнокультурного развития народов в Российской Федерации.
Проблемы противодействия этнополитическому и религиозно-политическому экстремизму.
Россия как полиэтническое государство.
Цели и задачи государственной национальной политики.
  Итого:  

Наши рекомендации